К вопросу о понимании понятия "Патриотизм"
статья по истории на тему
Тема патриотизма в настоящее время приобрела особую актуальность и звучание. Сейчас Россия постепенно восстанавливает своё былое влияние в мире, как в политических, так и в экономических вопросах. Этот процесс не быстрый, и в его основе среди всего прочего активность и сознательность граждан, живущих в стране и совершающих благие деяния во имя процветания своей Родины.
Особую актуальность данная проблема приобрела в современных условиях в связи с рядом кризисных явлений в обществе: наркомания, коррупционность сознания, межнациональная напряженность, нравственная бездуховность и отсутствие ориентиров для молодежи - все это неблагоприятно влияет на подрастающее поколение молодых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_o_ponimanii_ponyatiya.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о понимании понятия «Патриотизм»
М.А.Махалкина
Тема патриотизма в настоящее время приобрела особую актуальность и звучание. Сейчас Россия постепенно восстанавливает своё былое влияние в мире, как в политических, так и в экономических вопросах. Этот процесс не быстрый, и в его основе среди всего прочего активность и сознательность граждан, живущих в стране и совершающих благие деяния во имя процветания своей Родины.
Особую актуальность тема патриотизма приобрела в современных условиях в связи с рядом кризисных явлений в обществе: проблемы наркомании, коррупционность сознания, межнациональная напряженность, нравственная бездуховность и отсутствие ориентиров для молодежи - все это неблагоприятно влияет на подрастающее поколение молодых людей.
Сегодня чаще всего патриотизм ассоциируется у молодых людей со службой в армии, вооруженными силами. Со счетов сбрасываются важные аспекты гражданского понимания термина патриотизм.
С распадом в 1991 г. советского государства из сознания россиян исчезло понятие идеологии. Вернее, оно осталось тождественным советскому сознанию. В условиях экономического кризиса, социальной нестабильности и массового вброса элементов массовой культуры Запада, пропагандирующей более свободный, а в некоторых вопросах и аморальный образ жизни, стал формироваться человек «новой России». Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие факторы значительно затрудняли осуществление эффективной политики и в образовательной среде. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.
Обратившись к понятию «патриотизм» в разных источниках, мы получаем многообразие трактовок. Словарь Даля определяет патриота как любителя Отечества, ревнителя его блага. Другой источник - педагогический энциклопедический словарь даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...». В словаре Брокгауза и Эфрона патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации.
Большая советская энциклопедия дает такое объяснение патриотизма: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Суммируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что чувство патриотизма одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Это одно из важнейших духовных достояний личности.
Важно, что патриотизм представляет собой фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных институтов.
Патриотизм не заложен в генах: это социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из учащегося, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Сегодня в нашей стране столкнулись две системы ценностей – либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной раздвоенность ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям. Материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.
В сознании советских людей, к примеру, был прочно сформирован образ защитника Отечества, добра, справедливости: все знали о подвигах А.Матросова, З..Космодемьянской, О.Кошевого, пионеров героев и др. Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.
А что же происходит в наши дни? Если обратиться к молодежи с вопросом о «герое нашего времени», то в качестве иллюстрации можно услышать собирательную характеристику героев бандитского сериала «Бригада», или образ Данилы Багрова из фильмов «Брат» и «Брат-2». В последние годы стали популярными телевизионные образы из многочисленных реалити-шоу, развлекательных программ. Однако ничего общего с формированием патриотизма здесь не наблюдается.
Причин упадка патриотизма масса: социальный упадок, явившийся следствием лихих 90-х, падение авторитета государства на международной арене, особенно в свете многочисленных конфликтов в приграничных с Россией регионах. Молодые люди задаются вопросом о том, почему они обязаны любить и защищать государство, которое отправляет на гибель своих граждан в первую и вторую чеченские кампании, не может обеспечить стабильность и дисциплину в воинских частях, чтобы служба в армии стала более привлекательной в глазах молодых парней.
Отсюда и современное понимание патриотизма: о нем вспоминают в канун праздников 23-го февраля, Дня Победы, либо во время призывных кампаний.
