Экзамен по истории России 7 класс.
материал по истории (7 класс) на тему

Вопросы к переводному экзамену по истории России за 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bilety.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МО                              «Согласовано»                        «Утверждаю»

«_____»_________20___г.           «____»________20____г.         «____»________20___г.

руководитель МО                         руководитель МС          директор ГБОУ СОШ №1908

 

 

_______(Жаркова Т.М.)             ________(Облова Е.А. )            _________(Наумова Н.В.)

(подпись)                                  (подпись)                                      ( подпись)

 

 

 

 

 

 

Экзаменационные билеты

для промежуточной аттестации

учащихся 7 класса

по истории России

в 2014-2015 учебном году

                                  

 

 

Учитель: Безбородова Татьяна Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования за курс 7 класса, а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования учащихся 7 класса.

       Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России XVI-XVIII веков.  Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Обучение проводилось по программе:

История России -  История России: конец XVI-XVIII век. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

Экзаменационные билеты составлены в количестве 15 шт.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 7 класса по истории  в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

 • знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия.

Каждый билет включает 2 вопроса, один это проверка теории по истории России и один это работа с документами.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов, экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов. При подготовке к ответам учащимся разрешается пользоваться атласами.

Вопросы переводных экзаменационных билетов по истории в 7 классе

БИЛЕТ 1

  1. «Смутное время» в истории России. (Причины смуты, появление самозванцев, окончание смуты, итоги «смутного времени»).

  1. ИЗ РУКОПИСИ СЕКРЕТАРЯ ПРУССКОГО ПОСОЛЬСТВА В РОССИИ   И.Г. ФОККЕРОДТА О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА РУССКОГО ФЛОТА  « ...В то  время  когда  Петр  начал  водиться  с  иностранцами,  он  нашел  полусгнившее  судно  в  Измайловском  загородном  доме,  очень  недалеко  от  Москвы. Голландец, с которым Петр I иногда разговаривал, поправил этот бот и  показал  ему  на  Измайловском  пруде,  как  можно плавать  на  нем  по  ветру  и  против  ветра. Петр  1, имевший природную склонность  к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие  в этом упражнении  и велел  построить  себе  несколько  судов  побольше  на  Переяславском озере, лежавшем  недалеко от  Москвы.  На них  забавлялся  плаванием  в  обществе  нескольких  английских  и  голландских  купцов.»

Вопросы к документу: Чем объясняет автор записок тягу Петра к строительству кораблей?        В какие государственные преобразования вылились эти юношеские забавы царя?

БИЛЕТ 2

  1. Развитие России после «Смутного времени», сер 17 – 2 пол 17 вв. (Начало правления новой династии, преобразования царей Михаила и Алексея).
  2. ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ   (23 марта 1714 года)    «Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое ... тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям , колика их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником буде….»

Вопросы к документу: В чьих интересах был издан указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его  положениями?

БИЛЕТ 3

  1. Петровские преобразования в истории России. (Характеристика личности Петра, основные направления его реформ, основные внутриполитические события, итоги преобразований).
  2. ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО        «5. Не прилично им [детям]  руками  или  ногами  по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь  сидеть……

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив , прилежен и беспокоен , подобно как в часах маятник……

27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать……..»

Вопросы к документу: Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии? Вспомните, какие еще новшества для молодежи были введены Петром I.

БИЛЕТ 4

  1. Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. (Характеристика внешней политики России, Азовский поход и его итоги, итоги внешней политики России в 1 пол 18 в.).
  2. ТЕКСТ КОНДИЦИЙ, ПОДПИСАННЫХ АННОЙ   ИОАННОВНОЙ

«Без усмотрения и согласия Высокого Совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно :

не объявлять войны и не заключать мира;

никаких не налагать поборов или налогов;

никого за преступление в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

казенных вотчин никому не дарить;

не вступать в брак и не назначать наследника пре­ стола. Во мгле Российской пасмурной страны….»

Вопросы к документу: Кто составил данные кондиции?         Как изменился бы характер власти российских императоров в случае принятия «кондиций»?

БИЛЕТ 5

  1. Экономика и промышленность России в 1 половине 18 века. Итоги Петровских преобразований для России. (Краткая характеристика экономики России в 1725 г., торговля и промышленное развитие, экспорт и импорт, итоги развития).

  1. «В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был пер­ вый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских  обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие - другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями. Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий , Мстиславский , Воротынский, Трубецкой, Романов………….21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя……….»

Вопросы к документу: Назовите это имя. Почему эта кандидатура устроила всех?

 БИЛЕТ 6

  1. «Эпоха дворцовых переворотов» в истории России. (Причины дворцовых переворотов, основные события эпохи, характерные черты эпохи, окончание и итоги эпохи дворцовых переворотов).
  2. «Царь и великий князь ……. всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из­ за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и... из монастырских вотчин выбежали до нынешнего ... году за пять лет, тех крестьян беглых с женами и с детьми и со всеми их пожитками везти назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего году лет за шесть и за семь и за десять и больше... суда не давать и назад их не вывозить

Вопросы к документу: Что это за документ?  Кем он был подписан?

