Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «ИСТОРИЯ» составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по истории и методических рекомендаций Департамента образования Брянской области на 2014-2015 учебный год. Учебный курс «История» рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа за учебный год) и включает в себя краеведческий модуль «Археология».
1 | Всеобщая история | 26 часов |
2 | История России | 42 часа |
3 | Краеведческий модуль «Археология» | 34 часа |
Всеобщая история
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение.2008 и учебника Всеобщая история. История Нового времени, 1500–1800 гг.: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2010.
Авторская программа предполагает изучение курса Новой истории в объеме 30 часов. Для прохождения программы за меньшее количество часов при сохранении содержания в полном объеме внесены следующие корректировки.
Сокращено количество часов по темам:
№ | Название темы | Авторская программа | По плану |
1 | Введение | 1 | 0 |
2 | Европа и мир в начале Нового времени | 17 | 16 |
3 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 | 7 |
4 | Повторение | 1 | 0 |
Таким образом курс рассчитан на 26 часов.
Основной целью рабочей программы является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути народов Земли в указанный период о важнейших событиях и крупных деятелях истории в изучаемый исторический период. Учащимся даётся целостное представление об особенностях развития стран Европы, Азии и Америки в данный исторический период. Формирует у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Ключевую роль в рабочей программе играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов.
Исходя, из цели рабочая программа решает следующие задачи:
ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, о понятии Нового времени и его периодизации.
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории,
развитие учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа,
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников, приобщение к ценностям мировой культуры,
воспитание уважения к истории и культуре других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние всего человечества.
Для выполнения цели и задач обучения применяется наряду с фронтальной парная, групповая, индивидуальная формы учебной деятельности. Предусмотрены контрольные и повторительно-обобщающие занятия.
Измерителями учебных достижений учащихся являются:
разноуровневые задания
проверочные работы
словарные диктанты
тестовые задания, эссе, схемы, таблицы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события мировой истории и выдающихся деятелей мировой истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни
.Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
Учебник :А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2010
А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
Атласы по Новой истории.
Настенные карты по Новой истории.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
3. Презентации по курсу Новой истории.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | ЧАСТЬ I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | 16 |
2 | ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕБРАЗОВАНИЙ. | 7 |
3 | ЧАСТЬ III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ | 3 |
Итого | 26 |
Содержание программы
ЧАСТЬ I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (16 часов)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Эпоха Великих. Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7 ч)
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ЧАСТЬ 111. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы текущего контроля | § | |
ТЕМА I ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (16 часов) | |||||||
Технические открытия и выход к Моровому океану | Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалии ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. | Уметь составлять таблицу: достижения; автор и значение. Понимать причинно-следственные связи Новые изобретения и усовершенствования. Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий. Уметь составлять электронную презентацию | Беседа | §1 | |||
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. | Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт | Тест | §2 | |||
Усиление королевской власти в XVI-XII вв. | Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. | Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно- следственные связи и давать свою оценку. Знать основные положения и понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку. | Письменное задание | §3 | |||
Дух предпринимательства преобразует экономику | Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Мануфактура – капиталистическое предприятие. Рождения капитализма. | Знать основные положения урока. Делать сравнение между эпохами (современная и Нового времени) Выписка нужных материалов из текста Уметь составлять электронную презентацию | Беседа КИМЫ | §4 | |||
Новые ценности преобразуют общество Повседневная жизнь | Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». | Знать основные понятия урока: капиталист, батрак, новое дворянство. Уметь составлять тезисы по тексту учебника Составление плана по тексту и его запись | Устный опрос | §5-6 | |||
Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождения гуманизма. Особенности искусства Испании и Голландии XVII в; искусство Северного Возрождения. | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. Уметь составлять электронную презентацию Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры. | Письменное задание | §7-8 | |||
Гуманистические традиции в изобразительном искусстве | Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождения гуманизма. Особенности искусства Испании и Голландии XVII в; искусство Северного Возрождения | Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять электронную презентацию Определение причинно – следственных, межпредметных связей | Тест | §9 | |||
Рождения новой европейской науки | Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. | Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять электронную презентацию Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого | Беседа | §10 | |||
