Формирование познавательной компетентности на уроках истории
проект по истории (9 класс) на тему
Данная работа раскрывает формы , методы и приемы в формировании познавательной компетентности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemchinova_e.a.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания Немчиновой Елены Александровны: «Формирование познавательной компетентности обучающихся на уроках истории, права и во внеурочное время»
Содержание:
стр | |
1. Введение. | 3 |
1.1. Актуальность проблемы | 3 |
1.2. Обоснование проблемы | 3 |
1.3. Цель проекта. | 4 |
1.4. Задачи проекта | 4 |
1.5. Гипотеза | 4 |
1.6 Основополагающие принципы построения проекта | 4 |
1.7. Исполнители и участники проекта | 5 |
1.8. Этапы реализации проекта | 5 |
1.9. Планируемые результаты. | 5 |
2. План реализации учительского проекта. | |
2.1 Формы представления результатов | 5 |
2.2 План реализации проекта | 6 |
3. Результаты педагогического проекта | |
3.1 Результаты диагностики. | 7 |
3.2 Результаты работы над проектом | 8 |
4. Информационный ресурс. | 8 |
- .
- ВВЕДЕНИЕ.
1.1. Обоснование необходимости создания данного проекта.
Данный педагогический проект является полипредметным, он реализовывался в рамках интеграции следующих предметов: истории, права, литературы, краеведения, а также урочной и внеурочной деятельности; рассчитан на обучающихся 7-9 классов. Он раскрывает последовательность форм и методов работы, их образовательную, воспитательную и обучающую значимость в формировании познавательной компетентности учащихся.
В современном мире, когда наблюдается быстрый рост знаний, перед учителем стоит задача вооружить своих учеников системой прочных знаний и умений, самостоятельно пополнять их и развивать познавательные способности.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по истории и обществознанию – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию учебного материала.
Анализируя результаты преподавания, я особо ощущаю дефицит учебного времени. Поэтому решила продолжить работу над проблемой за пределами урока
1.1 Актуальность проекта
- Данный педагогический проект является актуальным, т.к. формирование жизнеспособного молодого поколения – одна из главных стратегических задач нашей страны.
- Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей.
- Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности особое значение приобретает формирование у обучающихся уважение к праву, компетенций достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности.
- Исходя из этого, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся – важнейшая задача школы.
- Передо мной, как педагогом, встал вопрос: как помочь ребёнку развить его природные задатки, творческие и интеллектуальные способности?
1.2. Обоснование проблемы
Недостаточный уровень мотивации на учебу и, в том числе, при изучении истории и обществознания.
Решение проблемы: главным в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Интерес ребенка резко возрастает, если материал содержит проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения
Недостаточный уровень развития творческих способностей.
Решение проблемы: творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет вызвать у обучающихся творческий интерес, а это побуждает их к активному и самостоятельному, и коллективному поиску новых знаний.
Недостаточное умение применять полученные знания и умения для решения практических задач.
Решение проблемы: увеличение практических работ на уроке и во внеурочное время поможет обучающимся научится применять полученные знания и умения для решения практических задач.
1.3. _ Цель моего проекта:
Определение форм, методов, приемов, позволяющих развить творческие и интеллектуальные способности учащихся
1.4. Задачи:
1.Определить приемы и средства, повышающие познавательную компетентность обучающихся.
2. Разработать систему мероприятий, позволяющих воспитывать гражданско-патриотические качества личности лицеистов.
3.Посредством вовлечения лицеистов в исследовательскую деятельность пробудить интерес к истории своего края, его прошлому и настоящему.
4.Через театрализованные праздники формировать представление о народной культуре.
5. Повысить практическую направленность преподавания права в 8-9 классах.
6. Развивать умение работать в команде, коллективно решать проблемы
- Гипотеза.
Если мы будем использовать такие формы, приемы, методы в обучении, как организационно-деятельностные игры, яркие эмоциональные беседы, опытно-поисковая работа, театрализованные представления, уроки-практикумы, то это будет способствовать повышению интереса лицеистов к познанию.
1.6. Основополагающие принципы построения проекта
- Поддержание интереса к познавательной активности.
- Учёт познавательной активности в образовательной деятельности.
- Наглядность.
- Принцип непрерывности патриотического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
- Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий.
