Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СТАРОЕ ЕРМАКОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАМЫШЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель РМО Зам. директора Директор ГБОУ СОШ
_______/Салахова Л.М./ школы по УВР с. Старое Ермаково
Протокол № ____ _______/Шайхудинова Р.И./ ________/Габидуллина М.М/
от «____» ______ 2015г. «___» _______ 2015 г «___» _______ 2015 г
- Рабочая программа по истории.
- 10 класс.
2015/2016 уч.год
Учитель:
Салахова Лилия Мидхатовна
Составлена на основе программы
для общеобразовательных учреждений
Авторы составители:
__________________________________
__________________________________
__________________________________
с. Старое Ермаково
- Пояснительная записка
- Статус рабочей программы.
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Вентана-Граф, 2008). Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования. Программа рассчитана на 68 часов. Из них на изучение Истории России ХХ век и начало XXI века отводится 44 часа, Новейшей истории зарубежных стран ХХ и начало XXI вв- 24 часа.
Цели и задачи:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование ценностного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Изучение истории предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действия и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объекта.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (от текста в таблицу и т.п.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных, конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В современных условиях возрастают требования е рефлексивной деятельности учащихся, в том числе объективному оцениванию своих учебных достижений, поведении, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанию определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой
Программа рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с БУП
34 учебных недели 1 часа в неделю = 68 часов в год
- 1 полугодие — 16 недель - 32 уроков
- 2 полугодие — 18 недель - 36 уроков
Используемый учебно-методический комплект:
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 класс. Учебник. М.: Дрофа. 2009.
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 класс. Поурочные разработки-М.: Дрофа. 2009.
- Кочетов Н.С. Поурочные планы. История России конец XVII – XIX вв. Волгоград: Учитель. 2008.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до Х1Х века. М.: «ВАКО». 2007. .
- К.М.Северинов История: схемы и таблицы-С-Пб, Тригон, 2006
- О.В.Владимирова История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ-М, Астрель, 2010
- В.В.Кирилов Отечественная история в схемах и таблицах- М, 2009
- КИМ ( с 2002 года)
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды учебных занятий: урок - лекция, практическое занятие, сюжетно-ролевые игры, игры-обсуждения, беседы, лабораторные работы, проектная деятельность, дискуссия.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Наряду с этим используются метода социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д; задания на выявление операционных жизненных ситуации и моделирование жизненных ситуации.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
-знания и представления о нормах российского законодательства;
-знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
-коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории ученик должен
знать \понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России и ее роль в мировом сообществе.
- уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
- Содержание учебного курса.
- "Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX века "
Введение
Всеобщая история
Тема 1: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья(1 ч)
Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья. Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия – крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.Исламский мир. Аравия – родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII – X в. Мусульманская культура.
Тема 2: Древняя Русь(10 ч)
Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII – начале XIIIв. Архитектура. Живопись. Литература.Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский.
Тема 3: Западная Европа в XI – XV веках(4 ч)
Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти в Англии и во Франции. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская культура». «Крестьянская культура». «Городская культура». Средневековые университеты.
Тема 4: Российское государство в XIV – XVII веках(10 ч)
Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497г. Концепция «Москва – третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV – XVIвв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К.М.Минин, Д.М.Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.
Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины. Русская культура. Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.
Тема 5: Запад в Новое время(7 ч)
Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV-XVI веков. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.
Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства. Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механической картины мира. И.Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш.Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы. Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж.Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».
Тема 6: Российская империя в XVIII веке(5 ч)
Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII – XVIIIвв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ России во второй половине XVIIIв. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Тема 7: Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации(8 ч)
Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Крах наполеоновской империи.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIXв. Изменения в структуре общества.Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848 – 1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIXв.Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.
Тема 8: Россия на пути модернизации(9 ч)
Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIXв. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.Реформы 1860 – 1870- х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже 70-80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60-70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.Россия – многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заседание Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.
Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Тема 9. Культура XIX века(5 ч)
Научно-технический прогресс и общество. Физическая и эволюционная картины мира, научно - технический прогресс, образование, средства массовой информации.Мировая художественная культура. Мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры.
Культура России в XIX веке. Российская культура XIX века. Обращение к национальным истокам. Общественное служение литературы и искусства.
