рабочая программа по Истории Древнего мира. 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Учебник: Т.Н.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина История Древнего мира.5 класс. Вентана-граф.Москва. 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_drevnego_mira_5_klass.doc | 399 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая Программа по Всеобщей истории. История Древнего мира (5 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. М., Просвещение, 2011г.
-Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М., Просвещение, 2010г.
-Рабочая программа по истории. Учебник «История Древнего мира», издательство «Вентана-Граф», Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.,
«Планета», 2014г.
-Методических рекомендаций «Рабочие программы по учебным предметам», История, Обществознание. Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Городской методический центр г.Казани, 2013г.
-Базисного учебного плана 2015/2016г., Учебного плана МБОУ Гимназии №52 Приволжского района г.Казани
Учебник: «История Древнего мира», издательство «Вентана-Граф», Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М., «Планета», 2014г.
Программа курса охватывает период от Первобытного мира до гибели античной цивилизации
Цели изучения курса:
-образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров;
-активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса:
-овладение учащимися знаниями о самых начальных этапах развития человеческого общества, о своеобразии эпохи Древнего мира;
-формирование у учащихся глубокого, осознанного и устойчивого интереса к изучению истории человечества;
-формирование умения применять полученные знания для общения с другими людьми, для формирования ориентиров самоидентификации и поведения
в окружающем мире.
Преподавание Истории Древнего мира в 5 классе имеет очень большое значение для дельнейшего обучения. Именно в этом классе закладываются знания, компетентности, которые будут являться основой для развития мышления, логики, творчества у каждого ребенка.
Для учащихся 5 класса «История Древнего мира» это первый систематический курс Всеобщей истории. Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира.
Курс построен по проблемно - хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам древнего мира, и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Результаты освоения курса
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
— показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демокра-
тия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий — буддизма и христианства);
— раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
— Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории.
— Яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира.
— Способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого.
— Представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого.
— Умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра».
—Уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты.
—Уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.
—Уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
—Умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации.
— Умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира.
— Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами.
— Готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
— Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.
— Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.
— Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации,
проекты).
— Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
— Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире.
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.
— Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов.
— Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Содержание учебного предмета.
Что изучает история.
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
« История древнего мира»(70ч.)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города—государства. Мифы и сказания Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев. Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни м хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно—философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храм ы. Великая Китайская стена.
Античный мир: Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война, «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи парей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Воины с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История» История Древнего мира
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми
Учебно-методическое обеспечение курса
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Андреевская Т.П., Белкин Н.В., Ванина Э.В. История Древнего мира. 5 класс. Учебник (ФГОС ООО) М., Вентана -Граф, 2014г.
- Андреевская Т.П., Ванина Э.В. История Древнего мира. 5 класс. Проектирование учебного курса. Методическое пособие. Электронное учебное издание. М., Вентана - Граф, 2013г.
- Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2012.
- Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» – М.: Экзамен, 2013
- Ванина Э.В., Данилова А.К. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. М., 2013г.
Учебно-методическую литература:
- Драхлер А.Б. Исторические кроссворды. 5 класс. Древний мир. Книга с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.
- Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных работ (тесты, логические задания). Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. Филворды, кроссворды. – 2-е издание, исправленное. – М.: Планета, 2012.
- Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
- Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова и др. – М.: Планета, 2012.
Интернет-ресурсы:
- А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
- История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
- Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
- Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
Литература для учителя:
Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. М., 1998.
Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.
Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.
Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.
Иллюстрированная история религии. М., 1992.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1999.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
Литература для учащихся:
Всё обо всех. - М., 1996, 1997. - Т.2,4.
Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1994.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. - М., 1994.
Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.
Пич С., Миллард Э. Греки. - М., 1994.
Чизолм Д., Майлз Л., Рид С. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. - М., 2001.
Я познаю мир: Энциклопедия: История. - М., 1996.
Учебно – тематическое планирование
Классы: 5 А Б В Г
Учитель: Унжакова О.А.
Количество часов:
Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа
Программа составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. М., Просвещение, 2011г.
-Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М., Просвещение, 2010г.
-Рабочая программа по истории. Учебник «История Древнего мира», издательство «Вентана-Граф», Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.,
«Планета», 2014г.
-Методических рекомендаций «Рабочие программы по учебным предметам», История, Обществознание. Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Городской методический центр г.Казани, 2013г.
-Базисного учебного плана 2015/2016г., Учебного плана МБОУ Гимназии №52 Приволжского района г.Казани
Учебник: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина. «История Древнего мира», издательство «Вентана-Граф», М., «Планета», 2014г.
