Формирование познавательной компетентности на уроках истории
проект по истории (9 класс) на тему

Данная работа раскрывает формы , методы и приемы в формировании познавательной компетентности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemchinova_e.a.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания Немчиновой Елены Александровны: «Формирование познавательной компетентности обучающихся на уроках истории, права и во внеурочное время»


Содержание:

стр

1. Введение.                                                                                        

3

1.1.         Актуальность проблемы

3

1.2.   Обоснование проблемы

3

1.3.        Цель проекта.

4

1.4.        Задачи проекта

4

1.5.        Гипотеза

4

1.6     Основополагающие принципы построения проекта

4

1.7.    Исполнители и участники проекта

5

1.8.    Этапы реализации проекта

5

1.9.    Планируемые результаты.

5

2. План реализации учительского проекта.

2.1     Формы представления результатов

5

2.2     План реализации проекта

6

3.  Результаты педагогического проекта                                

3.1     Результаты диагностики.

7

3.2     Результаты работы над проектом

8

4.  Информационный ресурс.

8

  1.                                                         
  2.                                                                          
  3. .

                                                        

  1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Обоснование необходимости создания данного проекта.

Данный педагогический проект является полипредметным, он реализовывался в рамках интеграции следующих предметов: истории, права, литературы, краеведения, а также урочной и внеурочной деятельности; рассчитан на обучающихся 7-9 классов. Он раскрывает последовательность форм и методов работы, их образовательную, воспитательную и обучающую значимость в формировании познавательной компетентности учащихся.

      В современном мире, когда наблюдается быстрый рост знаний, перед учителем стоит задача вооружить своих учеников системой прочных знаний и умений, самостоятельно пополнять их и развивать познавательные способности.

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по истории и обществознанию – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию учебного материала.

Анализируя результаты преподавания, я особо ощущаю дефицит учебного времени. Поэтому решила продолжить работу над проблемой за пределами урока

1.1 Актуальность проекта

  • Данный педагогический проект является актуальным, т.к. формирование жизнеспособного молодого поколения – одна из главных стратегических задач нашей страны.

  • Модернизация  общеобразовательной  школы предполагает ориентацию образования на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей.
  • Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности особое значение приобретает формирование у обучающихся уважение к праву, компетенций достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности.

  • Исходя из этого, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся – важнейшая задача школы.

  • Передо мной, как педагогом, встал вопрос: как помочь ребёнку развить его природные задатки, творческие и интеллектуальные способности?

1.2. Обоснование проблемы

Недостаточный уровень мотивации на учебу и, в том числе, при изучении истории и обществознания.

        Решение проблемы:  главным в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Интерес ребенка резко возрастает, если материал содержит проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения

Недостаточный уровень развития творческих способностей.

 

       Решение проблемы: творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет вызвать у обучающихся творческий интерес, а это побуждает их к активному и самостоятельному, и коллективному поиску новых знаний.

Недостаточное умение применять полученные знания и умения для решения практических задач.

        Решение проблемы: увеличение практических работ на уроке и во внеурочное время поможет обучающимся научится применять полученные знания и умения для решения практических задач.

1.3. _        Цель моего проекта:

Определение форм, методов, приемов, позволяющих развить творческие и интеллектуальные способности учащихся

1.4.         Задачи:

1.Определить приемы и средства, повышающие познавательную компетентность обучающихся.

2. Разработать систему мероприятий, позволяющих воспитывать гражданско-патриотические качества личности лицеистов.

3.Посредством вовлечения лицеистов в исследовательскую деятельность пробудить интерес к истории своего края, его прошлому и настоящему.

4.Через театрализованные праздники формировать представление о народной культуре.

5. Повысить практическую направленность преподавания права в 8-9 классах.

6. Развивать умение работать в команде, коллективно решать проблемы

  1.     Гипотеза.

Если мы будем использовать такие формы, приемы, методы в обучении, как организационно-деятельностные игры, яркие эмоциональные беседы, опытно-поисковая работа,  театрализованные представления, уроки-практикумы, то это будет способствовать повышению интереса лицеистов к познанию.

1.6. Основополагающие принципы построения проекта 

  • Поддержание интереса к познавательной активности.
  • Учёт познавательной активности в образовательной деятельности.
  • Наглядность.
  • Принцип непрерывности патриотического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
  • Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий.

