"Академия успеха"
методическая разработка по истории на тему

Солодухина Татьяна Константиновна

Личностный взгляд ребёнка, что особенно важно при изучении истории, невозможно сформировать только на основе репродуктивных методов обучения. Как привить интерес к своему предмету? Как помочь ребёнку раскрыться личностно: не бояться высказывать свою точку зрения, умело её аргументировать, спорить, доказывать? Как дать почувствовать ребёнку свою принадлежность к истории, пригласив его вместе поразмышлять? Любому, даже начинающему учителю известно, что интерес обладает огромной силой: лучше усваивается то, что учащиеся считают интересным и важным!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akademiya_uspeha.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Школьный историко-краеведческий музей «Память»

АКАДЕМИЯ УСПЕХА

(Программа  авторская, для учащихся среднего и старшего звена,

рассчитана на 5 лет)

Автор: Солодухина Татьяна Константиновна

Учитель истории и обществознания

Тарбагатай 2010 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Программы для средней школы образовательной области стандарта школьного НРГ РБ.

Направленность;

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 6-11 классов. Она рассчитана на 5 лет.

Образовательной областью данной программы является мировоззрение и социальный опыт детей.

Предмет изучения : интеллектуально-творческие способности учащихся.

Актуальность программы:

 Из всех существующих проблем современной педагогики академик Б. Лихачёв видит, как одну из главных, следующую: резко возрастают требования общества к человеку вообще и к школьнику в особенности. Сегодняшняя жизнь требует, как никогда, способности к творчеству в любой среде деятельности, самостоятельности мышления, способности к преодолению шаблонов и стереотипов. Изменяется характер организации всей жизни школы, в том числе и содержательно-педагогическая часть. Эффективное воздействие на ребёнка в процессе обучения и воспитания может быть достигнуто только через его внутренний мир, через его субъективность.

Личностный взгляд ребёнка, что особенно важно при изучении истории, невозможно сформировать только на основе репродуктивных методов обучения. Как привить интерес к своему предмету? Как помочь ребёнку раскрыться личностно: не бояться высказывать свою точку зрения, умело её аргументировать, спорить, доказывать? Как дать почувствовать ребёнку свою принадлежность к истории, пригласив его вместе поразмышлять? Любому, даже начинающему учителю известно, что интерес обладает огромной силой: лучше усваивается то, что учащиеся считают интересным и важным!

Актуальность этой темы, значимость развития личностных, творческих возможностей учащихся очевидна сегодня, как никогда. Вместе с этим, она дает возможность блестяще раскрыться и самому учителю, дать почувствовать детям свою заинтересованность, грамотность, компетентность. С другой стороны здесь требуется умение учителя анализировать, видеть реальные итоги и строить перспективы на будущее.

За последние годы изменился характер УМК (учебно-методического комплекса) по истории и обществознанию: новые учебники с проблемными, познавательными заданиями, практикумами, система рабочих тетрадей и задачников, многообразие дополнительной литературы по предмету и т. д. Но изменения характера и разнообразия учебной деятельности явно недостаточны. Именно поэтому учителя ищут нестандартные формы и внеурочной деятельности, тем самым, раскрывая возможности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, формируя мировоззрение и социальный опыт детей, обязательно учитывая при этом возможности каждого ребёнка, зону его ближайшего развития.

Основные цели :  создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через деятельность “КЛИО». КЛИО (Клуб любителей истории и обществознания) существует в школе 8 лет и целенаправленно работает над интеллектуальным развитием учащихся. В разные годы упор делался на разные направления: краеведческий, подготовку к олимпиадам, исследовательскую работу.

Задачи:

  • Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, способствовать формированию уважения к многовековой российской истории, помочь школьникам понять проблемы и реалии современного мира.
  • Сформировать,   умения   оперировать   полученными   знаниями,  самостоятельно извлекать их из исторических источников, развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей в истории;

Возраст детей  Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Методы обучения

  1. Словесный
  2. Наглядный
  3. Поисковый
  4. Исследовательский

Формы занятий: На основе имеющегося опыта на сегодняшний день можно выделить следующие главные формы работы, позволяющие решать задачи углубленного изучения или «погружения в предмет», развития творческого потенциала учащихся.

