рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории России и средних веков 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_6_kl.rar | 41.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
интегрированного учебного курса
основного общего образования
по истории средних веков и истории России
с древнейших времен до конца XVI века
Класс 6
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Изучение рассчитано на 2 часа в неделю,35 недель 70 часов в год. Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими. А также есть темы рассматривающие историю Сибири.
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
- Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Используемые УМК:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
- Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
- Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов)
№ урока Пример. Дата | Тема | Кол.час. | Содержание | Понятия | Программа развития учащихся | Тип урока | Контроль знаний | ||
История средних веков | |||||||||
1 | Введение. Живое средневековье | 1 | Понятие «средние века»; Место ИСВ в ист. Челов-ва; Хрон. Рамки средневековья; Исторические источники. | Архив Хроники | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; Называют хронолигические рамки средневековья; Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья | Урок изуч. Нов. Материала | Введение с 6-10 раб.конт.карт.; инд.задан.; работа с нов. Понятиями; раб.с лент.вр. | ||
Становление средневековой Европы (VI–XI века) | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | Велик. Пересел. Народов; Герман. Племена; Падение Западной Римской империи; Гунны. | Знать Герцог Народ. Ополчен. Дружина Гунны Готы | Работают с контурной картой; Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Комбинированный | §1 Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга» Зад.раб.тетр. | ||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | 1 | Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во; Появление гос-ва; Король Хлодвиг; Христ. Церковь; Монастыри | Король Граф Папа Феодал Миряне Монастырь Аббат | Выявляют отличия власти короля от власти вождя; Работают с контурной картой; Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. | Комбинированный | §2 Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя» Зад. Раб. Тетр. | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Карл Великий; Франкская имп. И её распад; Междоусоб.войныСеньоры и васс.; Феод. Лестница. | Авары Титул Феод.раздроб. Междоус. Войны Сеньор Вассал Барон Рыцарь | Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого); Работают с историческими докум.; Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. | Урок-практикум | §3 Пробл.з.-в чем причины распада имп. К.В. и периода феод. Раздроб. | ||
5 | Западная Европа в IX – XI веках. | 1 | Слабость королев. Власти во Франц.; Свящ.Рим.имп.; англосаксы и норманн.завоев. | Норманны Викинги Замок | Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли; Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. | Комбинированный | § 4 Зад.раб.тетр Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. гос-вом и почему? | ||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | Представления людей о мире; Каролингское Возрождение; Иск-во, лит-ра. | Капелла Пергамен Инициалы Заставки Житие Эпос Жонглер | Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире: Умеют работать с различными источниками дополнительной информации | Урок-практикум | §5 Зад.раб.тетр. Сравн.таб. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе» Тестирование | ||
Византийская империя и славяне в VI – XI веках | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии; Визант. Имп-ры; Юстиниан и его реформы; Войны Юстин.; Вторж. Слав. И арабов. | Скипетр Право | Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. | Урок изуч.нов. материала | §6 Зад.раб.тетр. Тесторование Фронталь опрос Индивид. Задания | ||
8 | Культура Византии. | 1 | Алтарь Крестово-купрльный храм Канон Смальта Икона | Составляют описание произведений искусства; | Урок с примен. ТСО | §7 Зад.раб.тетр Проб.з.-сравн. Зап. И вост. Культуры | |||
Арабы в VI – XI веках. | |||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | Рассел., занятия араб. Племен; Мухаммед и рождение ислама; Роль ислама в объед. Арабских племен; Распространение ислама. | Бедуины Аллах Мусульманин Коран Шариат Паломничество Халиф Везир Эмир | Работают с контурной картой; Раскрывают систему у4правления арабами; Объясняют объединительную роль ислама; Знают основы вероучения ислама и обязанности. | Урок изуч.нов. материала | §9 Зад.раб.тетр. Раб.контур.кар. Индивид.задан. Фронт. Опрос Раб. По карте | ||
10 | Культура стран халифата. | 1 | Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина | Медресе Фарси Альгамбра Мечеть Арабески Минарет | Рассказывают о развитии культуры в странах халифата; Составляют описание произведений искусства; Дают устный отзыв на ответы одноклассников. | Комбинированный | §10 Зад.раб.тетр. Сравн.таб. «куль. Виз. Араб. Халиф» Сообщ. «Образ-ие, наука, лит-ра» Тестирование | ||
Феодалы и крестьяне | |||||||||
