публичное представление
статья по истории на тему
Самоанализ учителя истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя истории и обществознания
МБОУ «Нововерхиссенская средняя общеобразовательная школа»
Кижаевой Веры Петровны
В данной школе работаю с 1985 года учителем истории и обществознания после окончания МГПИ им. Н.К.Крупской по специальности «История и английский язык». Стаж педагогической работы 30 лет. Общий трудовой стаж 32 года. В 2010 году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.
Педагогическая проблема, над которой работаю в течение последних лет, - «Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в условиях личностно-ориентированного подхода».
Моя позиция: найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся. Помочь ребенку поверить в свои силы и добиться цели.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъективный опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Целью личностно-ориентированного подхода к обучению является – создание условий для самопознания, самореализации личностных качеств. Осуществляется помощь в самоопределении ребёнка.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения новых образовательных технологий на уроках.
1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность опыта определяется необходимостью разрешения между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
В ходе анализа своего педагогического опыта пришла к выводу, что выстроенная система работы с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию у них познавательных интересов, связанных с учебными предметами биология и химия. Это достигается благодаря личностно-ориентированному подходу в обучении.
Главным принципом личностно-ориентированного подхода к обучению является актуализация субъектного опыта учащихся, связанная с мыслительной деятельностью, т.е. действия педагога, направленные на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания. Эти действия должны осуществляться для того, чтобы решить следующие задачи:
- способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала;
-содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельность;
-обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.
В ходе такого подхода к обучению активно экспериментируются разные формы и методы: развитие критического мышления, метод проектов, игровые, технологии сотрудничества и т.д. Позиция ребенка при личностно-ориентированном подходе: активно-инициативная.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Условия возникновения опыта продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:
- ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
- более полно принимает себя и свои чувства;
- становится более уверенным в себе и автономным;
- начинает принимать и понимать других людей.
Отсюда очевидна моя главная задача как учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Важная обще педагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему). Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. А какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения.
3. Теоретическая база опыта
Важным для учителя является наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК по истории и обществознанию включает учебники, электронный учебник, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках использую презентации, скачанные с сайтов и переработанные. Использую ресурсы сети Интернет. По истории России – учебники Данилова А.А., Косулиной Л.Г . По обществознании - учебники Боголюбова Л. Н.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Технология опыта
Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной обучающимися .
Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии – это овладение обучающимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.
Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности.
Использование разных видов деятельности, позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого обучающегося.
На уроках по истории и обществознании при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:
- создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу
- использование готовых мультимедийных пособий на уроках по истории: дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;
- использование Интернет-ресурсов:
- использование виртуальных экскурсий;
- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю обучающихся. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться с помощью мультимедиапроектора.
Урок-исследование:
Это форма урока, при которой активная роль принадлежит обучающимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.
Электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка обучающихся Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».
Организация индивидуального обучения:
Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.
Творчество – высшая форма деятельности обучающихся. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание обучающимися мини-презентаций по изученному на уроках материалу.
Материалы и слайды этой мини-презентации обучающиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».
То есть при создании обучающимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии и биологии. И как следствие, повышается качество знаний обучающихся .
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствует стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- визуализировать учебную информацию;
- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
- осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;
- проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
5. Анализ результативности.
Проблемное построение учебного материала дает результат в повышении эффективности обучения истории, способствует проявлению учениками высокой познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения знаний. Частое применение проблемного обучения в условиях личностно-ориентированного подхода не всегда возможно, так как пробелы в знаниях или отсутствие знаний по определенным темам ограничивает возможность учащихся участвовать в проблемных уроках.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы. Многие из моих учеников продолжают дальнейшее изучение предмета в ВУЗах.
Процент качества знаний по истории и обществознанию составляет от 66,7 до 100 % .
Итоги внешнего мониторинга по истории и обществознанию.
