Урок "Реформы П.А. Столыпина".
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок предназначен для 9 класса, обучающихся по учебнику Данилова и Косулиной. Некоторые элементы урока можно использовать в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformy_stolypina.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России в 9А классе.
Тема: «Реформы П.А. Столыпина»
Дата проведения – 13.11.2014.
Учебник: Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России. XX- начало XXI веков». 9 класс. М.: Просвещение, 2008 г.
Цели:
- Обучающая: сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»;
- Развивающая: уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; уяснить положительные и отрицательные результаты аграрной реформы П.А.Столыпина.
- Воспитательная: воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личности и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов:
- Педагогическая: Представленный урок разработан с элементами лабораторной работы. Данная технология используется в ходе работы с документами. Это позволяет научить различать в исторической информации факты и явления, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника.
Основные понятия: реформа, отруб, хутор, кооперация, артель.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Технология: комбинированный с использованием ЭОР, с элементами лабораторной работы.
Оборудование урока: учебник, тетради, хрестоматия, раздаточный материал
(документы); карта «Российская империя в 1907—1914 гг. Аграрная реформа П. А. Столыпина»; CD-проектор и экран.
ЭОР: http://multiring.ru/lesson/view/1983
http://files.school-collection.edu.ru/
http://histrussia.ru/Home/Search?rubric=1229
Опережающее задание: подготовка компьютерной презентации по теме «Личность П.А.Столыпина» группой учащихся из трех человек.
План урока:
- Проверка знаний (5 минут).
- Изучение нового материала: П.А. Столыпин - личность и судьба (5 минут). Содержание аграрной реформы (7 минут). Лабораторная работа (15 минут).
- Закрепление изученного материала (5 минут).
- Домашнее задание (3 минуты).
Ход урока.
- Проверка знаний организовывается в форме тестирования.
1.Правительство обвинило I Государственную думу при ее роспуске:
А.в заговоре против императора-самодержца;
Б.в антиправительственном заговоре;
В.в революционных замыслах;
Г.в превышении своих полномочий.
- Наиболее настойчиво российский пролетариат в начале XX в. требовал:
А.свержения самодержавия и установления республики;
Б.введения системы государственного страхования;
В.установления 8-часового рабочего дня;
Г.повышения заработной платы и отмены системы штрафов.
- По закону о выборах в I Государственную думу для рабочих были установлены:
А.прямые тайные выборы;
Б.четырехступенчатые выборы;
В.трехступенчатые выборы;
Г.открытые выборы через посредников.
- Законодательную власть а России после созыва I Государственной думы осуществлял:
А. император;
Б.Государственная дума;
В. Государственный совет;
Г. все вышеперечисленные.
5. Укажите период работы II Государственной думы:
А. февраль - июнь 1907 г.;
Б. апрель 1906 г. - июнь 1907 г.;
В. июнь 1907 г. - август 1908 г.;
Г. апрель - август 1907 г.
- Назовите категорию населения, которая не имела право избирать в Государственную думуи участвовать в ее работе:
А. военные;
Б. государственные чиновники;
В. крестьяне;
Г. чиновники земских учреждений.
7. После роспуска I Государственной думы военный бунт произошел:
А. в Мурманске;
Б. в Свеаборге;
В.в Санкт-Петербурге;
Г. в Севастополе.
8. Разгон II Государственной думы произошел по требованию:
А. большевиков;
Б. П.А. Столыпина;
В. анархистов;
Г. П.Н. Милюкова.
9. II Государственная дума была прозвана «красной», потому что:
А. в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;
Б. она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;
В. она заседала в Красном зале Таврического дворца;
Г. ее большинство потребовало отставки императора.
10. Главным итогом революции 1905—1907 гг. можно считать:
А. ликвидацию помещичьего землевладения;
Б. удовлетворение экономических требований рабочего класса;
В. появление законодательного представительного органа власти;
Г. принятие конституции.
Ключ: 1 в; 2 в; 3 в; 4 г; 5 а: 6 а; 7 б; 8 б; 9 а; 10 в.
2. Изучение нового материала. Учащимся ставятся вопросы: в чем особенности модернизации России? что такое аграрно-индустриальная страна с многоукладной экономикой? почему аграрный вопрос был актуален в России начала XX века?
Затем определяется цель урока: изучить содержание и задачи аграрной реформы П.А.Столыпина, выяснить её результаты.
2.1 П.А.Столыпин - личность и судьба. Группа учащихся делает сообщение о личности П.А. Столыпина (опережающее задание - компьютерная презентация).