  1. Система исследовательской деятельности учащихся 8 - 11 кл.:
  2. Система подготовки учащихся к олимпиадам.
  3. Программа "Достижени-Я".
  4. Программа работы дискуссионного клуба старшеклассников "Альтернатива".
  5. Программа  Музей + я
  6. Система деловых, творческих и интеллектуальных игр.

Ожидаемые результаты: 

Предполагается, что в результате реализации программы выпускник будет обладать следующими качествами личности:

1)   уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2)   критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3)   грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4)   быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5)   самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Прогноз положительных результатов реализации программы: 

1)  повышение качества обучения, которое может быть выражено:

•   увеличением количества участников и победителей районных, региональных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов;

•   увеличением количества победителей предметных олимпиад;

•   увеличением количества учащихся – членов школьного научного общества;

2)  создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

3)  формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;

4)  изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества, которое можно проследить по результатам диагностики;

5)  формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

•   в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;

•   в активном применении учащимися новых информационных технологий;

•   в применении учителями разных предметов информационных технологий в обучении;

Таким образом, многие из поставленных задач по привитию интереса к предмету, развитию интеллектуальных способностей учащихся школы КЛИО может решать успешно.

Учебно-тематический  план  

Содержание программы

Количество часов

Форма занятий

Результат

п/п

всего

теория

практика

экс-

1

Система исследовательской деятельности учащихся 8 - 11 кл.:

Лекции, практическая работа,

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

Участие в районных, республиканских и всероссийских конференциях, конкурсах, фестивалях.

2

Система подготовки учащихся к олимпиадам.

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

Участие в районных, республиканских олимпиадах

3

Программа "Достижени-Я".

Работа с архивными и литературными источниками, экскурсии, посещение фольклорных праздников. Беседы, встречи с участниками, Работа с архивными и литературными источниками,

исследовательская работа

Обработка и систематизация материала, составление электронных презентаций и видеосюжетов

4

Программа работы дискуссионного клуба старшеклассников "Альтернатива".

дискуссии

обмен мнениями, опытом;

совместное открытие сути обсуждаемого явления или причин той или иной проблемы;

ролевая игра;

индивидуальная и коллективная творческая деятельность;

обсуждение возникающих трудностей при анализе мыслей, чувств и эмоций участников

Участие в районных, республиканских и всероссийских конференциях, конкурсах

5

6

Программа  Музей + я

Система деловых, творческих и интеллектуальных игр.

Уметь самостоятельно составлять тематико-экспозиционный план, оформлять экспозицию, проводить экскурсию.

Обработка собранного материала, его систематизация, заполнение книги учета, составление карточек.

Участие в слете музейщиков

Музейный урок

                 

   

Содержание изучаемого курса

1.Система исследовательской деятельности учащихся 8 - 11 кл.:

Один из видов самостоятельной творческой деятельности учащихся - это ученические исследования. Их цель - не только формирование устойчивого интереса к исторической науке, прочных знаний по избранной проблеме, но и развитие элементарных навыков исследовательской работы. Процесс исследования носит индивидуальный характер и протекает по следующей схеме:

  1. выбор темы;
  2. составление плана работы;
  3. определение круга источников и литературы;
  4. знакомство с источниками и на их основе составление плана написания исследования;
  5. отбор и оценка фактов;
  6. обработка и систематизация собранного материала;
  7. написание исследовательской работы;
  8. её рецензирование и доработка;
  9. окончательное оформление исследования.

Действенной данная форма работы становится, когда учащиеся имеют возможность обнародовать результаты своей исследовательской работы. Это происходит через систему работы с младшими школьниками, когда старшеклассники выступают перед ними с докладами, рефератами, сообщениями к знаменательным датам и т. д., овладевая тем самым не только новыми знаниями, но и ораторским искусством. Традиционным мероприятием в школе стало проведение Научно-практической конференции школьников, в которых могут принять участие все желающие учащиеся, кто занимается какой-либо исследовательской работой.

2. Система подготовки учащихся к олимпиадам.

Школьные олимпиады являются своего рода отчётом учителя о работе с учащимися, увлекающимися историей. В КЛИО разработана традиционная форма проведения олимпиад в два этапа:

  1. участвуют все желающие, каждый выбирает ту область знаний, где он наиболее удачно может себя реализовать (задания базового уровня).
  2. участие в олимпиаде команды -10 человек (задания повышенного уровня).

