Конкуренция
план-конспект занятия по истории (6, 8 класс) на тему

Касенкова Людмила Ивановна

Лекция по конкуренции для 6-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurentsiya_6_kl.odp490.31 КБ
Файл konkurentsiya_6_kl.odt21.82 КБ
Файл konkurentsiya_8_kl_.odt23.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: «конкуренция».

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  1) сформировать знания, о совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии

 2) развивать информационно – коммуникативные навыки: формирование выводов по результатам анализа, умение аргументировать высказывания, логично излагать мысль

 4) повысить интерес учащихся к экономическим знаниям, воспитывать у учащихся требовательность к себе, ответственность, дисциплинированность, взаимовыручку, гуманное отношение друг к другу, чувство коллективизма

План урока: 1) организационный момент

    2) изучение нового материала

   3) первичное закрепление

Оборудование:  1) мультимедиа-проектор

     2) слайды:   №1 тема урока

№2 происхождение слова «конкуренция»

№3 что такое конкуренция

№4 виды конкуренции

№5 схемы конкуренции

№6 совершенная конкуренция

№7 монополистическая конкуренция

№8 олигополия

№9 монополия

№10 монопсония

    3) персональный компьютер

 

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня на уроке вы познакомитесь с типами рыночных структур, узнаете, чем отличается монополия от конкуренции, научитесь определять тип рынка. Готовя свои ответы на вопросы, и при решении заданий покажите свои умения аргументировать ответы, логику мышления.

Изучение нового материала.

Основной целью любой фирмы является получение максимальной прибыли.

Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. Фирма выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые тоже стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов, которыми обладают покупатели. Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке. Тип конкуренции затрагивает и покупателей.

Выделяют основные четыре типа конкурентных рынка:

  1. рынок совершенной (чистой) конкуренции
  2. рынок монополистической конкуренции
  3. олигопольный рынок
  4. рынок монополии

 Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции- характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми

Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos- один и poleo - продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos - один и opsonia - закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик - государство, поставщик - единственная фирма).

Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия ( от греч. oligos - немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Защита конкурентной среды

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходимы соответствующая институциональная среда, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей. Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наследству от Советского Союза, является чрезвычайно острой для современного российского рынка. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., явился первым в истории России; нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев - 35% и более.

Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является антизаконным. Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением, - принудительное разделение хозяйствующих субъектов.

В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы



Предварительный просмотр:

Тема: Конкуренция.

Цели: - выяснить сущность обмена и его моделей;

-   дать представление о рынке;

-  показать роль конкуренции в развитии рыночных отношений;

-  научить анализировать различные модели поведения покупателей и продавцов в сфере рыночных отношений.

План урока

  1. Из истории эволюции современных рыночных отношений.
  2. Конкуренция на рынке. Как оценить это явление?

  1. Учитель: Если бы мы могли совершить путешествие в древность для того, чтобы узнать, как жили наши предки, то непременно попали бы на рынок. Ведь это был центр общественной жизни. Рыночная площадь всегда находилась в середине античного города. Во время археологических раскопок  в Афинах, Риме, Помпеях было обнаружено большое количество рынков. На рынках совершались не только торговые сделки, там проходили народные собрания, проходил суд, объявлялись указы, проводились наказания.

В нашей речи слово «рынок» употребляется в разных значениях: мировой рынок, внешний рынок, национальный внутренний рынок, местный рынок, оптовый рынок и т.д.

Рынок зарождается на основе обмена. Обмен может происходить по-разному.

  1. Натуральный обмен

земледелец        ремесленник, скотовод

  1. Денежный обмен

земледелец        ремесленник, купец

Денежный обмен

        земледелец        ремесленник

        

                рынок

        купец

        Вопросы  к классу: Что нужно для обмена? (общественное разделение труда и специализация).  Чем отличаются простой обмен от рынка?

Рынок – это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы.

  1. Идеальный рынок невозможен без конкуренции.

Конкуренция – определенное соперничество между людьми или организациями в достижении сходных целей, результатов.

Виды конкуренции

        Конкуренция         конкуренция

                                                    производителей и        покупателей

                                                            продавцов

        Причина конкуренции покупателей – дефицит (нехватка) товара.

Рынок могут контролировать монополии или олигополии, тогда конкуренция нарушается, цены устанавливаются произвольно, а максимальную прибыль получают монополисты.

 Сущность конкуренции ее виды и роль в механизме рыночного саморегулирования.

Конкуренция выступает одним из важнейших законов рыночной экономики, в основе которого - частная собственность и обособленность экономических интересов. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции. Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество, состязательность, между экономическими субъектами на рынке в целях получения наибольшей прибыли и других выгод.

Как правило, конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые носят негативный и даже разрушительный характер.

Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному развитию экономики.

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В современной рыночной экономике можно выделить следующие основные функции конкуренции.

1) Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу тенденция к определению предложения спросом (и производства - индивидуальными и общественными потребностями).

2) Стимулирующая, функция - означает, что рынок посредством конкуренции побуждает производителей к выпуску товаров, пользующихся спросом, при минимизации затрат.

3) Аллокациопная функция (или функция размещения, от англ. allocation - размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

4) Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений). опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

5) Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

6) Распределительная функция оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ среди потребителей.

7) Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно конкуренция обусловливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы. Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

При производстве товаров конкуренция подразделяется на 2 вида:

Внутриотраслевая – конкуренция между предприятиями одной отрасли за лучшие условия производства и сбыта товаров. Предпосылки такой конкуренции – различие индивидуальных издержек производств, результат – рыночная цена на однородные товары.

Межотраслевая – конкуренция предприятий различных отраслей за сферы более прибыльного вложения капитала. Предпосылки - различные нормы прибыли в разных отраслях, результат – образование средней прибыли

В зависимости от способов ведения различают 2 основных метода конкуренции:

Ценовая конкуренция - между фирмами за более высокую прибыль осуществляется путем уменьшения издержек, и таким образом снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), дифференциации качества товара при одной и той же цене и др.

Неценовая конкуренция - осуществляется способами, прямо не влияющими на цену, но оказывающими влияние на выбор потребителя:

· Техническая новизна и качества товаров.

· Создание товаров-субститутов.

· Послепродажное обслуживание потребителей

· Усиление рекламы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыночная конкуренция. Маркетинг.

Урок на тему "Рыночная конкуренция. Маркетинг" посвящен изучению основ рыночной экономики, маркетинга, отношениям производителей и потребителей. В ходе используются игровые ситуации, кейс - методы, ин...

рынок цена конкуренция

рынок цена конкуренция...

Презентация к уроку по теме "Конкуренция" - 5 кл., экономика

Презентация  к уроку по теме  "Конкуренция" - 5 кл., экономика...

Презентация по теме урока "Конкуренция. Типы рынков" (9 класс)

Материал презентации можно использовать для проведения урока по теме...

Урок по экономике "Рынок и конкуренция"

Процесс перехода к системе рыночных отношений в нашей стране  требует активной социальной позиции, выражающейся в положительном отношении к рыночной экономике и активном участии в ее развит...