11 | В рыцарском замке. | 1 | Замок феодала; Снаряж. Рыцаря; Развлечения рыцарей; Правила повед. рыцарей; Турниры, гербы | Замок Донжон Рыцарь Кольчуга Турнир Герольд Герб Девиз | Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря; Умеют раскрывать суть феодальных отношений; Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала | Урок-практикум | §11 Зад.раб.тетр. Рассказ «День феодала» Индивид.задан. Фронталь опрос. | ||
12 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | Феод. землевл-е; Феодальная знать; Жизнь, быт кр-ян; Крест. хозяйство; Феод. завис-ть и повинности; Крест. община. | Вотчина Барщина Оброк Лично завис. крестьянин | Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян); Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека. | Урок-практикум | §12 Зад.раб.тетр. Сравн.таб. «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»; Тестирование | ||
Средневековый город в Западной и Центральной Европе | |||||||||
13 | Формирование средневековых городов. | 1 | Возник. Городов; Города – центры ремесла, торговли, культуры; Цехи и гильдии. | Сырье Коммуны Самоуправление Бургомистр Патриции Устав | Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов); Описывают облик средневекового города; Раскрывают систему управления средневекового города | Комбинированный | §13 Зад.раб.тетр. Индивид.зад. Творческ. задан. | ||
14 | Горожане и их образ жизни. | 1 | Город. сословия; Город. упр-ние; Жизнь, быт, занят. горожан; Средневек. гор. – республики. | Собор Ратуша Мастер Ученик Подмастерье Шедевр | Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века | Комбинированный | §14 Зад.раб.тетр. Индивид.зад. Фронталь. опрос Тестирование |
Католическая церковь в XI – XIII веках | |||||||
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Раздел. церквей; Герман. имп-ры и церковь; Ереси и преслед. еретиков. | Католичество Православие Фанатизм Десятина Еретик Индульгенция Сословия | Выявляют различия католической и православной церквей; Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную; Раскрывают прич. возникновения ереси. | Комбинированный | §15 Зад.раб.тетр. Хронолог. таблица Индивд. задания |
16 | Крестовые походы. | 1 | Крестовые походы и их последствия; Борьба народов Востока против крестоносцев. | Крестоносцы | Наносят на контурную карту походы крестоносцев; Обозначают государства крестоносцев; Раскрывают причины и последствия крестовых походов. | Комбинированный | §16 Зад.раб.тетр. Индивид. задания Определить участников всех крест. походов Тестирование |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) | |||||||
17 | Объединение Франции. | 1 | Усиление королев. Власти; Сослов-представ. монархия; Генеральные Штаты; Первые успехи объединения. | Денежный оброк | Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап); Объясняют причины усиления королевской власти во Франции; Перечисляют характерные черты сословной монархии. | Комбинир. | §17 Зад.раб.тетр Классиф. гос. власть по указан. признакам Перечисл. характ. черты полит. устр-ва Франции |
18 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | Норманн. завоев.; Генрих II, его реф; Великая хартия вольностей; Парламент; Сослов. Монархия; Экон. и социаль. развитие страны. | Баллада Реформа Шериф Графство Суд присяжных Парламент | Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии; Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы. | Комбинированный | §18 Зад.раб.тетр. Сравнит.таблица «общее и особенное в сословно-представ. монархии Фран. и Англии» |
19 | Столетняя война. | 1 | Причины войны и повод к ней; Итоги и послед. Столетней войны. | Наносят на контурную карту ход боевых действий; Излагают причины Столетней войны; Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность. | Комбиниров. | §19 Зад.раб.тетр Хронолог.таблицаСообщение о Жанне Д'Арк | |
20 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | Полож. крестьян во Фр. и Англии; Восстание в Лондоне | Партизанская война Народная освободительная война | Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии; Знают последствия крестьянских выступлений. | Комбин. | §20 Зад.раб.тетр Индивид.задания Фронталь опрос |
21 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. | 1 | Заверш. объедин. Франции; Образование централиз. Гос-ва; Война Алой и Бел. розы в Англ.; Генрих VIII. | Постоянное войско Ежегодный налог | Дают самостоятельную оценку историческим явлениям; Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции; Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии. | Комбинированный | §21 Зад.раб.тетр Пробл.з. – определить существенные черты централизованного государства Фронталь. опрос Индивид. задания |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия; Реконкиста; Образ. Испан. Королевства; Введ. инквизиции в Испании; Раскол в катол. церкви | Реконкиста Кортесы | Работают с контурной картой (на примере Реконкисты); Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове; Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе; Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия. | Урок изуч. нового материала | §22 Зад. раб. тетр Раб.по контур.карт Раб. по истор.карте Сравн. таб. «английский парламент, Генеральные штаты, Кортес» Тестирование |
