как создать школьный музей
проект по истории на тему
Опыт по созданию школьного музея и использование экспонатов музея на уроках и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sozdat_shkolnyy_muzey.doc | 63.37 КБ |
muzey_litseya_60_tolyatti.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Как создать школьный музей
Уважаемые коллеги.
В своем сообщении я хотел бы полностью абстрагироваться от теоретических выкладок по вопросу о роли и месте, значении музея в школе, т.к Вы все профессионалы и прекрасно это знаете. Я хотел бы просто, поделиться опытом создания музея, что планировалось и что получилось, ну и , естественно, осмотреть разделы экспозиции нашего музея. Очень хотелось бы в конце нашей встречи услышать замечания, пожелания. Ведь со стороны всегда лучше видно.
Итак, как создавался наш музей. В феврале я принят был на работу в МОУ-Лицей N 60 в качестве учителя истории и обществознания. Впервые же дни работы я предложил администрации Лицея создать школьный музей. Убеждать никого не пришлось. Директор лицея идею поддержала и пообещала всемерную помощь во всех вопросах, связанных с созданием музея. Теперь несколько слов о причине создания музея. Мне нередко приходилось слышать от коллег в этот период (к счастью - не от историков), что сейчас пошла мода на музеи, как поветрие какое-то пошло. Комментировать данное высказывание в этой аудитории, я думаю, нет смысла. Одно скажу, был бы Министром образования, приказал бы в обязательном порядке в каждом учебном заведении открывать музей, точно так же, как в каждой школе есть спортзал, при кабинетах химии и физики - лаборатории.
Я лично, где бы ни работал, в каждой школе, или создавал краеведческий уголок, или принимал участие в создании музея, или открывал кружки по нумизматике, фалеристике. И это независимо от того, оплачивалась эта работа или не оплачивалась. Нередко это вызывало недоумение у коллег, спрашивали, зачем это тебе, мол, надо, некоторые косились, выскочка какой-то появился и т.д, и т.п.
Объяснение на этот счет простое. Во-первых, я люблю заниматься этим делом. Я с 1963 года увлекаюсь нумизматикой, чуть позже увлекся фалеристикой и всем сопутствующим. Приходя в любую школу на работу, я первым делом выяснил наличие в учительском ученическом коллективе коллекционеров или просто, людей неравнодушных к истории. Обычно, в каждом классе, таких учеников находится от 2 до 6. Затем создавал кружок нумизматов. Что это мне давало как учителю истории?
- Быстрая адаптация на основе общности интересов.
- Повышение мотивации к изучению истории и других уч. предметов у учащихся, членов кружка. Данные учащиеся, как правило, становились моими первыми помощниками во всех начинаниях.
- У учащихся прививались навыки самостоятельности работ с источниками.
- Развивалась творческая познавательная активность учащихся.
- Учащиеся получали боле глубокие знания по ряду предметов. Появлялась возможность воздействия на отдельных учащихся через коллектив (кружок).
- Происходит формирование корпоративности.
- Ликвидировалась проблема «свободного времени у учащихся, а, следовательно, появилась возможность уберечь их от пагубных привычек.
- Происходило практическое освоение основ маркетинга.
10.Формировались навыки общения с людьми разных возрастов и профессий во время «выхода в свет» (посещения городского клуба нумизматов)
Как видим, из перечисленных организаций нумизматического,
фаллеристического кругов имеем много положительных сторон, но есть одно маленькое «но». Это специфичность. Любителей нумизматики, фалеристики, как было сказано выше, в среднем в классе от 2 до б. А как же быть с остальными? И здесь на помощь приходит школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся патриотизм, расширение кругозора и воспитанию познавательных интересов, способностей содействовать развитию общественно-политической активности учащихся, овладению ими практическими навыками поисково- исследовательской работы. С помощью школьного музея можно решить следующие задачи:
- расширить и углубить знания учащихся по ряду учебных предметов;
- развить организаторские способности учащихся;
- оказывать помощь учителей в проведении уроков;
- оказывать влияния на формирование мировоззрения и убеждений учащихся.
Музей - это пространство для практической деятельности и т.п. Этот перечень возможности музея и его значение можно перечислять, далее. Вы это все прекрасно знаете. С чего я начал. Выяснил у администратора вопрос, связанный с помещение. Затем подготовил необходимую документацию по музею:
- приказ о создании музея;
- положение о школьном музее;
- книги регистрации экспонатов музея (основного и вспомогательного фонда);
- книга протоколов заседания Совета музея;
- книга отзывов.
Параллельно подобран Совет музея из числа учащихся, занимающихся коллекционированием монет, значков, марок, любящих историю.
Вопрос о профиле музея у меня не стоял. Только историко-краеведческий. Любой другой - это узкая специализация. Историко-краеведческий музей может использоваться с большой пользой и отдачей на протяжении изучения всего курса истории.
В течение последующего года шла активная работа по подготовке помещения, сбору экспонентов изготовлению витрин, планшетов. Ровно через год, в канун 60-летия Великой Победы музей был торжественно открыт.
Я не буду подробно останавливаться на разделах экспозиции, т.к они видны в презентации. Я хотел бы сейчас остановиться на том, как я лично использую возможности музея при изучении истории.
Во-первых, каждый год во время декады истории, проводятся плановые экскурсии для учащихся лицея. Помимо этого проводятся и внеплановые по заявке учащихся, учителей, гостей лицея.
Во- вторых. Я регулярно использую экспонаты, документы музея в ходе изучения истории России, обществознания.
Например, в 5-ом, 6-ом, 10-ом классах тема «Первобытное общество». На уроки приношу экспонаты из раздела «Наш край в древности» Тема: «Монголо-татарское нашествие» - наконечники стрел из того же раздела.
Таким образом, вы видите, что на протяжении всего учебного года можно использоваться в работе экспонаты и документацию музея.
Несколько раз пробовал проводить учебные занятия в помещении музея, но в дальнейшем от этого пришлось отказаться, т.к внимание учащихся рассеивается.
Я не останавливаюсь в своем выступлении о работе активом музея. Это большая тема для отдельного разговора. Да и вы, кто работал с активом, уже каждый, наверно, нашел свой стиль работы.
Из планов на будущее. Планируем уже в ближайшее время, начать
работать над рукописями книжек «Люди. Вещи. Судьбы», чтобы экспонаты,
которые мы уже приобрели у конкретных людей, не были обезличены. Ну и естественно пополняем разделы экспозиций экспонентов.
Создать несколько передвижных выставок
- «Коллекция военной одежды»
- «Нумизматическая коллекция»
- «Награды России»
- «Герой комсомолы»
• «Военные снаряжения русской армии»
- «Ветеранов Труда»
- «Ветеранов ВОВ»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экспозиции музея
Наш край в древности
Ставрополь провинциальный.
Ставрополь революционный.
Ставрополь - Тольятти
МОУ лицей №60
Коллекция военной формы одежды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создаем Школьную газету 21 века в проекте "И это все о нас..."
Курс создания школьной газеты «И это все о нас…» является предметом по выбору учащихся 9-11-ых классов. Он рассчитан на 240 часов, которые проводятся в течение 2 лет (по 4 часа в неделю). Курс позволя...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Разработка интегрированного урока по английскому языку "Создаем экологический музей"
Данный урок можно проводить при работе с УМК В.П.Кузовлева при изучении темы "Экология". Презентация к уроку есть на моем мини сайте....
Создаем школьный музей.
Ура! Мы наконец-то торжественно открыли наш музей! Музей имени академика Литвинова, ученого, имя которого присвоено нашей школе!...
Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...
Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"
содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...