«Любовь к Отечеству сильна над сердцем власть!»
рабочая программа по истории на тему
Интегрированный урок по теме Партизанское движение 1812 года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей
Тема. «Любовь к Отечеству сильна над сердцем власть!»
(Интегрированный урок по теме Партизанское движение 1812 года)
учитель истории и обществознания
Левин В.Л.
Тема. «Любовь к Отечеству сильна над сердцем власть!»
(Интегрированный урок по теме Партизанское движение 1812 года)
Цель урока.
1.Рассмотреть, изучить действия партизанских войсковых соединений и отрядов народного ополчения в Отечественной войне 1812 года
2.Определить, какое значение имело партизанское движение в Отечественной войне 1812 года
3.Узнать имена и познакомиться с деятельностью наиболее умелых и опытных военных руководителей партизан и ополченцев
4.Увидеть нравственные истоки победы в Отечественной войне 1812 года
5.Практическим путем познакомить учащихся с жанром дневниковых записей (Д. Давыдов)
Оборудование: выставка книг «Отечественная война 1812 года»; портреты Фигнера, Д Давыдова, М и Кутузова, Наполеона; репродукции с изображением партизан, иллюстрации «Пожар Москвы»; атласы «История России 19 века»; аудиозаписи и романсы.
Опережающее задание:
Презентация на тему партизанского движения в период Отечественной войны 1812 года;
Отрывок из стихотворения Шатрова «Пожар Москвы»; стихотворение Цветаевой «Генералы 1812 года»; стихотворение Гроссмана « Денис Давыдов»; Д. Давыдов «Партизан»; дневники Д. Давыдова
Ход урока
- Звучит романс на стихи Давыдова
1.Вступительное слово учителя литературы (3 мин)
На нашем, наверное не очень привычном для вас уроке, мы посмотрим на Отечественную войну 1812 года не только глазами воинов, отстоявших свое отечество от посягательств недругов, но и глазами, сердцем Человека, Поэта …
Поэтому и и тема нашего урока звучит так: «Любовь к Отечеству сильна над сердцем власть!»
Над чьим сердцем? ( Над сердцем Поэта, сердцем Человека мысли и чувства которого проникнуты горячей любовью к своему народу, стране и …великодушием к врагам своим.)
И вот об этом: о любви, человечности, великодушии, о маленьких проявлениях незачерствелой души на жестокой войне – мы вместе с её участником Денисом Давыдовым и поэтами современности поразмышляем на уроке.
Но вначале небольшой экскурс в историю.
2.Учитель истории(7 мин)
После тяжелого и кровопролитного боя при Бородино 13 сентября на совете в Филях, близ Москвы, было решено оставить древнюю столицу Отечества – Москву. Вся тяжесть решения легла на плечи Кутузова. В «Журнале военных действий» русской армии были записаны слова Кутузова: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность пред государем, Отечеством и армиею».
- Почему Кутузов уступает Москву неприятелю, почему принимает на себя ответственность без боя оставить город дорогой сердцу русских людей?
А почему Наполеон придавал огромное значение взятию Москвы?
Посланник Сардинии в России Жозеф де Местр в своих трудах описывает события 1812 года и дает им свою оценку: «Наполеону угодно было войти в Москву. Три чувства внушили ему это решение: гордость, надежда на добычу, желание с наибольшими удобствами заключить мир»
- Итак Наполеон в Москве, но добивается ли он своей цели? (Наполеон намеревался укрепить свою армию в богатом русском городе. Но этого не происходит. Ждет мира но не дожидается)
Более всего положение «великой армии» усугубляется Московским пожаром. «В пламени Москвы сгорело Наполеоново счастье. Невозможно измыслить ничего удачнее этой страшной меры». (Жозеф де Местр)
Кому выгодно это великое пламя, которым охвачена столица? Русским патриотам. Послушайте отрывок из стихотворения участника событий 1812 года Н Шатрова «Пожар Москвы» (чтение стихотворения)
«Никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который жжет свою столицу» …Вдумайтесь, какой глубокий смысл вложен в этих словах произнесенных одним из персонажей незаконченной повести Пушкина о войне 1812 года! Как глубоко патриотичен русский человек, мужественен! Велик, он жертвует Москвой ради Отечества, ради будущей неоспоримой победы на захватчиком. Именно с момента занятия Нополеоном Москвы усиливается борьба партизан и народного ополчения. Именно с этого момента война 1812 года становится народной, Отечественной
Итак, Наполеон в Москве, положение его все более осложняется. Кутузов в Тарутино, где с успехом укрепляет свою армию и занимает очень выгодное стратегическое положение, разрабатывает новые планы военных действий. Он считает, что необходимо развернуть «малую войну» против француза. Согласно его взглядам, «малая война» включает в себя боевые действия, которые велись небольшими силами в период затишья между сражениями. Это и есть отряды партизан и отряды народного ополчения.