Германия и Италия в XII – XV веках | |||||||
23 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | Княжества в Германии; Натиск на Восток; Союзы городов; Гор. респ. в Ит.; Гвельфы и гибелл.; Правление Медичи во Флор. | Курфюрст Булла Кантон Гвельфы Гибеллины Чомпи Тирания | Сравнивают особенности развития Германии и Италии; Дают самостоятельную оценку историческим событиям | Комбинированный | §23-24 Зад. раб. тетр. Фронталь опрос. Пробл.з.- почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства? Тестирование |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках | |||||||
24 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | Чехия в XIV веке; Ян Гус.; Гус. войны, и их значение; Народное войско. | Паны Патриот Церков. собор Табориты Сейм | Работают с картой; Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус); Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»; Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения. | Урок изуч. нового материала | §25 Сообщение о Яне Гусе и Яне Жижке Зад.раб. тетр. Индивид. зад. Раб по истор. карте |
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Балк. страны перед завоев.; Завоевания турок-османов; Битва на Косовом поле; Гибель Византии; Осман. Империя | Турки-османы Янычары Подушный налог | Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов); Умеют работать с текстом учебника | Урок-практикум | §26 Зад. раб. тетр. Раб. по конт. карте Пробл.з.-почему Вост.Рим.имп. смогла просущ. На тысячу лет больше, чем Зап.Рип.имп.? Тестирование |
Культура Западной Европы в XI – XV веках | |||||||
26 | Культура Западной Европы в XI – XV веках | 1 | Представл. среднев. чел-ка о мире; Место религии в жизни человека; Наука и образ.; Появл. универ.; Возрожд. антич. Наследия; Нов. уч. о чел-ке; Гуманизм; Иск. раннего Возрождения; Разв. науки и тех; Изобр.книгопеч. | Домна Мушкет Компас Астролябия Каравелла Печат.станок Ректор Факультет Трубадур Ваганты Арка Свод Готич. стиль Химеры Гуманизм | Выявляют новые черты в искусстве; Сравнивают идеи гуманистов; Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умеют работать с различными источниками информации. | Урок с примен. ТСО | §27-30 Зад.раб.тетр. Пробл.з.-почему это время называют Возрождением? Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия? Сообщ. об изобр. книгопеч. Тестирование |
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века | |||||||
27 | Средневековый Китай | 1 | Имп-ор и поддан.; Крест. война; Кит.под вл. монг.; Борьба против завоевателей. Культура Китая. | Шелковый путь Монгол Хан Фарфор Пагода Пейзаж | Составляют описание достижений культуры стран; Объясняют причины колониального вторжения в Китай; Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. | Урок изуч. нового материала | §31 Зад.раб.тетр. Раб.по истор.карте Пробл.з.- раскрыть значение китайской культуры Тестирование |
28 | Индия: государства и культура. | 1 | Индий. княж-ва; Вторж. Мусульм; Делий. Султанат; Культура Индии. | Раджа Брахман Фрески | Сравнивают особенности развития Китая и Индии; Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман; Понимают значение индийской культуры. | Урок изуч. нового материала | §32 Зад.раб.тетр Фронтальл опрос; Пробл.з.-влияние инд. Кул-ры на миров. Ист. и куль Тестирование |
29 | Государства и народы доколумбовой Америки | 1 | Народы Америки. Государства. Культура. | Майя Ацтеки Инки | Составляют развернутый план параграфа; Выявляют особенности развития народов; Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев. | Кино-урок | §33 Зад.раб.тетр. Творч.задания Тестирование |
30 | ПОУ к курсу «История средних веков» | 1 | Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду; Умеют работать с тестовыми заданиями; Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты; Выявляют существенные черты исторических процессов; Объясняют смысл изученных исторических терминов; Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. |
История России | |||||||
31 | Введение | 1 | Что изучает история Отечества; История России – часть всемирной истории; Исторические источники. Структура учебника. Приемы учебной деятельности. | История; Летопись; Археология; Лингвистика; Фольклористика Этнография | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Урок изуч. нового материала | Введение Фронталь. опрос Индивид.задание Раб.с лентой врем. Раб.с картой Творч. зад.: илл. схема «Науки, помогающие ученым изучать прошлое страны» Сообщ. о Ключевс. (по мат. энцикл.) |
Русь Девняя | |||||||
32 | Расселение восточных славян и их занятия | 1 | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | Племя, индоевропейцы, подсеч.-огневая и переложная системы земледелия; вервь; вече; язычество; народ.. ополч. | Знают о происхождении славян и путях их расселения; характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования; Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами | Урок изуч. нового материала | § 1, вопр. Индивид. зад. с.13 Повт. о скифах и Византии( из истории др.мира) Творч. раб.: Выполн. рисунок к п. «Верования» (или красочную схему) |
