Выступление на Педагогических чтениях о воспитании патриота, гражданина, используя разные образовательные технологии
методическая разработка по истории (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlendova_m.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогических чтениях (май 2015 год)секция №4
Шлендова М.А. ГБОУ СОШ №422 Кронштадт (Тезисы)
Духовно-нравственное воспитание - очень важная составляющая часть образовательного процесса, цель которой сохранение духовно-нравственного здоровья нации.
Отсюда задачи, которые определены в учебных программах на 2014-2015 уч. год изучения истории родного края для учащихся 3-4-х , 5-7- х и 8-9-х классов.
Задачи: научить жить в коллективе людей, любить свою Родину, уважать нравственные нормы христианской морали. Развивать интерес к национальным культурным традициям, к родному языку и литературе. Научить анализировать художественные произведения, делать собственные выводы.
А для выполнения этих задач необходимо создать условия при которых каждый ученик смог бы , полученные знания, применить на практике.
Главная идея: формировать у юного поколения позитивное, бережливое отношение к культурному наследию своего народа.
Основные понятия: Нравственность — происходит от корня «нрав». В словарь русского языка попало в XVIII столетии и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как синоним. Н.— есть принятие на себя ответственности за свои поступки, внутренняя установка действовать согласно своей совести.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. П. предполагает гордость достижениями своей Родины, желание сохранять её культурные особенности, стремление защищать интересы Родины .
Родина — Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность. Место, откуда произошли предки, корни человека.
Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось. Тонкое умение сострадать и приходить на помощь. Это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения. Отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.
Актуальность духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения объясняется негативными проявлениями в обществе:
- низкий уровень доверия общества к власти и друг к другу;
- отсутствие преемственности поколений;
- недостаточность патриотического, гражданственного самосознания;
- рост национализма, ксенофобии;
- снижение ценности производительного труда, творчества, образования;
- усиление миграции; снижение семейных ценностей;
- ослабление физического, социального, психического здоровья общества
"Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говорят, они очень плохие" Сократ 380 г до н.э. (25 веков тому назад, а ведь как актуально сегодня! ).
Это проблемы внутри самого общества и решить их можно только совместными усилиями семьи, общества, власти в комплексе разнообразных педагогических методов, форм и приёмов воспитательного воздействия.
Перед началом учебного года учителю предстоит трудная задача: отобрать учебный материал по возрастному принципу, определить формы и методы работы на основании требований ФГОС, учесть технические возможности школы, родительскую общественность и спланировать мероприятия по предмету.
Школа имеет музей, при музее работает клуб краеведов- это отличная возможность учителям - предметникам и классным руководителям планировать уроки и внеклассные работу на базе музея.
Формы и методы совместной работы по духовно-нравственному воспитанию
I.Музейный урок
Цель - воспитание гордости за героическое прошлое Кронштадта, познание значимости роли крепости Кронштадт в защите Ленинграда.
1. Традиционно 1 сентября в музее школы для учащихся 4-5-х классов проводится урок "Моя малая Родина".
В плане урока:
- музыкально-литературная композиция "Кронштадт- город воинской славы" ;
- путешествие по карте города"Памятники войны";
- рассказ о фортах "Огневой щит Ленинграда" с показом презентации;
- просмотр в/ролика "Мы -петербуржцы"
- викторина " Что я узнал о Кронштадте"
- песня о городе -герое Ленинграде исполняют все краеведы и слушатели
- награждение победителей викторины и поздравление с началом нового учебного года.
На уроке дети получили новые знания о городе, познакомились с настенной картой города и попутешествовали по фортам и улицам Кронштадта.
2. Первая половина сентября. Проводится формирование групп 3-4 х классов по проектной деятельности на базе музея.
Цель: воспитание интереса к героическому прошлому родного города, знакомство с жизнью и деятельностью ПетраI
Для занятия подобраны карты острова Котлин (VI век, XVI век, 1721 г., 1742, 2015 г. Раздаточный материал.
- Рассказ об острове в разные периоды истории Сопоставьте карты острова.