Календарно – тематическое планирование
№ п.п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности, виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты | Дом. задание | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||||||
1 | Вводный урок. Что изучает история | 1 | Урок общеметодо- логической направленно- сти | Беседа Знакомство с учебником | Текущий | Научатся раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник | Стимулирование к познавательной деятельности. Находить необходимую информацию, использовать ее для формулировки своих мыслей | Будет сформировано осознанное отношение к науке «История» | Записи в тетради Знакомство с учебником | 5А,Б-3.09 5В,Г- 5.09 | |
2 | Счет лет в истории | 1 | Урок общеметодо- логической направленно- сти | Практические задания по усвоению хронологических знаний | Практическая работа | Научатся рассматривать события в исторической хронологии, показывать особенности летоисчисления, работать с мерами времени | Научатся правильно писать римские цифры, соотносить дату с веком, решать хронологический задачи (П) | Формирование навыков осознанного выбора способа решения поставленных задач | Записи в тетради Работа с линией времени | 5А,Б- 5.09 5В,Г- 7.09 | |
Первобытный мир У истоков истории | |||||||||||
3 | Возникновение человека Древнейшие люди | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Беседа Составление рассказа | Текущий | Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей. Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. | Смогут высказывать версии отличия первобытного человека от обезьяны (Р) Научатся давать характеристику занятиям, орудиям труда и открытиям древнейшего человека (П) Смогут составлять рассказ по теме урока (К) | Смогут охарактеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности | П.1 ?1,4 | 5А,Б- 10.09 5В,Г- 12.09 | |
4 | Появление современного человека Родовые общины | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Беседа Работа с понятиями | Текущий | Научатся показывать на карте места расселения первобытных людей, называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины | Научатся выделять признаки родовой общины и смогут самостоятельно дать определение «родовой общине» (П). Научатся описывать рисунок «Родовая община», смогут выдвигать версии по вопросу «Для чего первобытные люди объединялись?». (Р, П). Научатся высказывать свое мнение, по вопросу «Что помогло нашим предкам выжить с наступлением холода на планете?» (К) | Смогут доказать свое мнение, что изобретение лука, стрелы, копья и гарпуна изменило жизнь людей в глубокой древности | П.2 ?2,3,6 | 5А,Б- 12.09 5В,Г- 14.09 | |
5 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Текущий | Научатся рассказывать о наскальной живописи, характеризовать верования первобытных людей Объяснять причину возникновения верований | Научатся выдвигать версии о происхождении наскальной живописи (Р). Научатся работать с иллюстрациями в учебнике, объясняя, почему первобытные художники часто изображали зверей, какую роль они играли в жизни древнего человека (П). | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, воспитание уважения к духовно-нравственному развитию человека | П.3 ?2,3,5 | 5А,Б- 17.09 5В,Г- 19.09 | |
6 | Человечество на пути к новому обществу Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Урок открытия нового знания | Решение проблемного задания | Текущий | Научатся исследовать , обобщать информацию и делать выводы об изменениях в жизни людей, связанных с появлением производящего хозяйства | Смогут описывать жизнь и занятия людей в родовой общине и племени (Р). Научатся находить достоверную информацию, о том, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству (П). Навыки учебного сотрудничества (К) | Уважительное отношение к трудовой деятельности. Осознание необходимости созидательной деятельности | П.4 ?1,2 | 5А,Б- 19.09 5В,Г- 21.09 | |
7 | Появление неравенства и знати | 1 | Урок комплексного применения знаний | Решение проблемных и познавательных заданий заданий | Текущий Индивидуальные ответы | Объяснять процесс появления неравенства, выделения знати | Научатся описывать жизнь и занятия хозяйством по предложенному плану (Р). Научатся сравнивать, сопоставлять, делать выводы Научатся работать в парах, вести диалог, объясняя причины возникновения государства (К) | Уважение к личности, ее достоинствам | П.4 п.4,5 ?3,5,6 понятия | 5А,Б- 24.09 5В,Г- 26.09 | |
8 | Первобытное общество | 1 | Урок обобщения и оценки знаний | Беседа Работа с понятиями Индивидуальные и групповые задания | Тестирование | Овладение целостным представлением об историческом пути развития человечества Характеристика первобытного периода в истории, выделение основных признаков, значения периода в истории человечества | Объяснять исторические события, явления, их сущность, последствия и значение (П) Умение слушать мнения других, вступать в диалог (К) Использовать полученные знания и приемы деятельности для решения поставленных задач (Р) | Закрепление интереса к изучению истории Осознание своих представлений об историческом прошлом | Творческие задания | 5А,Б- 26.09 5В,Г- 28.09 | |
Древний Восток | |||||||||||
9 | Древний Египет Государство на берегах Нила | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника Работа с документом | Практическая работа | Научатся характеризовать географическое положение, природные условия, занятия жителей | Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что стало главной причиной объединения Египта?» (Р) Научатся объяснять, как река Нил повлияла на становление Египетской цивилизации (П). Научатся излагать свое мнение по вопросу «Объединения Египта» (К) | Интерес к изучению истории древних цивилизаций Понимание значения истории древних государств | П.5 карта ?1,3,4,6 | 5А,Б- 1.10 5В,Г- 3.10 | |
10 | Религиозные верования в Древнем Египте | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Составление рассказа | Текущий | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий: религиозные представления египтян о загробном мире, роль жрецов в формировании картины мира древних египтян | Обучающиеся смогут прогнозировать, каких богов и почему египтяне почитали больше всего, а так- же выяснить, зачем египтяне – язычники строили храмы (Р). Обучающиеся смогут объяснить, на основе работы с текстом учебника, какие явления природы нашли отражение в древнеегипетской мифологии (П). Смогут изложить свое мнение, объясняя причины обожествления фараонов (К) | Овладение гуманистическими принципами, умение в них ориентироваться и выражать свое отношение | П.6 ?1,2 | 5А,Б- 3.10 5В,Г- 5.10 | |
