рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Руководитель МО гуманитарного цикла __________ /Дюдяева О.А./ Протокол № __от «__» ___________ 2011г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Cаратовской области» __________ /Оркиш Е.Г./ «___» ______________2011г. | Утверждаю: Директор МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Cаратовской области» __________ /Березкина Л.А./ Приказ № _________ от «___» ______________2011г. |
Рабочая программа
по истории в 10 классе
Педагога II квалификационной категории
Анфиногеновой Ирины Александровны
Принято
на заседании педагогического совета
протокол №____от_____________2011 г.
2011/2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории 10 класса составлена в соответствии со следующими документами:
БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории авторы Н.С. Борисов и А.А. Левандовский 10 класс. В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века.10 класс. М. Просвещение 2006г.
Рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 40 учебных часов,
на изучение Всеобщей истории 30 часов; всего 70 часов. 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории России на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и др. помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.
Учащиеся должны освоить периодизацию отечественной истории с древнейших времен до конца XIX в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
– освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Учебно-тематическое планирование
по истории с древнейших времен до конца 19в.
Класс –10
Учитель – Анфиногенова И.А.
Количество часов:
Всего – 70 часа, в неделю – 2 часа
Всеобщая история – 30 ч., история России – 40 ч.
Плановых контрольных уроков ___ административных контрольных уроков ___ тестов _______
Планирование составлено в соответствии со следующими документами:
БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории авторы Н.С. Борисов и А.А. Левандовский 10 класс. В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века.10 класс. М. Просвещение 2006г.
Учебники:
Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII в. : 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н. С. Борисов. - М.: Просвещение, 2010.
Левандовский А. А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский. - М. : Просвещение, 2010.
В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова Всеобщая история. С древнейших времён до конца 19 века 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М. «Просвещение» 2010г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС
№ урока | Наименование раздела, тема уроков | Кол-во часов | ТСО, оборудование | Примечание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Всеобщая история | 30 | |||||
1 | Введение . Историческое познание сегодня. История России – часть всемирной истории | 1 | ||||
Р.1 Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность. | 1 | |||||
3 | Т.1 Предыстория. | 1 | ПК, презентация Карта «Древнейшие цивилизации» | |||
Р.2 Древний мир. | 6 | |||||
Т.2 Древний Восток | 2 | |||||
4 | Ближний Восток-колыбель древнейших цивилизаций. | 1 | ПК, презентация Карта «Древнейшие цивилизации в 3-1 тыс. до н. э.» | |||
5 | Восточная деспотия .Индия, Китай. | 1 | ПК, презентация | |||
Т.3 Античность. | 4 | |||||
6 | Древняя Греция- часть античной цивилизации. | 1 | ПК, презентация | |||
7 | Классический период истории Древней Греции. | 1 | ПК, презентация Карта «Завоевания А. Македонского и эллинистический мир» | |||
8 | Римская цивилизация как часть античной цивилизации. | 1 | ПК, презентация, карта «Рим от поселения к империи» | |||
9 | Переход от гражданской общины к мировой империи. Проверочная работа по теме»Древний мир» | 1 | ||||
Раздел 3. Средневековье | 6 | |||||
10 | Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системы. | 1 | ПК, презентация, карты «Великое переселение и вторжение варварских народов в 4-6 вв», «Вторжение в Европу в 9-11 вв» | |||
11 | Расцвет и кризис западноевропейского средневековья 14 – 15 в | 1 | ПК, презентация | |||
12 | Византийское средневековье | 1 | ПК, презентация, карта «Византия и её соседи в 4-13 вв» | |||
13 | Исламский мир в Средние века | 1 | ПК, презентация, карта «Распространение ислама» | |||
14 | Индия в Средние века | 1 | ПК, презентация, карта «Индия и Дальний Восток в Средние века» | |||
