Первая мировая
план-конспект занятия по истории (9 класс) на тему

Первоя мировая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_mirovaya.doc243.69 КБ

Предварительный просмотр:

"Растим патриотов России"

«Герои забытой войны»

работу выполнила :

Ивашкина Лариса Валериановна,

 учитель истории,

 ГБОУ СОШ им. А.И.Кузнецова с. Курумоч

2014 год

Содержание

1.Пояснительная записка

3

2.Сценарий мероприятия

6

3.Список использованной литературы

13

4. Приложение

15

1.Пояснительная записка

        

        Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

  Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

        Сценарий данного мероприятия рассчитан на учащихся 9-11 классов.        Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность: способствует формированию патриотизма, личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятия авторитета армии. А кроме того развивает общий кругозор.

        Патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.

        Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

  • провести предварительную исследовательскую работу с учащимися  по предложенной теме;
  • провести анкетирование учащихся;
  • подобрать стихи, музыкальное сопровождение;
  • подготовить презентацию;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • подготовить зал  в соответствии с тематикой и создание торжественно – официальной обстановки;
  • организовать по окончанию проведения мероприятия возложение цветов.

 Изучение героического прошлого воспитывает у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну и людей живущих рядом. Развивает интерес к искусству, истории, заставляет задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе, о своем развитии как личности.

Урок Мужества , разработка которого предлагается в нашей работе , готовится совместно учащимися старшей и средней школы и посвящается 100-летию Первой мировой войны. Данному мероприятию предшествуют общешкольные беседы, проведенные учителями - предметниками в рамках предметных недель : на уроках литературы - "Первая мировая война в художественной литературе", на уроках химии  - "химическое оружие в Первой мировой войне", на уроках ОБЖ - "Оружие в Первой мировой войне", тематическая викторина и анкетирование учащихся.

  Цель:   способствовать  воспитанию у подрастающего поколения чувства  

               гордости и любви к своему Отечеству.

Задачи:

  1. сформировать представления о воинском долге и верности Отечеству, опыт нравственного поведения личности.
  2. эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Предварительная подготовка:  оформление медиапрезентации, оформление зала, приглашение гостей,  подготовка песен военных лет.

Оборудование:  медиапроектор. Экран, колонки, рисунки детей, фотографии и плакаты периода Первой мировой войны.

Участники:  учащиеся 8-11 классов, учителя, родители.

Время проведения: 45 минут.

Данный сценарий в полной мере соответствует задачам гражданского и патриотического воспитания в школе и формированию коммуникативных компетенций и может быть использован как внеклассное мероприятие в рамках предметной  недели. Актуальность темы связана не только с событиями 1914-1918гг., но и с политической ситуацией современного мира. В последнее время в СМИ все чаще задают вопрос: «В каком состоянии мир?» Многие уверены, что распространение терроризма в любом из его проявлений целенаправленно ведет к мировой войне. Чтобы понять это, необходимо изучать историю мировых войн, определяя их влияние на историю развития общества. На уроках истории ученики 9, 11 классов проанализировали  документы , касающиеся внешней политики 1910-1914гг, исторические журналы «Родина», периодическую печать  и пришли к выводу , что терроризм, экстремизм и геополитические противоречия приводят к нестабильному состоянию мира. Среди старшеклассников была проведено анкетирование, в которой на вопросы: Когда произошла первая мировая война? Причины войны? – ответили 90% опрошенных, а на вопрос : герои первой мировой войны, вспомнили только А. Брусилова. Поэтому необходимо изучать и помнить историю первой мировой войны и ее участников.

2.Сценарий мероприятия

 Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем

От забывчивости живущих.

        О мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен своему гражданскому и воинскому долгу пойдет речь сегодня.

Вступительное слово учителя:

         Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть разрушение государства. Обидна насмешка истории, исключившей  в последний момент Россию из числа стран – победительниц. Еще больнее и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей национальной памяти .Наверное ни одна война, в которой Россия принимала участие не была так несправедливо забыта как эта, империалистическая. Первая мировая была сразу перечеркнута революцией, она переросла в гражданскую и будто бы перестала существовать. Миллионы жертв первой мировой  были перекрыты  десятками миллионов жертв второй, Отечественной и были несправедливо забыты. Что мы помним о войне 1914-1918гг.? Кто же они герои Первой мировой войны, защитники Отечества?

Ученик №1:

28 июня 1914года в 11 часов утра в главном городе Боснии - Сараево на набережной реки Миляцка прозвучал роковой выстрел сербского террориста Гавриила Принципа, сразившего австрийского наследника престола  эрцгерцога Франца Фердинанда. Ровно через месяц, Австро-Венгрия напала на Сербию, обвинив ее в организации этого покушения. Еще через несколько дней  началась первая мировая война, в которую втянулись 38 государств.