11 | ПравительДревнего Египта Военные походы фараонов | 1 | Урок открытия нового знания | Составление схемы Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника, с документом | Текущий Практическая работа | Научатся определять роль фараона в управлении государством Смогут определить причины военных походов фараонов, показывть их направления и определять их значение для жизни египтян. | Смогут высказать предположение, были ли результаты военных побед одинаковыми для фараонов, командиров и простых воинов (Р). Научатся описывать египетское войско, используя иллюстративный ряд в учебнике (П). Смогут подготовить сообщение, используя различные источники исторической информации о военных походах Тутмоса III | Смогут высказать отношение к военным походам египетских фараонов, аргументируя свое мнение | П.7 п.1 Карта ?1 П.8 п.3 | 5А,Б- 8.10 5В,Г- 10.10 | |
12 | Подданные фараона | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Составление рассказа | Текущий | Научатся характеризовать основные группы населения страны, их положение, занятия | Знакомясь с иллюстрациями в учебнике, смогут спрогнозировать, чья жизнь была особенно трудной в древнем Египте (Р). Смогут составить рассказ от имени земледельца, как прошел его день, включая в рассказ описание одежды, земледельца, его дома, обеда, работы на поле (К) | Смогут дать оценку жизни жителей Древнего Египта Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | П.8 | 5А,Б- 10.10 5В,Г- 12.10 | |
13 | Повседневная жизнь древних египтян | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Составление рассказа | Текущий | Смогут охарактеризовать жилища, одежду, быт древних египтян | Смогут составить рассказ об образе жизни египтян (П,К) Смогут устанавливать связь между образом жизни и природными условиями, социальной иерархией общества | Уважительное отношение к культуре Древнего Египта | П.9 ?1,2,4 | 5А,Б- 15.10 5В,Г- 17.10 | |
14 | Культура Древнего Египта | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Составление рассказа Использование информации из дополнительных источников | Текущий Самостоятельная работа | Научатся рассказывать о достижениях египтян в различных сферах образования и искусства | Научатся работать по плану при характеристике различных сфер культуры (Р) Научатся описывать произведения искусства (П) Научатся высказываться о достоинствах египетского искусства | Смогут высказать свое мнение о знаниях древних египтян и значении этих знаний для мира в целом | П.11 ?1,5 доп. материал | 5А,Б- 17.10 5В,Г- 19.10 | |
15 | Древний Египет – древнейшая цивилизация | 1 | Урок обобщения и оценки знаний | Беседа Индивидуальные выступления | Тестирование | Научатся анализировать исторические факты и события по теме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы по итогам изучения темы | Уметь сопоставлять, выделять главное, анализировать изученный материал Уметь решать тестовые задания, выбирать оптимальные пути решения других видов заданий | Формирование устойчивого интереса к изучению истории Древнего Египта, потребности к получению дополнительных знаний | Творческие задания | 5А,Б- 22.10 5В,Г- 24.10 | |
Древняя Азия | |||||||||||
16 | Шумер и Аккад | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника Работа с историческим документом | Текущий | Научатся показывать местоположение древнейших государств Месопотамии, давать характеристику природных условий и занятий жителей | Научатся работать по плану, сравнивать знания по Египту и Мессопотамии (П) Смогут выразить свое мнение об общих чертах и особенностях развития народов (К) | Формирование познавательного интереса к истории древних народов | П.11 ?1,2,4 документ | 5А,Б- 24.10 5В,Г- 26.10 | |
17 | Древний Вавиолон | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с историческим документом Исследовательская работа | Практическая работа | Научатся характеризовать законы Хаммурапи, как письменный исторический источник, повествующий о Вавилонском царстве | Научатся по предложенному алгоритму рассказывать о жизни древних вавилонян (Р). Научатся сравнивать положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне и объяснять, как отражались в древних легендах представления древних вавилонян о мире (П). Смогут высказать и аргументировать свое мнение по вопросу «Почему законы Хаммурапи были объявлены, как законы бога?» (К) | Смогут высказывать суждения о вкладе вавилонян в мировую культуру | П.12 ?1,2, Документ Творческие задания | 5А,Б- 29.10 5В,Г- 31.10 | |
18 | Ассирийская держава | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника Проблемное задание | Текущий Самостоятельная работа | Научатся характеризовать значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела, показывать на карте основные направления завоевательных походов ассирийцев Рассказывать о достижениях культуры Древней Ассирии | Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока (Р). Научатся, используя технологию продуктивного чтения, анализировать текст учебника, выделяя концептуальную информацию по вопросу «Основные причины падения Ассирийской державы» (П). Смогут составить письменный рассказ о гибели Ниневии и высказать свою точку зрения о данном историческом событии (К) | Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы | П.13 ?1,2,4 Карта | 5А,Б- 31.10 5В,Г- 9.11 | |
19 | Финикия | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника Составление рассказа | Текущий Самостоятельная работа | Научатся давать определения понятиям: пурпур, колонии, алфавит; научатся находить на карте основные финикийские города | Научатся прогнозировать, объясняя причины возникновения финикийского алфавита (Р)/ Научатся определять понятия, сравнивать природные условия Финикии, Египта, Месопотамии, устанавливать причины появления нового типа письма в Финикии, представлять информацию о главных открытиях финикийцев в виде тезисов (П) Научатся вступать в речевое общение, излагать свое мнение о вкладе древних финикийцев в мировую культуру (К) | Научатся оценивать культурный опыт древних финикийцев, понимать вклад древних народов в развитие мировой культуры | П.14 ?1,2,3,4,5,6 | 5А,Б- 12.11 5В,Г- 14.11 | |
20 | Древняя Палестина | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Составление рассказа Беседа | Текущий | Изучат по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Научатся объяснять значение принятия един Смогут изучить и проанализировать Библейские сказания обожия древнееврейскими племенами | Смогут объяснить, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней (Р, П). Смогут найти главные отличия религии древних евреев от египетской и вавилонской (П). Смогут назвать главные из десяти заповедей, данных Моисею, и оценить их (К) | Научатся оценивать Библейские мифы и сказания, как исторический и нравственный опыт еврейского народа | П.15 ?1,2 документ | 5А,Б- 14.11 5В,Г- 16.11 | |