33 | Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями | 1 | Жители лесной полосы Вост. Евр. Греческие полисы и Скиф. Гос-во. Тюрк. и Авар. каг. Хазар. каганат. Волж. Булг. и Виз. | колонизация, полис архонт плуг хакан (каган), дань. | Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами; Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен; Продолж. формирование умений работать с ист. картой. | Комбиниров. | § 2, вопр. Индивид зад. с.19 |
34 | Наш край в 5-9 веке | 1 | Предпос. создания гос-ва в Сибири,культура Сибири. . | Каган, тюрки | Выявляют предпосылки складывания государства в сибири. Продолж. формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой; Устанавливают причинно-следств. связи | Комбинированный | Записи в тетради. |
35 | Формирование Древнерусского государства Первые киевские князья | 1 | Хаар-ер древнер. державы. Князь и дружина. Полюдье. Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства. Пох. Святослава. | государство, полюдье, урок, погост | Анализируют процесс становления Древнерусского государства; Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Показывают на карте походы князей | Урок-практикум | § 4, вопр. с.35 Сообщение о князе (по выбору) , используя памятку «Как составить сообщ. об истор. деятеле» (устно или письм. – по выбору) |
36 | Владимир Святославович | 1 | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. | Государство | Анализируют время правления князя Владимира; Дают личностную характеристику политическому деятелю; Работают с исторической картой; Решают проблемные задания, делают несложные выводы | Комбинир. | § 5 вопр. и зад. с. 42 зад.раб.тетр. индивид.задан. фронталь опрос |
37 | Крещение Руси | 1 | Прич. принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства. | пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, церков. устав, митрополит | Определяют причины и значение принятия христианства; Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников; Дают оценку историческому событию. | Урок-практикум | § 5 вопр. и зад. с. 42 зад.раб.тетр. индивид.задан. фронталь опрос Сообщен. о крещ. Киева |
38 | Ярослав Мудрый | 1 | Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством. | династич. брак, | Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); Работают с документами; Делают выводы; Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников; | Урок с примен. ТСО | § 6 вопр.с. 53 тесты к теме Сообщ. (по желан.) об Иларионе, Кирилле и Мефод. |
38 | Политический строй и экономические отношения Древней Руси | 1 | Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси. | холоп, рядович, смерд, закуп, усобица, политика, наместник. | Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого; Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей | Урок-практикум | § 6 вопр.с. 53 тесты к теме индивид. задания фронталь опрос |
40 | Культура Древней Руси Быт и нравы Древней Руси | 1 | Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло. | патриотизм, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь, перегород. эмаль | Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.; Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие; Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства; Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника | Творческая лаборатория | § 7 тесты к теме, зад.6,с.63 по желанию об-ся могут составить красочную таблицу по з.6 |
41 | Культура Сибири в 7-8 веках | 1 | Детские погребения, пояса и ранг мужчины воина. | Влияние и распространение тюркских изделий у местного населения | Урок-практикум | Записи в тетради | |
42 | ПОУ по теме «Русь Древняя» | 1 | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Умеют сравнивать исторические явления; Умеют работать с исторической картой; Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой. | Повторит-обобщ. урок | Тестирование Раб.по карте Раб. с термин. Творч. задан. | |
Политическая раздробленность на Руси | |||||||
43 | От княжеских усобиц к политической раздробленности | 1 | Прич. раздр. Руси; Образ. самостоят. княж. и земель; Хаар-ер полит. власти в период раздробленности; Владим.Мономах. | Усобица; Ростовщик; Рать; Уделы; Экономика; Эксплуатация | Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха); Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.; Выявляют причины и последствия государственной раздробленности | Урок изуч. нового материала | § 9 Фронталь. опрос Индивид.задан. с.83; Таб. «Последствия раздробленности Древнерусско-го государства» |
44 | Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество | 1 | Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.; Юр. Долгорукий; Борьба за Киев; Возвыш. В.-С княжества. | Государство; Усобица | Показывают на карте границы русских земель; Выявляют особенности их развития; Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо; Характеризуют деятельность русских князей. | Урок-практикум | § 10-11 Фронталь. опрос Индив.задан. с. 94 Творч.зад.-бъясните прозвища князей, подготов. Истор. загадку, ответом на котор. могли бы служить их имена |