Какие крестьяне подлежали возвращению бывшим владельцам?

БИЛЕТ 7

  1. «Золотой век» Екатерины II в истории России. (Приход к власти Екатерины II, основные преобразования, основные направления внешней политики,  итоги правления Екатерины II).
  2. «ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ    О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ: Патриарх, после великого князя, имеет наибольшую честь и власть в стране. Он судья над духовными в делах , которые не подлежат одному лишь светскому праву, ему принадлежит надзор над религиозными делами , добрыми нравами и христианским образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по усмотрению своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не имеет права советовать, ни, того менее, противоречить ему. Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Что же касается римско-католиков , или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения ; напротив, они вместе с  их  религиею  были как бы мерзостью в их глазах. Эта древняя и как бы при­ рожденная ненависть и недружелюбие русских к папистам, или латинской церкви, впитана их предками от греков и их религии. Так как греки видели примеры соблазна и тирании в поведении представителей латинской церкви, то они восчувствовали к ним омерзение и гнев, передавшиеся  и их потомству.»

Вопросы к документу:         В чем конкретно выражалась власть патриарха в России XVII века? Как относились русские к представителям других религий?

БИЛЕТ 8

  1. Россия в конце 18 века. (Характеристика России при Павле I, история прихода к власти Павла I, преобразования императора, внешняя политика и, судьба Павла в истории, итоги правления).
  2.    СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ О ВЗЯТИИ БЕРЛИНА

«Что стоял-стоял пруской король на крутой горе, Что смотрел-то - глядел на Берлин-город!

«Охти! Батюшко укрепушка, Берлин-город! Ты кому же, моя укрепушка, достанешься? Доставалась моя укрепушка царю белому, А еще генералушке Краснощекому!»

Уж как ходит Краснощекий с купцом по торгу, Закупает Краснощекий свинцу-пороху, Заряжает Краснощекий сорок пушечек, Пробивает Краснощекий стену каменну, Достает  Краснощекий  короля прусского:

Как прусской король под столиком Сидел Серым котиком;

Из палат-то он вылетывал Черным вороном;

По синю морю высплавливал Сизым  селезнем.»

Вопросы к документу: О каком из военных походов рассказывает солдатская   песня? На какую военную компанию пришелся этот поход?

БИЛЕТ 9

  1. Освобождение  страны от захватчиков «Народным ополчением» под предводительством К.Минина и Д.Пожарского. (Причины интервенции, создание и действия ополчения, значение личности в истории: К.Минин и Д.Пожарский, значение для истории России).
  2. ИЗ МАНИФЕСТА О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА.18 февраля 1762 года

«Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают и их со­ стояние им дозволит.

Всех служащих дворян за добропорядочную и беспорочную нам службу награждать при отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым к отставке идет, больше года состоял, и то таковых, кои от всех дел увольнения  просить будут...

 Кто ж , будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством , что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в своем отечестве. Когда только о том учинено будет надлежащее обнародование,  то  всякой в таком случае повинен со всевозможной скоростию волю нашу исполнить, под штрафом секвестра его имения...

 Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные российские дворяне ... навсегда вольностию пользоваться будут, но наше к ним отеческое попечение еще дальше простирается и о малолетных их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в Герольдии, в губерниях, провинциях и городах, где кому выгоднее и способнее. Причем от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известии,  чему они до 12-летнего возраста обучены и где далее науки продолжать желают : внутри ли нашего  государства в учрежденных на иждивении нашем разных училищах, или в прочих европейских  державах, или в домах  сво­ их чрез искусных и знающих учителей, буде достаток имения родителям то сделать дозволит. Всем тем дворянам, за коими не более 1ООО душ крестьян, объявлять детей своих прямо в нашем Шляхетном кадетском корпусе, где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут. А по изучении всякой по его достоинству с награждением чинов выпустится, и потом всякой может вступить и продолжать службу по вышеупомянутому…..»

Вопросы к документу: Кем был подписан этот документ? Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по Манифесту  18  февраля  1762 года?

БИЛЕТ 10

  1.  «Соляной бунт» 1648 г. и «Медный бунт» 1662 г.  в России. (Причины бунта, характерные черты, итоги и значение)
  2. ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ

«Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам...

Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют...

Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями ...

Есть различие между содержанием под стражею и заключением в тюрьму. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестию ...

Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет  под защитою  законов...

Человека не можно почитать виноватым прежде при­ говора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные ...

Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы  непременно  будет наказан...

Гораздо лучше предупреждать преступления , нежели наказывать...

Хотите ли предупредить преступления? Сделайте , чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми …

Вопросы к документу: Используя текст «Наказа", расскажите, как понимала императрица понятие «вольность». Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина в своем «Наказе,.?

БИЛЕТ 11

  1. Церковный раскол в истории России сер 17 века. (Причины раскола,  сподвижники и противники раскола, итоги и значение для истории России).
  2. МАНИФЕСТ Е. и. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года

«Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близ­ ко узнав, искренней душой, языком , делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится : бояр, генерал, майор, капитан и иные - голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие  доставьте  царю, другие  пожитки раздайте армейским людям.  В одно время они вас объедали, лишали  моих  рабов  воли  и свободы, сейчас  вы их рубите,  но если не подчиняются.  Кто повинуется, тот не  противник -того  не  трогайте.   Кто  признает  меня, кто нашел прямой  путь  ко  мне,- пусть  несет  воинскую службу. Противников  же  казнить  буду.  Не оставайтесь  в неведении, пожалуйста.