2.2 Содержание аграрной реформы. Далее учитель излагает новый материал, используя карту «Российская империя в 1907—1914 гг. Аграрная реформа П. А. Столыпина». После короткого рассказа о ситуации, сложившейся в стране к началу 1906г., учитель задает классу вопросы:
какие существовали возможности дальнейшего развития событий в
стране? Какая альтернатива представляется наиболее
предпочтительной? (мозговой штурм).
По мере ответов учащихся учитель на экране демонстрирует схему:
Альтернативы общественного развития России в 1906 г.
Дальнейшее продолжение революции
Наступление контрреволюции
Трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»
Для коллективного обсуждения предлагаются документы, помещенные в хрестоматии:
- отрывок из правительственного сообщения, сделанного П.А.Столыпиным при вступлении на пост Председателя Совета министров;
- отрывок из экономического обзора французского обозревателя начала XX века Эдмона Тери.
- Вопрос для обсуждения: в чем заключался политический смысл аграрной реформы и какую социальную цель она преследовала
Затем работа в тетради, чертится таблица под заголовком:
АГРАРНАЯ РЕФОРМА ПА, СТОЛЫПИНА
(заполняется в ходе самостоятельной работы с источниками и рассказа учителя)
Цели | Осуществление | Итоги |
Дальнейшее развитие ка- | Разрушение крестьянской | Рост посевных |
питализма. Модернизация | общины. Создание хуторов и | площадей на 10%. |
России. Снижение | отрубов. Переселенческая | Выход 2 млн. семей из |
революционного настроя, | политика. Развитие | общины. Создание слоя |
«успокоение» страны | крестьянской производственной | фермеров - 10% от всех |
Формирование прослойки | кооперации. | хозяйств. Увеличение |
мелких собственников. | Оказание государственной | экспорта хлеба на 35%. |
Экономическая и | помощи крестьянским | 63 тыс. кооперативов. |
политическая | хозяйствам. Обеспечение | 8,8% - ежегодные темпы |
При объяснении основных мероприятий реформы учитель обращается к схеме на экране:
Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина.
Называя основные мероприятия реформы, учитель дает задание найти в учебнике определение терминов: отруб, хутор, кооперация, артель.
2.3 Лабораторная работа: используя раздаточный материал, учащиеся подробно характеризуют мероприятия аграрной реформы на основании источников и продолжают заполнять таблицу.
Задание 1. На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
Документ 1.
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).
Документ 2.
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников — «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».
(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)
Документ 3.
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».
(Цель: продолжение модернизации России.)
Задание 2. Используя документы, ответить на вопросы: Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? Какова процедура выделения из общины?
Документ 1.
Из письма П.А. Столыпина Николаю II: «Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».
Документ 2.
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.: «Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность переходящего к личному владению домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то... все означенные действия исполняются на месте земским начальником... Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право
- требовать, чтобы общество выделило ему... соответственный участок, по возможности, к одному месту»
Документ 3
Из речи П.Л. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.: «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека...»
Документ 4.
Из речи П.Л. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
3. Закрепление изученного материала.
Используя таблицу в тетрадях, учащимся предлагается соотнести цели реформы и ее результаты:
{«Успокоение» страны. | Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили |
\Создание слоя земельных собственников — социальной и экономической опоры | Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился. |
Продолжение процесса модернизации. | Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось. |
Акцентируется вывод о положительных и отрицательных результатах:
Создание новых форм землевладения и землепользования
Положительные результаты:
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.— 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба.
Отрицательные результаты: Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
Переселение крестьян.
Положительные результаты:
За Урал переселилось более 3 млн. крестьян. Освоено 30 млн. десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.
Отрицательные результаты: Проблема малоземелья не была решена. От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад. В местах переселений возникали конфликты с местным населением.
4. Домашнее задание: §8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия по с. Столыпино Балтайский район Саратовскаяобласть
Работа предназначена для знакомства учащихся начальноя и основной школы с достопримечательностями села Столыпино Балтайского района Саратовской области. изображения обектов экскурсии сопровождается ис...
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
страница о П.А. Столыпине
данный материал пригодится при проведении урока истории в 9 класса по теме "Экономическое развитие России в 1906-1914 гг."...
Открытый урок "Деятельность П.А. Столыпина"
Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает уч-ся в более доступной форме понять смысл реформ начала 20 века и саму личность Великого реформатора...
Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"
Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....
Открытый урок "Деятельность П.А.Столыпина"
Открытый урок по реформам Столыпина. дискуссия....