21 | Древняя Персия | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника, со схемой Решение проблемных заданий | Текущий | Смогут объяснить процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской державы. Получат возможность научиться показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу | Научатся высказывать предположения, почему многие завоеванные народы принимали персидского царя, как освободителя (Р). Научатся работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы, систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию) (П). Научатся самостоятельно создавать устные тексты о легендах персидских царей, используя различные источники исторической информации | Научатся оценить действия персов с позиций перса, ассирийца, финикийца, вавилонянина, еврея, египтянина Осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой культуры | П.16 карта ?1-7 | 5А,Б- 19.11 5В,Г- 21.11 | |
22 | Древняя Индия | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом и иллюстрациями учебника Составление рассказа | Текущий | Обучающиеся смогут характеризовать природу и климатические условия Древней Индии, занятия населения; показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг | Научатся высказывать предположения по вопросу: «Какую пользу, и какие опасности представляли джунгли для человека» (Р). На основании работы с текстом учебника, используя технологию продуктивного чтения, смогут определить, в чем заключалась вера о переселении душ (П). На основании работы с текстом «Сказания о Раме» (стр. 99) смогут определить и представить свое мнение по вопросам: «Кто в этом сказании олицетворяет добро, а кто зло? Какие человеческие качества героев привлекают, какие отталкивают?» (К) | Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к индийской истории и культуре Осмысление культурного многообразия мира, воспитание толерантности | П.17 ?1-4 | 5А,Б- 21.11 5В,Г- 23.11 | |
23 | Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом учебника, с дополнительной информацией Составление рассказа | Текущий Самостоятельная работа | Смогут объяснять влияние религии на образ жизни и верования Закрепят умения давать характеристику верованиям и образу жизни | Смогут объяснять причины широкого распространения буддизма (Р) Смогут сравнить положение различных слоев населения (П) Смогут подготовить выступления, используя дополнительную информацию (К) | Формирование собственного мнения и оценки учения Будды | П.18 ?1-4 документ | 5А,Б- 26.11 5В,Г- 28.11 | |
24 | Древний Китай | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с картой Работа с текстом и иллюстрациями учебника Беседа | Текущий Практическая работа | Характеризовать географическое положение, природные условия и занятия жителей Объяснять процесс образования государства и характеризовать политику династии Цинь | Научатся сравнивать историю государств по критериям (П) Смогут высказать предположения о необходимости строительства Великой китайской стены (Р) Смогут обсуждать вопросы особенностей развития Китая (К) | Понимание величия древней китайской цивилизации Интерес к изучению истории и культуры Китая Понимание современных явлений в истории Китая | П.19 п.1,2 карта | 5А,Б- 28.11 5В,Г- 30.11 | |
25 | Открытия и изобретения древних китайцев | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом учебника, с дополнительной информацией Составление рассказа | Текущий Самостоятельная работа | Давать образную характеристику Конфуцию и его взглядам Называть, описывать изобретения китайцев, их вклад в мировую культуру | Поиск необходимой информации и умение ее представлять (К) Научатся высказывать предположения, по вопросу: «Кого, по мнению китайского мудреца, можно считать благородным человеком» и сравнивать свою версию с высказыванием Конфуция (Р). Смогут изложить свое мнение по вопросу: «Прав ли был Конфуций, считавший, что воспитанного человека можно определить по его поведению. Применительно ли это к нашему времени?» (К) | Будет сформирован познавательный интерес к освоению китайской культуры | П.19 п.3,4 Творческие задания | 5А,Б- 3.12 5В,Г- 5.12 | |
26 | Древний Восток – колыбель мировой цивилизации | 1 | Урок обобщения и оценки знаний | Индивидуальная и групповая работа Беседа Работа с понятиями | Контрольная работа | Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий смогут объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира | Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ при заполнении таблицы «Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своим своеобразием» (Р). Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Общее и различие в цивилизациях Древнего Востока» (П). Смогут указать, какими достижениями культуры других стран пользуются в повседневной жизни. Смогут представить в любой иной знаковой системе (К) | Научатся давать свои оценки о значимости цивилизации Древнего Востока для современной цивилизации Уметь строить жизненные планы Уважение к общечеловеческим ценностям | Творческие задания | 5А,Б- 5.12 5В,Г- 7.12 | |
Древняя Греция | |||||||||||
27 | Природа Греции и занятия древних греков | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа по плану Беседа | Текущий Практическая работа | Показывать и характеризовать географическое положение Древней Греции, ее природные условия и занятия жителей | Прогнозировать занятия древних греков, изучая природные условия Сравнивать природные условия Греции и стран Востока (П) Умение составлять рассказ и высказывать свою точку зрения (К) | Будет сформирован историко-географический образ Древней Греции, интерес к изучению ее истории | П.20 ?1-4 карта | 5А,Б- 10.12 5В,Г- 12.12 | |
28 | Древнейшие государства Греции: Крит и Микены | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника, с дополнительной информацией Составление рассказа | Текущий | Научатся определять и комментировать местонахождение Критского царства и Микен, выявлять и характеризовать отличительные признаки Критской цивилизации Представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого. | Высказывание версий о роли Критской цивилизации (Р) Сопоставление и сравнение по критериям знаний о жизни на Крите и в Микенах (П) Поиск и использование дополнительной информации для сообщения и высказывания своего мнения (К) | Развитие творческих способностей учащихся | П.21 ?1-5 Доп. материал | 5А,Б- 12.12 5В,Г- 14.12 | |
29 | Верования древних греков | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Составление рассказа Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Текущий Самостоятельная работа | Научатся характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в древнегреческом обществе, рассказывать о том, кто такие герои и почему их почитали древние греки | Научатся выдвигать версии, определяя, кто такие герои и почему их почитали греки (Р). Научатся сравнивать пантеон богов древних греков и египтян (П). Научатся давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла (К) | Будет сформировано освоение общемирового наследия, знакомясь с религией древних греков | П.22 ? 1-4,6 | 5А,Б- 17.12 5В,Г- 19.12 | |