Подготовка идет по:

 истории России;

истории Бурятии.;

 обществознанию

3. Программа «Достижени-Я».

В 2006 году мной разработана программа "Достижени-Я" - это программа руководства ростом интеллектуальных возможностей учащихся. Целью этой программы является создание условий для получения качественного образования, соответствующего временным представлениям, развитию эрудиции и потребности в самообразовании. Программа выстроена как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, каждый из которых является определенной ступенью в овладении технологией исследовательской деятельности и шагом в развитии интеллекта. Отслеживанию индивидуальных результатов помогает фиксирование личных достижений учащегося в Листе достижений (см. приложение). Результаты анализируются, составляются и корректируются индивидуальные планы работы с учащимся.

Четыре ступени включенности учащихся в научно-исследовательскую деятельность:

  1. ступень:
    «Претенденты» - учащиеся 5-6 класса, имеющие желание заниматься творческой исследовательской деятельностью, выполняющие под руководством учителя мини-исследования.(мини-реферат, микро-проект)
  2. ступень:
    «Кандидаты» - учащиеся 7-8 классов, имеющие начальный опыт выполнения творческих исследовательских работ под руководством учителя, выполняющие частично самостоятельные исследования, имеющие опыт публичных выступлений по результатам работы перед учащимися класса, параллели, представившие результат своей работы на школьной конференции учащихся.
  3. cтупень:
    «Бакалавры» - учащиеся 9-11 классов, самостоятельно выполнившие одну-две исследовательские работы и под руководством учителя работающие над углублением темы. Результаты своей работы представляют на школьной и районной практической конференции учащихся.
  4. cтупень:
    «Магистры» - учащиеся 9-11 классов, самостоятельно и под руководством учителя выполняющие творческие работы по темам, выходящим за «рамки школьной программы». Результаты своих исследований они представляют на районных, региональных, всероссийских конференциях, слетах и т.д.

Все учащиеся, включенные в программу «Достижени-Я», должны иметь высокий уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности .

Итогом претворения в жизнь программы должно стать максимальное развитие генетических возможностей и способностей личности; устойчивые научные взгляды на природу, общество; самостоятельное, рациональное, критическое мышление; убежденность; готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах; личностные продуктивно-практические достижения, индивидуальный рост.

4. Программа работы дискуссионного клуба старшеклассников "Альтернатива"

По инициативе учеников в 2010году был создан дискуссионный клуб старшеклассников «Альтернатива». Участие в работе клуба помогает старшеклассникам:

  • развивать позитивное отношение,
  • формировать ценности и поведение, интеллект;
  • овладевать умением ведения научного спора,
  • отбирать необходимые доказательства для защиты своей точки зрения.
  • активизировать познавательные интересы учащихся, направленных на изучение событий истории и современности;
  • Любое заседание - это «столкновение» различных мнений.

Виды занятий, используемые методы:

  • обмен мнениями, опытом;
  • совместное открытие сути обсуждаемого явления или причин той или иной проблемы;
  • дискуссия, дебаты;
  • ролевая игра;
  • индивидуальная и коллективная творческая деятельность;
  • обсуждение возникающих трудностей при анализе мыслей, чувств и эмоций участников.

Вводные непродолжительные занятия, направленные на пробуждение интереса участников к обсуждаемому вопросу. Они не требуют больших навыков в ведении беседы и работы в группе. Учебные занятия, построены на принципах, сочетающих активность каждого и группы в целом. Необходима предварительная работа консультанта с группой, при этом формируется умение каждого слушать и понимать другого участника обсуждения. Продолжительные учебно-образовательные занятия, требующие навыков ведения беседы, работы в группе, умения работать сообща. Примерные темы для дискуссии (приложение)

На заседания клуба могут приглашаться гости - это выпускники школы, научные работники, представители различных профессий.

