Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Филиппова Екатерина Игоревна

Рабочая программа по истории 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_8_kl.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России.

Рабочая программа составлена  на основе Примерной программы  курса «История России» авторского для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Просвещение, 2006 г.),  допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 41 час (2 урока в неделю).   В соответствии с учебником, допущенным  Министерством образования Российской Федерации: Данилов, А. А. История России  ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008.

В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).

        Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

       Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей:

  • Дать представления об основных этапах и содержании истории России XIX века.
  • Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
  • Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
  • Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
  • Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
  • Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
  • Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
  • В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
  • Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

Основная функция курса.

Формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии российского общества в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

Гуманизация при изучении данного курса.

Она прослеживается:

  • в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
  • в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
  • в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания);
  • обращение к диалоговому обучению;
  • создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности;
  • в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
  • в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории - то, что развивает способность понимания исторических эпох;
  • в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
  • в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.

Для работы по данному тематическому планированию используются

 следующие учебные пособия:

  • Данилов, А. А. История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2008.
  • Колганова Е.В., Сумакова Н.В.  Поурочные разработки по  истории России для 8 класса к данному учебнику.         
  • Авторские презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

(41 урок) 

Календарно – тематическое планирование

урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (21ч)

1-2.

Россия на рубеже ХVШ-ХIХ вв.

2

Сентябрь

3.

Внутренняя политика Александра I в 1801 -1806 гг.

1

4.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

1

5.

Внешняя политика Александра 1801-1812 гг.

1

6.

Отечественная война 1812 г.

1

7.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

1

8.

Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

1

9.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Октябрь

10.

Общественное движение первой четверти XIX в.

1

11.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.                                                                       I

1

12.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Внутренняя и внешняя политика Александра I.

1

13.

Внутренняя политика Николая I.

1

14.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в.

1

15.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

16.

Общественное движение 30-50-х гг.

1

17.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

1

Ноябрь

18.

«Золотой век» российской культуры. Наука и образование.

1

19.

Русские первооткрыватели и путешественники.

1

20.

Перемены в быту основных сословий населения.

1

21.

Повторительно-обобщающий урок по теме:

Россия при Николае I.

1

Тема 2. Россия во второй половине XIX в.  ( 20 ч )

22.

Накануне отмены крепостного права.

1

23.

Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Декабрь

24.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

1

25.

Социально-экономическое развитие России в 60-70-х гг XIX в.

1

26.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

27.

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

28.

Революционное народничество второй половины 60-х –начала 80-х гг. XIX в.

1

29.

Внешняя политика Александра II.

1

30.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

31.

Внутренняя политика Александра III.

1

Январь

32.

Экономическое развитие в годы правления

 Александра III

1

33.

Положение основных слоев общества.

1

34.

Общественное движение  в 80-90-е гг.

1

35.

Внешняя политика Александра III.

1

36.

Просвещение и наука.

1

37.

Литература и изобразительное искусство.

1

Февраль

38.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1

39.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

40.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия во второй половине XIX в.  

1

41.

Итоговое повторение.

1

Требования к уровню подготовки восьмиклассников по истории.

В результате изучения истории России ученики должны:

  1. Определять и объяснять исторические понятия.
  2. Выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, документе.
  3. Обобщать исторические явления и события, устанавливать их взаимосвязь, определять их причины и следствия.
  4. Анализировать исторические источники.
  5. Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать.
  6. Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, монологическую речь, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями и докладами.
  7. Знать даты.
  8. Уметь работать с исторической картой, извлекать из нее необходимую информацию.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

  1. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. -   М., 1994.
  2. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.
  3. Ильин С. В. Витте. — М., 2006.
  4. Киянская О. И. Пестель. — М., 2006.
  5. Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. — М., 1990.
  6. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914 гг. — М., 1995.
  7. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
  8. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.
  9. Москва. Быт XIV—XIX вв. — М., 2005.
  10. Москва в очерках 40-х годов XIX века. — М., 2004.
  11. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. 1783—1883. — М., 1986.
  12. Песков А. М. Павел I. — М., 2003.
  13. Российские консерваторы. — М., 1997.
  14. Семенкова Т. Г., Сетенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. — СПб., 1992.
  15. Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX веке. — М., 1990.
  16. Томсинов В. Аракчеев. — М., 2003.
  17. Троцкий И. Ш-е Отделение при Николае I. — Л., 1990.
  18. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
  19. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.
  20. Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.
  21. Эйдельман Н. Я. Революция сверху в России. — М., 1988.

