ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
план-конспект по истории на тему
Данная разработка может быть использована как для проведения уроков истории в 9, 11 классах, так и для проведения внеклассных мероприятий. Уроки мужества представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.
Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материла, артефактов, просмотром художественных и документальных фильмов. При комплексном использовании исторического иллюстративного материала разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом может не артикулироваться. Урок имеет дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.
Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым, реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя, сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя.
Поэтому целью уроков мужества ставится формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, ее ценностям, истории, культуре и традициям, вовлеченных в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьей, обществом и государством, занимающих активную гражданскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynyy_urok.ppt | 1.59 МБ |
tema.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеризовать значимость Сталинградского сражения как коренной перелом во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге. Цель Задачи Развивать навыки работы с документами и дополнительной литературой. Развить умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться и отстаивать собственную позицию. На примере событий Сталинградского сражения показать мужество стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.
С т а л и н г р а д с к а я б и т в а 17 июля 1942 год -2 февраля 1943 год
Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника. Можем ли мы с этим согласиться?
Причины победы Значимость победы Память
военное искусство и талант советских военачальников; мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла; воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.
Соотношение сил сторон к началу контрнаступления. Советские войска Войска противника Соотношение Силы и средства Люди1 1015300 13535 979 Орудия 2 Танки 3 1011500 10290 675 1. 1:1 2. 1,3:1 3. 1,4:1
Итоги и значение Сталинградская победа оказала влияние на укрепление антифашистской коалиции и усилению в ней роли СССР Коренной перелом в ходе войны Немцы утратили боевой наступательный дух
А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам? Ведь некоторые сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.
Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого. Да, вот они, русские характеры: кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота. Лев Толстой
Источники 1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.,1971. 2.История Великой Отечественной войны Советского союза 1941-1945. т. II . М., 1961. 3.Самсонов А.М. Вторая мировая война. М., 1985. 4.Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Т4. 5.Хрестоматия по истории России XX в.Пособие для учащихся 9 Кл / Сост.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 1999. 6.Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/nastuplenie.htm 7.Сталинградская битва. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E0%EB%E8%ED%E3%F0%E0%E4%F1%EA%E0%FF_%E1%E8%F2%E2%E0 8. Российский государственный архив http://www.fgurgia.ru/start.do;jsessionid=33109BB7B2709778570E86509CB99630
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА
В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
Урок педагогического сотрудничества
учителя истории МБОУ СОШ № 23 Кущёвского района Можной Т.А.
Цели урока:
Обучающие: охарактеризовать значимость Сталинградского сражения, как коренного перелома в второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.
Развивающие: развивать навыки работы с документами, дополнительной литературой; умения отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал; умение общаться, отстаивать собственную позицию.
Воспитательные: на примере событий Сталинградской битвы показать мужество и стойкость советской армии, тружеников тыла.
Оборудование урока: карта второй мировой войны, мультимедийный проектор, книжная выставка на тему: «Подвиг Сталинграда»; фильм «Великая война» 7 серия «Сталинград». Раздаточный материал: документы архивов музея-панорамы «Сталинградская битва», дидактический материал для урока
Ход урока.
Учитель: Великая Отечественная война ... Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
В ходе изучения основных сражений Великой Отечественной войны мы особое внимание уделили Сталинградской битве. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, и ее результаты.
Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника, (показывается на карте). Можем ли мы с этим согласиться?
Предполагаемые ответы учащихся: «Да» и «Нет».
Учитель: Даже в классе у нас различные мнения. Поэтому нам необходимо определиться по теме нашего сегодняшнего разговора. Так о чем мы сегодня поговорим? Что вы предлагаете обсудить.
Предполагаемые ответы учащихся.
В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память.
Учитель: Ну, хорошо, я поняла, мы должны будем найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов. (Открывает тему урока).
Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы. Анализировать документы вы будете по группам, которые уже сформировались. Работа будет осуществляться по известным вам памяткам и критериям, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Вот вам экспертный лист. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении и если нужно задавать им вопросы.
Предлагаю вам для анализа следующие документы:
- группа: высказывания историков Англии и США, фрагмент передачи радио Берлина от 15 сентября 1942 года.
- группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом.
- группа: таблицы, характеризующие состав сил на советско- германском фронте в период контрнаступления под Сталинградом и в период сражений англо-американских войск под Эль-Аламейном и на Сицилии.
Идет работа с документами - 2 минуты.
Ответы учащихся. От каждой группы выступает по одному ученику.
1 группа: предлагаемые источники позволяют сделать вывод, что западные историки приравнивают значимость Сталинградской битвы к действиям союзников в Северной Африке и Италии, хотя фашистская пропаганда еще до краха гитлеровцев на Волге заявляет о значимости Сталинграда для хода войны в целом.