45 | Главные политические центры Руси. Новгородская земля | 1 | Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства. | Республика; Мятеж | Показывают на карте границы русских земель; Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. | Урок-практикум | § 10-11 Фронталь. опрос Индив.задан. с. 94 Работа по карте Зад.раб.тетр |
46 | Нашествие с Востока | 1 | Созд. державы Чингисхана; Сраж. на Калке; Вторж. в Ряз.зем.; Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор; Нашествие на Ю-З Русь и Центр. Европу. | Курултай; Фураж; Нойон | Наносят на контурную карту направления походов Батыя; Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов; Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Развивают умения работы с историческими документами | Комбинированный | § 12 Фронталь опрос Индивид.зад. с.104 Работа с докум с.105-106 и вопр. к нему Зад.раб.тетр. |
47 | Нашествие с Запада | 1 | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц. | Дружина; Ополчение; Боевой порядок «свинья» | Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах; Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский); Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси; Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде. | Комбинированный | § 13 Фронталь. опрос Индив.задан.с.113 Твор. работа. «А.Невский» Зад.раб.тетр |
48 | Русь и Золотая Орда .Русь и Литва | 1 | Образование З. О.; Ордын. владыч.; Повинности русс. населения; Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества. Формирование Лит-Русс.гос-ва; Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве. | Ярлык; Баскак; Агрессия; Улус; Владычество; Выход Диалект; Уния; Государство | Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды; Определяют ее последствия на развитие Руси. Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства); Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства | Комбиниров. | §14 Фронт.опрос. с 120 Зад.раб.тетр. |
49 | Влияние монголо-татарского нашествия в Сибири. | 1 | Границы монголо-татарских завоеваний в Сибири. | Учатся устанавливать причинно-следственные связи Анализируют экономическое и политическое развитие Сибири | Комбинир. | Записи | |
50 | Культура русских земель в XII-XIII вв. | 1 | Общерусское культ. единство; Накапливание научных знаний; Литература; Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры; Зодчество; Живопись. | Архитектурный ансамбль; Аскетизм; Канон | Выделяют особенности развития культуры; Составляют описание достижений культуры; Характеризуют главную идею литературного творчества; Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.; Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру | Урок с примен. ТСО | §16 фронт. Опр. с. 136 Сост. кроссворд по теме Сообщение о 2-3 памятниках культуры (оформление творческой работы по теме) |
51 | ПОУ по теме «Политическая раздробленность Руси» | 1 | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. | Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв. | Повторит-обобщ. урок | Тестирование Раб.по карте Раб. с термин. Творч. задан. |
Русь Московская | |||||||
52 | Предпосылки объединения русских земель | 1 | Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель. | политическая система, вотчина | Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества | Урок изуч. нового материала | §17 Фронт.опрос с.146 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
53 | Причины возвышения Москвы | 1 | Борьба Моск.вы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты; Определяют причины и предпосылки создания единого государства | комбинированный | §17 Фронт опрос с.146 Индивид.зад. Зад.раб.тетр. Творч.работа «Иван Калита» | |
54 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством | 1 | Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой. | темник, хан, князь, | Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель | комбинированный | §18 Фронт.опрос с.155 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
55 | Куликовская битва | 1 | Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. | рать | Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы; Используют схему при рассказе о битве; Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской). | Урок-практикум | §18 Фронт.опрос с.155 Индивид. зад Зад.раб.тетр. Рассказ о Дмитрии Донском |
56 | Московское княжество и его соседи | 1 | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва. Образование русс., украин. и белорус. народностей. | централизованное государство, поместье, усобица, диалект, уния | Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.; Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой); Используют карту при рассказе об объединении русских земель | комбинированный | §19 Фронт.опрос с.164 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
57 | Создание единого русского государства | 1 | Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III. Заверш. объед. русских земель. | скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская Дума, централизованное государство, общество | Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века; характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. | комбинированный | §20 Фронт.опрос с. 173 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
