Урок истории в 9 классе школы 8 вида по теме: "Освоение космоса"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Материал содержит технологическую карту с подробным конспектом урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_9_klasse_shkoly_8_vida.docx808.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, направленного на формирование УУД

Предмет     история Отечества

Учитель    Лихачёва И.В.       Класс   9

Автор учебника

«История  России»  учебник  для  9  класса  специальных  (коррекционных)  образовательных   учреждений  8  вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина  Гуманитарный  издательский  центр «Владос» Москва  2010  года

Тема урока   Освоение космоса

Место урока в теме   урок №5 в разделе 5 «Советский Союз в 1945-1991 годах»

Тип урока   комбинированный

  1. Блок  целеполагания

Общедидактическая цель (в зависимости  от типа урока)

-создать условия для актуализации знаний (проверки уровня усвоения пройденного материала), восприятия и первичного осознания блока новой учебной информации;

Задачи:

  1. Воспитательные

-вызвать у уч-ся чувство гордости за достижения своего народа; на примере жизни и деятельности Ю.Гагарина воспитывать у уч-ся стремление к знаниям, упорство в достижении целей.

  1. коррекционно-развивающие

-корригировать

  • связную устную и письменную речь через формулирование вопросов разного уровня сложности, составление полных ответов на вопросы, работу с неполным текстом;
  • восприятие, произвольное внимание, память через работу с историческими датами, иллюстрациями;
  • мышление через анализ текста учебной статьи, установление причинно-следственных связей.  
  1. образовательные

-выяснить этапы освоения космоса в СССР в 50-60-е года, показать значение изобретений в области космонавтики, познакомить с личностью первого космонавта.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Жизненная компетенция

Предметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, удовлетворение потребности учащихся в совместной деятельности, формирование у учащихся нравственно-этических ценностей (чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину).

Формирование умения по извлечению информации с учётом цели чтения, по декодированию информации. Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать несложные причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Формирование умений постановки совместно с учителем учебной задачи, составления последовательности своих действий, внесения корректив в действия, осознания качества  усвоения знаний.

Формирование умения планирования продуктивного учебного сотрудничества при работе в паре и группе,  осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

-повторение изученных исторических дат;

-актуализация знаний об изучаемой эпохе,

-выяснение основных этапов освоения космоса в СССР в 50-60-е годы;

-знакомство с биографическими сведениями первого космонавта Гагарина;

-совершенствование умений работы с «лентой времени» .

  1. Инструментальный   блок.

Основные понятия:

- предметные (освоение космоса, искусственный спутник, космодром, космический корабль, космонавт)

- метапредметные (музей космонавтики)

Межпредметные связи

География, СБО

Формы организации деяельности

И; П; Г; Ф

Технология  

ИКТ

Ресурсы

 - для учителя: мультимедийная презентация, видеоролик о космосе, учебник, интернет;

- для обучающихся: учебник, иллюстрации, интернет.

III Организационно - деятельностный блок.

п/п

Этапы урока

Цели этапа

Методы и

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Орг. момент  (мотивация к учебной деятельности)

Включение в  учебную деятельность на личностно значимом уровне

Метод стимулиро

вания

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Психологический настрой – работа с 1 слайдом:

-Прочитайте слова известного мыслителя, попытайтесь закончить их.

-Прочитайте высказывание до конца, оцените, правы ли были вы?

Проверка готовности к уроку.

Чтение слов с доски.

Предположения уч-ся.

Выделение ответов наиболее близких к истине. Обсуждение. Выводы.

Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

2.

Актуализация знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Репродуктивный

Работа с «цветной лентой»

Словесный(беседа)

Работа со 2 слайдом:

-Вставьте в исторические даты нужные цифры, правильно прочитайте даты

(открывает даты)

Уч-ся припоминают даты, читают их с соблюдением норм родного языка.

Регулятивные:

принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней. Личностные:

организовать себя на выполнение поставленной задачи, быть самостоятельным. 

Организуется фронтальная работа по повторению изученных исторических дат (учитель называет историческое событие, уч-ся показывают цветом нужную дату).

-Что общего у всех дат?

-Какие года 20-го столетия мы изучаем?

-Как называлась наша страна в этот период времени?

-Кто руководил страной?

-О чём говорит знак вопроса на слайде?

Уч-ся дают полные ответы.

Предположение уч-ся.

3.

Целеполагание  (выявление места и причины затруднения)

Выявление и фиксация места и причины затруднения

Наглядный

(просмотр видеоро-

лика)

-Да, в 50-60-е года прошлого века произошло ещё одно очень важное событие. Оно было важным не только для советского народа, но и для всего человечества. Догадайтесь, что это было за событие, просмотрев видеофрагмент.

-Предлагаю вам на выбор 2 темы урока: «Полёт человека в космос» и «Освоение космоса». Какую вы выберете? Почему?

-Какие вопросы по данной теме вас особенно интересуют?

Просмотр видеофрагмента, ответы уч-ся.

Уч-ся делают выбор, аргументируют его.

Уч-ся формулируют всевозможные вопросы.

Запись темы в тетрадь.

Личностные: формировать познавательный  мотив,

осознавать значимость исторических знаний в жизни

Познаватель

ные:

анализировать информацию,

выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

4

Осознание и осмысление блока новой учебной информации

-Построение проекта выхода из затруднения

-Реализация построенного проекта

 

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

построение и фиксация нового знания.

