Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы курса «История России» авторского для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Просвещение, 2006 г.), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 41 час (2 урока в неделю). В соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Данилов, А. А. История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008.
В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).
Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
- Дать представления об основных этапах и содержании истории России XIX века.
- Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
- Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
- Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
- Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
- Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
- Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
- В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
- Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
Основная функция курса.
Формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии российского общества в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Гуманизация при изучении данного курса.
Она прослеживается:
- в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания);
- обращение к диалоговому обучению;
- создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности;
- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории - то, что развивает способность понимания исторических эпох;
- в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
- в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.
Для работы по данному тематическому планированию используются
следующие учебные пособия:
- Данилов, А. А. История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2008.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России для 8 класса к данному учебнику.
- Авторские презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(41 урок)
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (21ч) | |||
1-2. | Россия на рубеже ХVШ-ХIХ вв. | 2 | Сентябрь |
3. | Внутренняя политика Александра I в 1801 -1806 гг. | 1 | |
4. | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. | 1 | |
5. | Внешняя политика Александра 1801-1812 гг. | 1 | |
6. | Отечественная война 1812 г. | 1 | |
7. | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | 1 | |
8. | Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг. | 1 | |
9. | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | 1 | Октябрь |
10. | Общественное движение первой четверти XIX в. | 1 | |
11. | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. I | 1 | |
12. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Внутренняя и внешняя политика Александра I. | 1 | |
13. | Внутренняя политика Николая I. | 1 | |
14. | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. | 1 | |
15. | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | 1 | |
16. | Общественное движение 30-50-х гг. | 1 | |
17. | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя. | 1 | Ноябрь |
18. | «Золотой век» российской культуры. Наука и образование. | 1 | |
19. | Русские первооткрыватели и путешественники. | 1 | |
20. | Перемены в быту основных сословий населения. | 1 | |
21. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия при Николае I. | 1 | |
Тема 2. Россия во второй половине XIX в. ( 20 ч ) | |||
22. | Накануне отмены крепостного права. | 1 | |
23. | Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Декабрь |
24. | Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. | 1 | |
25. | Социально-экономическое развитие России в 60-70-х гг XIX в. | 1 | |
26. | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | |
27. | Зарождение революционного народничества и его идеология. | 1 | |
28. | Революционное народничество второй половины 60-х –начала 80-х гг. XIX в. | 1 | |
29. | Внешняя политика Александра II. | 1 | |
30. | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | |
31. | Внутренняя политика Александра III. | 1 | Январь |
32. | Экономическое развитие в годы правления Александра III | 1 | |
33. | Положение основных слоев общества. | 1 | |
34. | Общественное движение в 80-90-е гг. | 1 | |
35. | Внешняя политика Александра III. | 1 | |
36. | Просвещение и наука. | 1 | |
37. | Литература и изобразительное искусство. | 1 | Февраль |
38. | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | 1 | |
39. | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | 1 | |
40. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия во второй половине XIX в. | 1 | |
41. | Итоговое повторение. | 1 |
Требования к уровню подготовки восьмиклассников по истории.
В результате изучения истории России ученики должны:
- Определять и объяснять исторические понятия.
- Выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, документе.
- Обобщать исторические явления и события, устанавливать их взаимосвязь, определять их причины и следствия.
- Анализировать исторические источники.
- Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать.
- Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, монологическую речь, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями и докладами.
- Знать даты.
- Уметь работать с исторической картой, извлекать из нее необходимую информацию.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. - М., 1994.
- Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.
- Ильин С. В. Витте. — М., 2006.
- Киянская О. И. Пестель. — М., 2006.
- Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. — М., 1990.
- Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914 гг. — М., 1995.
- Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
- Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.
- Москва. Быт XIV—XIX вв. — М., 2005.
- Москва в очерках 40-х годов XIX века. — М., 2004.
- Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. 1783—1883. — М., 1986.
- Песков А. М. Павел I. — М., 2003.
- Российские консерваторы. — М., 1997.
- Семенкова Т. Г., Сетенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. — СПб., 1992.
- Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке. — М., 1990.
- Томсинов В. Аракчеев. — М., 2003.
- Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. — Л., 1990.
- Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
- Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.
- Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.
- Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. — М., 1988.
Пояснительная записка
к рабочей программе по Новой истории.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы курса «Всеобщая история» авторского коллектива под руководством А.Я.Юдовской (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г.), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 26 часов (2 урока в неделю). В соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина «Новая история». М., Просвещение, 1998 г.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.
Изучение новой истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
3. В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
4. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
Основная функция курса.
Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.
Для работы по данному тематическому планированию используются
следующие учебные пособия:
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений.- Просвещение, 1998.
- Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории для 8 класса к данному учебнику.
- Авторские презентации.
Содержание учебной дисциплины
(26 уроков)
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
1. | Вводное занятие по курсу «Новая история» «От традиционного общества к обществу индустриальному». | 1 | Февраль |
2. | Индустриальная революция. | 1 | |
3. | Достижения и проблемы. | 1 | |
4. | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. | 1 | |
5. | Человек в изменившемся мире. | 1 | Март |
6. | Наука: создание научной картины мира. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира. Литература. | 1 | |
7. | Либералы, консерваторы, социалисты. | 1 | |
8. | Консульство и образование наполеоновской империи. | 1 | |
9. | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | |
10. | Англия: сложный путь к величию и процветанию. | 1 | |
11. | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. | 1 | Апрель |
12. | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 | |
13. | Германия на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». | 1 | |
14. | Франко-прусская война. Война, изменившая карту Европы. | 1 | |
15. | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | |
16. | Германская империя в конце XIX - начале XX вв. | 1 | |
17. | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | |
18. | Франция: Третья республика. | 1 | |
19. | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | Май |
20. | От Австрийской империи к Австро-Венгрии. | 1 | |
21. | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 | |
22. | Латинская Америка в XIX - начале XX вв. | 1 | |
23. | Япония на пути модернизации. Китай: сопротивление реформам. | 1 | |
24. | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. | 1 | |
25. | Международные отношения: дипломатия или война. | 1 | |
26. | Контрольно-обобщающий урок. | 1 |
Содержательные единицы, заложенные в программе.
Они должны дать понятие о таких явлениях, как:
- уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
- прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;
- личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
- принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;
- модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т. д.);
- роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни;
- прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении;
- человек в истории, его ответственность за выбор решений, соотношение субъективного и объективного факторов в историческом процессе.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся
должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Дополнительная литература.
1. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь в США. М., 1978.
2. Богомолов А.Л. Творение рук человеческих. Естественная история машин. М., 1988.
3. Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро (происхождение и характер). М., 1959.
4. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991.
5. Виноградов К.В. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.
6. Галкин К.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М, 1986.
7. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.
8. Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М., 1990.
9. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М: Мысль, 1999.
10. Манфред А.З. Образование русско-французского союза. М., 1975.
11. Мор Т. Утопия. М.. 1978.
12. Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди. М., 1961.
13. Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. М., 1982.
14. Ревуненков В.Г. Приход Бисмарка к власти. Л., 1941.
15. Слезкин Л.Ю. Испано-американская война 1898 года. М., 1956.
16. Тарле Е.В. Наполеон. М.: Наука, 1991. 461 с.
17. Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с фр. М.: Весь мир, 2000.
18. Тюлар Ж. Наполеон или миф о «спасителе». 2-е изд. испр. и доп. / Пер. с фр. Бондарева А.П. Вст. ст. Левандовского А.П.М.: Молодая гвардия, 1997.
19. Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...