58 | Свержение ордынского ига на Руси | 1 | Конец ордынского ига. | Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); Делают выводы. | комбинированный | §20 Фронт.опрос с. 173 Индивид. зад Зад.раб.тетр. | |
59 | Изменения в политическом, экономическом и социальном строе Московского государства в конце XV- первой половине XVI в. | 1 | Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепост. системы. | самодержец, поместье, вотчина, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, Боярская дума, кормление, местничество, окольничий | Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период; Анализируют Судебник 1497 г.; Определяют причины и последствия формирования крепостного права. Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. | комбинированный | §21 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
60 | Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в | 1 | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реф. Централь. и мест. управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | централизованное государство, Земский собор, стрелец, дворянин, Избранная рада, приказ, губа, копейка, Монетный двор | характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти; Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); Анализируют исторические документы. | комбинированный | §23 Фронт.опрос с. 200 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
61 | Завоевание Поволжья и Западной Сибири | 1 | Внешнеполит. успехи России в 50-е гг. Присоед. Казанского и Астрах. ханств. Оборона юж. рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. | засечная черта, острог, ясак | ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.; Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). | Урок-практикум | §24 Фронт.опрос с. 212 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
62 | Ливонская война | 1 | Ливонская война. | Рассказывают о причинах и ходе Ливонской войны. Работают с исторической картой (показывают ход войны). | Урок-практикум | §24 Фронт.опрос с. 212 Индивид. зад Зад.раб.тетр. | |
63 | Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина | 1 | Обострение внутрипол. борьбы в начале 60-х гг. Падение Избр. рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. | Избранная рада, террор, самодержавие, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло | Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады; Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти; Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги; Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный); Делают выводы об итогах развития государства | Комбинирован | §25, вопр.с.220 Характеристика Ивана Грозного или сочинение «Каким мне представляется Иван Грозный» |
64 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. | 1 | Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопеч. Иван Федоров. Уст. нар. творчество. Литература | уставное письмо, эпос, энциклопедии, летопись, регалии, публицистика, четьи минеи | Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.; Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры; Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории. | Творческая мастерская | §26, вопр.с.231 Сообщения о Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии |
65 | Архитектура и живопись в XIV-XVI вв. | 1 | Зодч. в XIV – XV вв. Архитектура Моск. гос-ва в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | зодчество, шатровый стиль, юродивый, икона, иконостас | Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи; Ознакомлены с выдающимися памятниками зодчества и произведениями живописцев; Описывают достижения культуры; Выявлют новые черты развития искусства | Урок с примен. ТСО | §27 Фронт.опрос с. 243 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
66 | Быт XV-XVI вв. | 1 | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп | Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий; Используют иллюстрации при рассказе о жизни | Комбинирован | §28 Фронт.опрос с. 255 Индивид. зад Зад.раб.тетр. |
67 | Организация общества, занятия и быт народов Сибири в 13-17вв. | 1 | Быт и нравы жителей Барабы | слои населения, орудия труда, посуда | Характеризуют быт рядовых общинников и родовой аристократии | Комбинирован | Записи в тетради |
68-69 | ПОУ по теме «Русь Московская | 2 | Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение. | Обобщ. знания по истории ХVI в. определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV; Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры. | Повторительно-обобщ. урок | Тестирование Раб.по карте Раб. с термин. Творч. задан. | |
70 | Итоговое обобщение и повторение | 1 | Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. | Обобщили и систематизировали изученный материал. | викторина | Тестирование Раб.по карте Раб. с термин. Творч. задан. |
Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе
Знать/Понимать:
- Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
- Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
- Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
- связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
История средних веков.