30 | «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Анализ текста поэм | Текущий Практическая работа | Научатся рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Одиссея» | Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям (Р, П). Научатся работать с историческим источником, знакомясь с событиями Троянской войны, взятием греками Трои (П). Смогут объяснить «Почему имя Пенелопы стало нарицательным, о каком качестве женщины хотят, сказать, когда сравнивают её с Пенелопой?» (К) | Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия, знакомясь с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» | П.23 ?1-5 | 5А,Б- 19.12 5В,Г- 21.12 | |
31 | Греческий полис – город-государство | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника Работа с понятиями | Текущий | Выделять признаки греческого полиса Характеризовать греческий демос Смогут объяснять понятия и характеризовать процессы | Высказывать предположения, почему греки основывали поселения вдали от родины (Р) Смогут проанализировать природные условия Балканского п-ва (П) | Будет сформировано отношение к греческому полису, как прообразу демократического устройства | П.24 ?1,2,3 карта | 5А,Б- 24.12 5В,Г- 26.12 | |
32 | Установление демократического строя в Афинах | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника Работа с понятиями, с документом Проблемное задание | Текущий Практическая работа | Смогут проанализировать причины недовольства демоса и прихода к власти Солона Рассмотреть процесс зарождения демократических принципов | Научатся работать по плану, сравнивая законы Драконта и Солона (Р, П). Научатся доказывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» и её роль в улучшении жизни основной массы народа (П). Смогут дать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам | Смогут дать оценку реформам Салона с позиции нравственности | П.25 ?1,2,3,6 | 5А,Б- 26.12 5В,Г- 11.01 | |
33 | Древняя Спарта | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом учебника Работа с понятиями, с документом Проблемное задание | Текущий Практическая работа | Научатся показывать на карте территорию древней Спарты, характеризовать государственное устройство древней Спарты, объяснять значение понятий: илоты, периэки, гоплит, фаланга Давать рассказ о спартанском воспитании | Научатся выдвигать версии, определяя цели, которые преследовал Ликург, вводя свои законы (Р). Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя положение различных слоев населения Спарты и доказывая, что спартанское войско было действительно лучшим в Греции (П). Смогут изложить свое мнение по вопросу воспитания в Спарте, определяя цель, которую преследовало такое воспитание (К) | Анализируя порядки в Спарте, научатся выявлять гуманистические нравственные ценности спартанского общества | П.26 ?1,2,-5 | 5АБ – 14.01 5В,Г- 16.01 | |
34 | Греко-персидские войны: причины и начало | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Беседа | Текущий Самостоятельная работа | Научатся объяснять причины греко-персидских войн, рассказывать о подвиге юноши, сообщившим грекам о победе в Марафоне, сражении при Марафоне | Научатся выдвигать версии по вопросу «Какое значение имела победа при Марафоне для дальнейшей судьбы Греции?» (Р). Научатся сравнивать персидское войско с греческим (П). Используя различные источники исторической информации, смогут самостоятельно составить рассказ от первого лица об участии в Марафонской битве (К) | Будет сформировано освоение общекультурного наследия (подвиг греков при Марафоне) Формирование гражданского патриотизма | П.27-28 п.1,2 карта | 5АБ – 16.01 5В,Г- 18.01 | |
35 | Борьба греков за свою свободу | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа по карте Беседа Проблемное задание | Текущий Самостоятельная работа | Смогут называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне, характеризовать военные и морские сражения, анализировать причины победы греков | Научатся определять причины победы греков в войне (Р). Научатся группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу (П). Используя различные источники исторической информации, смогут составить собственный рассказ о создании военного флота (К) | Формирование гражданского патриотизма при изучении подвигов спартанцев | П.27-28 П.3-6 Карта Доп. материал | 5АБ – 21.01 5В,Г- 23.01 | |
36 | Расцвет Греции. Греческий полис | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника Работа с понятиями, с документом | Текущий | Научатся давать характеристику различным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали греческие граждане. | Смогут высказывать версии, кого греки считали гражданином (Р) Выявят различия между воспитанием мужчины и женщины (П) | Уважительное отношение к правам человека | П.29 ?1,2,5 | 5АБ – 23.01 5В,Г- 25.01 | |
37 | Расцвет демократии при Перикле | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом учебника Работа с понятиями, с документом Проблемное задание | Текущий Самостоятельная работа | Научатся характеризовать деятельность Перикла, называя его заслуги в восстановлении и процветании Афин | Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. (Р). Научатся составлять развернутый план параграфа (П). Смогут давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, представляя в разных знаковых системах (К) | Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции | П.30 ?4 | 5АБ – 28.01 5В,Г- 30.01 | |
38 | Олимпийские игры | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Составление рассказа | Текущий | Научатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков, рассказывать об организации и проведении олимпийских игр, используя иллюстративный материал различных источников дополнительной информации | Научатся выстраивать версии по вопросу «Значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня» (Р). Научатся владеть смысловым чтением, вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, которые описывают олимпийские игры (П). Используя ИКТ, смогут найти информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах различных олимпиад, представляя их в различных знаковых системах (К) | Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении Формирование стремления к здоровому образу жизни, к занятиям спортом. Чувство патриотизма | П.31 доп. материал ?1-6 Творческое задание | 5АБ – 30.01 5В,Г- 1.02 | |
