Возвышение Москвы.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Конспект урока и технологическая карта по истории 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории. 6 класс.
Учитель: Колодешникова Елена Геннадьевна
Школа № 41 Октябрьского района городского округа Самара
Тема урока: «Возвышение Москвы».
Цель урока: формирование исторического сознания и мышления на основе осмысления значимости процесса объединения русских земель и роли Ивана Калиты в этом процессе.
Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:
-называет процедуры и способы поисково-исследовательской деятельности;
-выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
-показывает по карте города и княжества, претендующие на роль центра русских земель;
-выделяет основные направления деятельности московского князя Ивана Калиты;
- дает и обосновывает собственную оценку его политики и личности.
Программные требования:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. Развитие навыков сотрудничества. | Планирование путей достижения цели. Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Формулирование и обоснование собственной точки зрения. Использование адекватных языковых средств для выражения чувств и мыслей. | Использование исторической карты как источник информации о политических центрах Руси. Проведение поиска информации в исторических текстах. Оценивание деятельности исторических личностей. |
Программное содержание: Москва и Тверь. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика.
Мировоззренческая идея: в единстве государства заключена его сила.
Основные даты: 1325-1340, 1327.
Исторические личности: Юрий Данилович, Михаил Тверской, Иван Калита.
Географические объекты: Москва, Тверь, Киев.
План изучения нового материала: 1. Условия жизни на северо-востоке Руси в XIV веке.
2. Отношения Москвы и Твери.
3. Политика Ивана Калиты.
Технология проблемно – развивающая.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный (урок – исследование)
Мизансцена урока: традиционная
Оборудование: карта «Рост территории и усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV в.», иллюстрации, карты и тексты учебника, рабочая тетрадь.
Домашнее задание: РТ урок 54, задание № 6, прочитать § 18, ответить на вопросы перед ним, подготовить сообщение одному ученику о Сергии Радонежском.
Технологическая карта урока по теме «Возвышение Москвы». 6 класс.
Результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 8 мин. | ||
- проявляет интерес к изучаемой теме -владеет способами сотрудничества - обнаруживает и формулирует проблему -планирует предстоящую деятельность | Создание проблемой ситуации -Когда вы смотрите соревнования с участием российских спортсменов, вам приходит в голову болеть за их соперников? Почему? - В наши дни славу и честь стране добывают в мирной борьбе. Раньше это происходило на полях сражений, в кровавых битвах. Давайте узнаем, как это было. Работа с текстом и вопросами к нему. - Восстание в Твери вызвано поведением баскаков, поднял его народ. Жители других земель должны были поддержать своих – тверичей. Но так ли это было? Рассмотрите рисунки и подписи к ним на с.180-181. - Какое противоречие наблюдается? Какой основной вопрос урока нам предстоит решить? Главный вопрос урока Почему московский князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери? Гипотезы: - Что должны сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения? | Фронтально Работают с текстом и вопросами сначала в парах, а затем фронтально (приложение 1) Запись темы и главного вопроса в рабочую тетрадь Сначала в парах, а затем фронтально |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 20 мин. | ||
-проявляет познавательную активность
-обосновывает собственную позицию, мнение. -выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками и учителем -перечисляет основные направления политики Ивана Калиты | 1. Условия жизни на северо-востоке Руси в XIV веке. Проблемное изложение Проблема: едины или нет княжества Северо-Восточной Руси? Гипотезы: шел процесс раздробления княжеств. Факты: работа с картами «Русские земли и княжества в XII – начале XIII вв.», «Владимиро– Суздальское княжество(1300-1350-е гг.)». Анализ: - Кто может объяснить, как изменилась территория Владимирского княжества? (Увеличилась, не является единой). - Почему одни города отмечены просто точкой, а другие в кружке? (Кружком обозначены столицы). -Исходя из полученных данных, назовите, на какие части распалось княжество? ( 15 названий) - Как называется такое состояние государства? (Раздробленность). -А теперь, используя текст учебника, выполните задание № 2 в рабочей тетради (определи, что разъединяло, а что объединяло княжества Северо-Восточной Руси в XIV веке). -Чем отличались русские княжества друг от друга? -Есть ли у жителей общее название? - Мог Иван Калита считать тверичей «своими»? - Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? (Нет) - Что объединяло русские княжества? - Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? (Да) Выводы: На северо-востоке Руси нет единого народа, но есть общие цели - освобождение от монголо-татар. Тогда поступок Ивана Калиты можно расценивать как предательство. 