Урок- экскурсия (виртуальная) «Мои любимые русские художники и архитекторы».Итоговые уроки по курсу.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов | Содержание материала (основные вопросы и понятия) | Д/З | Дата |
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. | 7 | ||||
1 | Вводный урок. | 1 | |||
2-3 | Древний Восток и античный мир. | 2 | Присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, ирригационное земледелие, монархия, деспотия, античная цивилизация, эллинизм. | ||
4 | Рождение европейской средневековой цивилизации. | 1 | Гибель Римского государства. Европейская средневековая цивилизация. Великое переселение народов. Романизация, христианство. | ||
5 | Страны Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | Варварские королевства. Феодальная раздробленность и имперское единство. Социальная структура западноевропейского средневекового общества. | ||
6 | Византийская империя и восточнохристианский мир. | 1 | Власть светская и духовная. Католический и православный мир. Монастыри. Картина мира средневекового европейца. | ||
7 | Исламский мир. | 1 | Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование халифата. Арабы и христианская Европа. Крестовые походы. | ||
8 | Урок обобщения по теме «Цивилизации древнего мира и раннего Средневековья». | 1 | Цивилизация как ступень развития общества. Характерные черты цивилизационных общностей Древнего мира и раннего Средневековья. | ||
Тема 2. Древняя Русь. | 10 | ||||
9 | Народы Восточной Европы. | 1 | Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействие славян и степных кочевников. Особенности первых государств. | ||
10 | Восточные славяне в древности. | 1 | Основные занятия славян, религиозные представления, верования восточных славян. Общественный строй. | ||
11 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 | Происхождение государственности на Руси. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. | ||
12 | Государство и общество. | 1 | Организация управления государством. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. «Русская правда. | ||
13 | Церковь и культура. | 1 | Развитие городов. Ремесло и торговля. Древнерусская культура. | ||
14 | Раздробленность Руси. | 1 | Политическая раздробленность, причины. Развитие отдельных земель Руси: Владимиро - Суздальское княжество. Новгородская республика. Политический строй. | ||
15 -16 | Русь между Востоком и Западом. | 2 | Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево нашествие на Русь. Русь и монголы после образования Золотой Орды. | ||
17 | Урок обобщения по теме «Древняя Русь». | 1 | Особенности становления государства у восточных славян. Периоды политического развития Древней Руси. | ||
18. | Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура» | 1 | |||
Тема 3. Западная Европа в XI – XV вв. | 4 | ||||
19 | Экономическое и политическое развитие. | 1 | Отделение ремесла от сельского хозяйства. Причины укрепления городов. Создание централизованных государств. Индульгенция. | ||
20 | Взаимодействие средневековых цивилизаций. | 1 | Взаимоотношения православного, католического, мусульманского миров, причины изменения. Крестовые походы. Гибель Византийской империи. | ||
21 | Культура средневекового Запада. | 1 | «Городская» культура, «рыцарская» культура, «крестьянская» культура. Идеология гуманизма. | ||
22 | Урок обобщения по теме «Западная Европа в XI – XV вв.» | 1 | Византия – наследница античного мира и часть христианской цивилизации. Города – главные центры средневекового Запада. | ||
Тема 4. Российское государство в XIV – XVII вв. | 10 | ||||
23-24. | Москва во главе объединения русских земель. | 2 | Русь: от раздробленности к объединению. Великое княжество Литовское и Польша. Формирование территории единого государства. | ||
25 | Россия: третье православное царство. | 1 | Централизация власти. Светская власть и церковь. «Москва – третий Рим». | ||
26-27. | Кризис государства и общества. Смутное время. | 2 | Кризис конца XVI – начала XVII в. Смута (причины, сущность, последствия). Опричнина, гражданская война, интервенция. | ||
28 | Становление самодержавия Романовых. | 1 | Экономическое развитие. Особенности развития мануфактурного производства. Становление российского абсолютизма. Социальная структура. | ||
29 | Начало формирования многонационального государства. | 1 | Расширение территории, народы в составе Российской империи. Внешняя политика России. | ||
30 | Русская культура XIV –XVII вв. | 1 | Культура: обмирщение, сословный характер, светское искусство. | ||
31 | Урок обобщения по теме «Российское государство в XIV – XVII вв.». | 1 | Эволюция политического строя. Расширение территории. Церковь и государство. | Тест «Русские земли в XIV – XVII вв.» | |
32. | Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни» | 1 | |||
Тема 5. Запад в Новое время. | 7 | ||||
33 | Европа в начале Нового времени. | 2 | Великие географические открытия и их последствия, колониальные завоевания. Реформация и Контрреформация в Европе. | ||
34 | Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке. | 1 | Абсолютизм, его социальные и политические функции. Английская революция XVII в. | ||