Год | Предмет | Классы | % качества знаний |
2011-2012 | обществознание | 8 | 100 |
Предмет | Класс | Уровень проведения | Качество знаний |
2010-2011 учебный год | |||
история | 6 | муниципальный | 70 |
Участия в предметной олимпиаде по истории и обществознанию
Учебный год | Уровень | ||
районные | республиканские | всероссийские | |
2010-2011 | участие | - | - |
2011-2012 | участие | - | - |
2012-2013 | участие | - | - |
2013-2014 | участие | - | -- |
2014-2015 | участие |
Результаты внеурочной деятельности обучающихся
Ежегодно учащиеся принимают участие в районной олимпиаде по школьному краеведению
Учебный год | ФИО участника | Статус |
2010-2011 | Ломачкина Марина | 2 место |
2011-2012 | Ломачкина Марина11 | участие |
2012-2013 | Ломачкина Марина14 | 3 место |
2013-2014 | Милованова Ирина | 2 место |
2014-2015 | Милованова Ирина | участие |
Результаты участия в научно-исследовательской работе муниципального уровня на базе Инсарской средней школы №1 «Первые шаги в науку»
Учебный год | ФИО участника | Статус |
2012-2013 | Артамонова И.В. | 2 место |
Возможность тиражирования опыта
В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, предметные недели, выступаю на семинарах ШМО и ММО. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.
- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Составление и проверка разноуровневых заданий с учетом
дифференцированного подхода к ученикам
Проведение уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Составление и проверка вариативных заданий
- Адресные рекомендации при использовании этого опыта.
Адресная направленность.
В данной работе рассматриваются вопросы, которые будут полезны:
а) педагогическим работникам всех уровней;
б) родителям;
в) всем, кого интересует данная проблема.
- Наглядное приложение: конспект открытого урока.
Открытый урок в 6 классе по истории России с древнейших времен до конца XVI века на тему: Реформы Избранной рады.
Цели:
Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XV в.
Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Учащиеся должны уметь:
умения передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловый анализ текста
формулировать выводы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.
Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация , видеоролик Н.М. Карамзин «История государства Российского».
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Ход урока
- Проверка домашнего задания (10 минут):
Перед тем как мы начнем новую тему, давайте повторим материал, изученный на прошлом уроке. Внимание на экран. ( слайд 2) Перед вами шесть событий. Ваша задача расставить события в хронологическом порядке от раннего к позднему. На листочке № 1 эти события показаны. Пронумеруйте их сначала на листке. (4 минуты)
Следующее задание: перед вами на экране (слайд 3) даны определения и листок № 2 с понятиями. Ваша задача соотнести понятия с вашего листка с определением на экране. (4 минуты)
- Изучение нового материала (35 минут):
Слайд 4
Введение в тему: на предыдущих уроках мы познакомились с правлением московских князей Ивана III и Василия III. На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.
Запишите число и тему урока.
Слайд 5
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.
План
- Боярское правление в начале XVI в.
- Личность Ивана IV.
- Укрепление центральной власти
- Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
- Военная реформа
1. Боярское правление.
Рассказ учителя: Иван IV – будущий царь в ночь с 24 на 25 августа 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)
Внимание на экран. Видеоролик о завещании Василия.
Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.
(слайд 6)
Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.
Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.
Запись на доске: Реформы Елены Глинской:
- введение … (единой денежной единицы (московский рубль)
- создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
- основание … (Монетного двора)
- введение … (единых единиц длины и веса.)
Допишите конец предложений на листочке № 3
Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ ?
Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.
Я предлагаю посмотреть видеоролик с диска Н.М. Карамзин «История государства Российского» (4 минуты)
А теперь давайте познакомимся с личными воспоминаниями Ивана.
Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.
(слайд 8)
А теперь давайте выясним какие черты характера Ивана показывал русский историк В.О. Ключевский в своем знаменитом труде «курс русской истории».
2. Личность Ивана IV.
Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом
Задание: используя отрывки из документов В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .
Дидактический материал для работы групп.
1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.
(слайд 9)
Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. (слайд) Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?
Работа с текстом учебника: стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547 г.
Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.
3. Укрепление центральной власти
Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века.
Как назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь).
Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).
Как назывались центральные органы управления (приказы).
Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).
На доске один из учащихся записывает схему органов управления в XV в.
Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.
(слайд 10)
1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.
1550 – принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день». (слайд 11)
Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.
Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию. (слайд 13)
Выслушивание ответов, уточнение, корректировка, заполнение таблицы. (слайд 14)
1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.
Работа с текстом учебника: найдите объяснение данного названия.
Задание: Из пункта «Стоглавый собор» выберите решения собора:
1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне
Работа по учебнику: стр. 198 , функции выборных органов.
Запись: выборные органы:
- вершили суд;
- следили за соблюдением законов и порядка:
- собирали подати
Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения
4. Военная реформа (слайд 15)
Рассказ учителя: Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.
Введение даты: в 1556 г. было принято «Уложение по службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске от всех землевладельцев.
Иллюстрация стр. 199, «конный воин – дворянин».
Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.
Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.
Выставление оценок за активную работу на уроке.
III. Домашнее задание:
- §23
- Творческое задание: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного опыта
ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Любовь к ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....