Работа с историческими источниками на уроках по отечественной и всеобщей истории
статья по истории (7 класс) на тему

Доклад на методическом объединении. В докладе обосновывается важность проблемы работы с историческими источниками и связанные с этим трудности реперзентации, восприятия и интерпретировании источников; намечается план работы по данной теме; иллюстрируется опыт такой работы на примере изучения исторических источников по истории России ХVI-ХVIII веков в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_istochnikov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

"Работа с историческими источниками на уроках по отечественной и всеобщей истории".

(доклад на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в ЦО №1 Санкт-петербурга от 20.09.2014 года)

   

В советское время история зарекомендовала себя как наука, способная меняться в  зависимости от перемен государственной идеологии. Научная историческая картина часто формировалась на основе произвольно подобранных и

субъективно интерпретируемых фактов и освещалась сомнительным и односторонним анализом. Вследствие этого в обществе сложилось стойкое представление об истории не как о науке, а как о служанке государственной идеологии. В постсоветское время возникло множество новых исторических концепций и публикаций, по-новому объясняющих уже известные исторические факты. Часто такие

теории являются псевдонаучными. Человеку, интересующемуся историей и читающему без разбора различную литературу, к тому же верящему печатному слову, кажется, что он имеет адекватное объективное представление об историческом процессе, что, как правило, не соответствует истине. Эта проблема имеет корень еще в школьном образовании, потому что в школе не достаточно уделяется внимания истории как

науке, которая имеет свою информационную базу  и закономерности.  Для того, чтобы перед учениками возникла  научная картина исторического процесса и они могли бы научиться исторично мыслить, необходимо обращаться к изучению исторических источников. Чтение на уроках исторических источников, их разбор и анализ, на мой взгляд, может принести учащимся несомненную пользу и поможет им выработать критический взгляд на различного рода исторические разночтения, часто противоречащие друг другу. Изучение исторических источников непосредственно вводит учащихся в соприкосновение с историческим процессом и позволяет им более трезво оценивать материал, изложенный в учебниках. Цель моей работы не только сформировать целостную картину исторического процесса у школьников, но и научить их исторически научно мыслить.  

 Мою работу по этому направлению можно кратко свести к следующим пунктам:  

 

   

 

   

1. Что такое исторический источник. Классификация источников.

2. Методы изучения и проблема интерпретации исторических источников.

3. Жизнь, или бытование, исторического источника. Формирование научной исторической картины мира при помощи изучения исторического источника.

4. Типы исторических источников первобытной эпохи.

5. Своеобразие исторических источников древнего мира.

6. Исторические источники эпохи средневековья.

7. Многообразие исторических источников нового времени.

8. Особенности исторических источников древней

Руси.

9. Исторические источники императорской России.

10. Проблемы изучения исторических источников советской России.

12. Исторические источники и современная история.

     

В качестве наглядной иллюстрации работы в этом направлении могу поделиться своим прошлогодним опытом  изучения исторических источников по истории России XVII – XVIII веков на уроках  в 7-м классе.

История России XVII–XVIII веков наполнена многообразными сложными историческими событиями, которые меняли характер развития нашей страны. Это и Смутное время начала XVII в., и церковный раскол, и реформы Петра I., И Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Изложение в учебниках истории этих исторических событий не затрагивает внутренний мир учащихся.Используя только материал учебника их трудно заинтересовать захватывающим и стремительным ходом истории. События далеких эпох плохо откладываются в памяти учащихся. Чтение и работа на уроках истории делает исторический процесс более живым, а судьбы давно живших людей – близкими и вызывающими живой интерес.

Читая на уроках послания патриарха Гермогена, призывающие к объединению сил русской земли в тяжелую годину Смуты, учащиеся живо ощутили угрозу утраты национальной независимости России во время правления Семибоярщины. Чтение отдельных статей Соборного Уложения 1649 года помогло учащимся понять как сложилась система крепостного права в России и как функционировали законы в России в XVV веке. Обращение к житию протопопа Аввакума при изучении церковного раскола позволило ребятам увидеть субъективный человеческий фактор, игравший большую роль в трагическом переломе истории русской церкви. Ученики поняли как в расколе проявили себя его непосредственные участники. Изучение «Слова о погребении Петра Великого» Феофана Прокоповича сформировало у школьников представление о том, как сподвижники Петра I высоко оценивали его деятельность и сокрушались о его безвременной кончине. Изучение «наказа» Екатерины II помогло ребятам понять подлинную природу Просвещенного Абсолютизма.

Благодаря чтению источников ученики заинтересовались историей и более охотно посещают мои уроки. Они с большим уважением и осторожностью относятся к историческим терминам и стали более грамотно описывать события, изучаемые на уроках. Они начали понимать, что учебник истории - это не истина последней инстанции и не любому печатному слову нужно верить. Я надеюсь, что в дальнейшем они научатся трезво критически относиться к изложению исторических фактов, почерпнутых  из учебника истории, и будут обращать внимание на то, из каких исторических источников почерпнуты приведенные в учебнике факты.

Изучение источников сопряжено с целым рядом проблем: ученикам трудно понимать язык и форму изложения мысли исторических источников. Это требует от меня большой работы по комментированию и уточнению различных понятий и терминов. Возникает трудность в интерпретации исторических источников. Учащимся не всегда понятно, что анализировать источник, судить о нем с  позиций сегодняшнего дня неграмотно. Оценивать источник нужно исторично, с точки зрения той эпохи, в которую он был создан.  Я также испытываю трудности, связанные с добыванием исторических источников, приходится пользоваться библиотеками и привлекать ресурсы Интернета. Я планирую вести такую работу в дальнейшем, потому что полезные ее плоды ощущаю уже сегодня..

Литература

Ю. Бранг Л. М. Лишенко введение в историю. Пособие для педагогических институтов под редакцией доктора исторических наук профессора А. А. Данилова м. 1994.

Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории учебное пособие под редакцией н Данилевского. В. Кабанова. О. Медушевской, М. Румянцева м. 1998.

История государства российского. Хрестоматия, свидетельства, источники в 3 кн. Сост. Д. Е. Мироновым. 1998.

Источники по всеобщей истории хрестоматия для 10 -11 классов м. 2005. в 2-х частях.

Хрестоматия по всеобщей истории в 4-х кн для 7 – 9 классов м. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В статье раскраваютс методы и приемы работы с историческими источниками...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....