Ученик№2:

         Довоенный мир, довоенная Россия навсегда потеряны. Внутреннее напряжение в течение нескольких предвоенных лет непрерывно возрастало. В 1912-1913гг. где-то далеко прогремели балканские войны. И кто тогда думал, что эти локальные войны - пролог мировой войны. Задолго до войны Николай второй обратился к великим державам с предложением начать разоружение, но отклика не встретил. России война была не нужна - быстрое экономическое и культурное развитие предполагало блестящее будущее. А разве война была нужна Франции, Сербии , Австро-Венгрии? Хотя воевать именно тогда ни одно правительство не собиралось, европейские страны все глубже втягивались в конфликт. Но раз уж Германия объявила войну России , все русское общество готово было сражаться за Родину. Пацифистов в 1914 году не было.

Ученик №3: показ презентации. Русские  генералы.

Велика роль российских полководцев, которые разрабатывали военные операции , позволившие вести боевые действия на чужих территориях. Алексеев Михаил Васильевич родился в семье отставного подполковника, окончил Московское пехотное юнкерское училище. Участник русско - турецкой войны, русско-японской войны. С началом мировой войны назначен начальником штаба Юго-Западного фронта. Когда вследствие катастрофы , разразившейся в Галиции весной 1915 года , начался общий отход русских войск, генерал Алексеев сумел удачным маневрированием войск, контрударами спас фронт, стабилизировал обстановку и остановил немцев.23 августа 1915 года Николай второй избрал своим начальником штаба генерала Алексеева , который обладая разносторонними знаниями и необычайной работоспособностью, был на этом посту незаменим.

Брусилов Алексей Алексеевич из дворян, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус, участник русско-турецкой войны, более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе. При мобилизации в 1914 году назначен командующим 8-й армией, во главе которой принял участие  в Галицийской битве. В марте 1916 года назначен главнокомандующим Юго-Западным фронтом. Летом 1916 года силами 4-х армий начал наступление на фронте от Луцка до Черновиц, прорвал фронт, разгромив австро-венгерские войска- Брусиловский прорыв, но несогласованность действий с другими фронтами превратили эту победу в « проигранную».

Корнилов Лавр Георгиевич сын мелкого чиновника, генерал от инфантерии. Получил образование в сибирском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, откуда выпущен в 1892 году подпоручиком в Туркестанскую  артиллерийскую бригаду. С началом войны командовал 48-й пехотной дивизией, проявляя в личную храбрость. Во время прорыва армии Макензема на участке Горлице дивизия Корнилова была окружена немцами и австрийцами в районе Дукла и частично вместе с Корниловым попала в плен. Спустя год и три месяца  Корнилов бежал из плена, после чего возглавил 25-й армейский корпус.

Романов Николай Николаевич – Великий князь. Генерал от кавалерии. Образование получил в николаевском инженерном училище и в Академии генерального штаба. Участник русско-турецкой войны. С 1905 г. главнокомандующий войсками гвардии и петербургским военным округом. С началом войны был назначен Верховным Главнокомандующим, так как считался очень популярным среди солдат и офицеров русской армии до 23 августа 1915г., после чего был назначен наместником Кавказа и главнокомандующим Кавказской армии.

Плеве Павел Адамович, генерал от кавалерии. Образование получил в Николаевском училище и академии генерального штаба. С началом первой мировой войны командовал 5-й армией, которая приняла участие  в общем вторжении армий Юго - Западного фронта в Галицию. В 1915 года назначен главнокомандующим армиями Северного фронта и оставался на этом посту до февраля 1916г.

Юденич Николай Николаевич, генерал от инфантерии. Окончил Александровское училище и академию Генерального штаба .Во время мировой войны , после победы у Сарыкамыша Юденич был назначен командующим Кавказской армией, в 1916 г. взял крепость Эрзерум. Весной им был занят Трапезунд, а летом передовые отряды его армии выдвинулись на линию Эллеу-Муш-Битлис.

Ученик №4: Военнослужащие.

         Капитан военных инженеров Дмитрий Карбышев был воином до последнего дня жизни. Выпускник Николаевского инженерного училища , он выбрал местом службы 1-й Восточно-Сибирский батальон. В 1911г. был досрочно произведен в капитаны, с началом войны Дмитрий Карбышев  командируется в Карпаты для укрепления  позиций на Бексидских перевалах, где у него впервые появляется мысль о необходимости « осаперивания» пехоты, оснащения ее средствами, позволяющими сократить потери.(1) Осадные работы велись круглосуточно, для скрытого перемещения русских рылись траншеи- окопы. Война приобретала позиционный характер, крепость Перемышль была объявлена на осадном положении, Дмитрию Михайловичу пришлось использовать свои знания и опыт для организации обороны крепости, за что получил чин подполковника за боевые отличия. В 1918г. Карбышев продолжил службу в рядах Красной Армии. В начале 1941г. профессор Академии Генерального штаба  генерал-лейтенант инженерных войск Д.М. Карбышев попал в плен к немцам… погиб он за 40 дней до конца войны в концлагере Маутхаузен за отказ работать на врага. Генерал Карбышев всегда служил Родине и бесчестью предпочел смерть.

