Исследовательская работа"Боями наша юность отгремела"
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
"Боями наша юность отгремела",посвященная участнику ВОВ ,сельскому учителю Домрачеву М.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boyami_nasha_yunost_otgremela.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением
отдельных предметов»
Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ
«Национальный герой»
Секция: «Мои открытия»
Исследовательская работа
Проект
«БОЯМИ НАША ЮНОСТЬ ОТГРЕМЕЛА»
Выполнили:
Кельдыбай Юлия,
Петухова Аделина
обучающиеся 6 класса
ГБОУ РМЭ «Верх-Ушнурская средняя
общеобразовательная (национальная)
школа с углубленным изучением
отдельных предметов»
Научный руководитель:
Рыбакова Т.В., учитель истории
Верх-Ушнур, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Актуальность (цели и задачи)………………………………………………3
- Гордость и слава села Верх-Ушнур………………………………….4
- Страницы биографии………………………………………………..4-5
- Довоенные годы……………………………………………………...4
- Мирное время. Награды……………………………………………6-5
- Воспоминания о войне…………………………………………6-11
- Начало Великой Отечественной войны. Участие в битве под Москвой……………………………………………………………5-8
- Участие в Сталинградской битве………………………………..8-11
- Нам память не дает покоя………………………………………11-14
- Самая мирная профессия на земле………………………………11
- Военно –патриотическое воспитание молодёжи и школьников села Верх-Ушнур…………………………………………………….12
- Обелиск в селе Верх-Ушнур……………………………………..12-13
- «Деревня детства моего»……………………………………………....14
- Выводы и практическая значимость проектной деятельности……………………………………………………15-16
Список использованной литературы………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследовательской работы - «Боями наша юность отгремела». Данное исследование актуально, так как в 2015 году отмечается 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Также 2015 год объявлен в СНГ Годом ветеранов Великой Отечественной войны, а в России - Годом литературы. Наше исследование посвящено нашему земляку, бывшему учителю Верх-Ушнурской школы, ветерану Великой Отечественной войны и педагогического труда, самодеятельному поэту Михаилу Филипповичу Домрачеву.
Актуальность
Становление России, укрепление ее государственности невозможно без патриотического, нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно должно строится не просто на словах и наставлениях, а на примере конкретных личностей. Наша работа пополнит исследовательскую базу Верх-Ушнурской школы о земляках-участниках Великой Отечественной войны. Их жизнь была и остается примером для многих поколений жителей села.
Проект мы посвятили изучению жизненного и боевого пути нашего земляка Михаила Филипповича Домрачева, который является примером добропорядочного семьянина, прекрасного учителя, доброго наставника, настоящего сельского учителя.
Цель проекта: изучение фронтового пути и литературного творчества ветерана Великой Отечественной войны Михаила Филипповича Домрачева.
Достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:
1.Собрать фактический материал о жизненном пути фронтовика М.Ф. Домрачева;
2.Выяснить страницы его литературного творчества, посвященные ВОВ.
3.Систематизировать полученный материал и закрепить память о нашем земляке как о добром наставнике, настоящем сельском учителе и поэте.
4.Воспитание у современной молодежи чувства патриотизма и благодарности землякам – ветеранам Великой Отечественной войны.
- ГОРДОСТЬ И СЛАВА СЕЛА ВЕРХ-УШНУР
В аннотации к сборнику стихов и прозы Михаила Филипповича Домрачева: «На свете больше доброго », наш земляк заслуженный журналист Н. И. Виногоров пишет что: «Талантливые люди - как большие, яркие звезды. На протяжении всей жизни они светят окружающему их сообществу и, уходя в мир иной, оставляют о себе светлую память и добрые дела».
О Михаиле Филипповиче Домрачеве нам говорили также на уроках истории и литературы. Чтобы узнать побольше мы взяли интервью у сына Михаила Филипповича Виталия Михайловича. Встречались с педагогами, односельчанами и изучали материалы из школьного и семейного архивов. С поэзией и прозой Михаила Филипповича познакомились более подробно из литературного сборника «На свете больше доброго». При встрече с Виталием Михайловичем (в данный момент он проживает в г. Йошкар-Ола и в родное село приезжает не часто). В личной беседе с ним мы выяснили его отношение к нашему проекту, и получив одобрение, активно приступили к поисковой деятельности.