15 | Китай и Япония в Средние века Проверочная работа по теме: «Средневековье» | 1 | Карта «Япония в 7- 15 вв» | |||
Р.4. Западная Европа на пути к новому времени | 1 | |||||
16 | Возрождение как культурно – историческая эпоха | 1 | ПК, презентация, карта «Возрождение и гуманизм» | |||
Р.5. Экономика и общество | 4 | |||||
17 | Возникновение мирового рынка | 1 | Учебник | |||
18 | Общество и экономика «старого порядка» | 1 | Учебник | |||
19 | Промышленная революция | 1 | ПК, презентация | |||
20 | Индустриальное общество | 1 | ПК, презентация | |||
Р.6 Духовная жизнь общества. | 3 | |||||
21 | Религия и церковь в начале нового времени | 1 | ПК, презентация, карта «Основные религии в Европе к концу 16 в.» | |||
22 | Наука и общественно – политическая мысль | 1 | Учебник | |||
23 | Художественная культура | 1 | ПК, презентация | |||
Р.7. Политические отношения. | 3 | |||||
24 | Государство на Западе и Востоке | 1 | Учебник | |||
25 | Политические революции 17 – 18 вв | 1 | ПК, презентация | |||
26 | Становление либеральной демократии | 1 | Учебник | |||
Р.8. Международные отношения | 4 | |||||
27 | Встреча миров | 1 | Карта «Китай в 19 в.» | |||
28 | Европейское равновесие | 1 | Карта «Европа к 1815 г» | |||
29 | Конфликты и противоречия в 19 веке | 1 | ПК, презентация | |||
30 | Заключение. Основные итоги всеобщей истории к концу 19 века Проверочная работа по теме: «Западная Европа на пути к новому времени» | 1 | ||||
История России Тема1. Древнерусское государство | 40 6 | |||||
31 | Восточные славяне в 6 – 9 вв. Образование древнерусского государства | 1 | ПК, презентация | |||
32 | Киевская Русь | 1 | ПК, презентация, карта «Древнерусское государство в 9- 11вв.» | |||
33 | Культура Киевской Руси | 1 | ПК, презентация | |||
34 | Русские земли в 12 – 13 вв | 1 | ПК, презентация, карта «Русские земли и княжества в 12-13 вв.» | |||
35 | Культура Руси12 – начала 13 вв | 1 | ПК, презентация | |||
36 | Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Проверочная работа по теме: «Древнерусское государство» | 1 | ПК, презентация, карта «Борьба с иноземными завоевателями в 13 в.» | |||
Т.2.Образование единого Русского государства в 14 – 15 вв | 3 | |||||
37 | Усиление Московского княжества в 14 – первой половине 15 в. Русская культура в 14 – 15 вв | 1 | ПК, презентация | |||
38 | Образование единого Русского государства | 1 | ПК, презентация, карта «Образование Российского централизованного государства» | |||
39 | ПОУ «Древнерусское государство. Образование единого Русского государства в 14 – 15 вв.» | 1 | ||||
Тема 3. Россия в 16 – 17 вв | 6 | |||||
40 | Россия в 16 веке | 1 | Карта «Российское государство во второй половине 16 в.» | |||
41 | Русская культура в 16 веке | 1 | ПК, презентация | |||
42 | Смутное время | 1 | ПК, презентация, карта «Смутное время» | |||
43 | Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. | 1 | Карта «Экономическое развитие в 17 в.» | |||
44 | Внешняя политика России в 17 в | 1 | ПК, презентация | |||
45 | Русская культура17 в. Проверочная работа по теме: «Россия в 16 – 17 вв» | 1 | ПК, презентация | |||
Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого | 3 | |||||
46 | Начало правления и реформы Петра 1 | 1 | ПК, презентация | |||
47 | Внешняя политика Петра 1 | 1 | ПК, презентация, карта «Северная война» | |||
48 | «Культурная революция» в России в начале 18 века | 1 | ПК, презентация | |||
Тема 5. Россия в середине и второй половине 18 века | 5 | |||||
49 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | ПК, презентация | |||
50 | Внутренняя политика Екатерины 2. Просвещённый абсолютизм | 1 | ПК, презентация | |||
51 | Внешняя политика России в 18 веке | 1 | ПК, презентация, карты «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.», «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» | |||
52 | Царствование Павла 1 | 1 | ПК, презентация | |||
53 | Русская культура 18 века Проверочная работа по теме: «Россия в 18 в.» | 1 | ПК, презентация | |||
Тема 6. Россия в первой половине 19 века | 8 | |||||
54 | Экономическое и социальное развитие России в первой половине 19 века | 1 | ПК, презентация | |||
55 | Реформы Александра 1 | 1 | ПК, презентация | |||
56 | Внешняя политика России. Борьба с Наполеоном | 1 | ПК, презентация, карта «Нашествие армии Наполеона на Россию» | |||
57 | Внутренняя политика второй половины царствования Александра 1. Восстание декабристов. | 1 | ПК, презентация | |||