Начало Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. | Реформация – борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. | Реформация, революция, протестантизм. Выявлять различие и сходство в формах народных движений Уметь составлять электронную презентацию | Тест | §11 | |||
Распространение Реформации в Европе | Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией. | Давать оценку историческим личностям Выписка нужных материалов из текста Уметь составлять электронную презентацию | Исторический диктант | §12 | |||
Королевская власть и Реформация в Англии | Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VII – «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I – «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I | Знать основные положения урока Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | Письменное задание | §13 | |||
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Знать основные положения урока. | Уметь анализировать документы и делать выводы Составление плана по тексту и его запись Уметь составлять электронную презентацию | Устный опрос | §14 | |||
Революция в Нидерландах и рождение республики в Голландии | й Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды – «жемчужина в короне Габсбургов | Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событии | Контрольная работа | §15 | |||
Парламент против короля. Начало революции в Англии | (Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. | Уметь проводить исторические параллели Составление плана-схемы изученной темы Уметь составлять электронную презентацию | Беседа | §16 | |||
Революция в Англии. Путь к парламентской республике | Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. | Давать характеристику и оценку исторической личности Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Письменное задание | §17 | |||
Международные отношения в XVI-XVII вв. | Международные отношения. Организация европейских армии и их вооружения. Вестфальского мира. Последствие войны для европейского населения. | Знать и уметь применять алгоритм изучении войн. Составлять сложный план | Тест на соответствие | §18 | |||
ТЕМА II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7 ч) | |||||||
Век Просвещения. Художественная культура Европы | Просветители XVIII в. – наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. | Уметь составлять электронную презентацию Определение длительности последовательности событий и синхронности исторических | Устный опрос | §19-20 | |||
Промышленный переворот в Англии | Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Знать основные понятия урока: фабрика , промышленный переворот, аграрная революция. | Знать исторические формы производства и их признаки Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | беседа | §21 | |||
Английские колони в Северной Америке | Первые колони в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами.) | Уметь сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах, Англии и Америке . | Беседа | §22 | |||
Война за независимость. Создание США | Причины войны северо-американских колоний за независимость. | Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественного устройства | Тест | §23 | |||
Причины и начало Великий французской революции | Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. | Выявлять причинно – следственные связи общественной жизни накануне революционных событий. | Устный опрос | §24 | |||
От монархии к республике | Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г Отсутствие единства в лагере революции. | Продолжить составление таблицы. Уметь по карте определять ход событий Уметь составлять электронную презентацию | Письменное задание | §25 | |||
От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта | Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура.
| Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Давать характеристику и оценку личности Наполеона; высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории | Беседа | §26 | |||
ТЕМА III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч) | |||||||
Колониальный период в Латинской Америке. | Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Знать основные понятия урока: креол, метис, мулат | Уметь работать с различными источниками исторической информации Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | Тест | §27 | |||
Государства Востока в ранее Новое время | Основные черты традиционного общества: государство – верховный собственник земли | Уметь работать с различными источниками исторической информации Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | Дискуссия | §28 | |||
Государство Востока. Начало европейской колонизации | Знать основные понятия урока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм Знать основные понятия урока: сегун, могол, сипай. Уметь сравнивать исторические явления | Уметь работать с различными источниками исторической информации. Уметь составлять электронную презентацию. Уметь вести дискуссию, диалог, участие в дискуссии | Тест | §29-30 |
В календарно тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ М.: Просвещение 2010 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009год и рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории России с конца XVI века по XVIII век учащимися 7 класса.
Авторская программа предполагает изучение курса в объеме 42 часов. Программа предусматривает 2 часа на изучение истории родного края. Т.к. в данном курсе предусмотрено изучение региональной истории отдельным краеведческим модулем, то целесообразно эти 2 часа изучать историю России. В связи с этим добавлено по одному часу на повторение следующих тем:
- №4 «Россия в 1725 – 1762 гг.»
- №5 «Россия в 1762 – 1800 гг.»
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположны) точек зрения.
Учащиеся должны овладеть умениями:
В результате изучения курса учащиеся должны:
называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
учебно-методический комплект и дополнительная литература:
- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2012
- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Глава 1 | Россия на рубеже XVI – XVII веков | 5 |
Глава 2 | Россия в XVII веке | 9 |
Глава 3 | Россия при Петре I | 10 |
Глава 4 | Россия в 1725-1762 годах | 5 |
Глава 5 | Россия в 1762-1800 годах | 12 |
Итоговое повторение | 1 | |
итого | 42 |
Содержание тем учебного курса
Россия на рубеже XVI – XVII веков 5 часов.