Учитель: У экспертов есть уточняющие вопросы к группе?
2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон в Северной Африке и на Тихом океане не идут ни в какое сравнение с потерями в битве на Волге (хотя гибель каждого человека это трагедия). Это говорит о большой кровопролитности, о жестоких боях, об огромном напряжении битвы под Сталинградом.
- группа: анализ таблицы, рассказывающей о соотношении сил, позволяет сказать, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава, боевой техники в несколько раз больше, чем в сражениях под Эль-Аламейном и на Сицилии.
Учитель: Все молодцы! А теперь вы (обращается к группе экспертов) попробуйте подвести итог анализа документов.
Группа экспертов: Работа групп с документами, их выводы, говорит о том, что Сталинградская битва по своим масштабам, по задействованному количеству войск, боевой технике, кровопролитно- сти превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.
Учитель: Итак, грандиозность, масштабность Сталинградской битвы не вызывают сомнения. Помните, что вначале урока мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение по данному вопросу, (показывает причины на доске). Вот теперь пригодится ваша работа с документами из архивов музеев города и семейных архивов. Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков на основании тех материалов, которые вы нашли. Давайте начнем с официальных документов. Краткий вывод запишите и вывесите на доску.
А вы, ребята, (обращается к экспертам) продолжайте анализировать работу групп по тем же критериям и оцениваете их во второй графе на экспертных листах.
Работа с документами.
Учитель: Итак, какая группа готова?
Ответы учащихся (пока один отвечает, другой вывешивает ответы на доске).
- группа.
В качестве аргумента использует военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества (используются видеофильмы из д/ф «Великая Отечественная война»).
3 группа.
В качестве важнейшей причины учащиеся выделяют работу жителей города в помочь армии (рабочее ополчение, деятельность заводов Сталинграда, госпиталей, городского комитета обороны и др.).
Материал основан на документах.
- группа.
Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат. При ответе учащиеся используют материал архивов музеев города Волгограда, семейных архивов, слайды. (Говорит о наградном листе.)
Группа экспертов: рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа, воли (используют пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий).
Мы тоже работали в архивах, и нашли памятку советского и немецкого солдат.
Вывешивают на доску.
Учитель: Итак, мы в первой части урока определили значимость Сталинградской битвы, поговорили о причинах победы советского народа и работников тыла на основе анализа официальных документов.
А может быть вы, в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблемам нашего урока?
Учитель: А теперь слово экспертам. Вы можете сделать вывод по выступлениям ребят.
Эксперты делают вывод: Причины поражения фашистских войск под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель - принизить значение Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа. Мы считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:
- военное искусство и талант советских военачальников;
- мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;
- воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.
Учитель: Спасибо вам! Но хотелось бы услышать от вас итоги
работы групп.
Эксперты: Мы считаем, что все поработали добросовестно и заслуживают положительной оценки.
Учитель: Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотела бы услышать от вас, что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и подготовки.
Ученики: Посещая архивы, мы увидели много документов, узнали много исторических фактов и поняли, как важна работа историков и исследователей.
Учитель: А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам? Ведь некоторые сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.
Ответ учащихся. Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.
Учитель: Предлагаю минуту молчания.
Идет минута молчания и фрагменты из видеофильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ МИТИНГА, ПОСВЯЩЁННОГО 70 ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА ВОВ И ПРИЁМУ КОПИИ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «ЧАСОВОЙ У ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ В КАНАШСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»
Сценарий приурочен к торжеству в рамках Недели памяти, посвященной 70 - летию Победы в ВОВ. (05.05. - 09.05. 2015 года)...
Сценарий историко-литературной композиции "Победе советского народа в Сталинградской битве и Освобождению станицы Староминской от немецко- фашистских захватчиков посвящается"
Цель : воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, на героическом прошлом своего народа.1.Я тревожный мысленный взглядУстремляю на СталинградХочет враг занять берегаНашей сл...
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
Сценарий урока мужества, посвящённый победе советского народа в Сталинградской битве " Сталинград - пролог победы"
Сценарий урока мужества посвящён празднованию очередной годовщины победы советских войск под Сталинградом. Предназначен для учащихся средних и старших классов. Заставляет задуматься о проблеме примире...
Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.
В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...
Пояснительная записка. Проект "ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной ВД «Мастерица» МОУ СОШ п. Мирный Дергачевский район.
Пояснительная записка. Проект "ОРУЖИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной ВД «Мастерица» МОУ СОШ п. Мирный Дер...
Сценарий линейки, посвященной Победе советских войск в Сталинградской битве
В целях воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну размещен сценарий проведения торжественной линейки, посвященной 80-летию разгрома советскими вой...