Метро времени
методическая разработка по истории на тему
Интерактивная интеллектуальная игра «Метро времени» представляет собой сценарий и презентацию в программе Power Point игры для школьников 14-16 лет.
Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, праздникам и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Интерактивная интеллектуальная игра «Метро времени» представляет собой сценарий и презентацию в программе Power Point игры для школьников 14-16 лет.
Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, праздникам и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов.
Цель - привлечь внимание детей к этой теме, приобщить к чтению литературы по истории, мифологии, расширить их кругозор.
Подготовка к игре требует погружения в данную тему. Этому способствует чтение специальной литературы (список прилагается). Необходимо также использовать творческий потенциал школьников, обязательный при подготовке домашнего задания, оформлении помещения, где будет проходить игра.
В ходе игры дети показывают знания по данному вопросу, проявляют эрудицию, творческие и логические способности.
Используется краеведческий материал Ивановской области.
Правила игры.
I . В игре участвуют от 3 до 9 команд по 3 человека. (Возможно индивидуальное участие – 3 - 9 игрока)
- Игра состоит из двух туров. В первом туре каждой команде задаются 10 вопросов по истории Ивановской области с вариантами ответов (Приложение № 1) , (цена вопроса 1 балл)
Вариант 1. На карточках в течение 5 минут ответить на вопросы (если участников больше 3).
Вариант 2. Ведущий задает вопросы, команды поднимают карточки с правильными ответами (1,2,3,4).
Жюри подсчитывает и объявляет результаты.
- Второй тур.
- Каждая команда выбирает свою «ветку метро». Первой выбирает та, которая набрала большее количество очков – «жетонов». Последняя – меньшее. Если очки совпадают, задаётся дополнительный вопрос.
- Задаются вопросы от станций А до Д (цена вопроса 5 баллов). Команда, которая первой «приехала» на Кольцевую линию, выбирает «станцию» на дополнительной «ветке». Если команд 9 по количеству «веток метро», она имеет право выбрать любую «станцию» у противников или вопрос на «реке Вето», где цена вопроса 10 баллов.
- Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход игры.
Тур I.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Для вас загадка.
Там много станций интересных:
Известных мне и неизвестных.
Хоть под землёй все глубоко,
На них попасть совсем легко.
Зашёл туда и - через миг
Громадной глубины достиг.
Я помню, как когда-то, в детстве,
Мечтал я о его соседстве.
Возьмёшь бутылочку ситро –
Весь день катаешься в …
Участники : МЕТРО
Ведущий: Правильно. «Сила сводов, толща стен - это метрополитен».
Метро – это рельсовый внеуличный общественный транспорт на электрической тяге. Это одновременно музей, архив, иллюстрированный альбом, справочник и энциклопедия.
Мы с вами сегодня совершим удивительную поездку на необычном метро – «метро времени». Отправимся мы с вами в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов. В мир древних славян, которые расселялись на территории нашего Ивановского края 8 - 12 века. И поможет нам в этом хроновёрт – прибор, который перенесёт нас в те времена. За временем будет следить Хранитель времени.
(На экране презентации – песочные часы. Звуки поезда)
Итак, мы едем на метро.
Это в прошлое полотно,
Вентиляция свистит
Поезд едет и стучит.
Ведущий: Итак, вперёд в прошлое.
Для того чтобы попасть в метро необходимы специальные жетоны. Получить их вам помогут правильные ответы на мои вопросы по истории Ивановского края. Я буду задавать вопросы с вариантами ответов (см. Приложение) и в течение 5 секунд вы должны поднять карточку с номером правильного ответа. За каждый правильный ответ команда получит жетон – пропуск в «метро времени». Кто наберёт больше жетонов, тот и будет первый выбирать направление – «ветку».
Тур II.
Ведущий: Пока Хранитель времени подсчитывает жетоны, предлагаю вам заработать дополнительные. Вы должны расшифровать, что обозначают древнеславянские имена. Например: Любослав - любящий славу. Кто первый готов отвечать поднимает карточку.
Рада – радость.
Радимир - заботящийся о мире.