На организационном этапе проекта определили проблему и актуальность, сформулировали цели и задачи, методы исследования, план работы.
II. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
2.1. Довоенные годы
Домрачев Михаил Филлипович родился 6 января 1922 года в деревне Верка Верх-Ушнурского сельсовета в семье крестьянина.
В 1929 году поступил учиться в Верх-Ушнурскую начальную школу, которая в 1933 году была преобразована в неполную среднюю. Окончил в 1936 году с похвальной грамотой.
С 1936 по 1939 год обучался в Кузнецовском, а затем в Йошкар-Олинском педучилище (в 1938 году училище перевели из Кузнецова в Йошкар-Олу). После окончания был направлен на работу в Ивановскую начальную школу Манан-Мучашского сельсовета Ронгинского района, где проработал с 15 августа 1939 года по 25 октябре 1940 года.
25 октября был призван в ряды Советской армии. Службу начал в 5-ом строительном полку в городе Комсомольск- на- Амуре, а затем продолжил здесь же в учебном батальоне, где готовили средних командиров запаса. Лето 1941 года проводили в учебных лагерях в 15 километрах от города Комсомольск- на- Амуре. В августе 1941 года Михаил Филиппович был переведен в другую часть и разместили их вблизи г. Биробиджана в кабельно-шестовую роту связи.
2.2. Мирное время. Награды
Домрачева Михаила Филипповича не стало 13 мая 1999 года. Человек с добрым сердцем, он навсегда остался в памяти земляков, а стихи его по-прежнему близки нынешнему поколению.
Домрачев М. Ф. был награжден медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной воине 1941-1945гг. », «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», юбилейными медалями. В честь 40-летия Победы (в 1985 году) получил орден Отечественной войны 1 степени. Его имя занесено в Книгу Почета Советского РОНО.
III. ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ
3. 1. Начало Великой Отечественной войны.
Участие в битве под Москвой
22 июня 1941 гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. После окружения крупных сил юго-западного фронта и захвата противником Киева немцы начали подготовку к захвату Москвы. Эта операция получила название «Тайфун». 30 сентября 1941 года началось генеральное наступление немцев на Москву.
Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в ноябре было остановлено, а 5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.
В декабре 1941 года в Биробиджане был сформирован эшелон воинов-комсомольцев и отправлен на запад, под Москву. 15 декабря они выгрузились на станции Сходя и были расквартированы в поселок Крюково. Ко времени приезда - фронт от Москвы отодвинулся на запад, и 7-ю гвардейскую дивизию направили на северо-западный фронт. В конце декабря 1941 года Михаил Филиппович был уже под Старой Руссой, во взводе связи при стрелковом батальоне. Взвод осуществлял связь (кабельную) между наступающими подразделениями батальона. Кроме основных обязанностей телефониста выполнял обязанности писаря взвода и замполита. Секретарем комсомольской организации у них был земляк Скулкин Александр Егорович из Верки, школьный товарищ и друг. Числа с 20 декабря и весь январь месяц дивизия вела наступательные бои в Новгородской области. Прежде чем оставить населенный пункт, немцы поджигали дома, оставляя жителей под открытым небом. 30 января 1942 года батальон вышел из леса и перерезал шоссейную дорогу Новгород - Старая Русса. В этот день его первый раз ранили. С воспоминаниями Михаила Филипповича о сражении мы познакомились, изучая «Анкету ветерана Великой Отечественной войны», которая храниться в администрации Верх-Ушнурского сельского поселения.
Согласно этим воспоминаниям для него наиболее памятным эпизодом периода ВОВ был первый бой: «Запомнился первый бой под Старой Руссой, где мне пришлось поддерживать телефонную связь с наступающим батальоном. Под Старой Руссой батальон вёл ночной бой за населенный пункт. Мне довелось около 3 км идти, чтобы передать приказ командира полка командиру наступающего батальона. » Во время выполнения приказа он был ранен.