Чтобы верили: сам я, Петр  Федорович,

подписался тако :

Я самый Петр Третий.»

Вопросы к документу: Что обещал Пугачев своим сторонникам? Всех ли дворян он рассматривал как противников?

БИЛЕТ 12

  1.  Заграничные походы А.Суворова . (краткий рассказ о личности, перечислить походы, об одном рассказать)
  2. «СОВРЕМЕННЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК Р. МАК-ГРЮ О ПАВЛЕ I

«Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для Рос­ сии в первой половине XIX в. Его реформы создали строго централизованную систему управления , сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление , урегулировали проблему престолонаследия, формально  узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА  ЛАГАРПУ  (1797 год)

Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать... Все сразу же было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок , и без того в слишком сильной степени царивший в делах... Мое несчастное отечество находится в положении, не подцающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены…»

 Вопросы к документу:         Прочитайте   оценки   царствования   Павла   современным   историком Р. Мак-Грю и Александром  В чем вы видите причины столь разных под­ ходов  к  этому  вопросу?  Какова ваша  позиция  в  нем?

БИЛЕТ 13

  1. Полтавская битва в истории России. (Полтавская битва в контексте Северной войны, готовность армии, основные события, итоги и значение для хода военных действий).

  1. На престоле московских государей он  был небывалым явлением. Молодой  человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица , он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато  одаренной, с бойким  умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с  живым, даже пылким темпераментом , в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения , он был мастер говорить, обнаруживал и до­ вольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни  старых  московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям , нару­ шал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя деятельным управителем , чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе , сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и от­ крыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П. Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь не  сын  Ивана  Грозного,  но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего  царя теперь  и не  найти.

Вопросы к документу: О ком писал русский историк В.О.Ключевский ? Чем отличался этот правитель от предшествующих русских государей? Как могли относиться к поведению молодого царя современники?

БИЛЕТ 14

  1. Морские сражения Северной войны. Сражение у мыса Гангут и острова Гренгам. (Сражения в контексте Северной войны, готовность русского флота, основные события, итоги и значение для хода военных действий)
  2. ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ПОВОДУ  УЧРЕЖДЕНИЯ   РОССИЙСКОЙ  АКАДЕМИИ  30 сентября  1783 года

«Княгиня Катерина Романовна! Прочитав доклад Ваш о заведении Российской Академии , Мы 'С особливым удовольствием приемлем в нем Вами представляемое , повелевая первое: председательство в ней препоручаем Вам на основании, в докладе Вашем изображенном.

Второе: составить сию Академию из желающих принять на себя добровольно сей труд, да и впредь наполнять оную таковыми же желающими, кои нужныя знания и способности иметь будут. Третье: о потребных суммах указ Наш дан будет, обращая в число их деньги, положенные на Комиссию для переводов, которая ныне не нужна будет. Четвертое: приемля сию Академию под покровительство Наше, Мы позволяем сделать для нее подробныя разпоряжения и наставления, заимствуя оныя из плана, Вами поданного . Впрочем желая Вам в предлежащем полезном обществу деле добрых успехов, пребываем Вам благосклонны .»

Вопросы к документу:         Какие условия открытия Российской академии указывались в резолюции императрицы?  Кому была адресована эта резолюция?

БИЛЕТ 15

  1. Крестьянская война Е.Пугачёва в истории России. (Причины, основные территории, охваченные восстанием, цели и основные действия, итоги и значение).
  2. ИЗ НОВОТОРГОВОГО УСТАВА 1667 года

«На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города  с товарами  своими  и с деньгами не  ездить,  и приказчиков  не посылать...

А если какие  иноземцы  захотят  товары  свои  из города [Архангельска] возить в Москву и в иные  города, им платить... пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат,  а иноземцы  ничего  не платят...»

Вопросы к документу:         Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667 года? С какой целью было необходимо принять такие меры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для подготовки к устному экзамену по истории России

Методическое пособие по истории России для проведения устного экзамена в 9 классе. Помогает учащимся систематизировать знания и дать полный ответ на поставленные вопросы в билете. Провожу как подготов...

Список вопросов к экзамену по истории 6А6Б классы (Разработчик: Шоть О.В.)

В данном документе представлена схема сдачи экзамена,вопросы экзамена по истории России в 6 классе....

Экзамен по истории России 6 класс

Экзаменационные вопросы по Истории России6 класс...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Экзамен по истории России 7 класс в форме ЕГЭ с ответами.

Экзамен по истории России 7 класс в форме ЕГЭ с ответами....

Вопросы к переводному экзамену по истории России для 8 класса

Вопросы к переводному экзамену по истории России для 8 класса...

Устный экзамен по истории 7 класс

    Анализ промежуточной аттестации представляет собой порядок проведения, форму и содержание, а также результат обучения учащихся 7 класса по курсу история....