Презентация «Смутное время»
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Мазурина Виктория Николаевна

 Презентация «Смутное время»                                                                                      

Смутное время  или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

Данная работа представляет собой обобщающий урок по теме "Смутное время" в виде презентации.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Смутное время. Цель: через усвоение основных событий Смутного времени подойти к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Слайд 2

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства . Что это за праздник? Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени.

Слайд 3

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему?

Слайд 4

Задание №1. Из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его. Период, кризис, стихийный, интервенция, тяжелейший, социально-экономический, в, государственно-политический, история, с, Россия, ознаменованный, 1598 по 1613 годы, бедствия, польско-шведская.

Слайд 5

Ответ: Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы , ознаменованный стихийными бедствиями , польско-шведской интервенцией , тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

Слайд 6

Задание №2: Существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия ? А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?

Слайд 7

Ответ: (Гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция ). ( Да и её удалось избежать.)

Слайд 8

Проблема: Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы? - Как вы понимаете понятие национальная катастрофа? - Действительно ли это могло случиться? - Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.

Слайд 9

Задание №3 : По свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу , ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Слайд 10

Ответ: люди перестали ценить не только жизни , но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.

Слайд 11

Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы? 1. Слабость власти 2. Гражданская война ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ). 3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)

Слайд 13

Обобщить всё сказанное можно словами известного историка . Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… Казалось , что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»

Слайд 14

Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.» ( 1ряд-политические; 2 ряд- экономические; 3ряд- нравственные )

Слайд 16

Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).

Слайд 17

Задание №5 . Сравнительная таблица Вопросы для сравнения Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия. Имя___________ Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за Имя_________ Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей Имя _______________ 1.Дата правления 2.На какие слои общества опирался 3.Почему не удалось укрепить власть 4 .* Предложи свой вопрос 1 ряд 2 ряд 3 ряд

Слайд 18

Задание №5 . Сравнительная таблица Вопросы для сравнения Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия. Имя___________ Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за Имя_________ Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей Имя _______________ 1.Дата правления 1598-1605 1605-1606 1606-1610 2.На какие слои общества опирался бояре, дворяне дворяне, казаки, поляки, холопы бояре 3.Почему не удалось укрепить власть Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр. Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику. Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция. 4 .* Предложи свой вопрос Какой вклад внёс в развитие страны ? Почему знатное боярство было недовольно поведением нового правителя? Чем закончилась судьба данного правителя?

Слайд 19

Задание №6: какую роль сыграл этот герой в истории Смутного времени ? Назовите его имя и подвиг.

Слайд 20

Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить вероятного кандидата на русский престол Михаила Романова.

Слайд 21

Кто изображён на данной картине и какую роль сыграли в истории Смутного времени? Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?

Слайд 22

Кузьма Минин - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611 — 1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций . Дмитрий Пожарский - русский национальный герой, военный и политический деятель , глава Второго народного ополчения , освободившего Москву от польско-литовских оккупантов .

Слайд 24

Задание №7 : Ф ильм «Земский собор 1613г». Ответить на вопрос : Почему именно остановились на кандидатуре Михаила Романова при избирании нового царя? Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

Слайд 25

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» сказал: Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов ? Не войском, нет, не польскою помогой А мнением: да! Мнением народным.

Слайд 26

Ребята, а почему сейчас тема народного единства , приобретает важное значение ? Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать ? Задание №8: запишите наиболее важный итог Смутного времени.

Слайд 27

• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства. • Новая династия. • Потеря территории. • Укрепление царской власти. • Убыль населения • Сохранения единства страны. • Усиление роли Земских соборов

Слайд 28

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы. Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме . Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему : «Смутное время в искусстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Смутное время в России"

Вспомогательный материал, представленный в презентации, призван помочь учителю на уроке истории по теме "Смутное время в России". Содержит цели, план, описание урока-исследования. Соответствует ФГОС....

Презентация для 7 класса по истории России "Смутное время"

Материал содержит полную характеристику "Смутного  времени",исторические личности и их борьбу за власть и последствия Смуты....

Урок-презентация на тему "Смутное время в России в начале XVII века" (история, 7 класс).

Урок-презентация содержит необходимый теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме, который может помочь учителю или учащимся организовать изучение данного раздела истории России. Для ...

Презентация "смутное время в России"

Презентация "смутное время в России"...

методическая разработка " Конспект урока и презентация "Смутное время России"

конспект урока и презентация по теме: "Смутное время России...

Презентация " Смутное время"

Данная презентация  предназначена для учащихся 7 классов. и позволяет проверить усвоение учебного материала по теме Смутное время....

Презентация "Смутное время в России"

Презентация "Смутное время в России" для использования на уроках истории....