Обязательная для прочтения литература.
Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. С. Д. Сказкина, ч. I, II, III.
Тысяча и одна ночь. Арабские сказки (детские издания).
Песнь о Роланде.
Баллады о Робине Гуде.
Р. Стивенсон. Черная стрела.
Скотт В. Ричард Львиное Сердце.
A. Левандовский. Жанна д' Арк.
Рекомендуемая литература.
A. Дюма. Робин Гуд.
М. Твен. Янки при дворе короля Артура.
A. Каждан. У стен Царьграда.
В. Смирнова – Ракитина. Повесть об Авиценне.
Воскобойников В. Великий врачеватель Авиценна. М., 1972.
Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1978.
М. Заборов. Крестоносцы и их походы на Восток.
Б. Бродский. Каменные страницы истории.
З. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон-Кихота».
В. Майнк. Удивительные приключения Марко Поло.
М. Сервантес. Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский (детские издания).
Л.В.Волкова, О.С. Томановская. Индия борется; Португальцы в Индии.
М. Твен. Принц и нищий.
B. Дитякин. Леонардо да Винчи.
П. Мериме. Хроника времен Карла IX.
Э. Мурани-Ковач. Флорентийский волшебник.
Ж. Санд. Мастера мозаики.
C. Цвейг. Совесть против Насилия.
А. Дюма. Королева Марго
А. Дюма. Графиня де Мон-соро
Справочная (дополнительная) литература.
Хрестоматия по истории средних веков. (любое издание)
Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества (т. 7, изд. 1961 г., или т. 8, изд.1968 г.)
Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история, литература, искусство, религия).
Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М., 1999
Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М., 1999
Детская библия.
Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства.
История России. VIII-XVI вв.
Обязательная для прочтения литература.
Сахаров А., Троицкий С. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., 1978.
Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1984.
Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X -- начало XII в. М., 1978.
Древнерусская литература. Хрестоматия для 6-9 классов.
Слово о полку Игореве.
Былины. Русские народные сказки.
Рекомендуемая для прочтения литература.
Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории.
B. Ян. Чингисхан. Батый.
М. Каратеев. Ярлык Великого хана.
Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода.
А. Ладинский. Анна Ярославна - королева Франции; Когда пал Херсонес; Последний путь Владимира Мономаха.
А.К. Толстой. Князь Серебряный.
А. Волков. Зодчие.
Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв.
Р. Пересветов. Тайны выцветших строк.
Рассказы «Начальной русской летописи». М., 1982.
Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1976.
Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1974.
Панова В. Сказание об Ольге. Л., 1975.
Шторм Г. Подвиги Святослава.-- В кн.: Шторм Г. Повести. М., 1974
Рассказы русских летописей XII --XIV веков. М., 1973.
Блок Г. Московляне. М., 1975.
Караев Г., Потресов А. Загадка Чудского озера. М., 1976.
Караев Г., Потресов А. Путем Александра Невского. М., 1970.
Каргалов В. Русский щит. М., 1972.
Пашуто В. Александр Невский. М., 1975.
Обухова Л. Набатное утро. М., 1978.
Рассказы русских летописей XV--XVIII веков. М., 1976.
Бадигин К. Покорители студеных морей. М., 1962.
Буганов В. Куликовская битва. М., 1984.
Каргалов В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973.
Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1981.
Справочная (дополнительная) литература.
Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (история, литература, искусство, религия).
Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8.
Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963.
Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965.
Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979.
Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?»//История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX -- начала XX в. М., 1991.
Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси//От Корсуня до Калки. М., 1990.
Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. М., 1989.
Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода//Путешествия в древность. М., 1983.
Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940.
Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV -- XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.
Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990.
Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV -- начала XVI в. М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...