Пояснительная записка

к рабочей программе по Новой истории.

Рабочая программа составлена  на основе Примерной программы  курса «Всеобщая история» авторского коллектива под руководством  А.Я.Юдовской  (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г.), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 26 часов (2 урока в неделю).   В соответствии с учебником, допущенным  Министерством образования Российской Федерации: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина «Новая история». М., Просвещение, 1998 г.

        Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

        Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

Изучение новой истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.

2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

3. В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

 4. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

Основная функция курса.

Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.

 

Для работы по данному тематическому планированию используются

 следующие учебные пособия:

  • Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений.- Просвещение, 1998.
  • Соловьев К.А.  Поурочные разработки по  новой истории  для 8 класса к данному учебнику.         
  • Авторские презентации.

Содержание учебной дисциплины

(26 уроков)

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

1.

Вводное занятие по курсу «Новая история»

«От традиционного общества к обществу индустриальному».

1

Февраль

2.

Индустриальная революция.

1

3.

Достижения и проблемы.

1

4.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

5.

Человек в изменившемся мире.

1

Март

6.

Наука: создание научной картины мира. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира. Литература.

1

7.

Либералы, консерваторы, социалисты.

1

8.

Консульство и образование наполеоновской империи.

1

9.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

10.

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

1

11.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису.

1

Апрель

12.

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

1

13.

Германия на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?».

1

14.

Франко-прусская война. Война, изменившая карту Европы.

1

15.

Контрольно-обобщающий урок.

1

16.

Германская империя в конце XIX - начале XX вв.

1

17.

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

18.

Франция: Третья республика.

1

19.

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

Май

20.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

1

21.

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику.

1

22.

Латинская Америка в XIX - начале XX вв.

1

23.

Япония на пути модернизации. Китай: сопротивление реформам.

1

24.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

1

25.

Международные отношения: дипломатия или война.

1

26.

Контрольно-обобщающий урок.

1

Содержательные единицы, заложенные в программе.

Они должны дать понятие о таких явлениях, как:

  • уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки);
  • прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;
  • личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе;
  • принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции;
  • модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т. д.);
  • роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни;
  • прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении;
  • человек в истории, его ответственность за выбор решений, соотношение субъективного и объективного факторов в историческом процессе.

      

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся

должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;
  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

Дополнительная литература.

1. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь в США. М., 1978.

2. Богомолов А.Л. Творение рук человеческих. Естественная история машин. М., 1988.

3. Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро (происхождение и характер). М., 1959.

4. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991.

5. Виноградов К.В. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.

6. Галкин К.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М, 1986.

7. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968.

8. Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М., 1990.

9. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М: Мысль, 1999.

10. Манфред А.З. Образование русско-французского союза. М., 1975.

11. Мор Т. Утопия. М.. 1978.

12. Невлер В.Е. Джузеппе Гарибальди. М., 1961.

13. Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. М., 1982.

14. Ревуненков В.Г. Приход Бисмарка к власти. Л., 1941.

15.  Слезкин Л.Ю. Испано-американская война 1898 года. М., 1956.

16. Тарле Е.В. Наполеон. М.: Наука, 1991. 461 с.

17. Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с фр. М.: Весь мир, 2000.

18. Тюлар Ж. Наполеон или миф о «спасителе». 2-е изд. испр. и доп. / Пер. с фр.   Бондарева А.П. Вст. ст. Левандовского А.П.М.: Молодая гвардия, 1997.

19. Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...