Лечился в госпиталях поселка Кресцы, в городах Ярославле и в Омске. 15 апреля, находясь в батальоне для выздоравливающих, Михаил Филиппович подал рапорт о своем желании учиться в военном училище, а 15 мая 1942 года был принят в первое Омское пехотное училище имени М. В. Фрунзе, где проучился до конца июля. В это время весь состав училища, как и многие другие военные училища, отправили на фронт.
3. 2. Участие в Сталинградской битве
Сталинградская битва занимает особое место среди событий отечественной и мировой истории. Это было решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники эта битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам она также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.
Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР, в том числе, Кавказом и Закавказьем. Сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера. В ходе боев город подвергся страшным разрушениям — целые кварталы были превращены в руины или же попросту стёрты с лица земли. 13 сентября противник перешёл в наступление по всему фронту, пытаясь захватить Сталинград штурмом. Сдержать его мощный натиск советским войскам не удалось. Они были вынуждены отступить в город, на улицах которого завязались ожесточённые бои. План разгрома немцев под Сталинградом получил условное название «Уран». Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником. Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны.
Данному событию Михаил Филиппович посвятил стихотворение «Непокоренный Сталинград», где есть такие строчки:
Я крепко помню эту осень,
Боев жестоких канонаду,
Когда фашисты, словно осы,
Слетались хищно к Сталинграду…
Хребет германскому фашизму
Надломлен был под Сталинградом.
Истерзан город и изранен,
Но стойко перенес все беды.
В нем на Мамаевом кургане
Была заложена Победа.
В «Анкете ветерана Великой Отечественной войны » Михаил Филиппович отмечает, что с лета 1942 года трудная обстановка создалась под Сталинградом, а уже с октября 1942 года их рота автоматчиков была переброшена на Сталинградский фронт. Из воспоминаний о Сталинградской битве:
«…Это было в районе совхоза «Опытное поле», балки Грачёва. Находясь в километрах в 18-20 от города, постоянно видели дым пожарищ, горел город на Волге. Войска стояли в обороне. Здесь впервые пришлось столкнуться с немецкими танками, превращенными в доты. Немцы, когда в танках выходило горючее, закапывали их в землю по самую башню, превращая в долговременные огневые точки. 19 ноября началось большое наступление трех фронтов по окружению немецких войск под Сталинградом. В одной из атак меня сильно ранило. Ранение оказалось очень тяжелым, но боевые друзья не оставили меня в беде…».
Всю жизнь Михаил Филиппович помнил сослуживцев, и особенно был благодарен другу-сибиряку Косте, который вынес его с передовой. Об этом событии сказано в стихотворении «Фронтовому другу»:
Здравствуй, Костя, мой друг из далекой Сибири!
Нас с тобой Сталинградская степь побратала навек.
Трудность огненных верст мы с тобой до сих пор не забыли
Да и можно ль забыть годы горя и радость побед?
За прекрасную душу и щедрость твою и поныне
Я, как другу, тебе оплатить не могу.
И моя ли вина, что из боя не я тебя вынес.
А ты раны мои под огнём бинтовал на снегу.
Без заботы друзей я бы выжил едва ли,
И, быть может, замерз в ледяную пургу.
Люди в белых халатах меня врачевали,
С той поры я у них в неоплатном долгу.
Началось долгое скитание по госпиталям. Михаил Филиппович напишет позже об этих страницах своей жизни в стихотворениях «Серая шинель» и «Госпиталь»:
И первый тот осколок повстречала,
Что фрицы посылали для меня.
Нас с поля боя старшие сержанты
С тобой в санбат направили в ночи.
Тебя лечили наши интенданты,
Меня в больнице штопали врачи.
IV. «НАМ ПАМЯТЬ НЕ ДАЕТ ПОКОЯ… »
4.1. Самая мирная профессия на земле
После долгого лечения в госпитале, в апреле 1943 года, М. Ф. Домрачева комиссовали по инвалидности. Пришлось вернуться на родину в село Верх-Ушнур. Во время войны, в тылу не хватало учителей. Поэтому он начинает работать в Верх-Ушнурской семилетней, а в последствии- восмилетней школе. Где он учил детей математике, физике, черчению. Кроме основной работы Михаил Филиппович проводил большую патриотическую работу по воспитанию молодого поколения. Вместе со своими учениками переписывались с учительницей школы села Ломовец Орловской области Лапиной Лидией Мироновной и ее учениками. Ребята этого села в один из весенних дней, пасшие скот, обратили внимание на небольшой холмик, разрыли его и обнаружили останки солдата, а среди них медальон на имя Аркадия Алексеевича Толстухина, нашего земляка из деревни Кундуштур. Завязавшаяся переписка с Ломовецкими школьниками продолжалась около 20 лет.
