Конспект к уроку "Экономика в 1 половине XVIII в."
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Конспект к уроку истории 7 класс, экономика в эпоху Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekonomika_nachala_18_veka.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Разработка урока по истории
«Экономика России в первой четверти XVIII века.»
7 класс
Автор: учитель Ткачева О.Д.
2012 г.
Тема урока: Экономика России в первой четверти XVIII века.
Класс: 7
Задачи:
Образовательная:
- Рассказать о хозяйственной политике Петра I на фоне его внешней и внутренней политики;
- Охарактеризовать экономическое состояние России в его правление;
- Дать представление о перестройке экономической структуры страны.
Развивающая:
- Развитие умений работать с историческим документом;
- Аналитических способностей, навыков работать самостоятельно и в парах.
Воспитательная:
- воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Оборудование урока: проектор, мультимедийная презентация, отрывки из исторического документа, УМК «История России конец XVI – XVIII вв., список терминов.
Основные понятия: политика протекционизма, политика меркантилизма, экспорт, импорт, мануфактура.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
1. Фронтальный опрос по теме «Реформы Петра I».
- Какой период истории мы изучаем? (начало 18 века)
- С именем какого правителя связано начало 18 века? (Петр 1)
- Назовите дату царствования Петра 1. (1682 – 1725 гг.)
- О каких событиях в истории нашей страны мы говорили на прошлом уроке? (Реформы Петра 1)
- В каких областях общественной жизни были проведены реформы Петром 1?
Слайд 1 (реформа центральных органов управления)
(губернская реформа, городская реформа, церковная реформа, указ о единонаследии)
- Какие преобразования были проведены в органах центрального управления? (Отменена Боярская дума, создан Сенат – высший правительственный орган, обладающий законодательными, распорядительными и судебными функциями. Вводилась должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Сената. Также приказы были заменены 11 коллегиями, центральными органами управления). Слайд 1
- Приведите пример коллегий, чем они занимались?
- Какие преобразования были проведены в рамках церковной реформы? (Отменено патриаршество, патриарх назначался царем. Создан Синод – духовная коллегия, управляющая делами церкви. За деятельностью Синода наблюдал обер-прокурор, которого назначал император. Т.о. церковь находилась под полным контролем государства). Слайд 1
- В чем суть губернской реформы? (Страна была поделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. Губернаторы обладали административной, судебной, военной властью. Назначал губернаторов царь). Слайд 1
- Т.о. под контролем Петра1 находились центральные органы управления, церковь, коллегии, губернии. Контролировал ли кто-либо самого Петра1? Как называется форма государства, в котором монарху, правителю, принадлежит неограниченная власть? (Абсолютизм)
III. Новая тема.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать эпоху Петра Великого. Слайд 2 Посмотрите на слайд и скажите, чему будет посвящен наш урок? (На слайде слова – рынок, торговля, деньги, ярмарки, промышленники – предприниматели, мелкотоварное производство, мануфактура)
(Экономике при Петре 1.)
Запишите тему урока: Экономика России в первой четверти 18 века. Слайд 3
Дом. Зад. Параграф 16, Выписать в тетрадь итоги экономического развития. Записи, упр. в РТ к пар.
И сегодня на уроке мы должны будем оценить значение экономических преобразований для государства и для населения страны. Слайд 4
А для этого мы должны рассмотреть такие вопросы как (план урока): Слайд 5
- Состояние экономики России к началу 18 века.
- Основные направления экономической политики Петра I.
- Экономические преобразования в сельском хозяйстве, торговле, мануфактурном производстве.
Знакомясь с новой темой, вы встретите новые термины, определения. Понять их значение вам поможет список терминов, некоторые из них мы запишем в тетрадь.
Прежде чем познакомиться с преобразованиями Петра 1 в экономике, мы должны узнать о состоянии экономики в начале 18 в. Расскажет нам об этом ….
(Сообщение обучающегося в рамках учебника.