-Мифы и легенды ( Об Андрее Первозванном, о новгородском старосте Пелгусии, о князьях Борисе и Глебе, сродниках князя Александра, о битве на Неве (1240 г)
Дети выбирают темы для проектной деятельности по истории города.
3. Как и кто строил крепость?
Игра "Что, где, когда? Брейн - -ринг.
4. Экспедиция в прошлое. Викторина. Приёмы поиска. Пропавшие памятники
Перед ребятами демонстрируются экспонаты 18 века.
Каждому ученику дана подсказка с текстом. Так, например,
ядро петровского времени, гвоздь, телефон нач. 20 века
Задание: что здесь лишнее и почему вы так считает?
А знаете ли вы как эти экспонаты попали к нам в музей.
Рассказ учителя: "Вот какая история произошла с этими экспонатами..."
5. Урок-эстафета. Передача ценностей от старших к младшим. Старшеклассники (11 кл.) передают младшим краеведам письмо напутствие, а ребята 8 класса проводят для выпускников экскурсию по экспозиции музея, которую оценивают старшеклассники. На уроке присутствуют ветераны войны, военрук школы . В конце урока показ видеоролика о работе экскурсоводов за последние 2 года и награждение актива музея.
6. Урок-экскурсия по местам боевой славы. Кронштадтское сражение
У каждого участника карточка с вопросами по истории города.
После экскурсии дети сдают карточки с ответами.
7. Игра "Путешествия по музейной выставке" Герои- балтийцы"
Маршрутные листы у 3-х команд. Все залы музея оборудованы электронной техникой. На экранах викторины.
Темы викторин : 1. Знаменитые кронштадтцы,2. Герои Балтики; 3. "Знание -сила"
8. Экскурсии для гостей (на английском языке)
9. Интервью с ветеранами. Запись на в/ролик (показ)
10. Исследовательский проект" Петровский док- техническое чудо 18 века(Коваль О.-8-м)
11. Вахта памяти. В течение года экскурсоводы готовят тематические экскурсии с показом презентаций и в/фильмов. Выходы в классы. Показ презентаций на темы:
- Моя семья в годы войны
- Фронтовые письма
- Мой родной город;
- Кронштадт. Война, Блокада;
- История одного подвига;
- Морская пехота
12. Герб Кронштадта. Аппликации. Викторина
13 Историческое ориентирование.
Памятники войны на улицах Кронштадта (6-8 кл.)
14. На катере по фортам Кронштадта.
Опускание венка в воды залива.
15. Встречи краеведов музеев школ города в СПБ
Обмен опытом.
16. Экскурсии по фото выставке в школе:
"Царская семья". Подготовка экскурсоводов 7-9 классов.
17. Задания мудрецов. Мудрость - поиск истины. (Щастный)
18. Школьный дневник. Воспитание гордости за своих земляков.
Заключение: о формировании позитивных чувств участников воспитательного процесса. Результативность работы: из 24 обучающихся участниками конкурсов, олимпиад разного уровня стали все 24 человека, из них - победителями районного уровня стали 20 человек, городского уровня - 7 человек, межрегионального : 3 человека
Стихотворение автора "Два "я" во мне - борьба с собою"
Вывод: "Конечная цель разумного воспитания:
- понимание окружающей среды;
- инстинкты к восприятию добра, стремление к идеалам правды;
- воспитание твёрдого характера и воли" Н.И.Пирогов
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Шлендовой М.А. Выступление на районной конференции. тема "Воспитание патриота, гражданина, формирование высоко-нравственной личности".
В данной презентации представлено выступление на педагогической конференции в 2016 году, тема которой затрагивала актуальный вопрос о воспитании патриота и гражданина.Обобщён опыт работы с учащимися 5...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....
Критерий 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятель.
4.1.1. Методическая деятельность в сфере образования4.1.2. Разработка электронных образовательных продуктов4.1.3.Повышение квалификации педагогов4.1.4. Проектирование уроков на основе применения образ...