1.7. Исполнители и участники проекта 

Социальные партнёры

 

Библиотеки

Исполнители проекта

Учитель истории и обществознания

Ученики 7 – 8 классов

Родители учеников

Психолог лицея

Целевая  аудитория

Обучающиеся 7-9 классов

1.8. Этапы реализации проекта

1 этап: январь – май 2008 года

  • определение основных идей Проекта: его целей, задач, ожидаемых результатов;
  • определение уровня познавательной компетентности обучающихся;
  • разработка данного проекта;
  • научно-поисковая деятельность: работа с архивными документами, исследовательские задания;
  • подбор форм и методов урочной и внеурочной деятельности

2 этап        июнь – август 2008 года

  •  изучение опыта работы других педагогов;
  •  работа с методической литературой;
  •  работа в Интернете;

3 этап:         2008-2009 учебный год

  • проведение внеклассных мероприятий;
  • участие в конкурсах;
  • выступление на МО и семинарах;
  • решение правовых ситуационных задач
  • участие в научно- практической конференции
  • участие в олимпиадах
  • Работа со статьями УК РФ и др
  • Встречи со специалистами правоохранительной сферы

4 этап. 2009 –2010 учебный год

  • Создание «Юридической консультации»
  • Теоретическое исследование (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические исследования (наблюдение, беседы, анкетирование)
  • Анализ познавательной активности детей, мотивации достижений.
  • Подведение итогов работы

1.9 Планируемые результаты

  • Повышение мотивации к изучению истории и обществознания  
  • Повышение качества знаний обучающихся.
  • Поддержка родителями деятельности учителя по формированию познавательной компетентности обучающихся.
  • Овладение методами групповой и индивидуальной исследовательской деятельности.
  • Создание и представление творческих работ обучающимися.

2.1 Формы представления результатов

  • –Диагностический материал.
  • –Методические разработки внеклассных мероприятий.
  • –Методические разработки уроков.
  • –Исследовательские работы

2.2 План реализации проекта

1 этап: январь- май 2008 года

Содержание:

1. Исследование проблемы.

Форма:
1.Тестирование.Определение уровня готовности к обучению в среднем звене

2.Наблюдение.

3.Посещение уроков.

Результат
1. Анализ ситуации.

2. Выводы.

3.Представление данных в виде диаграммы.

2 этап: июнь-август  2008 года

Содержание:

1.Изучение опыта коллег.

Форма:

1. Определение основных идей проекта: цели, задач, ожидаемых результатов.

2. Работа с методической литературой.

3.Работа в Интернете.

4. Разработка данного проекта.

Результат: Повышение профессионализма педагога

3этап: 2008-2009 учебный год

Содержание:

1. Начало реализации проекта.
2. Выработка методов и приёмов работы на уроках истории и права.
3. Проведение открытых уроков .

4. Решение правовых ситуационных задач
Форма:

1. Проведение нетрадиционных уроков.

2. Определение уровня знаний

3. Наблюдение

4. Индивидуальная   работа с обучающимися.

5. Мониторинг коммуникативных и языковых способностей обучающихся.

Результат:

1. Повышение уровня знаний  по истории и праву.

2. Рост интереса к изучению истории и права.

4 этап: 2009-2010 учебный год

Содержание:

Создание «Юридической консультации»

Теоретическое исследование (анализ, сравнение, обобщение), эмпирические исследования (наблюдение, беседы, анкетирование)

Анализ познавательной активности детей, мотивации достижений.

Подведение итогов работы

Результат: Представление результатов в виде диаграммы

3. Результаты педагогического проекта

3.1. Результаты диагностики

  1. Качество знаний

  1. Познавательная активность лицеистов 7-9 классов

Для диагностики познавательной активности использовалась методика Ч.Д. Спилбергера (модифицированная А.Д. Андреевой) «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению»

По результатам проводился анализ познавательной активности детей, мотивации достижения, уровня тревожности и гнева. С детьми с отрицательным отношением к учению проводились профилактические беседы, выяснялись причины, нежелание учиться. Социально-психологическая служба и, я как педагог-предметник, проводили разъяснительную работу с родителями. Привлекали таких детей к общественно-полезной деятельности.

  1. Эмоциональное состояние (активность и стремление к успеху, стремление к новому, уверенность и настойчивость, удовлетворенность имеющейся ситуацией)

  1. Призеры и победители олимпиад

3.2 Результаты работы над проектом

  • В результате проведенной работы повысилась мотивация к изучению истории и обществознания
  • Повысилось качество знаний учащихся
  • Родители стали активными и инициативными участниками работы по формированию познавательной компетентности обучающихся
  • Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, систематизировать и анализировать.
  • Участники проекта стали активными участниками и призерами различных конкурсов и олимпиад
  1. Информационный ресурс.

1.Технологии современного урока. История./Авт.-сост. В.В. Гукова, А.А. Кравченко и др.- Волгоград,2009г

2.Интерактивные методы преподавания права./ Авт.-сост. Е.А. Мавлютова. – Волгоград,2009г.

3.Открытые уроки. История. Основы государства и права./Авт.-сост. О.А. Бондаренко. – Волгоград 2009г

4.Правовое образование: организация внеурочной работы.М: «Издательский дом «Новый учебник»,2002г

5.Активные формы работы на уроках. И.Н. Гашникова. «Преподавание истории и обществознания в школе» №10 2008г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.

Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...

Формирование коммуникативной компетентности на уроках истории и обществознания

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то ест...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"

В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В данной статье описывается опыт формирования учебно-познавательной компетентности у учащихся с нарушением зрения на уроках математики и во внеурочной деятельности. Приводятся примеры упражнений для р...