"Работа с исторической картой на уроке"
методическая разработка по истории на тему
Презентация рассказывает о способах и методах работы с исторической картой на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_mira.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы современного образования проблему перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения; проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков; проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.
Задания для работы с контурной картой Репродуктивный уровень Продуктивный уровень 1. Выделите основные районы земледелия; 2. Подпишите столицы Древнего Египта; 3. Обозначьте район пирамид; 4. Покажите границу Египетского государства в 15 в. до новой эры. 1. Выдели наиболее благоприятные территории в Египте для занятий земледелием ( отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями ); 2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте); 3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила; 4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте. Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуй объяснить причину появления этого противоречия .
Вопросы Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте. Предположи какое отношение к изменениям в империи Карла Великого имеет город Верден. Почему область называется Папская?
В преподавании истории используются различные виды карт: Настенная историческая карта Карта в историческом атласе Карта в учебнике
Школьники должны знать: Что название карты указывает тему (или основное содержание карты). Что тематические исторические карты “накладываются” на географический “фон” Что исторические карты рассказывают о прошлом Что условные знаки расшифровываются на самой карте в разделе “условные обозначения ”
Школьники должны уметь: Узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство Воспринимать масштаб Сравнить размеры территорий Находить и правильно называть условные знаки (обозначения).
Алгоритм чтения исторической карты Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким .
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Историческая карта может быть использована на различных стадиях урока: В начале урока, как введение в материал и как иллюстрация В ходе объяснения нового На завершающей стадии для закрепления новых знаний
Организация познавательной деятельности при работе с картой Приемы Локализация исторических событий на карте «Оживление» карты наглядными средствами Задания Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение Прикрепление значков, символов, аппликаций
Чтение и составление легенды карты Вычерчивание объектов на карте Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте Нарисуйте и подпишите объекты на карте
Задания на анализ содержания исторической карты По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10—4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия 10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"
Творческие задания " Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."
Задание на соответствия Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров
Задания на группировку картографических сведений Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.
Задания на развитие образного мышления На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?
Картографический диктант На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а) г. Рим и реку, на которой он основан; б) город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в) первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;
Игровые задания "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2
Критерии оценивания работы с контурной картой Умение точно и правильно выполнить задание по карте; Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту; Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты); Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами); Отсутствие речевых и грамматических ошибок.
Критерии оценивания работы с исторической картой Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); Речевая грамотность.
Выводы Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с исторической картой на уроках истории
Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...
Работа с исторической картой на уроках истории
Работа содержит следующие элементы:Содержание картографических знаний и умений;памятки для работы с картой;приёмы формирования умений в разных классах....
УРОК ГУБЕНИНОЙ Л.Н. "РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ"
PISA – тест включает в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.). В 2000 году учащиеся российских школ впервые пр...
Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на уроках истории.
Приемы работы с исторической картой на уроках истории в коррекционной школе....
Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС
Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры задани...
Выступление на ШМО по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)
работа с исторической картой. Этапы в работе с исторической картой необходимо учитывать несколько этапов. Формирование различных умений у учащихся при работе с картой. Фрагменты уроков истории при орг...