Роль исторических дисциплин в информационно-методическом наполнении профильного образования
статья по истории на тему

Гребнев Дмитрий Васильевич

Статья посвящена роли исторических дисциплин в информационном наполнении профильного образования и важности разработки специальных курсов для гуманитарных профильных классов и их преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д.В.Гребнев

учитель истории и обществоведения

высшей категории

гимназии № 4 им. А. С. Пушкина


Роль исторических дисциплин

в информационно-методическом наполнении

профильного образования

        Концепция модернизации российского образования  огромное значение придает переходу к профильной школе. В первую очередь это обусловлено теми требованиями, которые предъявляет системе образования современное общество. Значительное усложнение системы общественных отношений и социального управления привело к формированию нового представления об образе выпускника школы как гармонично развитой, критически мыслящей, конкурентоспособной личности.

        Оформление концепции профильного образования в старшей школе тесно связано с проблемой учебной перегруженности учащихся. Ограниченность психофизических возможностей учеников в силу их возрастных особенностей делает невозможным достижение старшеклассниками равных успехов в изучении всего набора школьных учебных дисциплин. Далеко не всегда становится возможным учет индивидуальных интересов и наклонностей учеников, развитие их способностей и талантов. Подобный коллективно-уравнительный подход к образовательной деятельности приводит к значительному снижению мотивации детей к учебе. Невозможность проявить себя, продемонстрировать свои таланты и познания обостряют для ученика проблему комфортности школы.

        Очевидный выход в подобном положении состоит в нарочитом создании для ученика ситуации максимальной успешности. В этой связи особенно важно концептуальное содержание профильности, основанное на личностно-ориентированном образовании. Осознанный выбор учащимися профиля своего будущего класса базируется на его интересе и определении своего дальнейшего жизненного пути. Одновременно создаются условия для решения проблемы излишне высокой учебной нагрузки старшеклассников. Этого возможно достичь путем некоторого смещения акцентов в сторону изучения предметов, определенных содержанием профиля.

        Переход к профильной старшей школе сопряжен с рядом проблем и сложностей.

        Во-первых, специфика профильных классов потребовала разработки программ специальных дисциплин, не включенных в перечень предметов общеобразовательной школы. Встал вопрос информационно-методического обеспечения и наполнения профильного образования. Новые программы должны способствовать совершенствованию общеучебных знаний, умений и навыков и обретению новых, определенных спецификой профиля. Вместе с тем, разрабатываемые новые программы должны стимулировать интерес к предмету, а их содержание исходить из принципа востребованности в будущей профессии, воспитывать необходимые в данной связи качества личности. В этом огромная роль принадлежит преподаванию специально разработанных элективных курсов, расширяющих и дополняющих знания учащихся по предметам с учетом профиля.

        Во-вторых, главная воспитательная задача профильной школы состоит в формировании конкурентоспособной в современных условиях личности. Причем, понятие конкурентоспособности достаточно широко. Оно предполагает определенный уровень профессиональной компетентности, знакомство и следование нормам корпоративного делового этикета, возможность активной самопрезентации и самореализации личности, индивидуальные навыки и умение работать в команде.

        Немало важным фактором следует признать комплексный подход к организации профильной старшей школы. Это должно стать неотъемлемой характеристикой учебных заведений гимназического уровня. Принцип интегративности, по моему мнению, включает в себя несколько проявлений. Во-первых, необходимо создать условия для развития тесной межпрофильной коммуникации, это сделает возможным творческое использование учениками специальных знаний и навыков при изучении других учебных дисциплин и обеспечит их общий интеллектуальный рост. Во-вторых, залогом успешности и результативности профильного образования, является осознанный выбор учащимися предметного направления. Поэтому огромную важность приобретает организация предпрофильной подготовки, в ходе которой выпускник основной школы сможет познакомиться со спецификой предметов, преподаваемых в старших профильных классах. В-третьих, при разработке предметно-методического блока нельзя не учитывать огромное воспитательное значение школы. И, в-четвертых, система образования, и особенно профильная школа, обязаны строить свою работу в четком соответствии с социальным заказом. Поэтому при определении будущего профиля класса необходимо четко представлять его востребованность общества в будущем.

        В этой связи при создании профильных классов необходимо особое внимание уделять организации работы по учебно-воспитательному наполнению профиля, что, по моему мнению, является одним из важнейших залогов успеха.

        В гимназии № 4 им. А. С. Пушкина созданы профильные классы III ступени по нескольким направлениям:

  • Физико-математическое
  • Естественно-научное
  • Гуманитарно-правовое
  • Кадетское
  • Социально-экономическое

        Огромную роль в усилении профильной подготовки и государственно-патриотического воспитания учащихся кадетских и гуманитарно-правовых классов играет изучение исторических дисциплин.

        

        В 2000 году в гимназии № 4 им. А. С. Пушкина был организован класс кадетского профиля. Специфика кадетского класса предъявляет особые  требования к обучению и воспитанию личности учащихся. Были разработаны авторские программы ряда специальных предметов, в том числе курса «Военная история». В условиях отсутствия методических разработок по углубленному преподаванию Военно-исторических вопросов в профильных кадетских классов общеобразовательных учебных заведений в 1999 году была начата разработка курса «Военная история».

        Созданная программа предполагает преподавание специального предмета «Военная история» в течение 2 лет кадетам 10-11 классов. Курс адаптирован для преподавания учащимся профильных кадетских классов общеобразовательных учебных заведений. Программа была утверждена Научно-методическим советом гимназии и прошла научное, методическое и Военно-специальное рецензирование.