5. Программа  Музей + я

Нельзя оставить в стороне многолетнюю работу в школьном историко-краеведческом музее «Память». Задачей КЛИО  является использование его возможностей и потенциала. Данная программа предусматривает  использование музея в воспитательной, внеурочной формах работы ( в виде музейных экскурсий, музейных уроков, Дней музея в школе).  Занятия проводятся с привлечением музейных экспонатов, фотоматериалов, слайд фильмов. Такие занятия дают возможность развития познавательного интереса детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богословский М.М. Областная история России, ее научное обоснование и современные задачи / М.М.Богословский // Отечество: краеведческий альманах. — М., 1993. — № 4.
  2. Волков А.Л. Человек и город — пересечение судеб / А.А.Волков [и др.]. — Н. Новгород, 2000.
  3. Горнева Р. Город Дзержинск: экскурсионный очерк / Р.Горнева. — Горький, 1985. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.Дереклеева. — М. : Вербум, 2001.
  4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М: Знание, 1985.
  5. Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. – М., 2001
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 1999
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  8. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово-РС», 2000
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
  10. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалиста образовательного учреждения. – М., 2001.
  11. Лаханов Ю.И. Роль школьных НОУ по истории в процессе развития воспитательного потенциала и совершенствования исследовательских навыков личности учащихся / Ю.Н.Лаханов. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2007.
  12. Степанкова М.В. Учебная исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В.Степанкова. — СПб : КАРО, 2005.
  13. Шальнов С.А./ Дзержинск — наш дом / С.М.Шальнов.— Н.Новгород, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Индивидуальная схема работы с ученицей Степановой Анастасией

класс

содержание

Итоги достижений

6

  1. Предложение заниматься в кружке краеведения.
  2. Выявление наиболее интересующих ученицу направлений краеведения.
  3. Работа с литературой, обучение навыкам музейной работы.

Этнография

Военная история

7

  1. работа в школьном музее с фондами, разработка и проведение экскурсий.
  2. создание экспозиций, проведение экскурсий.

8

  1. Выбор темы исследования в соответствии с интересом.
  2. Сбор информации. Поиск информации в архиве.
  3. Обобщение полученных результатов.
  4. Исследование, собеседование с экспертами по установлению ценности старообрядческих книг.

«Старообрядческие книги – экспонаты школьного музея»

К-я «Летопись родного края»

 район -1 место, республика – 2 место

9

  1. Продолжение исследовательской работы
  2. Подготовка к олимпиаде по истории России.

К-я «Национальное достояние России»

Республика – 1 место

Всероссийский уровень – 1 место

10

11

  Индивидуальная схема работы с ученицей Давыдовой Анной

класс

содержание

Итоги, достижения

6

  1. Предложение заниматься в кружке краеведения.
  2. Выявление наиболее интересующих ученицу направлений краеведения.
  3. Работа с литературой, обучение навыкам музейной работы.

Этнография

Военная история

7

  1. работа в школьном музее с фондами, разработка и проведение экскурсий.
  2. создание экспозиций, проведение экскурсий.

8

  1. Выбор темы исследования в соответствии с интересом.
  2. Сбор информации. Поиск информации в архиве.
  3. Обобщение полученных результатов.
  4. Исследование

«Старообрядческая семья: психолго-экономический аспект»  

Байкальский молодежный форум, диплом

9

  1. Продолжение исследовательской работы

«Роль плаката в истории Вов»

  1. Подготовка к олимпиаде по истории Бурятии.

  1. Второй слет музееведов, секция «История одного экспоната»

  1. Подготовка к ЕМЭ

«Шаг в будущее» 2 в р-не, в республике 3 место

Олимпиада -11 в республике

Чтения Вернадского-республика – 3 место

10

  1. подготовка к олимпиаде

11

 Индивидуальная схема работы с ученицей Батуевой Ольгой

класс

содержание

Итоги, достижения

5

Предложение заниматься в кружке краеведения.

Выявление наиболее интересующих ученицу направлений краеведения.

Работа с литературой, обучение навыкам музейной работы.

История школы

6

Выбор темы исследования в соответствии с интересом.

Сбор информации. Написание работы

        

Кукла: истории и современность- к-я «Шаг в будущее»

7

работа в школьном музее с фондами, разработка и проведение экскурсий.

создание экспозиций, проведение экскурсий.

8

Выбор темы исследования в соответствии с интересом.

Сбор информации. Поиск информации в архиве.

Обобщение полученных результатов.