Мирослав - прославляющий мир.
Людмил - милый людям.
Милан- милый.
Красимир - прекрасный и мирный
Примечание: список имён в приложении № 2
Перед вами названия «веток» метро».
- «Кто в доме хозяин?». На этой ветке вопросы, связанные с жилищем древних славян – избой.
- «Во поле берёза стояла». На этой ветке вопросы, связанные с деревьями, которым поклонялись древние славяне.
- «Веселье земли русской – праздники славян». На этой ветке вопросы о праздниках и обычаях наших предков.
- «Народный костюм – красота из глубины веков». На этой ветке вопросы, связанные с одеждой древних славян.
- «Добрые и злые духи древних славян». На этой ветке вопросы, связанные с самыми древними верованиями славян.
- «Животные – тотемы». На этой ветке вопросы, о священных животных.
- «Лишь бы пилось и елось». На этой ветке всё о русской кухне.
- «Славянские боги». На этой ветке вопросы об языческих богах, в которых верили славяне.
- «Быт древних славян». На этой ветке все вопросы о том, что окружало в быту наших предков.
Право выбрать первым предоставляется команде …(называется команда или игрок)
Ветка метро времени № 1. Ведущий: «Кто в доме хозяин?» На этой ветке «метро времени» вопросы, связанные с жилищем древних славян – избой. |
Ведущий: Изба для славянина была не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья, она представлялась ему таинственным капищем (святилищем), в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого духа. |
Станция Г. Ведущий: 1.Универсальный предмет мебели в русской избе. (Ответ : Скамья.) |
Станция В . Ведущий: 2. Какой бог оберегал жилище у славян? (Ответ : Дому покровительствовал "скотий бог" – Beлес) Хранитель времени: С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, а с развитием у славян земледелия становится богом урожая. Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства. В Древней Руси Велес был покровителем купцов. Изображался Велес в обличье бородатого пастуха. |
Станция Б. Ведущий: 3. Какие мифические существа - обязательные атрибуты любого дома? |
Станция А. Ведущий: 4. Почему считалось, что нехорошо строить новый дом под старость? (Ответ: Хозяин будущего дома может умереть, не достроив его) |
Кольцевая 1. Ведущий: 5. Как называлось холодная половина избы или сруб около дома для хранения имущества? (Ответ: Клеть) |
Ведущий: Вера всех первобытных народов в сверхъестественные возможности различных неодушевлённых предметов выразилась у славян в поклонении камням, рекам, земле, огню, деревьям.
Ветка метро времени № 2. Ведущий: Название этой ветки слова из русской народной песни «Во поле берёза стояла». Здесь вопросы, о деревьях, которым поклонялись древние славяне. |
Станция Г. Ведущий: 1. Какое дерево по верованиям древних славян "уничтожает" нечить? (Ответ: Осина, горькое дерево) Хранитель времени: Оберег из осины ограждает от злых сил, в первую очередь от нежити, вампиров, упырей, особенно в сочетании с чесноком и серебром. Дерево поглощает боль, избыточные эмоции. |
Станция В. Ведущий: 2. Почему купола церквей на Руси часто делали из осины? (Ответ: Осина, отсырев от дождей приобретала цвет серебра. Осиновые купола не портились и выглядели серебряными) |
Станция Б. Хранитель времени: Ветви рябины с ягодами славяне втыкали на озимых полях как символ хорошего урожая. Это дерево бережливых, запасливых людей. Пучки веток рябины с ягодами связывают в виде креста красной ниткой, чтобы защитить двери и окна. Ведущий: 3. Почему древние славяне боялись ломать рябину? (Ответ: Рябина - дерево мстительное. Если его сломать - на семью повалятся беды и несчастья) |
Станция А. Ведущий: 4. В некоторых русских деревнях сохранился обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Ответ: Береза - от слова "беречь". Считалось, что березовое полено предохранит дом от нечисти и от названных гостей. Ее почитали как символ берегинь. На её бересте писали прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь). |
|
Ведущий: Жизнь русского народа была богата праздниками – веселыми и замечательными. Эти праздники дошли и до наших дней, не забылись, не утратили свою былую яркость, задор. Праздники отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования различным обычаям и правилам.