Что изучает история России в 7 классе. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины смуты. Самозванство. Василий Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский.
Ликвидация последней смуты. Земский Собор 1613 года: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVIIв. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания Всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Россия в XVII в. 9 часов
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение»1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России в XVII в. Запорожская Сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско–польская война. Русско–шведские и русско–турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков.
Россия при Петре I. 10 часов.
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регенство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в литературе и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Россия в 1725-1762 годах. 5 часов
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия в 1762-180о годах. 12 часов
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубания и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Итоговое повторение. 1 час
Календарно - тематическое планирование
Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы текущего контроля | § | |
ГЛАВА1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII веков – 4 ЧАСА | |||||||||
Вводный урок | Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV) Сословно- представительная монархия
| Уметь составлять таблицу: достижения; автор и значение. Понимать причинно-следственные связи Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий. Уметь составлять электронную презентацию | Беседа | § | |||||
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. | Уметь составлять хронологическую таблицу Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт | Тест | §1 | |||||
Смута | Смута, интервенции Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войны, знать основных действующих лиц этого периода истории. | Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно- следственные связи и давать свою оценку. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку. | Письменное задание | §2 | |||||
Окончание смутного времени | Семибоярщина Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение | Выписка нужных материалов из текста Уметь составлять электронную презентацию | Беседа | §3 | |||||
Повторительно - обобщающий урок по главе 1 | Определять общие и особенные черты истории Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку. | тест | |||||||
ГЛАВА 2. РОССИЯ В 17 ВЕКЕ 9 ЧАСОВ | |||||||||
Новые явления в экономике | Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. | Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять электронную презентацию Определение причинно – следственных, межпредметных связей Оформлять результаты своей деятельности в воде таблицы. | Тест | §4 | |||||
Основные сословия российского общества | Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличие между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством сравнивать ее со структурой стран Европы. | Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого Учиться работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним. | Беседа | §5 | |||||
Политическое развитие страны | Первые Романовы. .Усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских Соборов и Боярской Думы. Приказная система .Местное самоуправление. | Уметь анализировать документы и делать выводы Выявлять различие и сходство в формах правления. Уметь составлять электронную презентацию | Тест | §6 | |||||
Власть и церковь. Церковный раскол | Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять при-чины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума | Давать оценку историческим личностям Выписка нужных материалов из текста Уметь составлять электронную презентацию | Исторический диктант | §7 | |||||
Народные движения | «Бунташный век», прелестные письма Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями. | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. Выявлять различие и сходство в формах народных движений Уметь составлять электронную презентацию | Письменное задание | §8 | |||||
Внешняя политика | Гетман, голытьба, реестровые казаки Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России. | Уметь анализировать документы и делать выводы Составление плана по тексту и его запись Уметь составлять электронную презентацию | Устный опрос | §9 | |||||
Образование и культура в XVII в. | Изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем. Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщение одноклассников | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. Уметь составлять электронную презентацию Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры. | беседа | §10 | |||||
Сословный быт Обычаи и нравы. | Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи. | Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять электронную презентацию Определение причинно – следственных, межпредметных связей | Беседа | §11 | |||||
Повторительно - обобщающий урок по главе 2 | Определять общие и особенные черты истории Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку | Письменное задание КИМЫ | |||||||
ГЛАВА 3. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I 10 ЧАСОВ | |||||||||
Предпосылки петровских преобразований. | Регентство, гвардия, медаль, волонтер, верфи. Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника. | Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий | Устный опрос | §12 | |||||
Россия на рубеже веков | Объяснять причины войны и ее необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях | Уметь проводить исторические параллели Составление плана-схемы изученной темы. Уметь составлять электронную презентацию | Устный опрос | §13 | |||||
Петр I. | Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство. | Давать характеристику и оценку исторической личности Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Беседа | §13 | |||||
Северная война | Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость. | Знать и уметь применять алгоритм изучении войн. Составлять сложный план | Тест | §14 | |||||