39 | Повседневная жизнь древних греков | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Составление рассказа | Текущий | Научатся отбирать информацию из источников, составлять рассказ о жизни греков | Научатся планировать пути достижения целей, сравнивая труд и отдых жителей Греции и Востока (Р) Научатся составлять рассказ от имени современников изучаемого времени (П,К) Реконструкция диалога Об образе жизни греков (К) | Будет сформировано уважительное отношение к общечеловеческим ценностям | П.32 ?1,2,4 | 5АБ – 4.02 5В,Г- 6.02 | |
40 | Греческая наука | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Работа с текстом учебника и другими источниками информации | Текущий Самостоятельная работа | Научатся рассказывать о взглядах греческих ученых, раскрывать сущность и значение их открытий | Научатся выбирать необходимую информацию, прогнозировать научные вопросы (Р) Научатся готовить рассказы и сообщения (П) Смогут высказывать свое мнение о научных спорах, экспериментах и достижениях (К) | Будет сформировано понимание значительного вклада греческих ученых в мировую науку | П.33 ?4 | 5АБ – 6.02 5В,Г- 7.02 | |
41 | Архитекту-ра и скульпттура Греции | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Работа с текстом учебника и другими источниками информации | Текущий | Научатся представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, объяснять необходимые термины | Приобретут навыки описания и характеристики (Р) Научатся сравнивать архитектурные сооружения, выявлять особенности и различия (П) Умение использовать знания в общении (К) | Смогут оценивать значение древнегреческой культуры в мировой истории | П.34 доп. материал | 5АБ – 11.02 5В,Г- 8.02 | |
42 | Рождение театра | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Составление рассказа | Текущий | Смогут объяснить историю создания и развития театра в Древней Греции, объяснять понятия трагедии, комедии; называть выдающихся авторов трагедий и комедий; приводить примеры их творчества, раскрывать значение театра в жизни Древней Греции и в современном мире | Научатся определять по отрывку литературного произведения его жанр (Р, П). Научатся изготавливать театральные маски для трагических и комических ролей (П). Смогут оценивать роль современного театра для общества (К) | Смогут объяснить вклад Греции в историю развития мировой культуры, интерес к посещению театра, занятиям в театральных кружках и студиях | П.35 ?1-6 Творческие задания | 5АБ – 13.02 5В,Г- 13.02 | |
43 | Греция и Македония в 4в.до н.э. | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом, с картой, документом Проблемное задание | Текущий | Научатся объяснять причины ослабления Греции, раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту | Смогут высказывать версии о том, каким образом Филиппу 2 удалось превратить Македонию в могущественное государство (Р) Смогут давать характеристику македонской армии (П) Смогут аргументировать мнение о причинах поражения греков от македонцев (К) | Сформировать позитивный интерес к личностям и событиям данного периода | П.36 ?2- 5 | 5АБ – 18.02 5В,Г- 15.02 | |
44 | Завоевания Александра Македонского и их последствия | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом, с картой, документом Проблемное задание | Текущий Практическая работа | Научатся показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья | Научатся прогнозировать на основе ранее изученного материала «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» (Р). Научатся составлять исторический портрет Александра Македонского. Научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра, объяснять причины потери независимости Греции (П). Смогут высказать свое мнение по вопросу «Почему Демосфен не был услышан в Греции?» (К) | Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского, к его личности и политике | П.37 карта ?1-4 | 5АБ – 20.02 5В,Г- 20.02 | |
45 | Александрия Египетская | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Составление рассказа | Текущий | Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Смогут показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы Александра Македонского, рассказать об Александрии – центре эллинистического мира | Смогут выдвинуть версии о причинах распада державы Александра Македонского (Р). Смогут, работая с текстом учебника, определить, как греки называли музу истории (П). Смогут составить рассказ от первого лиц, посетивших древнюю Александрию, включая в рассказ описание маяка, гавани, улиц, музея (П, К) | Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации | П.38 ?1,2,3 | 5АБ – 25.02 5В,Г- 22.02 | |
46 | Древняя Греция | 1 | Урок обобщения и оценки знаний | Работа с картой Выполнение тестовых и практических заданий | Контрольная работа | Обобщать полученные знания. Выделять главные особенности развития Греции | Объяснять исторические явления, процессы, причинно-следственные связи(П) Умения работы по плану, по выполнению практических и проблемных заданий (Р) Подготовка и выступление с сообщениями, творческими работами (К) | Уважительное отношение к истории и культуре народов мира. Формирование потребности к самообразованию | Индивидуальные задания | 5АБ – 27.02 5В,Г- 27.02 | |
Древний Рим | |||||||||||
47 | Древняя Италия и начало города Рима | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте, с текстом учебника Беседа Составление рассказа | Текущий | Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту | Рассматривая природные условия Древнего Рима, смогут высказать предположения о занятиях населения (Р). Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок. Научатся соотносить время возникновения Рима и события, происходившие в Греции (П). Смогут подготовить и представить сообщение о Древнем Риме, используя различные источники исторической информации (К) | Будет сформировано уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Рима | П.39 ?2,3,5 карта | 5АБ – 3.03 5В,Г- 29.02 | |
48 | Рим в эпоху царей | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Составление рассказа | Текущий | Характеризовать управление государством в эпоху царей, сравнивать власть фараонов и царей | Высказывать предположения о жизни этрусков (Р,К) Научатся сравнивать реформы Сервия Тулия и Солона (П,К) | Смогут охарактеризовать Вклад этрусков в развитие римской цивилизации | П.40 ?1-4 | 5АБ – 5.03 5В,Г- 5.03 | |
49 | Рождение Римской республики | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте, с текстом учебника Беседа Составление рассказа Работа с понятиями | Текущий | Научатся характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, Научатся характеризовать устройство Римской республики, роль сената в Риме | Смогут по предложенному алгоритму и опорным словам сравнить устройство Римской республики и Афинского полиса при Перикле (Р, П). Научатся систематизировать изученный материал и определять служебные обязанности консулов и сенаторов (П). Используя материал учебника и ресурс Интернета, смогут подготовить сообщение об одежде римлян, о гаданиях в Древнем Риме (К) | Смогут объяснить вклад Римской республики в развитие демократических традиций | П.41 ?1,3,;4,5 понятия | 5АБ – 10.03 5В,Г- 7.03 | |