В начале 18 века Россия была феодальным государством, то есть были феодалы, владельцы земли и зависимые от них крестьяне. В стране существовали экономические проблемы: во-первых, не хватало собственного металла. Наша страна была вынуждена покупать металл в Швеции. Также к началу 18 века в стране существовало всего 30 мануфактур, поэтому населению не хватало промышленных товаров. Сельское хозяйство развивалось по старинке. Новые, современные способы обработки земли и орудия труда не использовали, поэтому и урожаи были небольшими. Т.о. Россия в своем экономическом развитии отставала от Европейских стран.)
- Какой факт из истории нашей страны начала 18 века доказывает нам слабость экономики России? (Нарвская конфузия) Слайд 6
Какие были главные направления экономической политики Петра 1? Что он делал для развития отечественной экономики?
(Работа с учебником стр. 123) СЛАЙД: ОСОБЕННОСТИ политики Петра 1 в области экономики. (Читаем вслух, определяем особенности)
ОСОБЕННОСТИ политики Петра 1 в области экономики. Слайд 7
- Вмешательство государства в развитие экономики
- Поощрение частного предпринимательства
- Политика протекционизма (поддержка развития отечественной промышленности)
- Политика меркантилизма (преобладание вывоза товаров над ввозом с целью концентрации средств внутри страны)
- Сохранение монополии на соль
Физкульт. минутка
Встать – если термин касается истории России, сесть если термин не касается истории России.
- Смутное время
- Указ о заповедных летах
- Папирус
- Бояре
- Самозванец
- Реформация
Я называю сражение из истории России, если русские войска одержали победу – поднимаем руки, если проиграли – опускаем руки
- Полтавский бой
- Битва у деревни Лесная
- Нарвская конфузия
- Битва у мыса Гангут
- Сражение у острова Гренгам
- Прутский поход
Давайте более подробно рассмотрим изменения, которые происходили в сельском хозяйстве, торговле и мануфактурном производстве.
Слайд 8 1 ряд – вы будете работать с отрывками из исторических документов «Берг – привилегии» 1719 г. и «Указ о покупке к заводам деревень». Ответить нужно на следующие вопросы:
- Какие меры принимались Петром 1 для развития мануфактурного производства?
- Рассмотрите карту в учебнике на стр. 127 и определите, где и какие мануфактуры возникали?
Слайд 8 2 ряд – работает также с учебником пункт сельское хозяйство, стр. 123. Вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- Какие нововведения были совершены Петром 1 в сельском хозяйстве?
- Как повлияли все нововведения на урожайность полей?
Слайд 8 3 ряд – вы изучаете развитие торговли в период правления Петра 1. Это материал в учебнике на странице 126. Вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- Каким образом Петр 1 защищал отечественную торговлю от конкуренции иностранных товаров?
- Какой товар экспортировали из России, какой товар импортировали в Россию?
(Работа по группам)
Предположительные ответы обучающихся:
3 группа:
Каким образом Петр 1 защищал отечественную торговлю от конкуренции иностранных товаров?
Петр ограничивал или запрещал ввоз в страну тех товаров, которые в достаточном количестве производились в России. Также запрещал вывоз сырья, необходимого отечественным производителям.
Слайд 9 1724 год – принят Таможенный тариф, устанавливающий 75% пошлину на ввоз в страну иностранных изделий, если достаточно их производилось в России.
Какой товар экспортировали из России, какой товар импортировали в Россию?
Экспорт – вывоз товаров за границу.
Импорт – ввоз в страну иностранных товаров.
Слайд 10 Экспорт: пенька, лен, сало, юфть, поташ, лес, зерно.
Импорт: табак, металл и изделия из него, украшения, кружева, кофе.
2 группа:
Какие нововведения были совершены Петром 1 в сельском хозяйстве?
Слайд 11 В с/х начали использовать косу и грабли, что привело к экономии времени при уборки зерновых. Завозились новые породы овец, из шерсти которых производили сукно. Создавались конные заводы, без которых невозможно иметь большую кавалерию.