Реформы Петра I | Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм. Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением | Уметь составлять электронную презентацию Определение длительности последовательности событий и синхронности исторических | Устный опрос | §15 | |||||
Экономика России в первой четверти XVIII | Состояние экономики к началу 18 века. Экономическая политика Петра 1.Объяснять смысл: протекционизм, меркантилизм. приписные и посессионные крестьяне. | Выписка нужных материалов из текста. Уметь составлять электронную презентацию Составлять сложный план | Письменное задание | §16 | |||||
Народные движения первой четверти XVIII | Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах положения | Знать основные положения урока Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | Беседа | §17 | |||||
Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII | Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. Уметь составлять электронную презентацию Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры | Тест | §18 | |||||
Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII | Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. Уметь составлять электронную презентацию. Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры | Дискуссия | §19 | |||||
Повторительно – обобщающий урок по главе3 | Определять общие и особенные черты истории | Тест | |||||||
ГЛАВА 4. РОССИЯ 1725 – 1762 ГОДАХ 5 ЧАСОВ | |||||||||
Дворцовые перевороты | Дворцовый переворот. Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения. Работать с дополнительной литературой. | Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий | беседа | §20 | |||||
Дворцовые перевороты | Причины и сущность дворцовых переворотов.Екатерина1. Петр111.Попытка ограничения власти Верховным Тайным Советом. | Уметь проводить исторические параллели Составление плана-схемы изученной темы Уметь составлять электронную презентацию | Дискуссия | §21 | |||||
Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен усиление крепостничества Особенности внутренней политики российских императоров после Петра развивают умение работать с текстом учебника. | Давать характеристику и оценку исторической личности Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Устный опрос | §22 | |||||
| Внешняя политика России в середине XVIII в. | Восточный барьер, гаубица, Семилетняя война – кузница русского военного мастерства Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. | Знать и уметь применять алгоритм изучении войн. Составлять сложный план .Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы | Беседа | §23 | ||||
Повторительно – обобщающий урок по главе 4 | Определять общие и особенные черты истории Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку. | Тест | |||||||
ГЛАВА 5 . РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ 12 ЧАСОВ | |||||||||
Внутренняя политика Екатерины II | Просвещенный абсолютизм «Золотой век» русского дворянства, либерализмАнализ политики Екатерины (выделение целей, подведения итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом | Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Давать характеристику и оценку личности ; высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории | Устный опрос | §24 | |||||
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева | Крестьянская война, уложенная комиссия.Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания | Выявлять главные отличия между началами общественного устройства Выявлять причинно – следственные связи общественной жизни накануне революционных событий. | тест | §25 | |||||
32-33 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк. Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. | Знать исторические формы производства и их признаки Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог Совершенствовать умение читать карту | Беседа | §26 | ||||
34 | Внешняя политика Екатерины II | Протекторат, повод и причина войны Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты | Продолжить составление таблицы. Уметь по карте определять ход событий .Уметь составлять электронную презентацию | Письменное задание | §27 | ||||
35 | Внешняя политика Екатерины II | Протекторат, повод и причина войны Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты | Уметь работать с различными источниками исторической информации Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | Тест на соответствие | §28 | ||||
36 | Россия при Павле I | Эскадра Показывать противоречивый характер поли - тики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой | Уметь работать с различными источниками исторической информации Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | Устный опрос | §29 | ||||
37 | Наука и образование | Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. Уметь составлять электронную презентацию. Составлять сравнительную таблицу достижений культуры | Тест | §30 | ||||
38 | Русская культура второй половине XVIII в. | Ода, барокко, классицизм, классическая архитектура Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. Уметь составлять электронную презентацию. Составлять сравнительную таблицу достижений культуры | Беседа | §31 §32 | ||||
39 | Быт и обычаи | Самосознание, нация, патриотизм Описывать образ жизни различных слоев общества Определять общие и особенные черты истории . Развивать умение слушать и делать записи в ходе лекции. | Знать исторические формы производства и их признаки Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог Совершенствовать умение читать карту | Тест на соответствие | §33 | ||||
40-41 | Повторительно – обобщающий урок по главе 5 | Определять общие и особенные черты истории .Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку. | Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты. | Тест на соответствие | |||||
42 | Повторительно – обобщающий урок по курсу истории России | Определять общие и особенные черты истории. Обобщать знания по истории | Уметь составлять электронную презентацию. Составлять сравнительную таблицу достижений культуры | Тест КИМЫ |
В календарно тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.