Ветка метро времени № 3. Ведущий: Название этой ветки «метро времени» - «Славянские праздники и обряды». Здесь вам нужно ответить на вопросы о праздниках и обычаях наших предков. |
Хранитель времени: Этот праздник связан с древним славянским культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы. Станция Г. Ведущий: Символом этого праздника была молодая березка. Какой праздник имеется в виду? ( Ответ: В честь русской березы и покровительницы девушек Лели, устраивали на Руси праздник – ляльник, потом он стал называться Троицей) |
Станция В. Ведущий: Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Ответ: Тризна) Хранитель времени: Тризна - погребальный воинский обряд у древних славян, который состоит из: игр, плясок и состязаний в честь покойного; оплакивания умершего; поминального пиршества. Изначально тризнище состояло из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок и ристаний в честь покойного, оплакивания, причитаний и поминального пиршества как до, так и после сожжения. |
Хранитель времени: Это поверье существует у всех славянских народов. Вот как оно пересказывается в польской сказке: «Ночь Иванова коротка, цветок в лесу – один-единственный, и прячется он в глуши, в зарослях непроходимых. Говорят, на пути к цветку опасности да препятствия поджидают, и стерегут его страшилища, а сорвет его лишь тот, кто не струсит, не оробеет. Толкуют еще, будто цветок невзрачен, неприметен и мал, и только как сорвешь его превращается в диво дивное, красоты невиданной и неслыханной.» Станция Б. Ведущий: 3. Когда бывает такая ночь? И что это за цветок? Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (Ответ: В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.) Хранитель времени: Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. |
Станция А. Ведущий: Как называются зимние языческие праздники славян? (Ответ: Святки) |
Кольцевая 3. Свадебный обряд. На второй день свадьбы все приглашались на завтрак, за один большой стол. Молодая жена обносила всех угощениями.
Хранитель времени: В этом простом обряде кроется следующий смысл: молодая выражает покорность и смирение не только перед мужем , но и перед всеми родственниками. |
Ведущий. Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, которых много обнаружено и исследовано учёными на территории Ивановского края.
Ветка метро времени № 4. Название этой ветки метро времени «Народный костюм – красота из глубины веков» В славянской одежде отражены все традиции, культура и особая энергетика нашего великого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе, быть с ней единым целым. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было еще, и проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лён, собрать его, обработать, а затем соткать из нити ткань и лишь только, потом сшить рубаху Хранитель времени: «По одёжке встречают, а провожают по уму». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Ведущий. На этой ветке «метро времени» вопросы об одежде наших предков. |
Хранитель времени: Для того чтобы показать красоту своих волос, своих кос «до пят», девушки носили венец. Замужние женщины должны были волосы спрятать, в их случае считалось обидой и грехом указать хотя бы краешек волос. Они надевали кокошник или платок. Станция Г. Ведущий. 1.Почему этот головной убор назвали именно «КОКОШНИК»? Какова история этого слова? (Ответ: Кокошник от слова «кокош» - петух. Кокошник – это гребень петуха) |
Хранитель времени: Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок» Станция В. Ведущий. 2. Какую магическую роль играла рубашка? Что означает вышивка на рубашке? Вспомните фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с рубашкой.(Ответ: вышивка – это оберег от нечистой силы) Хранитель времени: Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ. Люди считали, что знаки природных стихий защищают от злых сил, поэтому изображали их на домашней утвари, на одеже, в доме. |
Хранитель времени: По мнению археологов, детская, мужская и женская обувь древних славян имела примерно одинаковый фасон, различаясь в зависимости от пола и возраста в основном размерами и особенностями отделки. Станция Б. Ведущий. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Ответ: Лапти.) Хранитель времени: Во все времена наши предки охотно обувались в лапти— «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», — причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. |
Станция А. Ведущий. 4.Что символизировало белое платье у невест в Древней Руси? (Ответ: Траур) Хранитель времени: Для современных людей белый цвет символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Чёрный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения.. |
Кольцевая 4.Ведущий: 5. Какой предмет мужской одежды считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. (Ответ: Пояс) Хранитель времени: С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: "А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом не может действовать никакое колдовство". |
Ведущий: Древние славяне по-своему объясняли явления окружающей природы. Они населяли свой мир множеством богов и духов. Одни из них управляли движением солнца, другие властвовали над водами, дарили удачу на охоте, охраняли домашний очаг. Среди богов были старшие и младшие, мужчины и женщины, добрые и злые.