Разводили шелковичных червей, с помощью которых производился шелк для нужд двора.
- Как повлияли все нововведения на урожайность полей?
Принудительный труд, отсутствие современной с/х техники не давали возможность собрать высокие урожаи.
1 группа:
Что такое мануфактура?
Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Какие меры принимались Петром 1 для развития мануфактурного производства?
Петр разрешил разработку необходимых государству металлов и полезных ископаемых всем желающим, какого бы чина и достоинства ни был, на всех местах, как чужих, так и собственных. Разрешение строительства заводов помещикам и дворянам, если они пожелают. Коллегии предоставляли также ссуду на строительство заводов.
Также разрешалось вместе с заводом покупать деревни с крестьянами.
Слайд 12 Рассмотрите карту в учебнике на стр. 127 и определите, где и какие мануфактуры возникали?
В центре вокруг Москвы строились металлообрабатывающие и металлургические заводы, также были текстильные мануфактуры. На севере страны, в районе С. Петербурга, текстильные мануфактуры. На Урале металлообрабатывающие и металлургические заводы.
Следует сказать, что к началу 18 в. В стране насчитывалось 30 мануфактур, а к 1725 – более 200-х.
Слайд 13 Оцените значение экономических преобразований для государства и для населения страны. (Все преобразования Петра были направлены на усиление армии, флота, могущества государства. Для улучшения жизни простых крестьян, горожан изменения не были проведены)
Слайд 14 Д/З Дом. Зад. Параграф 16, Выписать в тетрадь итоги экономического развития. Записи, упр. в РТ к параграфу.
Слайд 14 IV. Рефлексия.
Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Отрывки из документов:
«Берг – привилегия» 1719
«Соизволяется всем и каждому даётся воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы…: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо… и минералов и всяких красок… Помещики или владельцы тех земель, в которых руды найдутся, имеют напередь … позволение ко устроению тех заводов, когда заранее о том востребуют».
«Кто в своих землях полезные металлы… сыщет, и объявит в берг- коллегии и похощет завод построить, тому даётся из коллегии, по доброте руд смотря, в займе денег на строение…»
«Указ о покупке к заводам деревень»:
Позволяется нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхству (дворянству), так и купецким людям, к тем заводам и деревни покупать, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно (…).
Словарь терминов
по теме:
Экономика России в первой четверти XVIII века
- Гулящие люди - общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей без определенных занятий и места жительства. Не несли государственных и феодальных повинностей, жили главным образом работой по найму.
- Импорт – ввоз в страну иностранных товаров.
- Квалифицированные рабочие – профессиональные рабочие.
- Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
- Пенька́ — волокна стеблей конопли. Волокна конопли отличаются особой прочностью и стойкостью к солёной воде. Канаты и верёвки из пеньки до сих пор используются, так как практически не изнашиваются от контакта с морской солью.
- Подушная подать – налог, который собирали с мужского населения (горожан, купцов, крестьян), вне зависимости от возраста.
- Политика меркантилизма - преобладание вывоза товаров над ввозом с целью концентрации средств внутри страны
- Политика протекционизма - поддержка развития отечественной промышленности
- Посессионные крестьяне – крестьяне, принадлежащие владельцу мануфактуры.
- Поташ - белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Поташ применяют для изготовления жидкого мыла, хрустального или тугоплавкого стекла, крашения, выращивания сельскохозяйственных культур.
- Приписные крестьяне – дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на заводах.
- Сукно́ — шерстяная ткань.
- Экспорт – вывоз товаров за границу.
- Юфть - кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Экономическое развитие России во II-ой половине XVIII в."
Урок в 7 классе на тему "Экономическое развитие России во II-половине XVIII в."...
Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"
урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...
Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)
Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки....
Наука и образование в России во второй половине XVIII века
Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...
Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"
Конспект урока по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России во второй половинеXVIII в. Эпоха Екатерины Второй". Даная методическая разработка содержит по...
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...
Конспект урока по истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)
Конспект урока по истории России (8 класс)...