В 1953 году Михаил Филиппович заочно окончил Учительский институт. И с этого года непрерывно работал в Верх-Ушнурской школе, из них 7 лет директором школы и 12 лет был завучем.
Активно занимался общественной работой. С марта 1940 года по декабрь 1948 года состоял членом ВЛКСМ. В 1955 году был принят в члены КПСС. 7 созывов избирался депутатом Верх-Ушнурского сельского совета. Неоднократно избирался секретарем партийной организации, пропагандистом в системе партийного просвещения. С 1959 года - корреспондент районной газеты. С 1982 по 1989 год - председатель совета ветеранов Верх-Ушнурского сельсовета.
4.2. Военно-патриотическое воспитание молодежи и
школьников села Верх-Ушнур
Михаил Филиппович после демобилизации сразу же включился в работу по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Провел много бесед, классных часов, на которых рассказывал о героизме советских воинов во время ВОВ. Совместно со своей супругой Валентиной Васильевной и школьниками, оформили десятки стендов и альбомов, рассказывающих о воинах – земляках.
В 60-х гг., когда страна готовилась отметить 20-летие Великой Победы. К этой знаменательной дате организовали еще и поисковую работу: собирали письма, фотографии фронтовиков, вели большую переписку, чтобы отыскать места захоронений без вести пропавших земляков. Архив Верх-Ушнурской школы по военной тематике постоянно пополнялся новыми материалами.
4.3.Обелиск в селе Верх-Ушнур.
Собранный материал позволил найти земляков, погибших во время войны. По инициативе Михаила Филипповича., в 1984 году в родном селе Верх-Ушнур был возведен обелиск, на котором золотыми буквами высечены имена 342 воинов-земляков, отдавших жизнь ради мирной жизни потомков.
В списке не вернувшихся с войны: Щербаковых – 11 человек, Таныгиных - 20, Рыбаковых – 14, Толстухиных -8, Щипицыных- 13, Поповых -7, Наумовых- 6. Наибольшие потери понесли семьи в деревне Тимофеево из 32 человек 27 не вернулось, деревне Верка (из 38 - 27), д. Семейкино (из 21 -16), д. Куркумбал (из 28-18).
Из 342 фамилий, высеченных на плитах, 37 имен солдатов из села Верх-Ушнур. Об этом событии Михаил Филиппович посвятил стихотворение «Памятник»:
Поставлен памятник в родном моем селе
В честь тех, кто не вернулся с поля боя.
Им больше не трудиться на земле,
Не видеть солнце, небо голубое,
Погибли вы- наследники живут,
Вас в жизни повторившие собою.
Сыны и внуки пашут, сеют, жнут,
Для них ржаное- поле боя.
Я в памятник, о времени забыв,
Пытливым взором всматриваюсь снова:
Стоит не как к отмщению призыв-
Как символ единения земного.
Тема войны прослеживается во многих стихотворениях. Михаила Филипповича., как участнику великой битвы она близка и дорога. Ей он посвятил немало стихов и очерков. В стихотворении «50-летию нашей Победы» он пишет о победе:
В военные годы мы все испытали:
И боль отступления, и радость побед.
Терпели лишения, потери, но знали,
Что праздник на улицу нашу придет.
Полвека прошло после нашей Победы,
Не всем посчастливилось встретить ее.
Сидят за столом седовласые деды,
У каждого счастье и горе свое.
Воспоминания о фронтовых годах своим потомкам он оставил в своих стихах «Непокоренный Сталинград», «Солдатский подвиг», «Медальон», «Фронтовые дороги», «Победа», «Серая шинель», «Госпиталь» и другие. Строчки стихотворений Михаила Филипповича наполнены горечью при воспоминании о войне и гордостью за наш народ. И в настоящее время она остается актуальной как никогда. Мы должны знать об этой войне, помнить тех, кто защищал нашу Родину.