Краеведческий модуль «Археология»
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по курсу «Археология» составлена на основе регионального компонента под общим названием «Брянский край».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:
- Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
- Региональную специфику социальной жизни общества
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Важным является формирование проектно- ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.
С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего( полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента :
- Краеведческий подход- выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
- Содержательно-деятельностный подход- включение учащихся в активную творческую проектно- исследовательскую деятельность;
- Личностно-ориентированный подход- создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
- Практико-ориентированный подход с учётом условий местности;
- Интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
Курс рассчитан на 34 часа
К данному курсу рекомендуется учебные пособия:
«Археология Брянского края», 2013 год издания, подготовленная Г.П.Поляковым, А.А.Чубур, «Издательство Курсив»; «Брянские археологи- школьникам об археологии»,авторы Г.П.Поляков, А.А.Чубур, Издательство «Курсив»2012;
На занятиях курса учащиеся должны не только усвоить основы, элементы демократической, политической и правовой культуры и правосознания личности:
- Получить дальнейшее развитие нравственных качеств, заложенных в начальной школе;
- Продолжить процесс формирования элементарных правовых знаний(право, права, ответственность)
- Закладываются представления о статусе гражданина, о государстве и обществе;
- Знания полученные, при изучении этого курса способствуют становлению общественно-активной личности , обладающей гражданскими качествами.
Учебно- тематический план:
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение. | 1 час |
2. | Археологи Брянского края | 10 часов |
3. | Природа Брянского края в древности и в средневековье и её влияние на жизнь людей | 3 часа |
4. | Каменный век | 4 часа |
5. | Бронзовый век | 2 часа |
6. | Железный век. | 3 часа |
7. | Древнерусская эпоха (X-XIIIв.в.) | 9 часов |
8. | Заключение | 2часа |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование уроков учебного модуля «Археология»
№ урока | Тема урока | Количество часов | Материалы учебника | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | До науки | 1 | Стр.4-6 | ||
2. | Первые шаги | 1 | Стр.6-8 | ||
3. | «Золотое десятилетие» краеведческой археологии | 1 | Стр.9-11 | ||
4. | В годы «Великого перелома» | 1 | Стр.12-13 | ||
5. | «Предприятие Десна» профессора Воеводского | 1 | Стр.14 | ||
6. | Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович | 1 | Стр.17 | ||
7. | Трубчевский самородок: Всеволод Протасьевич Левенок. | 1 | Стр.20 | ||
8. | От мамонтов до Дебрянска: Фёдор Михайлович Заверняев. | 1 | Стр.22 | ||
9. | Хранитель седой старины: Василий Андреевич Падин. | 1 | Стр.25 | ||
10. | Вместо послесловия, или Археология, устремлённая в будущее | 1 | Стр.27 | ||
11. | Природа ледникового периода. | 1 | П.1 | ||
12. | Эпоха Потопа | 1 | П.2,презентации | ||
13. | Природная среда послеледниковой эпохи. | 1 | П.3,презентации | ||
14. | Ранний палеолит | 1 | П.1 | ||
15. | Поздний палеолит. | 1 | П.2 | ||
16. | Финальный палеолит и мезолит: Охотники на северного оленя. | 1 | Текст учебника (п.3), доп.литература | ||
17. | Неолит. Лесные охотники и рыболовы. | 1 | П.4 | ||
18. | Культуры шнуровой керамики и боевых топоров. | 1 | П.1 | ||
19. | Восточные соседи | 1 | П.2 | ||
20. | Ранний железный век. Строители городищ. | 1 | П.1 | ||
21. | Праславяне, древние славяне и их соседи. | 2 | П.2 | ||
22. | Неукреплённые поселения | 1 | П.1 | ||
23. | Укреплённые поселения | 1 | Текст учебник(п.2), доп.литература | ||
24. | Города. | 1 | П.3 | ||
25. | Жилища и хозяйственные сооружения. | 1 | Работа в группах,п.4 | ||
26. | Погребальные памятники и обряды. | 2 | Текст учебника (п.5), доп.литература | ||
27. | Ремёсла и некоторые производящие промыслы. | 2 | П.6 | ||
28. | Предметы вооружения и снаряжения всадника и коня. | 1 | Презентации,п.7 | ||
29. | Заключение. | 1 | Творческая работа | ||
30. | Итоговый урок по курсу «Археология» | 1. |
В календарно тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...