58 | Внутренняя политика Николая 1 | 1 | Карта «Экономическое развитие России в первой половине 19 в.» | |||
59 | Внешняя политика России во второй четверти 19 века Крымская война. Кавказская война | 1 | ПК, презентация, карта «Крымская война» | |||
60 | Общественные движения в годы царствования Николая 1 | 1 | ПК, презентация | |||
61 | Русская культура первой половины 19 века Проверочная работа по теме: «Россия в первой половине 19 века» | 1 | ПК, презентация | |||
Тема 7. Россия во второй половине 19 века | 8 | |||||
62 | Начало правления Александра 2. Крестьянская реформа | 1 | ПК, презентация, карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.» | |||
63 | Социально – экономическое развитие России. после крестьянской реформы | 1 | ПК, презентация | |||
64 | Реформы 60 – 70 гг | 1 | ПК, презентация | |||
65 | Общество и власть во второй половине 50 – х – начале 80 – х 19 века | 1 | ПК, презентация | |||
66 | Внутренняя политика и общественные движения в царствование Александра3 | 1 | ПК, презентация, карта «Экономическое развитие России во второй половине 19 в.» | |||
67 | Внешняя политика России во второй половине 19 века | 1 | ПК, презентация, карты «Русско-турецкая война 1877-1878гг.», «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг» | |||
68 | Русская культура второй половины 19 века Проверочная работа по теме: «Россия во второй половине 19 века» | 1 | ПК, презентация | |||
69 | ПОУ «Россия с древнейших времен до конца 19 в.» | 1 | ||||
70 | Итоговый урок | 1 |
ИСТОРИЯ РОССИИ
(40 ЧАСОВ )
Народы и древнейшие государства на территории России (1 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII1 вв. (3 ч.)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. ( 6 ч.)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине 16 - 17 (6 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – XIX вв. (24 ч.)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Начало правления Александра 2. Крестьянская реформа 1861 года. Содержание реформы, осуществление .Значение. Социально – экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Развитие сельского хозяйства. Промышленное производство. Промышленный подъем. С.Ю Витте. Начало рабочего движения. Итоги социально – экономического развития. Реформы 60 – 70 гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военная реформа.
Общество и власть во второй половине 50 – начале 80 – х г. Отношение общества к реформам. Крнсервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. Истоки народничества. Народнические организации. Террор и его последствия. «Конституция» М.Т. Лорис – Меликова. Убийство Александра 2.
Внутренняя политика и общественные движения в царствовоание А 3. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ. Особенности общественного движения. Рабочее движение.Российская либерал – демократия
Внешняя политика России во второй половине 19 века. Основные направления. А.М. Горчаков. Обострение Восточного вопроса. Причины Русско – турецкой войны. Александр 3 Миротворец. Обострение противоречий между россией и Германией. Сближение с Францией и Аншлией. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России.
Русская культура второй половины 19 века.
Демократизация культуры. Начало высшего женского образования в России.
Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества(Д. Менделев, И.М. Сеченов и др) литература, Темы жанры. Театральное искусство. Музыка. Творчество переждвижников. Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества.
Содержание курса Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века (30 часов)
История как наука.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Древнейшая история человечества
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Требования к уровню подготовки
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-методическое обеспечение:
- Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII в. : 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н. С. Борисов. - М.: Просвещение, 2010.
- Левандовский А. А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский. - М. : Просвещение, 2010.
- В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова Всеобщая история. С древнейших времён до конца 19 века 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М. «Просвещение» 2010г.
- Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс – М.: ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...