50 | Завоевание Римом Италии | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте, с текстом учебника Беседа Проблемное задание | Текущий | Научатся характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром | Научатся выдвигать версии по вопросу: «Причины победы римлян над народами Апенинского полуострова» (Р). Смогут сравнить по заданным признакам армию римлян с армиями других государств Древнего мира, высказывая суждения о преимуществах римской армии (П). Смогут объяснить, что в наше время означают выражения «Гуси Рим спасли», «Разделяй и властвуй», «Пиррова победа» (К) | Смогут объяснить крылатое выражение, дошедшее до наших дней, «Пиррова и победа» и объяснить, в каком случае оно может быть применено в сегодняшней жизни | П.42 ?3,4,5,6 | 5АБ – 12.03 5В,Г- 12.03 | |
51 | Расцвет римской республики | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Работа с текстом учебника и другими источниками информации | Текущий | Научатся давать характеристику римского войска, его преимуществ. Показать достижения Римского военного искусства | Смогут описывать вооружение римского легионера (Р,П) Научатся сравнивать армии различных государств (П,К) Составление рассказа и выступление с сообщениями (К,П) | Смогут оценивать вклад римлян в развитие военного искусства | П.43 ?1-4 | 5АБ – 17.03 5В,Г- 14.03 | |
52 | Рим и Карфаген | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа по карте, с текстом учебника Беседа Проблемное задание | Текущий Практическая работа | Научатся характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом, использовать карту при характеристике военных событий Пунических войн, объяснять причины победы Рима в Пунических войнах | Научатся работать по плану и систематизировать материал, заполняя таблицу «Пунические войны (Р, П). Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по изучаемой теме (П). Смогут выразить свое мнение о Ганнибале, используя различные источники исторической информации (К) | Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций | П.44 карта?1,3,6 | 5АБ – 19.03 5В,Г- 19.03 | |
53 | Завоевания Рима на Востоке | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа по карте, с текстом учебника Беседа Проблемное задание | Текущий Самостоятельная работа | Научатся работать с картой в процессе изучения событий по теме «Установление господства Рима в Средиземноморье | Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны» (Р). Смогут объяснить причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье (П). Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний (К) | Научатся оценивать римские завоевания с нравственных позиций | П.45 ?1,4,5 карта | 5АБ – 31.03 5В,Г- 2.04 | |
54 | Государственное устройство Римской республики | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника, со схемой, с понятиями | Текущий | Научатся характеризовать устройство Римской республики, ее составные части управления | Смогут высказывать предположение о судьбе Римской республики (Р) Научатся сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах (П) Составление рассказа и высказывание своих выводов, мнений (К) | Смогут объяснять вклад Римской республики в развитие демократических традиций | П.46 ?1-5 | 5АБ – 2.04 5В,Г- 4.04 | |
55 | Римское общество: его нравы и обычаи | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Составление рассказа | Текущий | Научатся описывать жизнь римлян, положение различных слоев населения | Смогут высказывать предположения о взаимоотношениях различных слоев населения (Р) Смогут давать характеристику каждой группе населения (П) | Формируется уважение к нравам, обычаям, устоям жизни, правам граждан в разных странах | П.48 ?1,3,4,5 | 5АБ – 7.04 5В,Г- 9.04 | |
56 | Рабство в Риме | 1 | Урок комплексного применения знаний | Беседа Составление рассказа Работа по карте | Текущий Практическая работа | Смогут определить источники рабовладения в Древнем Риме и объяснить причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту | Смогут высказать предположения, почему рабы работали плохо (Р). Работая с текстом учебника, смогут доказать, что рабы были бесправны. Смогут выдвинуть версии о причинах поражения восстания Спартака (Р). Научатся работать с исторической картой, прослеживая движение войска Спартака по карте, комментируя события. Научатся разрабатывать краткосрочные проекты на заданную тему «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» (П). Смогут составить рассказ от имени Спартака, Красса, сенатора (К) | Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям Смогут дать нравственную оценку восстанию Спартака | П.49 карта ?1-6 | 5АБ – 9.04 5В,Г- 11.04 | |
57 | Начало гражданских войн в Риме | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника Беседа Проблемное задание | Текущий | Смогут объяснять понятия «реформа», «гражданские войны» Рассказывать о положении крестьян, их требованиях Характеризовать сущность реформ братьев Гракхов | Научатся высказывать предположения о причинах гражданских войн в Риме (Р). Научатся, работая с текстом учебника, устанавливать причины поражения в гражданской войне в Риме братьев Гракхов (П). Работая с дополнительными источниками исторической информации, смогут подготовить и представить сообщение о римских именах (К) | Смогут давать нравственную оценку гражданским войнам в Риме | П.50 ?1-4 | 5АБ – 14.04 5В,Г- 16.04 | |
58 | Гай Юлий Цезарь | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте, с текстом учебника Беседа Проблемное задание | Текущий | Научатся понимать сущность борьбы за власть. Показывать завоевательные войны Цезаря, характеризовать реформы Цезаря | Научатся выделять признаки гражданской войны, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь (П) Научатся объяснять изменения в управлении государством (К) | Смогут давать нравственную оценку личности Цезаря, высказывать мнение о его роли в истории | П.51 ?2,3 | 5АБ – 16.04 5В,Г- 18.04 | |
59 | Октавиан Август и рождение Римской империи | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника, со схемой, с понятиями | Текущий | Научатся объяснять причины поражения сторонников республики, объяснять причины завершения гражданских войн в Риме, характеризовать правление Октавиана Августа | Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики (Р). Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики. Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики (П). Используя дополнительную литературу, смогут подготовить и представить сообщения о знаменитых римлянах (К | Научатся давать свои оценки, действиям римских императоров II века | П.52 ?1,2,4 | 5АБ – 21.04 5В,Г- 23.04 | |
