Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Разработка урока истории с применением презентаций по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosveshchenie_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_literatura_v_xv_xvi_vv.docx | 18.24 КБ |
prezentatsiya_na_temu_literatura_v_xiv-xvi_vekah.pptx | 691.99 КБ |
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.ppt | 1.9 МБ |
folklor.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв. | ||||
Тип урока урок изучения нового материала. | ||||
Дата урока 01.12 | ||||
Образовательные ресурсы История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Агибалов Е.В, Донской Г.М. – М.: Просвещение, 2012. | ||||
План урока: 1.Особенности развития культуры в XIV – XVIвеках. 2 Просвещение. Начало книгопечатания. 3.Устное народное творчество. 4. Литература. 5. Архитектура. 6. Живопись.7.Быт в XIV – XVIвеках. | ||||
Цели урока: Формирование представлений о развития культуры в XIV – XVIвеках. Подвести к пониманию, что избавление от ордынской зависимости и создание единого русского государства привели к формированию русской национальной культуры . Знакомство с памятниками русского просвещения, устного народного творчества, литературы. | ||||
Формы и методы обучения: работа с текстом и иллюстрациями, работа в парах | ||||
Основные термины и понятия: эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, Четьи Минеи, энциклопедия, «Домострой». | ||||
Планируемые образовательные результаты: Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV - XVI в.в. | ||||
Организационная структура урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент. | Ребята, мы уже изучили многие вопросы развития государства в XVI веке. Какой вопрос истории Московской Руси мы еще не обсуждали? | Задание: - перечислите вопросы изучения темы развития культуры, записывают план. | Обобщение вопросов беседы. Уточняется тема урока: | Осмысленное восприятие материала, планирование работы по теме. |
Актуализация знаний. | Объявить план: | Работа в тетради, запись плана. | Совместная формулировка цели урока | Планирование работы на уроке. Определение важнейших вопросов темы. |
Изучение нового материала | Учитель рассказывает об особенностях русской культуры XIV – XVIвека. Задание. Слушая объяснение материала запишите в тетради по истории основные особенности развития русской культуры в XIV – XVIвв. Сравните их с особенностями предыдущего периода | Выделяют особенности периода культуры: Ребята представляют творческие презентации на темы: | Беседа: 3. Назови памятники культуры. | Формирование устойчивого познавательного интереса |
Первичное осмысление и закрепление
| Вопросы. Назовите памятники культуры. | Работа с учебником: определение понятий: эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия, «Домострой». | Выступления уч-ся, беседа. | Называть достижения культуры, памятники литературы XIV – XVIвека. |
Итоги урока. Рефлексия
| Каковы особенности развития культуры XIV – XVIвв? Какая тема становится главной темой литературных произведений? | Знать новые понятия:. эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, Четьи Минеи, энциклопедия, «Домострой». | Вопросы закрепления материала: Я знаю | Участвовать в обсуждении вопроса |
Домашнее задание
| § 29, вопрос 1-4. Творческое задание с.243. |
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
XIV-XVI век – эпоха культурного возрождения Руси В произведениях литературы, живописи, устного народного творчества идея объединения русских земель, укрепления могущества ведущей темой. Москва, возглавившая борьбу против ордынского владычества, постепенно становится главным культурным центром Руси. Туда съезжаются зодчие, живописцы и другие мастера искусства из разных стран; многочисленными становятся культурные контакты, особенно с Италией (к примеру, итальянские зодчие построили в Москве Успенский собор, Грановитую палату и прочие достопримечательности).
Особенности русской литературы на рубеже XIV-XVI Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте .
В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан « Часословец » – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.
Выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме « Задонщина », «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.
Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.
И тог : Таким образом, можно сделать вывод, что создание единого русского государства и освобождение от власти Орды привело к необыкновенному подъему культуры в России. Главной темой литературных произведений всех жанров становится не только тема борьбы с оккупантами, но и идея укрепления русского единого государства и власти царя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи.
2.Процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.
3. Главной темой становится укрепление мощи единого государства
4. Интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру
XIV - XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времён Киевской Руси.
Их героями были купец Василий Буслаев и богатый гость Садко.
В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни.
В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фольклор В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся событиям - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. В фольклоре смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события XVI века.
Письменность и книгопечатание В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи. Первая русская типография открылась в 1553 году (выпустила 7 книг, имя печатника не указано, поэтому считается анонимной).
Письменность и книгопечатание 1564 - начало книгопечатания в России: Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, первая книга – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», Первый букварь, Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».
Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...
Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной
Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 7 КЛАССА по теме «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...