I. Организационный момент | Здравствуйте, садитесь Данный урок будет основан на приеме, предложенном Эдвардом Де Боно. Вы все разделитесь на шесть групп по три человека в каждой, (итого 18 человек) остальные 3 человека (в классе 21) могут выбрать по своему желанию к какой группе они могут присоединиться, но 2-ум или сразу 3 –ем ученикам в одну группу вступать воспрещается. Деление на группы Перед вами шляпа с 18-тью пронумерованными листками, каждый из вас по очереди подойдет и возьмет первый попавшийся номер. Обмениваться номерами нельзя Далее учитель называет первую тройку номеров, например, «4,9,7» и на основе этого ученики объединяются в группу. Такие группы, чтобы больше вас не делить останутся до конца моей практики, запомните кто с кем.
Разъяснение модели занятия «Шесть шляп общения» Итак, вы объединились в группы, теперь выбираете капитана ваших групп, который сейчас ко мне подойдет и выберит по жребию «шляпу общения» (они все будут лежать тыльной стороной) Когда вы все получили по «шляпе мышления» я разъясню что вам надо делать. Участники каждой группы работают совместно -«Белая шляпа» – объективно перечисляет основные исторические события, факты, связанные с правлением Александра III, но не больше 10-12 главных фактов. Обратить внимание на контрреформы. -«Красная шляпа» выражает свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу правления императора (внимание, ваш рассказ не должен содержать конкретные факты, просто, что вы думаете о правлении Александра III и что хотите сказать по поводу разных направлений его политики без выводов) - «Черная шляпа» выделяет все негативное по их мнению в правлении Александра III - «Желтая шляпа» - обобщает все положительное -«Зеленая шляпа» составляет альманах (инфо. содержащая занимательные сведения справочного характера из различных областей знания.) Каждый участник группы делает по странице, но оценку я всем ставлю общую. - «Синяя шляпа» должга сформулировать общие выводы, рефлексивные мысли по поводу эпохи Александра III Желательно сделать все в письменном виде, если вдруг мы не успеем. Каждую группу на ответе представляет один человек, др. участники группы могут поднимать руку и подсказывать/ дополнять. Другие группы также могут дополнять, поднимая себе тем самым балл | Момент мобилизации внимания. Приветствие. ТРУД (тетрадь, ручка, учебник, дневник).
-ученики по очереди подходят к шляпе и берут пронумерованный листок
- на основе списка номеров учителя, ребята объединяются по группам.
- каждая группа выбирает капитана - капитаны подходят и тянут по жребию шляпу
Ученики по ходу урока заполняют таблицу:
Истор. события, факты правления А.III | Ваши оценочные суждения о изуч. материале. | - | + | Выводы |
|
|
|
|
|
|
II. Переход к использованию приема «Шесть шляп общения» | Приступаем к выполнению задания на это я вам даю 10-12 минут.
А пока вы выполняете задание фоном будет отрывок и документального фильма «Правление Александра III», он может помочь некоторым шляпам в их деятельности.
| - совместно выполняют задание по поставленной учителем задаче - слушают фильм, если не все помнят, он им может помочь вспомнить некоторые факты, подвести итоги
|
I. Выступление представителя группы от «Белой шляпы» | Примерный ответ -1 марта 1881 года вступление на престол, короновался 15 марта 1881 года в Успенском соборе Московского Кремля. -3 апреля 1881 года в Петербурге пять народовольцев - дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, мещанин Николай Рысаков, крестьяне Андрей Желябов и Тимофей Михайлов были публично казнены. -29 апреля 1881 года Александр III выступил с манифестом об утверждении самодержавия - Начало периода открытой реакции с назначением на пост 1882 году Д.А. Толстого. -В 1882 году был учрежден крестьянский банк -1882 г. введение новых «Временных правил о печати» - Введены правила о найме на сельские и фабричные работы, (1882 г.), была ограничена работа малолетних и женщин. -1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. -Присоединение Средней Азии к России было закончено в 1885 году. - Переселение крестьянских семейств в Сибирь. -Крушение царского поезда. 1888г. - Мировые суды в основном были ликвидированы. -«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. Земство было преобразовано. -Голод в Поволжье.1891 г. -Новое городское положение 1892 г. -Сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893 гг.).