60 | Императоры Рима 1-2 веков | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника Составление рассказа | Текущий Самостоятельная работа | Смогут называть имена императоров, давать характеристику их личности и политики | Составлять характеристику по плану (Р) Умение выделять главное, сравнивать, давать оценку (П,К) Готовить полный рассказ (К) | Смогут давать оценку личности и политики императоров Рима | П.53 1,3,5 | 5АБ – 23.04 5В,Г- 25.04 | |
61 | Вечный город-Рим | 1 | Урок комплексного применения знаний Урок -экскурсия | Работа с текстом учебника Составление рассказа | Текущий | Смогут ознакомиться с архитектурным ансамблем Древнего Рима; смогут проанализировать смысл выражения «все дороги ведут в Рим». Смогут оценить назначение общественных учреждений в большом городе Древнего мира Риме | Научатся работать по плану, сверяясь с целью, доказывая, что II век был действительно «золотым веком» Римской империи (Р). Научатся сравнивать по заданным признакам «золотой век» республики и империи (Как изменилось положение различных слоев? Кто потерял особые привилегии?) (П). Смогут подготовить презентации о ранних римских императорах и её представить (К) | Будет сформировано освоение общекультурного мирового наследия на примере древнеримской архитектуры | П.65 ?1-5 | 5АБ – 28.04 5В,Г- 30.04 | |
62 | Культура Римской империи | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника, со схемой, с понятиями | Текущий | Смогу раскрыть смысл выражения «Все дороги ведут в Рим», Познакомятся с римскими деятелями культуры, их вкладом в развитие культуры | Смогут высказать свои предположения, объясняя выражение «Все дороги ведут в Рим» Составят рассказ о выдающихся деятелях культуры | Смогут оценить вклад римского права в мировую культуру | П.55 ?1,3,4 | 5АБ – 30.04 5В,Г- 2.05 | |
63 | Возникновение христианства | 1 | Урок открытия нового знания | Работа с текстом учебника Составление рассказа | Текущий | Научатся раскрывать значение терминов и понятий: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Смогут определить, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи. Смогут составить портреты исторических личностей | Смогут высказать версии, почему римские власти враждебно относились к христианам? (Р). Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут объяснить причины распространения христианства (П). Смогут высказать свое мнение, почему сохранили свою ценность поучения Иисуса Христа (Нагорная проповедь) в наши дни (К) | Научатся комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | П.56 ?1,2,3,4 | 5АБ – 5.05 5В,Г- 7.05 | |
64 | Римская империя в 3-5 веках | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Работа с текстом | Текущий Практическая работа | Смогут определять по датам такие события , как правление императора Константина, легализацию христианства, перенесение столицы Древнеримского государства и место этих событий. Смогут анализировать и делать выводы, характеризуя основные события имперского периода Древнего Рима. Смогут сравнить и оценить правовые и нравственные аспекты правления императора Константина | Смогут высказать версии, за что христиане во всем мире почитают Константина и его мать Елену (Р). Смогут проанализировать причины, позволившие Константину прийти к власти и стать императором. (П). Научатся умению вести конструктивный диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия разных точек зрения на: методы правления императора Константина; верующих и атеистов; положение рабов и колонов (К) | Смогут оценивать личность и политику Константина | П.56 п.3 П.57 п.1,2 | 5АБ – 7.05 5В,Г- 9.05 | |
65 | Взятие Рима варварами Падение Западной Римской империи | 1 | Урок открытия нового знания | Работа по карте Проблемное занятие | Текущий Самостоятельная работа | Смогут определять по датам век, этапы и место исторических событий. Смогут обобщать информацию и анализировать причины падения Западной Римской империи. Смогут применять понятийный аппарат для раскрытия значения событий прошлого и современности (вандалы и вандализм) | Смогут работать с историческими источниками: картой, легендами об Аларихе, Серене; смогут дать оценки исторических событий и личностей; смогут показывать на карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи (Р, П) | Смогут с нравственно-этической точки зрения оценивать поступки и действия исторических личностей (Гонория, Стилихона) | П.57 п.3,4 | 5АБ – 12.05 5В,Г- 14.05 | |
66 | Древний Рим | 1 | Урок обобщения и оценки знаний | Работа с картой Выполнение тестовых и практических заданий | Контрольная работа | Обобщать полученные знания. Выделять главные особенности развития Древнего Рима | Объяснять исторические явления, процессы, причинно-следственные связи(П) Умения работы по плану, по выполнению практических и проблемных заданий (Р) Подготовка и выступление с сообщениями, творческими работами (К) | Уважительное отношение к истории и культуре народов мира. Формирование потребности к самообразованию | Индивидуальные задания | 5АБ – 14.05 5В,Г- 16.05 | |
67 | Семь чудес света | 1 | Урок открытия нового знания | Беседа Выступления с сообщениями, проектами, презентациями | Текущий | Описывать, характеризовать «Чудеса света» | Находить информацию, отбирать необходимые факты (Р) Готовить различные виды выступлений, обмениваться мнениями (П,К) | Устойчивый интерес к изучению достижений древних цивилизаций | Индивидуальные задания | 5АБ – 19.05 5В,Г- 21.05 | |
68 | «Цивилизации Древнего мира» | 1 | Урок обобщения и оценки знаний | Практические и игровые задания Викторина Индивид. и групповая работа | Итоговый | Актуализировать и обобщать знания, определять место Древних цивилизаций в мировой истории Понимать характеристику различных этапов в истории древних стран | Уметь сопоставлять, выделять главное, анализировать исторические события, личности | Устойчивый интерес к изучению достижений древних цивилизаций | Индивидуальные задания | 5АБ – 21.05 5В,Г- 23.05 | |
69 70 | Историческое наследие народов мира | 2 | Урок обобщения, углубления и систематизации знаний | Практические и игровые задания Викторина Индивид. и групповая работа Урок - экскурсия | Итоговый | Актуализировать и обобщать знания, определять место Древних цивилизаций в мировой истории | Уметь сопоставлять, выделять главное, анализировать исторические события, личности | Устойчивый интерес к изучению достижений различных народов в мировую культуру | Индивидуальные задания | 5АБ – 26,28.05 5В,Г- 28,30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...