Работа с одаренными детьми
методическая разработка по истории на тему
ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
на 2012 – 2013 учебный год
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программы призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальной подпрограммы учителя для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Концепция подпрограммы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
-факультативы;
-предметные кружки;
-кружки по интересам;
-конкурсы;
-курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах
-интеллектуальные марафоны
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 21.38 КБ |
master_klass.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
на 2012 – 2013 учебный год
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программы призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальной подпрограммы учителя для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Концепция подпрограммы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
-факультативы;
-предметные кружки;
-кружки по интересам;
-конкурсы;
-курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах
-интеллектуальные марафоны
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
План мероприятий по выполнению подпрограммы «Одаренные дети»
№ | Мероприятия |
1. | Диагностика одаренных детей |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся |
3. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками |
4. | Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад, конкурсов, конференций. |
6. | Участие в районных, республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
11 | Организация работы научного общества обучающихся и учителей (ШНО) в учебном году |
12 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей |
13 | Творческий отчет |
14 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
15 | Распространение опыта работы с одаренными детьми |
16 | Проведение предметных недель |
План мероприятий по работе
с одаренными детьми учителя истории Иргит Р.Х.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. | Формирование банка данных одаренных детей. | Сентябрь | Иргит Р.Х. |
2. | Составление плана работы с одаренными детьми. | Сентябрь | Иргит Р.Х. |
3. | Подбор необходимых материалов и диагностика одаренных детей. | Сентябрь | Иргит Р.Х. |
4. | Проведение индивидуальных дополнительных занятий с одаренными детьми. | Сентябрь-май | Иргит Р.Х. |
5. | Организация и проведение школьного тура олимпиады. | Ноябрь | Иргит Р.Х. |
6. | Участие школьников в кожуунной олимпиаде. | Декабрь | Иргит Р.Х. |
7. | Подготовка и участие учащихся к научно-исследовательской конференции, конкурсам. | Сентябрь-апрель | Иргит Р.Х. |
8. | Подведение итога работы с одаренными детьми и составление плана работы на следующий учебный год. | Май | Иргит Р.Х. |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс с использованием методических приемов технологии развития критического мышления
Критическое творческое мышление-
это способность и стремление оценивать
разные утверждения и делать объективные
суждения на основе хорошо
обоснованных доказательств.
К. Уейд, К. Таврис
Цели:
- развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков;
- знакомство с приемами работы на уроках по данной технологии;
- формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.
Формы и методы работы: беседа, упражнения, освоение и отработка конкретных навыков.
Средства обучения: компьютерная презентация, наглядные и раздаточные материалы
Приемы ТРКМ: «Фишбоун», метод «Шесть шляп», Синквейн
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания и навыки по развитию критического мышления;
- научаться использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике.
Структура мастер-класса:
- Введение и разминка.
Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения ТРКМ по изучению темы « Научно-техническая революция» в 11 классе. Один и тот же текст я использовала в разных приемах ТРКМ. Эту технологию можно использовать не только на уроках истории, так как технология развития критического мышления является универсальной. Структура данной технологии состоит из трех технологических этапов – трех стадий:
1 стадия – вызова, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления ученик вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Стадия вызова. Прием «Фишбоун». Данный пример позволяет выявить причинно-следственные связи изученной темы, факта, события. Работая с текстом, ученики самостоятельно составляют схему «фишбоуна» и записывают в тетрадь. Схема «фишбоуна» представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы (события, факта), по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты), в хвосте – формулированный вывод.
Проблемный вопрос: Доказать универсальность и всеохватность научно-технической революции.
Преобразует:
1.отрасли и сферы
2.характер труда
3.быт
4.культуру
5.психологию людей
Следствия и конкретные факты:
1.ЭВМ
2.Космический корабль
3.атомная электростанция
4.реактивный самолет
5.телевизор
6.интернет
Вывод: Универсальность и всеохватность самая важная первичная черта НТР.
- Стадия – осмысления. Метод «Шест шляп». С помощью методического приема «6 шляп» ученики изучают данный текст. Метод используется для разностороннего анализа, изучения какого-либо явления.
Предлагается школьникам делиться на шесть групп. Каждой вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы (или сделанные из картона). Каждой группе прилагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа. Желтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему.
Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречие, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа. Это- эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С какими именно моментами занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять , почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа. Это - творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т. д. в новой ситуации?» «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа. Это – философская обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы разделить на две разные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю»группу и обобщить собранный материал. За ними- последнее слово.
Текст
«Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX в. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начала эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн. человек. Второй очаг эмиграции сложился в Азии. Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.
Главная причина такого рода международных миграций рабочей силы- большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами. Однако в США, Западной Европе иммигранты, особенно молодежь, нередко вынуждены браться за самую трудную, низкооплачиваемую и непрестижную работу. Конечно, их можно встретить и на современных предприятиях. Но большинство оседает либо в шахтах и на стройках, либо в сфере услуг, становясь продавцами, разносчиками, официантам, лифтерами, сторожами, шоферами, уборщиками мусора и т.п.»
- Стадия – рефлексия. Прием «Синквейн». Составить синквейн по изученной теме «НТР»
«Синквейн» - это пятистишье, построенное по определенным правилам. Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путем оформления своего субъектного опыта в пяти строках. В первой строке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное. Во второй строке двумя прилагательными описываются признаки темы (предмета). В третьей строке тремя глаголами дается описание действия данного предмета. Четвертая строка- это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства. Последняя строка- это одно слово- синоним тому существительному, с которого синквейн начинается.
НТР
Универсальная, всеохватывающая
Преобразует, изменяет, развивает
Отрасли и сферы нашего общества
Прогресс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...