Кто явился инициатором создания войсковых партизанских отрядов? (Д Давыдов)
Д Давыдов обратился с предложением к генералу Багратиону, у которого ранее служил адъютантом. Тот, в свою очередь, изложил предложение Кутузову, который способствовал созданию первых партизанских отрядов
3.Учитель литературы.(15 мин) Ват как сам Давыдов объясняет цель создания партизанским отрядов. Обратимся к его дневникам……
После чтения стихотворения «Партизан» вступает учитель истории
4.Учитель истории.
Отряд Дениса Давыдова сначала действовал против небольших групп противника. Но отряд его увеличивается за счет отбитых у французов русских пленных. Это позволило увеличить размах операции. Французы не на шутку встревожились, видя успешные действия партизан. Для уничтожения отряда Д Давыдова был выделен 2- тясячный отряд французской армии. Успехи партизан побудили Кутузова активно использовать эту форму борьбы с неприятелем. Находясь в Тарутино, фельдмаршал создает несколько крупных отрядов войсковых партизан под командованием Ас Фигнера, Сеславина, Дорохова, Орлова-Денисова, Кудашева. Все эти отряды начинали свои действия на дорогах, ведущих к Москве. Но об этом, о создании партизанских отрядов, более подробно нам расскажут ребята в своей выступлении…
5.Презентация детей (5-7 минут)
6.Учитель истории(5 мин)
После битвы за Малоярославец, удержать который было очень важно, «дабы не открыть неприятелю путь через хлебороднейшие наши провинции», Наполеон отступает. А Кутузов особое значение придает действию партизанских отрядов. Фельдмаршал разрабатывает детальный план взаимодействия регулярной армии, войсковых и крестьянских партизанских отрядов и ополчений. После сражения регулярных войск под Вязьмой партизаны, по приказу Кутузова, в районе деревни Ляхово успешно провели против одного из самых боеспособных корпусов французской армии – бригады генерала Ожеро. «победа сия тем более знаменита, что в первый раз в продолжении нынешней кампании неприятельский корпус положил пред нами оружие», - из сообщения Кутузова Александру I
И далее, на всем пути отступления французской армии регулярные войска партизанские отряды и ополчения действовали совместно, нанося ощутимые удары по колонне противника. «партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля, отняв все способы продовольствия»
- Какое же значение имели действия партизан для исхода войны?.(Делали невозможным спокойное продвижение противника, уничтожали армию по частям, действовали в тылу врага, лишали наполеоновскую армию продовольствия, оружия, боеприпасов, выполняли роль разведки, охраняли дороги, поддерживали боевой дух местного населения, вносили организованность в действия крестьян, были реальной дополнительной силой в битвах регулярных войск.)
Без партизан и ополчения действия регулярных войск были бы осложнены. Война затянулась бы.
В самом названии Отечественная война подчеркивается ее общественный, народный характер. Русское общество, заставив самодержавное общество потесниться, взяло дело защиты Отечества в свои руки. Жозеф де Местр писал: « В продолжении героического 1812 года русские снискали славу чистую, неоспоримую – славу народа, обладающего редкостным общественным духом, безграничным самоотверждением, непоколебимой преданностью …»
Все великие победы достигаются ценой огромных усилий и жертв, свою жизнь за Отечество отдают умные, опытные военачальники, бесстрашные солдаты, талантливые люди, патриоты.
8. Презентация учащихся…..(5 мин)
- В заключения урока романс на стихи Д Давыдова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "За любовь к Отечеству. Награды и знаки отличия Отечественной войны 1812 года"
Презентация может быть использована на уроках истории, во внеклассной работе....
Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества, "Сильные, смелые, смекалистые"
Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к спорту, к службе в армии, к профессии военного через использование нетрадиционной формы мероприятия и занимательного материала; развивать во...
Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...
Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."
Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием войны 1812 года....
«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»
Внеклассное мероприятие по литературе«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»(на материале «Слова о полку Игореве»)Игра «Эрудит»....
Презентация "Примером сильны и сердцем отважны"
Данная презентация рассказывает о предистории создания юнармии в России. Основные цели и задачи юнармейского движения. А также первые шаги юнармейского движения в городе Губкине Белгородской области ....
Сценарий праздника Дня Героя Отечества «Сильна от века Русь своим народом»
Сценарий праздника Дня Героя Отечества «Сильна от века Русь своим народом»...