Подготовка к заданию 39 ЕГЭ по истории
методическая разработка по истории по теме
Задание 39 в ЕГЭ по истории - это задание, проверяющее сформированность у учащихся умений аргументировать точку зрения, является одним из сложнейших при выполнении. В данной работе предлагаются разработанные задания для отработки этого умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_zadaniyu_39_s5_ege_po_istorii.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к заданию 39 (С5) ЕГЭ по истории
Появление заданий на оценку исторических событий и явлений в экзаменационных работах по истории - примета нового времени, признак современного образования. Историческое знание становится многообразным и открытым, способным к принятию плюрализма мнений, оценок и взглядов, готовым к пониманию причин этой «знаковости» и диалогу с ней. В связи с этим в научно-исследовательском аппарате российской исторической науки на первые позиции уверенно вышли слова «интерпретация», «версия», «альтернативная точка зрения», «аргументация», «критическая дискуссия» и т.п.
Задание 39 - анализ исторических версий и оценок появилось в 2003 году, когда структура КИМ была изменена и появились задания с четкой смысловой направленностью каждого вопроса. Изначально задание рассмотрение исторических версий и оценок было С7 (с 2006 года задание стало на позицию С5).
В задании требуется привести аргументы в подтверждение предложенной точки зрения и аргументы, опровергающие ее. Чтобы решить это задание требуется использовать не только знание фактов по определенной теме, но и уметь правильно приводить аргументы.
На примере одного из заданий составим алгоритм работы:
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Алгоритм решения задания 39:
1. Внимательно прочитать задание.
2. Уточнить проблему дискуссии (проблемный вопрос) – характер внутренней политики Александра III в социальной и экономической сфере, т.е. нужно дать оценку действиям правительства в данных сферах.
3. Указать положительные черты, которые подтверждают прогрессивное развитие и указать отрицательные.
К прогрессивным чертам отнесем: решение крестьянского вопроса, появление рабочего законодательства, развитие отечественной промышленности и т.д. В опровержение - создание полицейского государства, введение цензуры, ограничение в местном управлении и т.д.
4. Указать, сколько аргументов требуется привести для аргументации выбранной точки зрения – в данном задании указано два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение, но лучше всегда приводить большее количество, поскольку какие-то утверждения могут быть неправильными, а эксперты считают количество только правильных ответов (должно быть четыре), тем самым за ошибки бал не снимается, если есть «запас».
5. Сформулировать положения для аргументации. Стоит напомнить, что аргументы в защиту и опровержение точки зрения не должны сводиться к конкретным (частным) историческим примерам (фактам-событиям). В лучшем случае они должны быть проанализированы, обобщены и представлены с вытекающими из них следствиями, имеющими прямое отношение к существу аргументируемой позиции. Аргументы не должны также сводиться к ссылкам на авторитетное мнение или массовое сознание, к «слепому» цитированию каких-либо источников.
1) в подтверждение, например:
– при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
– при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;
– в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);
– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.); – в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;
2) в опровержение, например:
– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;
– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;
– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;
– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.
Подготовкой к такому типу заданий возможно заниматься не только при изучении курса истории России, но и в курсе Всеобщей истории. Эти задания можно дать на этапе закрепления нового материала сразу после темы или в конце изучения всего раздела, на повторительно-обобщающем уроке или дать это задание как домашнее задание.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
- Тема: Античный мир (по Волобуеву), или Цивилизация Древнего Рима (по Загладину), или Римская империя (по Алексашкиной).
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Высказывается точка зрения о причинах падения Римской империи: этнолог Л.Н. Гумилев считает, что виноватыми в гибели Римской империи являются сами же римляне, т.к. римляне в IV в. разучились воевать и даже защищаться.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: Рождение европейской средневековой цивилизации.
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Гуманисты, просветители давали такую оценку средневековому периоду: «“Средние века” - это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков»
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
2) в опровержение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: На пути к Новому времени. Понятие и периодизация Нового времени.
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Высказывается следующая точка зрения о хронологических рамках окончания эпохи Средневековья: «событие, которое является окончанием периода Средневековья и началом Нового времени является Реформация XVI века».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
2) в опровержение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: Наполеоновская эпоха.
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Высказывается следующая оценка деятельности Священного союза, созданного после Венского конгресса: ««Священный союз» - оплот стабильности и баланса в Европе».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: Революции и реформы.
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Высказывается следующая точка зрения: «европейские революции XIX века мешали реальным преобразованиям в тех странах, где они произошли».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. Национальные вопросы и Национальные государства.
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Германский канцлер Отто Бисмарка считал, что государственное объединение возможно только «железом и кровью».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы:
| |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: Колониальные империи
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Высказывается следующая точка зрения о характере колониальной политики стран: «колониальные народы – это экономические жертвы и доноры метрополий».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: «Первая мировая война»
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Т.Драйзер в своей книге «Америку стоит спасать» дал оценку работы Лиги Нации: «И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну «вне закона». Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
2)в опровержение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: «Первая мировая война»
Цель: Задание можно дать в конце всей темы в контрольной работе. Проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран – победительниц: «мандаты являются просто маскировкой для аннексии».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
2) в опровержение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: «Страны Европы и США в 30-е гг»
Цель: проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Высказывается следующая точка зрения: страны с тоталитарным режимом являлись «государствами благоденствия»: высокий экономические показатели, низкий уровень безработицы, повышение уровня жизни граждан и т.д.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
2)в опровержение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- Тема: Вторая Мировая война. Начало Второй мировой войны.
Цель: Задание можно дать в конце урока по теме «Начало Второй мировой войны» как закрепление изученного материала или в конце большой темы «Вторая мировая война» как проверка полученных знаний. Проверить знание основных фактов, процессов и явлений, современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории, умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Некоторые историки считают, что СССР виноват в развязывании Второй Мировой войны, подписав пакт Молотова-Риббентропа.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например:
2)в опровержение, например:
Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка заданий С6 по истории
Данный материал позволит подготовиться старшеклассникам к написанию исторического портрета, т.е. выполнить успешно задания С6 по истории...
Памятка для школьников "Подготовка домашнего задания по истории" (авторская разработка)
Разработка "Подготовка домашнего задания по истории" включает в себя образцы памяток:- "Выполнение контурной карты"- "Подготовка устного домашнего задания"...
Подготовка домашнего задания по истории России,обществознанию,географии
Выполнение самоподготовки— одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкив...
Методика по подготовке домашнего задания по истории россии
Методика по подготовкедомашнего задания по истории россии...
Задания для подготовке к олимпиаде по краеведению (истории и культуре Санкт-Петербурга ) 8- 9 классы
на основе материала Л.К.Ермолаевой по программе «история и культура Санкт-Петербурга»...
Рекомендации. На что обращать внимание при подготовке домашних заданий по истории.
Для учащихся и их родителей, осуществляющих контроль выполнения домашних заданий детьми....
Подготовка к заданию 24 ЕГЭ по истории на материале курса Всеобщей истории
В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть, переделать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. На уроках упор делается на курс истории России, это и понятно, ведь экзамен ...