Исследование

9

Продолжение исследовательской работы

Подготовка к олимпиаде

Подготовка к ЕМЭ

10

подготовка к олимпиаде

11

 Индивидуальная схема работы с учеником Батуевым Владимиром

класс

содержание

Итоги, достижения

6

  • Предложение заниматься в кружке КЛИО.

7

Решение исторических задач

Создание слайдовых презентаций

8

  • Выбор темы исследования в соответствии с интересом.
  • Сбор информации. Поиск информации в архиве.
  • Обобщение полученных результатов.
  • Исследование

«Встреча каторжан-декабристов с ссыльными-семейскими в с. Тарбагатай в 19 в.»  

Региональный фестиваль этнокультур с исследовательским компонентом, диплом, публикация.

«Шаг в будущее» 2 в р-не,

9

  • Продолжение исследовательской работы
  • Подготовка к олимпиаде пообществознанию.

  • Второй слет музееведов, секция «Мини-экспозиция»

  • Подготовка к ЕМЭ

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Портфолио», диплом

«…Забытая мелодия патефона..»

10

  • подготовка к олимпиаде

11

Лист достижений учащегося ________класса, члена КЛИО

Ф.И.О. учащегося:

  1. Учебные достижения:
  • средний балл:_______________
  • похвальные грамоты:_________
  • прослушал факультативные курсы: _____________
  1. Достижения в областях дополнительного образования:
  • участие в работе кружков, творческих (профильных) объединениях:
  • персональные выставки, отчеты о результатах работы, участие в презентациях клуба, кружка, творческого объединения:
  1. Творческие достижения:
  • участие в смотрах, конкурсах, викторинах:
  • участие в олимпиадах: школьных, городских, областных; стал победителем:
  • участие в ШИМ: в одной, в нескольких, всех номинаций, стал победителем:
  • участие в работе научного общества учащихся: подготовил творческую работу
  • выступил с результатами работы на школьной, районной, республиканской конференции

Примерные темы для дискуссии:

  1. Парламентские выборы и новые политические силы.
  2. Политические партии, современной России.
  3. Понятие о федерализме.
  4. Проблемы русскоязычного населения.
  5. Союз Белоруссии и России.
  6. Проблемы Чечни и Кавказский узел.
  7. Средняя Азия - потенциальная угроза или резерв.
  8. Сложный диалог "Россия и Исламский мир".
  9. Перспективы президентских выборов.
  10. Россия и Запад на рубеже веков.
  11. Проблемы треугольника "Россия - Китай - Индия".
  12. Проведение дебатов "Политические партии в условиях выборов".
  13. Терроризм: как "лечить" эту болезнь.
  14. Россия и США: "Холодная война" или взаимодействие.
  15. Бедность - не порок? (о проблемах стран "Третьего мира)
  16. Технический прогресс: погибнет ли человечество?
  17. "Засилье западных фильмов губит российский кинематоргаф",
  18. "Избирательное право не должно быть всеобщим",
  19. "Опыты над животными следует прекратить",
  20. "Смертную казнь необходимо отменить",
  21. "Технический прогресс ведет к гибели цивилизации",
  22. "Открытое общество должно иметь открытые границы",
  23. "Государство должно регулировать рождаемость",
  24. "Предмет экология должен стать основным в школе",
  25. "Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным",
  26. "В школе необходимо ввести школьную форму",
  27. "Бедность - не порок",
  28. "ООН эффективно выполняет свою миротворческую миссию",
  29. "СМИ не должны вмешиваться в личную жизнь известных людей",
  30. "Родители должны нести ответственность за преступления детей",
  31. "Служба в армии не должна быть всеобщей",
  32. "Нельзя жертвовать правами человека в интересах национальной безопасности".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Школьная общественная организация "Академия успеха"

В 2008-2009 учебном году в МОБУ СОШ № 2 Пожарского муниципального района была создана школьная общественная организация «Академия успеха», направленная на взаимодействие ученического и педагогического...

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Программа воспитания "Академия успеха" 5 класс

Программа воспитания "Академия успеха" 5 класс...

Мастер-класс на районном сборе актива старшеклассников «Академия успеха» на тему: «Мини- программа «Улыбайся! И будь успешным».

В чём секреты улыбки? Искренняя улыбка вызывает у человека подсознательное доверие к собеседнику.Познакомить учащихся что такое улыбка и что она  может .3 шага помочь себе....