Ученик№ 5: Летчики в войне.

         История мировой и отечественной авиации хранит немало имен замечательных людей. Их жизнь и гражданский подвиг навсегда останутся в благодарной памяти поколений. К славной плеяде крылатых первопроходцев принадлежит и Пётр Николаевич Нестеров - лётчик - новатор, талантливый авиаконструктор, автор знаменитой «мертвой петли». Он автор многих оригинальных идей, проектов и новшеств, значительно опередивших своё время и способствующих утверждению значимости нашего Отечества в ряде основных направлений развития авиации.

Родился П. Н. Нестеров 15 ( 27 ) Февраля 1887 года в семье офицера - воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова. В июне 1914 года началась война . Понимая империалистический характер войны, П. Н. Нестеров как офицер должен был исполнить свой воинский долг перед Родиной. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан русского летчика. Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолёте пулемёта, он усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот приём на практике. 26 Августа 1914 года прославленный лётчик совершил бессмертный подвиг - таранил самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. « Произошло это в небе близ города Львова, на глазах местных жителей. Барон Ф. Розенталь дерзко летел на тяжёлом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его маневр был быстр и решителен. Австриец пытался увернуться, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса.» (2) При этом, погиб и Пётр Нестеров.

Имя русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева сегодня мало кому известно. Между тем, именно он поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. Он первым из русских военных летчиков во время мировой войны был удостоен военного ордена Святого Георгия Победоносца. Именно он стал первым ,не принадлежащим к царской фамилии начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии, и он же стал же стал первым в российской армии генералом от авиации. Будущий авиатор родился в кубанской станице Келермесской, 24 сентября 1885 года в семье казачьего офицера. Получив начальное образование на дому, он в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. В 1914 году получил новое назначение подъесаул Вячеслав Ткачев - ему было предписано сформировать и затем принять под командование XX авиаотряд. Ткачев со своим отрядом прибыл на первый фронтовой аэродром 28 июля 1914 года и поступил в распоряжение штаба 4-й армии Юго-Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. « 10 августа здесь началось грандиозное сражение, названное впоследствии Галицийской битвой. Оно продолжалось двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров. 12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем “Ньюпоре-4”.» (3) Недалеко от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой.Самолет заметили и стали обстреливать с земли. Несмотря на опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем и лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим, масляный бак оказался пробитым, двигатель могло заклинить в любую секунду.  Но Ткачев ,бросив педали, ногами заткнул масляный фонтан смог совершить посадку и доложить о приближении неприятеля., чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора. Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года подъесаул Вячеслав Ткачев был первым среди русских пилотов удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Ученик 6: Солдаты в войне.

         Но вся тяжесть войны легла на плечи простых солдат , имена их мало известны или неизвестны совсем , но подвиг их останется в веках. Вот некоторые из них. Сухов Василий Степанович - ефрейтор 169-го пехотного Новоторжского полка. Во время разведовательной операции неприятель был обнаружен  вблизи Мазурских озер. Послав донесение на главную заставу Сухов с товарищами заняли оборону и спасли свою роту от внезапного нападения. За это Сухов В.С. был награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

Павлов Никифор-ефрейтор 169-го пехотного Новоторжского полка. В 1915г. в 6 верстах от г. Кальварии полк вел бой. В бою был убит командир, и Павлов взял командование отделением на себя. Он повел в атаку солдат, чем избавил полк от флангового удара и обратил неприятеля в бегство. За храбрость и находчивость Н. Павлов награжден Георгиевским крестом 4-й степени.

Святинский Яков-прапорщик 2-й роты 42 –го запасного пехотного батальона. Кавалер Гергиеского креста 4-й степени. В 1915г. был назначен командиром разведчиков. В разведке обнаружена и захвачена неприятельская засада. Во время боев в Галиции рота предпринимала обходный маневр, ротный был ранен, тогда Святинский принял командование на себя и продолжил операцию. По неприятелю был открыт убийственный огонь, противник отступил,  а рота Святинского захватила в плен 10 офицеров, 150 солдат и 2 пулемета. Этот подвиг оценен Георгиевским крестом 1-й степени.

Ученик 7: Женщины в войне.