Частично-поисковый

построение логической схемы

Объясни

тельно-иллюстра

тивный

рассказ уч-ся с опорой на текст учебника,

просмотр компьют. презента

ции

доклады уч-ся

-Чтобы выяснить этапы освоения космоса предлагаю на уроке открыть «Музей космонавтики». Рассмотрите экспонаты музея.

На магнитной доске даны иллюстрации и «немая» схема.

I:\ьб.jpeg

-О чём нам могут рассказать эти экспонаты?

-Что нужно сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

-Разделитесь на группы по 3 человека, выберите себе любой экспонат.

-Прочитайте текст учебника на с.241-243, составьте рассказ о своём экспонате. Определите место своего экспоната в «немой» схеме.

-Внимание, разрешите открыть наш музей! (вывешивает надпись «Музей космонавтики»)

Параллельно ведётся работа с 3 слайдом , показ презентации с дополнительной информацией учителя (работа со слайдами 4-8)

-Узнаем дополнительную информацию о первом космонавте (слайды  9-12)

-Назовите имя первой женщины-космонавта.

-Прочитайте имя космонавта, первого вышедшего в открытый космос (слайд 13)

-Что вы знаете о работе космонавтов в наше время?

-Как исследование космоса помогает людям?

Уч-ся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос. 

Уч-ся делают предположение.

Делятся на группы, выбирают иллюстрации.

Работа уч-ся в группах.

Идёт работа по определению последовательности представления экспонатов. Затем представители групп вывешивают иллюстрации на доску под нужным номером в схеме, коротко рассказывают о своих экспонатах.

Уч-ся записывают этапы в тетрадь.

Доклады подготовленных уч-ся биографии Гагарина.

Обcуждение.

Ответы уч-ся.

Уч-ся сообщают известную им информацию по вопросу

Регулятивные

концентрировать волевые усилия для выполнения задания, определять последователь

ность действий, тормозить ненужные реакции, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию

Коммуникатив

ные

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами русского языка, управлять поведением партнёра

5.

Первичное закрепление с комментиров анием  во внешней речи

Применение нового знания в типовых заданиях

Репродуктивный

работа с неполным текстом

Работа с 14 слайдом

-Прочитайте текст, дополните его нужной информацией.

Уч-ся после подготовки читают полный текст по цепочке.

Коммуникатив

ные

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами русского языка,

Регулятивные

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

6.

Самостоятель

ная работа с проверкой по эталону

Умение применять новое знание в типовых заданиях

«Лови ошибку!»

Работа с 15 слайдом

-Я утверждаю, что фото расположены в нужном порядке. Вы согласны?

-Пронумеруйте фотографии .

Ответы уч-ся

Уч-ся нумеруют фото, обосновывают своё мнение, сверяют с эталоном-записями в тетради.I:\флешкаа\внекл работа история\космос материал\ми.jpeg

Регулятивные

определять последователь

ность действий, осуществлять контроль

7.

Включение в систему знаний и повторение

Включение нового знания  в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Самостоя

тельная работа по карточкам

-Впиши  на «ленту времени» необходимые даты и события.

Уч-ся самостоятельно выполняют задания на карточках.

Взаимопроверка в парах

(слайд 16)

Познавательные

использовать знаково-символические средства представления информации.

Регулятивные

концентрировать волевые усилия для выполнения задачи,

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

8.

Итог урока

осознание метода построения нового знания

Сообщение учителя

-Возвращаясь к началу урока, сделайте вывод о важном историческом событии, произошедшем в СССР в 50-60-е года.

Работа со слайдом 17

Припоминание вопросов, сформулированных уч-ся на этапе целеполагания.

Объявление о местонахождении "Музея К.Э.Циолковского, авиации и космонавтики", возможности посетить сайт музея и сам музей, найти ответы на интересующие вопросы.

Уч-ся называют событие, открывают его на слайде.

Проговаривают те вопросы, ответы на которые не получили.

Познавательные

использование компьютерных средств (интернета)

9.

Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке

незаконченное предложе

ние

-Закончи предложение.

Работа с 18  слайдом презентации.

Сегодня на уроке я испытал…

  • Удовлетворение своей работой.
  • Интерес к изучаемому событию.
  • Гордость за свою страну.
  • Уважение к своим одноклассникам.
  • Ничего не испытал.

Уч-ся по цепочке выражают своё мнение.

Личностные:

формирование активной позиции ребёнка, понимание нравственно-этических ценностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, для учащихся 2 класса, школы VIII вида, тема: "Освоение космоса".

Презентация для внеклассного мероприятия по теме: "Освоение космоса", 2 класса, школа VIII вида....

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида

В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...

Презентация на тему "Освоение космоса"

В презентацию включен фактический материал в хронологической последовательности, отражающий этапы покорения космоса....

Открытый урок в 9 классе на тему «Освоение космоса». 2018г.

Открытый урок  в 9 классе на тему «Освоение космоса»....

технологическая карта по английскому языку для учащихся 8 класса по теме "Освоение космоса"

технологическая карта по английскому языку для учащихся 8 класса по теме "Освоение космоса", 2023 учебный год...