V. «ДЕРЕВНЯ ДЕТСТВА МОЕГО»
Одной из главных в творческих исканиях автора являлась тема его малой Родины. Примером таких работ являются стихотворения «Деревня детства моего», «В избе крестьянской я рожден», «Земля родная». Несколько стихов Михаил Филиппович посвятил своим родителям: «Памяти матери», «Пишите письма матерям», «У постели матери», «Об отце». Многие произведения поэта посвящены любви к природе: «Начало весны», «Весенние картинки», «Лесной дорогой». Через свои стихи он передает читателям свое отношение к природе: «Зимним утром», «День птиц», «Соловей». Кроме стихов в его творчестве имеются миниатюры для детей, басни: «Заслуженная сорока», «Козел грамотей», «Заяц-снабженец» чем-то напоминающие творения великого И. А. Крылова. И до сих пор они не потеряли своей актуальности. Будучи человеком исключительной скромности, Михаил Филиппович при жизни не издал ни одного своего сборника стихов, хотя за многие годы творческой работы число написанных им произведений достигло нескольких сотен. Тем не менее, так называемым самиздатским способом в 1997 году в свет вышел первый сборник его стихов под названием «Размышления». В феврале 2000 г. в нашей школе прошла презентация книги. А в 2005 году благодаря стараниям людей, почитавших его талант, моральной поддержке и финансовой помощи спонсоров книга была переиздана типографским способом под названием «На свете больше доброго».
- ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы бесконечно счастливы и горды тем, что прикоснулись к страницам жизни и творчества высоконравственного, духовно богатого сына верх-ушнурской стороны. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нам, порастающему поколению, необходимо знать о людях с героической биографией. Примером является жизнь и судьба Михаила Филипповича Домрачева. Мы хотим передать эстафету интереса к таким знаменательным личностям последующим поколениям школьников села Верх-Ушнур. Исследовательская работа сегодня особенно актуальна, так как западные политики пытаются переписать историю, чтобы принизить результаты наших побед в Великой Отечественной войне. Тема исторической памяти актуальна и для решения политического кризиса на Украине.
Своё выступление хочется завершить словами из стихотворения Михаила Филипповича Домрачева «Память»:
Давно их нет, погибших за Отчизну,
Но в памяти хранятся имена
Тех, кто платил за будущее жизнью
А жизнь – она дается лишь одна.
У ветеранов множатся морщины
И головы покрыла седина.
Скрипит протезом пожилой мужчина-
То эхом отзывается война.
Но небо ясно, солнце ярко светит,
Настали мирной жизни времена,
И звонко так смеются наши дети,
И так могуча ты, моя страна.
А где-то вновь проклятием народу
Грохочут бомбы, раня тишину,
Душители прогресса и свободы
Развязывают новую войну.
К вам, чье стремление к миру не остыло,
Я обращаю взор фронтовика:
- Давайте миром выроем могилу
Войне, и с ней покончим на века!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анкета ветерана Великой Отечественной войны. Заполнена анкета 11ноября 1994г.
2. Воспоминания педагогов Верх-Ушнурской школы, односельчан, материалы школьного и семейного архивов.
3. М. Ф. Домрачев. На свете больше доброго. Советск, 2005г.
4. В. М. Домрачев. Спасибо, земляки за Победу. -Йошкар-Ола: Издательский центр В.Я. Очеева.2014.- 192л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»
Родина моя - Старонижестеблиевская. Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...
Исследовательская работа "Поэты нашего села"
Исследовательская работа направлена на более подробное изучение малой Родины. Работа по литературному краеведению подразумевала знакомство с жителями села Мухино (Амурская область, Шимановски район) и...
Учебно-исследовательская работа "В наших фамилиях наша история"
"Что означает моя фамилия? Откуда она произошла?" Оказывается, ответить на этот вопрос помогает нам наука антропонимика, которая занимается изучением личных имен, отчеств и фамилий....
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Исследовательская работа "Птицы нашего двора"
Исследовательская работа "Птицы нашего двора", проведенная в рамках районного конкурса "Покормите птиц зимой!"...
Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"
laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...
Исследовательская работа «Загадки наших фамилий»
Исследовательская работа«Загадки наших фамилий»...