1.7. Исполнители и участники проекта
Социальные партнёры
Библиотеки
Исполнители проекта
Учитель истории и обществознания
Ученики 7 – 8 классов
Родители учеников
Психолог лицея
Целевая аудитория
Обучающиеся 7-9 классов
1.8. Этапы реализации проекта
1 этап: январь – май 2008 года
- определение основных идей Проекта: его целей, задач, ожидаемых результатов;
- определение уровня познавательной компетентности обучающихся;
- разработка данного проекта;
- научно-поисковая деятельность: работа с архивными документами, исследовательские задания;
- подбор форм и методов урочной и внеурочной деятельности
2 этап июнь – август 2008 года
- изучение опыта работы других педагогов;
- работа с методической литературой;
- работа в Интернете;
3 этап: 2008-2009 учебный год
- проведение внеклассных мероприятий;
- участие в конкурсах;
- выступление на МО и семинарах;
- решение правовых ситуационных задач
- участие в научно- практической конференции
- участие в олимпиадах
- Работа со статьями УК РФ и др
- Встречи со специалистами правоохранительной сферы
4 этап. 2009 –2010 учебный год
- Создание «Юридической консультации»
- Теоретическое исследование (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические исследования (наблюдение, беседы, анкетирование)
- Анализ познавательной активности детей, мотивации достижений.
- Подведение итогов работы
1.9 Планируемые результаты
- Повышение мотивации к изучению истории и обществознания
- Повышение качества знаний обучающихся.
- Поддержка родителями деятельности учителя по формированию познавательной компетентности обучающихся.
- Овладение методами групповой и индивидуальной исследовательской деятельности.
- Создание и представление творческих работ обучающимися.
2.1 Формы представления результатов
- –Диагностический материал.
- –Методические разработки внеклассных мероприятий.
- –Методические разработки уроков.
- –Исследовательские работы
2.2 План реализации проекта
1 этап: январь- май 2008 года
Содержание:
1. Исследование проблемы.
Форма:
1.Тестирование.Определение уровня готовности к обучению в среднем звене
2.Наблюдение.
3.Посещение уроков.
Результат
1. Анализ ситуации.
2. Выводы.
3.Представление данных в виде диаграммы.
2 этап: июнь-август 2008 года
Содержание:
1.Изучение опыта коллег.
Форма:
1. Определение основных идей проекта: цели, задач, ожидаемых результатов.
2. Работа с методической литературой.
3.Работа в Интернете.
4. Разработка данного проекта.
Результат: Повышение профессионализма педагога
3этап: 2008-2009 учебный год
Содержание:
1. Начало реализации проекта.
2. Выработка методов и приёмов работы на уроках истории и права.
3. Проведение открытых уроков .
4. Решение правовых ситуационных задач
Форма:
1. Проведение нетрадиционных уроков.
2. Определение уровня знаний
3. Наблюдение
4. Индивидуальная работа с обучающимися.
5. Мониторинг коммуникативных и языковых способностей обучающихся.
Результат:
1. Повышение уровня знаний по истории и праву.
2. Рост интереса к изучению истории и права.
4 этап: 2009-2010 учебный год
Содержание:
Создание «Юридической консультации»
Теоретическое исследование (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические исследования (наблюдение, беседы, анкетирование)
Анализ познавательной активности детей, мотивации достижений.
Подведение итогов работы
Результат: Представление результатов в виде диаграммы
3. Результаты педагогического проекта
3.1. Результаты диагностики
- Качество знаний
- Познавательная активность лицеистов 7-9 классов
Для диагностики познавательной активности использовалась методика Ч.Д. Спилбергера (модифицированная А.Д. Андреевой) «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению»
По результатам проводился анализ познавательной активности детей, мотивации достижения, уровня тревожности и гнева. С детьми с отрицательным отношением к учению проводились профилактические беседы, выяснялись причины, нежелание учиться. Социально-психологическая служба и, я как педагог-предметник, проводили разъяснительную работу с родителями. Привлекали таких детей к общественно-полезной деятельности.
- Эмоциональное состояние (активность и стремление к успеху, стремление к новому, уверенность и настойчивость, удовлетворенность имеющейся ситуацией)
- Призеры и победители олимпиад
3.2 Результаты работы над проектом
- В результате проведенной работы повысилась мотивация к изучению истории и обществознания
- Повысилось качество знаний учащихся
- Родители стали активными и инициативными участниками работы по формированию познавательной компетентности обучающихся
- Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, систематизировать и анализировать.
- Участники проекта стали активными участниками и призерами различных конкурсов и олимпиад
- Информационный ресурс.
1.Технологии современного урока. История./Авт.-сост. В.В. Гукова, А.А. Кравченко и др.- Волгоград,2009г
2.Интерактивные методы преподавания права./ Авт.-сост. Е.А. Мавлютова. – Волгоград,2009г.
3.Открытые уроки. История. Основы государства и права./Авт.-сост. О.А. Бондаренко. – Волгоград 2009г
4.Правовое образование: организация внеурочной работы.М: «Издательский дом «Новый учебник»,2002г
5.Активные формы работы на уроках. И.Н. Гашникова. «Преподавание истории и обществознания в школе» №10 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...
Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.
Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...
Формирование коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то ест...
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В данной статье описывается опыт формирования учебно-познавательной компетентности у учащихся с нарушением зрения на уроках математики и во внеурочной деятельности. Приводятся примеры упражнений для р...