        Курс прошел апробацию в 2000-2002 учебных годах. С учетом результатов преподавания, мнения рецензентов, отзывов выпускников-курсантов и преподавателей военных ВУЗов в 2002-2005 годах была проведена корректировка курса и разработано научно-методическое обеспечение:

  • Программа курса «Военная история»
  • Курс лекций «Военная история»
  • Контрольные и зачетные работы
  • Семинарские занятия
  • Тематика исследовательских и реферативных работ.

        Презентация программы состоялась в период проведения курсов повышения квалификации повышения педагогических работников (учителей истории и географии) ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». Программа курса опубликована в сборнике «На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Выпуск 1». – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005. Программа курса «Военная история была представлена на Всероссийский образовательный форум 23-28.04.2006 как авторский проект по профильному обучению учащихся.

        Курс «Военная история» является специализированным предметом для военных кадетских классов гимназии. Он ориентирован на изучение вопросов военной истории и находится в тесной взаимосвязи с предметами общей истории и основ военной службы. При подготовке курса была учтена специфика будущей профессии, выбранной учащимися.

        Курс лекций по военной истории содержит информацию об истории строительства вооруженных сил России в широком контексте отечественной и мировой истории, их боевого применения в ходе войн и вооруженных конфликтов периода конца ХVI - начала ХХI века.        

        Преподавание профильного учебного курса «Военная история» направлено на формирование конкурентоспособной личности выпускника-кандидата в военный ВУЗ, обладающего набором специальных и общеучебных знаний и навыков и сформированной активной гражданской позицией.

        

        В 2002 году в гимназии № 4 им. А. С. Пушкина был открыт класс гуманитарно-правового профиля. При общей успешности и результативности этого класса обозначилась проблема недостатка общегуманитарной подготовки кандидатов при поступлении в этот профильный класс. Далеко не всегда эту проблему удавалось решить за счет углубленного изучения общественных дисциплин.  В данной связи была поставлена задача по разработке элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с целью усиления мотивации к выбору гуманитарно-правового профиля. Этот вопрос был решен разработкой ряда программ элективных курсов. Среди них авторская программа курса «Вспомогательные исторические дисциплины».

        Основное содержание курса предполагает изучение основ некоторых вспомогательных исторических дисциплин. Предполагается рассмотрение вопросов палеографии, хронологии, нумизматики, геральдики, фалеристики, топонимики и генеалогии. Он предназначен для ознакомительного изучения ряда вспомогательных исторических дисциплин и активной популяризации истории как науки и учебного предмета.

        Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предполагает вариативность. Данный элективный курс рассчитан на 12 часов из расчета 1 час в неделю в период 1 учебного полугодия в 9 классе. При условии усиления информационной насыщенности курса его возможно использовать для усиления профильной подготовки в 10-11 гуманитарно-правовых классах, объем курса увеличивается до 29 часов. Программа была утверждена Научно-методическим советом гимназии и опубликована в сборнике «На пути обновления. Из опыта работы педагогов гимназии № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Выпуск 1». – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005.

        На сегодняшний день разработано следующее методическое обеспечение курса:

  • Программа элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины»
  • Курс лекций «Вспомогательные исторические дисциплины»
  • Тематика реферативных и творческих работ для учащихся 9 классов
  • Тематика реферативных и исследовательских работ для учащихся 10-11 классов
  • Тематика и материалы для практических занятий
  • Семинарские занятия.

Данные курс и программа позволяют решать ряд учебно-воспитательных задач: развивать представление учеников об историческом процессе и исторической науке; знакомить учащихся с основами вспомогательных исторических дисциплин и расширять общий и исторический кругозор детей; формировать у учеников навыки самостоятельной проектной работы и развивать творческие способности учащихся; способствовать активизации гражданской позиции, основанной на чувстве глубокого уважения к истории Отечества.

        Как уже отмечалось, огромное значение для дальнейшего развития профильной школы имеет осознанный выбор учениками профиля дальнейшего обучения. Помощь в этом сложном выборе должна оказывать организованная система предпрофильной подготовки. Разработанные элективные курсы для учеников 9 классов во многом должны носить ознакомительный характер, поэтому они должны быть яркими, привлекательными и, прежде всего, стимулировать интерес к предмету. При этом они должны быть достаточно информационно насыщены для того, чтобы сформировать у ученика четкое представление о характере профиля и выполнить важнейшую функцию профессиональной ориентации, позволяет определить индивидуальный образовательный маршрут ученика. Преподавание данных элективных курсов способствует так же углублению и систематизации знаний по предмету, что представляется крайне важным при подготовке к итоговой аттестации 9-классников. В рамках предпрофильной подготовки ведется активная работа по формированию у учащихся основ специальных навыков. В частности, при подготовке кандидатов в гуманитарно-правовой класс, это умение работать с исторической картой, анализировать документы, основы проектной деятельности.

        В итоге хочется отметить, что организация профильного образования, не смотря на объективные сложности переходного этапа, позволяет во многом оптимизировать и повысить уровень подготовки выпускников старшей школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»

Элективный курс для учащихся 9 классов. Цель курса - подготовить учащихся к сознательному выбору профиля, дать более широкие знания об исторических науках и вспомогательных исторических дисциплинах, ф...

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическму воспитанию учащихся старших классов.  Историческое образование должно способствовать осознанию учащимися сущности таки...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

Презентация на тему "Роль исторических источников в школьном образовании"

Презентация к выступлению на методическом совете на тему "Роль исторических источников в школьном образовании". 2013год...

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическому воспитанию учащихся старших классов....

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Роль исторического образования в формировании традиционных духовных ценностей подрастающего поколения.

Историческое образование играет огромную роль. Ему отводится ключевая роль в формировании традиционных духовных ценностей подрастающего поколения. Духовные ценности создаются народом, обществом. Они о...