Ветка метро времени № 5. Ведущий: Название этой ветки метро времени «Добрые и злые духи древних славян». |
Станция Г. Хранитель времени: Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — полдень. В эту пору она загадывает встречным загадки и, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да и сами природа требует делать перерыв, полудница наказывает. Видеть её удается редко кому — кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом. Ведущий:1. Как могла наказать полудница того, кто не соблюдает обычая? (Ответ : Полудница — воплощение солнечного удара) |
Станция В. Хранитель времени: Древние славяне верили, что есть дух бани – Банник. Он очень опасен.. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника- шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Ведущий: 2. В дар Баннику люди оставляли Хранитель времени: Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани - Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Это настраивание данной среды на определённый Лад. Такое настраивание так же может происходить как по заранее заготовленному заговору - приветствию, так и по рождённому спонтанно прямо при входе в парную |
Станция Б. Ведущий: 3. Почему знающие люди, опасаясь лешего, выходят из леса задом наперед? (Ответ : Человек, выходя из леса, кланялся лешему. Говорил«Спасибо».) |
Станция А. Хранитель времени: Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок- Ведущий: 4. Почему Полевик помогал людям, которые не брезговали дотронуться до него? (Ответ: Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Мать Сыра- Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.) |
Кольцевая 5. Ведущий: Это дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. (Ответ: Русалка) Хранитель времени: Прохожего дева вод может |
Ведущий: Тотем - в первобытных верованиях - животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем.
Ветка метро времени № 6. Ведущий: Название этой ветки метро времени «Животные – тотемы». Вы ответите на вопросы о животных, которых древние славяне считали своими предками. |
Станция Г. Хранитель времени: Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому говорили «лютый». По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. Ведущий: 1. Какой зверь был тотемом этого племени? (Ответ : Волк.) |
Станция В. Хранитель времени: По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. Ведущий: 2. Какой лесной зверь был тотемом этого племени? (Ответ : Медведь.) Хранитель времени: Медведя древние славяне считали хозяином языческого леса. Он считался защитником от всякого зла и богом плодородия, а потому именно с весенним пробуждением медведя связывали наступление весны |
Станция Б. Ведущий:3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Ответ: Кот, кошка.) |
Станция А. Ведущий: 4.Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Ответ: Пес, собака.) |
Кольцевая 6. Ведущий: Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Ответ : Лиса.) Хранитель времени: Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума. Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. |
Ведущий: «Лишь бы пилось и елось». Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.
Ветка метро времени № 7. Ведущий: Название ветки метро времени «Лишь бы пилось и елось». Здесь вопросы о блюдах, которыми славится русская кухня. Хранитель времени: Главные черты русской кухни и русского национального стола можно определить следующим образом: обилие яств, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами и т. д. |
Станция Г. Ведущий: Какое блюдо солят трижды? (Ответ : Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.) |
Станция В. Ведущий: Что такое кулебяка? (Ответ: Пирог с рыбой.) |
Станция Б. Ведущий: На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Ответ : Приглашение на праздник.) |
Станция А. Ведущий: Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Ответ: Сбитень.) |
Кольцевая 7. Ведущий: Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Ответ : Хлеб.) |
Хранитель времени: Славяне верили сразу во множество богов. Самыми главными и почитаемыми были бог Род, Сварог, Перун, Ярило, богини Лада, Жива, Леля. В их честь устраивали праздники, им дарили подарки и приносили в жертву животных. Эти верования впоследствии стали называть языческими. Слово «язычество» произошло от слова «языки» в значении «народы», «племена». Язычеством стали называть народную веру в церковной среде, подразумевая под этим все дохристианское и нехристианское.