| Представитель группы отвечает, другие участники дополняют ответ. Дополняют другие группы |
II. Выступление представителя группы от «Красной шляпы»
| Правление императора Александра III (1881—1894 гг.) стало своего рода исторической паузой — временем осмысления великих преобразований прежнего царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому натиску предшествующего 20-летия. В исторической науке это время получило название эпохи контрреформ. Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-мучеником. Трагедию, разыгравшуюся на Екатерининском канале, общественное сознание связало со всей предыдущей «либеральной» деятельностью государя, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. | Представитель группы отвечает, другие участники дополняют ответ. Дополняют другие группы |
III. Выступление представителя группы от «Черной шляпы»
| Примерный ответ - Усовершенствование карательной системы, что позволило окончательно разгромить внутренне ослабленную «Народную волю». - Расширение полномочий губернаторов. Они могли вводить чрезвычайное положение на неограниченный срок и проводить любые репрессивные акции. - Возникновение «охранных отделений» , которые были направлены на подавление и пресечение любой деятельности, связанной с изменением существующего строя и порядка. -В 1882 году были приняты меры по ужесточению цензуры. - Введение циркуляра о средней школе, в котором предусматривалось усиление дисциплинарных наказаний, а в 1887 году вышел в свет циркуляр, получивший название «указа о кухаркиных детях». -Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник — попечитель учебного округа - Новое Земское уложение и Городовое положение не только значительно урезали самостоятельность местного самоуправления, но и в три-четыре раза уменьшили число избирателей, которые к тому же делились строго по сословному признаку. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян — опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. - Ограничение выхода крестьян из общины. 1893 г. -1884 г. чистка библиотек. -Национальная политика.
|
Представитель группы отвечает, другие участники дополняют ответ. Дополняют другие группы
|
IV. Выступление представителя группы от «Желтой шляпы»
| Примерный ответ -28 декабря 1881 года принятие закона об обязательном выкупе крестьянами наделов прекращено временнообязанное состояние крестьян. -Повсеместное снижение выкупных платежей на рубль. -Постепенная отмена подушной подати - В 1882 году принятие мер для смягчение малоземелья крестьян. -Учреждение Крестьянского банка -Облегчена аренда гос. земель. -Запрещение труда детей до 12 тел. И ограничение рабочего дня 8 часами тем кому от 12 до 15 лет. -1885 году запрещение ночного труда для женщин и детей. -Введение расчетных книг. -Покровительственная политика отечественной промышленности, изменения сбора налогов, развитие ж/д строительства. -Участие в сделках на зарубежный биржах – повышение покупательной способности рубля. | Представитель группы отвечает, другие участники дополняют ответ. Дополняют другие группы Ответы на вопросы практиканта |
V. Выступление представителя группы от «Зеленой шляпы»
| Учитель дает группе листы А4, фломастеры, карандаши, фотографии как Александра III, так и его семьи и т.п., чтобы участники группы смогли сделать альманах красочно. | Представитель группы отвечает, другие участники дополняют ответ. Участники других групп могут задать вопросы.
|
VI. Выступление представителя группы от «Синяя шляпа»
Подведение общих итогов
| Примерный ответ Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой. Государство стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева человека», чиновника — будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины. Приверженцы охранительного курса полагали, что Россия ещё не готова к тем преобразованиям, которые проводил в жизнь Александр II. Поэтому 80-е — начало 90-х гг. XIX в. запомнились современникам как пора выжидания, затишья, «болезненного спокойствия». «Болезненного» потому, что Россия требовала продолжения реформ. | Представитель группы отвечает, другие участники дополняют ответ. Участники других групп могут |
III. Домашнее задание | На следующем уроке мы приступаем к изучению культуры и первый параграф под названием «Просвещение и наука» я предлагаю разобрать сл. способом, так как сама тема не такая сложная, то я дам несколько коротких сообщений на 5 минут о наиболее значимых деятелей различной сферы: - Александр Степанович Попов
- Иван Петрович Павлов
- Илья Ильич Мечников
- Николай Николаевич Миклухо-Маклай
- Василий Осипович Ключевский
Даю индивидуальное задание ученику N сделать кластер (план-конспект) с объяснением у доски на первый раздел параграфа «Развитие образования»
| Индивидуальные опережающие задания – подготовить сообщения - Александр Степанович Попов
- Иван Петрович Павлов
- Илья Ильич Мечников
- Николай Николаевич Миклухо-Маклай
- Василий Осипович Ключевский
Даю индивидуальное задание ученику N сделать кластер (план-конспект) с объяснением у доски на первый раздел параграфа «Развитие образования»
|