         Патриотический подъем не миновал и женщин. Война заставила представительниц всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Почти в каждом губернском и уездном городе спешно развертывались госпитали и лазареты; печать призывала богатых людей предоставить под лазареты, госпитали, санатории для выздоравливающих раненых дачи, усадьбы. Женщины и девушки в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия. В Петрограде, как после начала войны стал называться Санкт-Петербург, первые частные госпитали разместились в доме князя Феликса Юсупова на Литейном проспекте и в доме на Каменноостровском проспекте, который арендовала под госпиталь знаменитая балерина Матильда Кшесинская(4).

На фронт кроме женщин-медиков отправились и те, кто непременно хотел помочь своим отцам и братьям на передовой. В кавалерию часто просились казачки, привычные к верховой езде. Многие добивались согласия командиров полков. Известная спортсменка Кудашева, объездившая верхом всю Сибирь и Малую Азию, явилась на передовую на собственной лошади и была зачислена в конную разведку. Туда же приняли кубанскую казачку Елену Чубу, которая была не только лихой всадницей, но и прекрасно владела холодным оружием. Спортсменка Мария Исаакова великолепно владела конем, фехтовала на эспадронах и при этом обладала большой для женщины физической силой. С началом войны Исаакова выписала из Новочеркасска хорошо выезженную казачью лошадь и обратилась к командиру одного из стоящих в Москве казачьих полков с просьбой о зачислении, но получила отказ. Тогда она на свои деньги приобрела военную форму, оружие и последовала за полком, который догнала уже в Сувалках. Мария была зачислена в конную разведку полка.

Дочь уральского войскового старшины Наталья Комарова, отлично освоившая верховую езду, с первых же дней войны буквально бредила битвами. Ее отец и брат Петр уже воевали, а ей оставалось лишь читать в газетах боевые сводки с полей войны. Слезные уговоры матери не оставлять ее одну не помогли. На деньги, отложенные отцом для приданого, Наталья купила коня и всю казачью амуницию. Полк, в котором служил ее брат, она разыскала в местечке близ границы с Восточной Пруссией, где и присоединилась к русской армии.

Ученица №8: 

Пример истинного служения Отечеству подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми — Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной — ухаживала за ранеными. Стоя за хирургом, производившим операцию, государыня, как каждая операционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованнные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала раны. «Во время тяжелых операций раненые умоляли государыню быть около. Императрицу боготворили, ожидали ее прихода, стараясь дотронуться до ее сестринского платья; умирающие просили ее посидеть возле кровати, поддержать им руку или голову, и она, невзирая на усталость, успокаивала их целыми часами»(5).Кое-кто в высших аристократических кругах считал, что работа по уходу за ранеными унижает достоинство царской семьи, на что государыня отвечала: «Мои девочки должны знать жизнь, и мы через всё это идем вместе»(6).Также строго относилась к своим обязанностям медсестра лазарета Евгеньевской общины города Ровно великая княгиня Ольга Александровна. Иногда солдаты отказывались верить, что сестра, которая так терпеливо за ними ухаживала, была родной сестрой государя и дочерью императора Александра III .Вот чему отдавались душевные силы и время русских императриц, великих княгинь и великих княжон. Для них это были не только долг и обязанности, налагаемые общественным и государственным положением, но велением сердца , любовь и милосердие к страждущим.

Заключительное слово учителя: Россия эту войну проиграла, находясь у порога победы , несмотря на огромные территориальные потери, русские войска внесли огромный вклад в победу своих союзников на Западе, неся основную тяжесть войны на своих плечах. Честь, любовь к Родине и служение ей, -это было делом всей их жизни. Они выполнили свой долг перед своим народом и Отечеством. Благодарная Россия всегда будет помнить и гордиться своими защитниками .

Примечания:

1.Журнал Родина№8,1993г. с.114.

2.Журнал Родина№9,1993г.с.96

3.Журнал Родина№9,1993г.с.98

4.Журнал Родина№9,1993г.,с.138

5.Николай Второй

6.Николай Второй

3.Список используемой литературы

1.Журнал Родина №8-9 1993г.

2.Журнал Родина №5-2004г.

3.Журнал Родина№10-2002г.

4.Зайочковский А.М. Мировая война 1914-1918гг, том 1.

  Николай Второй

5. Лубенков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России, М: Вече,2002г.

6.Хемингуэй Э. Прощай , оружие! М, Просвещение .1998г.

   

4.Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в первой мировой войне

Методическая разработка урока с использованием ИКТ...

Аннимированные задания по теме "Первая мировая война"

Задания для закрепления основных понятий, целей государств в I мировой войне. Можно использовать на уроках или при самопроверке в 9 и11 классах....

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Первая мировая война

методическая разработка урока...

Первая мировая война

методическая разработка урока...

Россия в Первой мировой войне. Презентация

Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....