2. Москва и Тверь Частично-поисковый метод Проблема: Москва и Тверь – соперники или союзники? Гипотезы: Они соперники в политической борьбе. Факты: работа текст учебника с. 179-180 Анализ: заполнение таблицы задания № 3 в РТ (Запишите цели и средства князей Москвы и Твери. Если бы ты оказался на их месте, какими бы поступками гордился, а за какие испытывал бы угрызения совести?). Выслушиваются ответы детей. Выводы: Москва и Тверь были соперниками, использовали различные средства в политической борьбе. У московских князей сложилось правило: цель оправдывает средства. 3. Политика Ивана Калиты. Исследовательский метод Проблема: как воспользовался Иван Калита результатами своей победы? Гипотезы: он сумел укрепить позиции Московского княжества. Факты: текст учебника с. 181-184. Анализ: заполнение схемы задания № 4 в РТ (Укажите значение правления Ивана Калиты для Руси). Выслушиваются ответы детей. Выводы: Благодаря Ивану Калите Москва превратилась в государственный и духовный центр русских земель. | Индивидуально, а затем фронтально. Учебник с. 111 и 178. Индивидуально, а затем фронтально. Учебник с.177-179. Фиксируем результаты в рабочую тетрадь урок 54, задание № 2 (приложение 2) Работа в парах, результаты фиксируем в рабочую тетрадь урок 54, задание № 3 (приложение 3). Индивидуально, результаты фиксируем в рабочую тетрадь урок 54, задание № 4 (приложение 4), а затем фронтально. |
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО - 5 мин. | ||
-называет исторических деятелей -объясняет причины их поступков -показывает по карте города и княжества -дает оценку их поступкам -называет процедуры и способы поисково-исследовательской деятельности | Повторительно-обобщающая беседа: - С какими историческими личностями мы познакомились в ходе урока? - Какие поступки они совершали? - Почему они поступали именно так? - Кто может показать по карте города и княжества, претендующие на роль центра объединения русских земель? - Кто победил в этом соперничестве? -Как Иван Калита воспользовался результатами своей победы? - Можем ли мы оправдать поступок Ивана Калиты в 1327 году? - Какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ? - Какие версии подтвердились? -Что мы можем записать в качестве вывода к уроку? Вывод: Желание победить в политическом противостоянии с Тверью и стремление сохранить собственные земли, заставило Ивана Калиту использовать жесткие способы борьбы. -Москва победила в этой борьбе. Сумеют ли потомки Ивана Калиты закрепить успех, мы узнаем на следующем уроке. | Фронтально Один ученик у доски Фронтально |
-даёт объективную оценку собственной деятельности | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 3 мин. - Где и в каких ситуациях мы можем применить новые знания и умения? - Что особенно понравилось на уроке? Почему? - Что вызвало наибольшую трудность? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Возвышение Москвы"
Урок для 6 класса...
Дидактический материал по теме "Возвышение Москвы"
Карточки для индивидуального письменного опроса учащихся в начале урока. Можно использовать при проведении дополнительных занятий в качестве повторения, в работе по ликвидации пробелов в знаниях....
Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»
Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...
Конспект и презентация урока "Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы".
Урок изучения нового материала с использованиеминформационных технологий и технологии развитиякритического мышления...
Возвышение Москвы
Презентация к уроку на электронной доске в программе Notebook....
Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы
презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...
Возвышение Москвы
Урок истории России в 6 классе. Разработан к учебнику А.А.Данилова, Д.Д.Данилова, В.А.Клокова, С.В.Трина История России с древнейших времен до начала XVI века, М.; из-во Баласс. Урок разработан в соот...