Негативной тенденцией стал «диванный патриотизм», когда люди обвиняют во всех неудачах Запад, США, черпая вдохновение в телевизионных выпусках. Не вдаваясь в подробности общественных, политических или международных процессов. Просто потому что модно. Модно критиковать Запад, называть украинцев «неблагодарными хохлами», модно быть националистом и устраивать драки с представителями Кавказа или Средней Азии.
Но это не патриотизм. Патриотизм не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ни к своему этносу, ни ко всему человечеству. Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы. Патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм — это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм – это когда ты любишь свой народ, а национализм – это когда ты ненавидишь другие народы. И каждый из нас должен осознать разницу в этих понятиях.
Можно долго и витиевато говорить о том, что патриотизм начинается сверху, и что государство должно более системно и продуманно подходить к вопросу формирования общенациональной идеи для молодежи. Но можно и начать с себя. Задав вопрос о том, а что лично я могу сделать, чтобы быть патриотом и как это можно объяснить окружающим тебя людям в твоей среде обитания.
Возьмем, к примеру, наш техникум. Студенты к нам приходят после школы, имея базовую общегуманитарную и физическую подготовку. У них есть свои представления о том, что такое Родина, и что есть патриотизм. Разумеется, общие представления у всех более или менее совпадают. Есть объективно печальные тенденции, свидетельствующие об отсутствии их интереса к общественным или историческим процессам. Есть примеры, вызывающие положительные эмоции: когда студенты интересуются происходящими событиями в мире, просят порекомендовать почитать что-нибудь. И если направлять и стимулировать интерес молодежи к проблемам патриотической направленности, иногда можно получить очень неожиданные и приятные результаты. Неважно, что это будет – классный час с необычным сценарием и дискуссией, поход в музей (вряд ли большинство учащихся пойдет туда просто так по собственному желанию), участие в научной конференции, или конкурсе с соответствующей тематикой.
Вряд ли мы в силах воспитать в студентах устойчивое чувство любви и гордости к своей стране, если сами не проявляем его. Да и возможно ли научить патриотизму в сжатые сроки – ведь приобщение к гордости за свое Отечество начинается в детстве, с родительских объяснений и поучений. Однако мы в состоянии объяснить причинно-следственные связи, возникающие как следствие реализации личностного потенциала. Мы вполне и доходчиво можем объяснить, почему национализм это плохо, или что такое правовая культура личности, и зачем ее в себе формировать.
Объективно, что сегодня в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. Появилась мода на здоровый образ жизни, порицание вредных привычек. Пока эта часть не так значительна, как хотелось бы. Но лед тронулся. На международном уровне страна постепенно закрепляет свои позиции как не просто региональное государство, а как достойный преемник великой России, что вызывает гордость у граждан такими событиями, как проведение Олимпиады, включением нового субъекта федерации в состав территории России, громкими спортивными победами.
Особенности подросткового возраста таковы, что всё видится либо в радужных, либо в черно-белых тонах. И когда в результате педагогических манипуляций удается получить новые оттенки, заставить учащихся задуматься о том, что есть множество других мнений, знаний, точек зрения, тогда можно говорить об успешности собственной педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...
Доклад - презентация "Обучение пониманию текста глухих учащихся
В докладе я рассказываю об особенностях развития глухих детей и моих методах работы на уроках. Доклад сопровождается презентацией....
Понимание понимания. Авторский подход.
Методические материалы по содействию понимания обучающимися учебного материала....
Zinédine Zidane - текст для чтения и понимания с вопросами и заданиями
Текст, посвященный одному из величайших французских игроков и тренеров, будет полезен для изучения в рамках темы "Спорт" в средней школе...
Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема урока: Чтение микротекстов с полным пониманием содержания «Немецкие школы». Ответы на вопросы. Формирование навыков письма. Бим И. Л.
Цели урока:Образовательные: совершенствование умений и навыков обучающихся в употреблении лексики по теме «Школа»; активизация языкового материала в различных видах и форма...
Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.
Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...
8 вопросов к ребенку, которые выведут отношения на новый уровень близости и понимания
Эти волшебные вопросы мы называем «открытыми», на них не ответить «да» или «нет». Они заставят ребенка думать, постепенно открываться. А когда такие разговоры стану...