35. | Эпоха Просвещения. | 1 | Революция в естествознании, идеи эпохи Просвещения. | ||
36-37 | Революции XVIII столетия. | 2 | Революции XVIII века. Конституция, три ветви власти, федерализм, жирондисты. Якобинцы. | ||
38 | Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII вв. | 1 | Эпоха Возрождения. Искусство эпохи абсолютизма. | ||
39 | Урок обобщения по теме «Запад в новое время». | 1 | Черты развития западноевропейской цивилизации, революции. Роль религиозного фактора. | ||
Тема 6. Российская империя в XVIII веке. | 5 | ||||
40. | Власть и общество. | 1 | Необходимость преобразований. Внешняя политика и военные реформы. Российский вариант «просвещенного абсолютизма». | ||
41. | Социально-экономическое развитие страны. | 1 | Экономическое развитие, аграрное производство, крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства. Сословная структура российского общества. | ||
42. | Расширение территории государства | 1 | Расширение территории российского государства. Народы в составе Российской империи. | ||
43. | Образование, наука, культура. | 1 | Культура России XVIII века. Расширение культурных связей с Европой. | ||
44. | Урок обобщения по теме «российская империя в XVIII веке». | 1 | Тенденции развития России в XVIII веке. | ||
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. | 8 | ||||
44. | Эпоха наполеоновских войн. | 1 | Отечественная война 1812 г. Крах наполеоновской империи. | ||
46. | Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации. | 1 | Промышленный переворот XIX в., его экономические и социальные последствия. | ||
47- 48. | Революции и реформы. | 2 | Реформы и революции в Европе XIX в. | ||
49. | Идейные течения и политические партии. | 1 | Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. | ||
50. | Колониальные империи. | 1 | Завершение колониального раздела мира. Деколонизация. | ||
51. | Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. | 1 | Возникновение национальных государств. Политическое развитие стран западного мира. | ||
52. | Урок обобщения по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации» | 1 | Формирование индустриальной цивилизации Запада: факторы, черты. Идеологические и политические течения. | Тест «Российская империя в XIX в.». | |
Тема 8. Россия на пути модернизации. | 9 | ||||
55. | Российское государство в первой половине XIX века. | 1 | Модернизация. Попытки проведения реформ в начале века. | ||
54. | Общественная жизнь в первой половине XIX веке. | 1 | Выступление декабристов. Взгляды на путь развития страны: славянофилы и западники, сторонники общинного социализма. | ||
55-56. | Реформы 1860 – 1870-х гг. | 2 | Реформы 60 – 70-х гг., их экономические и социальные последствия. | ||
57. | Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. | 1 | Экономическая политика государства в пореформенный период. | ||
58. | Общественное движение в России во второй половине XIX века. | 1 | Русский либерализм, народничество. Возникновение рабочего движения. Консерваторы. | ||
59- 60. | Россия – многонациональная империя. | 2 | Расширение территории, пути создания империи. Народы Российской империи в XIX веке. | ||
61. | Урок обобщения по теме «Россия на пути модернизации». | 1 | Предпосылки модернизации, реформы XIX века: цели, направленность. Результаты. Россия – многонациональная империя. | ||
Тема 9. Культура XIX века. | 5 | ||||
62-63. | Научно-технический прогресс и общество. | 1 | Физическая и эволюционная картины мира, научно - технический прогресс, образование, средства массовой информации. | ||
64. | Мировая художественная культура. | 1 | Мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. | ||
65. | Культура России в XIX веке. | 1 | Российская культура XIX века. Обращение к национальным истокам. Общественное служение литературы и искусства. | ||
66. | Урок- экскурсия (виртуальная) «Мои любимые русские художники и архитекторы» | 1 | |||
67-68 | Итоговые уроки по курсу | 2 |
Литература
- Программы общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней»- М., «Вентана-Граф», 2008 год;
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 класс. Учебник. М.: Дрофа. 2009.
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 класс. Поурочные разработки-М.: Дрофа. 2009.
- Кочетов Н.С. Поурочные планы. История России конец XVII – XIX вв. Волгоград: Учитель. 2008.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до Х1Х века. М.: «ВАКО». 2007. .
- Атлас с комплектом контурных карт.
- О.Н.Журавлева Тесты по истории России-М, Экзамен, 2005
- И.Д.Агеева Кто лучше всех знает Россию (метод пособия)-М, Сфера, 2005
- А.Т.Степанищев Опорные конспекты по истории России 6-11 кл.-М, Владос, 2004
- К.М.Северинов История: схемы и таблицы-С-Пб, Тригон, 2006
- О.В.Владимирова История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ-М, Астрель, 2010
- В.В.Кирилов Отечественная история в схемах и таблицах- М, 2009
- КИМ( с 2002 года)
- Энциклопедии
- Альбомы по истории культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...