Презентация к уроку истории "Духовная жизнь в период "застоя".
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку истории, для подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_zhizn_v_period_zastoya.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.
Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.
Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям . Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию- «дальнейшего совершенствования развитого социализма».Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.
В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров
Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г.диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой.» За измену Родине он был расстрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.
В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.
Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.
В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремов, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры иммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, А.Тарковский, М. Растропович, Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.
Советский балет ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М. Лиепой, .Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.
Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого,Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста-линская, М. Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.
Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.
Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт
Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина
Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Н.М.Радищева"
жизнь и творчество Радищева Н.М....
Презентация к уроку "Химия жизни"
Данный интегрированный урок проводится в конце изучения химии. Кроме проверки и обобщения знаний обучающихся, удается показать им мир в целом.Курс химии, как и других естественно- научных дисцип...
презентация к уроку обществознания "Жизнь Платона".
биография, мировоззрение ученого...