Патриотическое воспитание на уроках истории у детей с нарушением интеллекта.
статья по истории на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, поэтому в коррекционных школах для учащихся с нарушением интеллекта работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_istorii_v_mkou_s.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание на уроках истории у детей с нарушением интеллекта.
Колузанова О.С.- учитель истории,
обществознания.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, поэтому в коррекционных школах для учащихся с нарушением интеллекта работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм.
Знакомство детей с родным краем: с историко–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где посадил своё первое дерево. А наша задача — углубить это чувство, помочь растущему человеку, пусть даже с ограниченными возможностями здоровья, открыть Родину в том, что ему близко и дорого.
Основные направления по привитию патриотизма у учащихся:
- Краеведческое. Изучение истории, культуры, природы своей местности, своей страны.
- Военно-патриотическое. Изучение воинских традиций, военной истории.
- Героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах в Великой Отечественной войне и примеров служения Отечеству.
Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности учащихся. Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в начальной школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества.
В нашей школе работа по патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. Но в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем:
— низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности учащихся, отсутствия у некоторых заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе, особенно у учащихся старших классов. Важным средством гражданско-патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, стало традицией чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, героев труда, отмечать профессиональные праздники, День Рождения города, чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.
Работа по приобщению школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направления работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций , умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций , обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Реализация их на практике проходит комплексно. Для этого мы разработали систему игровых занятий, которые могут проводиться как внеклассные занятия. Цель занятий: развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; воспитание детей на основе народной педагогики; помощь детям по изучению народных традиций . Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, творческие работы детей, коллективное сочинение сказок, рисунков и т.д. На занятиях применялись различного типа задания по группам: составить незаконченную сказку, продолжить пословицу, нарисовать иллюстрацию к сказке, былине, исполнение народных песен, проигрывание народных праздников, разыграть ситуацию праздника и др. Предпочтение отдавалось игре, т.к. она является важной формой приобщения младших школьников к народным традициям . Мы использовали игры, в которых основу взаимодействия составляла народная педагогика: творческие, ролевые, режиссерские игры, игры с куклами, игры-драматизации, сочинение сказок, игры слов — скороговорки, поговорки, потешки и т.д. Они обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности (одно из условий приобщения к народному творчеству).
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорим о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: “Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей”. Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели. Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.
Окружающая действительность, если ребёнок воспринимает её при целенаправленном руководстве, становится средством патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.
Проводятся конкурсы между классами и «Великая Отечественная» к данному конкурсу предоставляется тематика вопросов, дети совместно с педагогами готовят ответы на заданные темы. ежегодно проводится праздник «Масленица». Целью данного мероприятия является знакомство с традиционными русскими праздниками, формирование положительного эмоционального настроя детей. Дети подбирают материал по тематике «Как лечились наши деды».С целью воспитания гордости за русских солдат, отстоявших годы войны, в мае проводится декада в честь Дня Победы. Для разнообразия выставки творческих работ детям предложено изготовить «Салют Победы» в разной технике исполнения. Детьми были представлены различные варианты выполнения, данные мероприятия позволили разнообразить традиционные конкурсы рисунков, у детей больше возможности для творчества. С целью повышения учебной и поведенческой мотивации проходит акция возложения цветов лучшими учениками к памятнику в честь Победы у Вечного огня.
В мае 2015 г. в школе проводилась декада «Вахты памяти» - цикл мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы. Целью декады было воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свой народ, чувства уважения к истории страны; развитие чувства милосердия и сострадания.
Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т.е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся с нарушением интеллекта необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является трагедия в Чернобыле – под этим девизом в коррекционной школе прошло мероприятия “Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение”. В рамках этого мероприятия была организованна выставка книг, журналов и статей, встреча с участником Чернобыльских событий Карповым Александром Валентиновичем. Глобальность Чернобыльской катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии. Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий чернобыльской аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья.
Простые добрые ребята, их тысячи и их не счесть.
Они здесь потому, что надо! Чернобыль – совесть их и честь.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в коррекционной школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих дедушках, об их прошлом — о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов. Узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего поселка, города. Вот это и есть результат нашей работы. Вот на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм русского человека. Конечно, невозможно, в полной мере, показать все стороны патриотического воспитания, но воспитывая у детей любовь к родному краю необходимо в первую очередь, воспитывать в них настоящих граждан России.
Важно знакомить учащихся с символикой города Выксы, государства, с религиозными праздниками, конституцией РФ, поднимать вопросы загрязнения окружающей среды. Ниже приведена примерная тематика мероприятий гражданско — патриотической направленности:
- Проведение классных часов, уроков мужества, экскурсий к местам боевой славы, примечательным местам города, (“Знай и люби свой край родной », « Выкса - сегодня и вчера”, “Государственная символика”, “Моя Родина – Великая Россия”, “День Победы -это праздник с сединою на висках,» “Голос блокадного Ленинграда”, “Героизм в современных условиях”, “23 февраля – День защитника Отечества» и др.).
- Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания (“Что такое закон», «Гражданин – Отечества достойный сын”, “Закон и справедливость”, “Ответственность. Виды ответственности”, “Если я не соблюдаю закон, я выпадаю из жизни общества”, “Проблемы загрязнения окружающей среды”, “Природа в опасности”, “Религиозные праздники» и др.).
- Конкурсы рисунков, плакатов, открыток, чтецов; проведение спортивных эстафет ( «Ради жизни на Земле», «Отчизне – верные сыны» , «Охранять природу – значит охранять Родину», « Выкса – мой город родной» ).
Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества и привлечение подростков групп “риска” к общественным мероприятиям патриотической направленности как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство ...
Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...
Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта
Использование игрового материала и заданий, повышающие познавательную активность учащихся....
Методическая разработка «Коррекционно – развивающая направленность уроков трудового обучения детей с нарушениями интеллекта»
Особенности организации трудового обучения детей с нарушениями интеллекта...
Устный счет на уроках математики для детей с нарушением интеллекта
Устный счет на уроках математики является способом направленного и всестороннего развития способностей детей. Устные вычисления содействуют развитию мышления, сообразительности, внимания, памяти, так ...
Формирование жизненной компетенции на уроках математики у детей с нарушением интеллекта
Формирование математической компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Практика показывает, что многие выпуск...
Статья "Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта"
Коррекционная педагогика...