Использование метода сценария в преподавании истории.
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Данная разработка посвящена одной из методик преподавания общественных дисциплин, которые принято называть активными методиками. Метод интересный и эффективный. Думаю, поможет разнообразить уроки ищущим учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_stsenariya.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода сценария в преподавании истории.
В современной отечественной педагогике широко используется метод «мастерской будущего» и дал неплохой эффект. Данный метод также относится к активным методам обучения. Но в отличие от мастерской будущего, в которой разрабатывается «желательное будущее» сценарии оказывают помощь при проектировании вероятного или возможного будущего. Этот метод представляет интерес для учителей общественных дисциплин, так как:
- позволяет вырабатывать у учащихся аналитическое мышление;
- развивает логическое мышление;
- развивает проблемное сознание;
- развивает социальную компетентность;
Как считал Сенека, «важнее знать, как вещи развиваются, чем то, откуда они произошли». Благодаря технике сценария у учащихся развивается чутье в вопросах, касающихся будущего, а также в сфере системных и причинных связей, в вопросах взаимозависимости предпосылок и последствий. Эти взаимосвязи приводят к необходимости мышления альтернативами.
Методика работы со сценарием состоит из трех шагов:
- На фазе анализа описывается исходная ситуация и разрабатывается системная зависимость, т.е. вырабатываются факторы, оказывающие влияние на определенную проблему.
- На фазе прогноза разрабатываются предположения относительно будущего развития факторов воздействия, а также учитываются возможные неожиданные события и проверяется их влияние на прогнозы.
- На фазе синтеза происходит разработка альтернативных сценариев: это происходит путем целесообразной комбинации тенденций развития различных факторов воздействия.
Для «разогрева» класса можно разработать положительный и отрицательный экстремальный сценарий и на этой основе прийти к пониманию настоящего хода событий.
Механизм работы данной методики можно продемонстрировать на примере урока по теме «Начало царствования Александра III».
Цель урока – показать изменения государственной политики в связи со сменой власти, рассмотреть варианты развития страны в случае продолжения либеральных реформ.
Метод – сценарий (исходная ситуация – убийство Александра II, историческое развитие – реакция на это убийство Александра III).
Класс делится на группы по 5-6 человек.
- Исходная ситуация.
Повторение изученного материала – либеральные реформы Александра II и их значение.
- Фаза прогноза.
Рассказ учителя о личности Александра III, его воспитании и отношении к отцу (… после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II на престол вступил его сын Александр III…)
Показ слайдов с портретами императора, определение личных качеств по портретному изображению.
Прогнозы:
А) гибель отца от рук революционеров заставит императора свернуть реформы и начать террор, и последствиями могут быть…
Б) Уважение к отцу, знание истории своей страны, хорошее образование и политическая дальновидность императора побудят его воздержаться от мести и продолжить направлять развитие страны по пути реформ, и последствиями могут быть…
- Фаза синтеза.
Для выработки сценария группы получают информацию о различных проявлениях общественно-политической жизни России во второй половине XIX века (факторы воздействия):
- документы о развитии земского движения
- документы о положении крестьян
- документы о положении рабочих
- документы о внешнеполитическом положении России.
(можно использовать материалы учебника и хрестоматии по истории России)
Группы вырабатывают возможные варианты развития страны при Александре III, используя критический подход к предложенным (крайним) вариантам развития и раздаточный материал с документами.
Такая работа активизирует учащихся в изучении политики Александра III, чтобы сравнить его действия с их прогнозами. Таким образом, метод сценария органически переплетается с кейс-методом, изложенным в статье «Использование активных методик в преподавании общественных дисциплин» (см. на сайте).
Второй вариант использования сценарного метода на уроках истории.
Один из сценарных методов – сведение альтернатив. Использование этого метода на уроках позволяет учащимся вырабатывать навыки аргументировано отстаивать свою точку зрения или находить положительные и отрицательные стороны явления. Участники дискуссии могут своими аргументами друг друга нейтрализовывать, усиливать или ослаблять. В результате их объединения должны возникнуть согласованные предположения и выводы. Это тот случай, когда «в споре рождается истина».
Примером использования метода может быть обсуждение того или иного тезиса или цитаты мыслителя об общественном устройстве. Одной группе дается задание найти и представить аргументы в пользу данного высказывания, а другой группе – опровергнуть его. В конце обсуждения вырабатывается общее суждение относительно данной ситуации.
Вопросы для дискуссии:
- Возникновение частной собственности – это первое нарушение и попрание «естественных прав» человека, имевшее самые гибельные для него последствия. (Руссо)
- Насилие, которым держится деспотизм, может быть ликвидировано только при помощи насилия. Революции имеют благодетельное значение. (Руссо)
- Основная причина зла в христианской религии. (Мелье)
- Яблоко раздора в обществе – собственность. Революция – это борьба неимущих с имущими. (Сен-Симон)
- Частная собственность служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, причиной войн. (Оуэн)
- Путь к новому обществу лежит через стихийный бунт неорганизованных угнетенных масс. (Вейтлинг)
- Капитализм одинаково тяжел для всех классов общества. Основное зло этого общества – конкуренция, которая одинаково пагубна для всех. (Луи Блан)
- Революция – единственное средство социального переустройства общества.
- В марксизме не анализируются проблемы личности человека, а идея коммунизма противоречит природе человека.
- Человек несовершенен, и поэтому совершенный общественный порядок невозможен.
Представленные примеры могут быть использованы также на уроках обществознания при изучении тем, касающихся общественного развития. Данная методика, при неоднократном ее использовании, поможет учащимся развивать навыки вести дебаты на разные темы (подбирать аргументы, формулировать свои мысли и идеи, наконец, развивать грамотную речь), будет способствовать развитию интереса к изучению предмета, что и является главной целью учителя.
Бричикова Л.В., учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназии № 49 г. Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики
Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...
Использование метода проектов в преподавании физики
Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....
" Использование метода проектов в преподавании физики"
В презентации рассказано о способах, методах работы учащихся над исследовательскими проектами. Показаны способы обработки результатов исследования, используя компьютерные технологии....
Использование метода проектов в преподавании математики
В презентации представлены цели проектного обучения, основные требования к учебному проекту, выбор технологии, вида и типа проекта....
Использование метода проектов в преподавании технологии для девочек как способ повышения качества образования
Предлагаемая статья является основой для выступления перед коллегами на методическом объединении и содержит краткое описание метода проектов, который широко используется мною в учебной практике...
Использование метода проектов при преподавании истории.
В данной работе собран теоретический материал о методе проектов. В практической части продемонстрирован опыт исследовательской работы....
Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания
В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и при...