Ветка метро времени № 9. Ведущий: Название ветки метро времени «Славянские боги». Здесь вопросы связанные с пантеоном богов древних славян. |
Станция Г. Ведущий: Кто из богов славянской мифологии создал землю?(Ответ: Сварог) |
Станция В. Ведущий: После создания, мир был разделен на три части: мир, где живут боги, мир, где живут люди, мир прошлого, куда уходили предки. Как был назван мир людей? (Ответ : Явь) Хранитель времени: Там где обитают боги назывался Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. |
Станция Б. Ведущий: Кто из богов подарил людям идею священного календаря? (Ответ: Коляда) Хранитель времени: Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца |
Станция А. Ведущий: Кто из славянских богинь соответствовал греческой Афродите - богине любви и красоты? (Ответ : Лада) Хранитель времени: Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. |
Кольцевая 9. Ведущий: Древнейший славянский бог – творец, родитель всего сущего, считался единым предком всех славянских племен? (Ответ : Род) |
Ветка метро времени № 8. Ведущий: Название ветки метро времени «Быт древних славян». Многие из вас были в краеведческих музеях. Во многих школах также есть экспозиции, которые рассказывают о быте наших предков. На этой ветке вопросы по этой теме. |
Станция Г. Ведущий: Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Ответ: Братина.) |
Станция В. Ведущий: Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Ответ : Количеством членов семьи и достатком.) |
Станция Б Ведущий: Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ответ: Ковш.) |
Станция А. Ведущий: Как наши предки называли ветряные мельницы? (Ответ : Ветрак) |
Кольцевая 8. Ведущий: Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Ответ: Лучина.) |
Вопросы на реке ВЕТО. |
Хранитель времени: Эта птица считалась у славян вещей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.
|
Хранитель времени: 2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ответ : Ворон.) |
Хранитель времени: 3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Ответ: Петух.) |
Хранитель времени: 4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Ответ :Сова.) |
Хранитель времени:.5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Ответ: Орел.) |
Хранитель времени: 6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Ответ :Сокол.) |
Ведущий:
А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Остановка фольклорная», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл.
А теперь слово жюри…
Жюри подводит общие итоги игры.
Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда…. Прошу капитана получить грамоту.
Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого до конца так и не была изучена, а значит, постепенно происходит ее утрата. И чтобы до конца не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно почаще обращаться к народным обычаям и традициям, изучать их. И в этом могут помочь книги, в которых авторы пытаются — именно пытаются — объединить все богатство народное и донести его до читателя. Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего!
Литература:
1. Мифы и былины. - М. : Дрофа-Плюс, 2005.
2. Мифы и предания древних славян. - М. : Дрофа- Плюс, 2005.
3. Науменко, Г. Вся славянская мифология / Г. М. Науменко; худож. Г. Алимов. – М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2006. – 191 с. – (Хрестоматия школьника).
4. Языческие боги, былинные герои, русские святые : хрестоматия "Отечество". – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – 303 с. - (Отечество).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
33 квадратных метра
Конкурсно-игровая программа для учащихся IX– XIклассов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95546.jpg)
Конспект урока по Лыжной подготовке "Обучение стойкам спуска, прохождение дистанции 2000 метров."
Конспект урока пофизической культуре № 36для учащихся 10-х классов (девушки)раздел программы «Лыжная подготовка» Тема урока: Обучение стойкам спуска, прохождение дистанции 2000 метров...
Использование горных пород в облицовке метро (9 класс)
Статья представляет собой один из вариантов внеклассной творечкой работы по географии.Может использзоваться как вариант исследовательской деятельности учащихся....
Развитие метро - ритмического чувства.м
Методическая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/05/picture-263023-1525519863.jpg)
План-конспект урока в 6 классе по теме “Городской транспорт: метро”.
Подробный план конспект-урока в сопровождении красочной презентации и приложений "Мини-тест" и "Диалог"....
История лондонского метро
Интересный материал об истории лондонского метро....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-852606-1479745877.jpg)
Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"
Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....