Урок истории в 6 классе "Столетняя война" с использованием кейс-технологии
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Сагала Ирина Анатольевна

Урок изучения нового материала с целью формирования у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне с использованием кейс - технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stoletnyaya_voyna.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Столетняя война  (1337 – 1453)».

Дата проведения: 23.11.11. 

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием презентации Microsoft Power Point.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна  Д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
  • Показать решающую силу народа Франции в освободительной войне против захватчиков.
  • Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы учащихся (память, внимание, восприятие, речь).
  • Продолжить формирование умения работы с текстом и его анализом.
  • Умение применять логические операции (систематизация обобщение) на уроках истории

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию чувства гражданственности на примере борьбы французского народа
  • Формирование коммуникативных компетентностей, умений работать коллективно

Оборудование:

 - Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»;

 - Ноутбук, проектор, проекционный экран;

 - Презентация к уроку;

 - Учебник «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М.: Просвещение», 2006.

 - Раздаточный материал.

Основные этапы урока:

  1. Орг.момент. эмоциональный настрой
  2. Актуализация знаний
  3. Повторение знаний, полученных на прошлых уроках (работа в группах)
  4. Изучение нового материала. Рассказ учителя. Работа в тетрадях и с исторической картой.
  5. Валеопауза
  6. Работа в группах (личность Жанны Д’арк)
  7. Закрепление материала (игра «Да-нетка»)
  8. Итоги урока
  9. Домашнее задание
  10. Рефлексия

План – конспект урока

  1. Организационный момент    8.50.-8.51

Здравствуйте ребята, рада вас всех сегодня видеть, проверьте свои рабочие места. Хорошо, все готовы. Присаживайтесь, начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний.  8.52-8.53

Итак, история стран Западной и Центральной Европы произошли изменения: ремесло отделилось от сельского хозяйства, растет число городов, происходит усиление и централизация королевской власти, государства стремятся к объединению.

Вопрос: Изучению каких государств было посвящено наше последнее занятие?

Ответ: Англия и Франция.

  1. Повторение знаний прошлого урока. 8.53-8.58

Перед тем, как говорить о том, как развиваются  отношения между Англией и Францией, давайте повторим, а что происходит внутри этих государств.

Работа в группах, использование приложения 1.  Ответ одного человека от группы.

Англия и Франция. (XI – XV вв.)

«Да» или «Нет»

1

Перепись всех земель и населения Англии была проведена по приказу короля Вильгельма I.

Да

2

Судебную и военную реформы в Англии провел Генрих II.

Да

3

Великая Хартия вольностей, подписанная королем Иоанном Безземельным, не защитила горожан и рыцарей от притеснений знати.

Нет

4

В состав парламента входили только светские феодалы и духовенство.

Нет

5

Каждый человек в Англии, свободный и зависимый, получал право обратиться в суд.

Нет

6

Английский парламент принимал участие в издании законов.

Да

7

Генеральные штаты во Франции имели такое же влияние на государственные дела, как и парламент в Англии.

Нет

8

Права сословий в Англии были самыми широкими в Западной Европе.

Да

9

Король Людовик IX получил прозвище «король-фальшивомонетчик» из-за замены в монете части серебра дешевыми металлами.

Нет

10

Крупные  землевладельцы были опорой объединения Франции и других европейских стран.

Нет

  1. Изучение нового материала

Итак, мы выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связана между собой. А вы удивитесь, если я скажу, что в 1337 году между этими странами начинается война.

Почему?

Сегодня наш урок будет посвящен войне между Англией и Францией, которая длилась без малого 100 лет. Открываем тетради, записываем тему урока: «Столетняя война» 

Столетняя война продолжалась с  1337 году до 1453 г. Практически 116 лет!    

Мы должны будем рассмотреть  причины, основные события и итоги Столетней войны.

  1. Причины и повод к войне.    8.59-9.06

Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.    

Повод- случай, обстоятельство, которое дает непосредственный  толчок началу события.

Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.

Задание: а сейчас работаем в группах, самостоятельно в учебнике на стр. 161, п.1 найти причину и повод Столетней войны. Выписать в тетрадь.

Причины войны: (Слайд 8)

 -  Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.

 -  Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии. (см. карту, стр. 164)

 - Война – способ обогащения для феодалов.

Повод к войне:

        Претензии короля Англии  на корону Франции.    (Слайд 9)

Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

  1. Армии двух стран. 9.06-9.07

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.

Задание по группам:  Давайте посмотри на иллюстрации в учебнике стр.161-163, там показаны лучник, арбалетчик и пехотинец времен Столетней войны.

Группа 1 - – Что вы можете сказать об оружии лучника, его доспехах

Группа 2                                                    арбалетчика, его доспехах

Группа 3                                                     пехотинца, его доспехах

Задания 2-м группам: 9.06-9.08

Используя информацию из учебника и исторического источника, ответить на вопрос: Какая из армии была боеспособнее и почему?

(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы). Ответы представителей групп. (Слайды  )

Вывод: Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

  1. Основные события и этапы войны.   9.09- 9.19, 9.20.-9.25.

Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.

Задание: по ходу рассказа учителя записать в таблицу (на отдельном листе у каждого) основные события Столетней войны. Конец каждого этапа подчеркнуть красной линией в таблице.

Дата

Событие

Итог

Столетнюю войну можно разделить на 4 этапа.

1 этап. 1337 – 1360гг.                  

Война началась с морских набегов французов и англичан.

 ( Слайд )   Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. И в 1340 году произошло морское сражение при Слейсе у берегов Фландрии. Англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по- французски, ибо съела уже много французов».

Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане захватили ее и начали наступление на Париж. ( Слайд   ) . Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси в 1346 г.

А сейчас на карте я покажу вам город, который вошел в историю  - город Кале. (Слайд   )

Рассказ о подвиге жителей Кале. (скульптура «Граждане Кале»)

Вопрос : В чем подвиг граждан  Кале? Ответы детей

      Почти все население Англии одобряло войну, ведь она приносила богатую добычу. Победа казалась близкой. Но в 1348 г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы «Черной смерти». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжились.

       Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард 3 поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем».   (Слайд   ).

       Из подвластной ему Аквитании, он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северную область Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн 2 Добрый.   (Слайд   )

Сообщение учащегося «Битва при Пуатье»

       В 1360 году было заключено перемирие между Англией и Францией.

Физкультминутка.

                                 

Слоганы                                                                Упражнения

1, 2 – Столетняя война

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и рывки руками

3, 4 – а кто же победили?

Правая рука вверх, левая вниз и рывки руками.

5, 6 – узнаем все, как есть…

Руки на пояс и наклоны с стороны.

7, 8 – урок продолжить просим!

Правое плечо вверх - вниз;

Левое плечо вверх – вниз.

Правое и левое плечо вверх – вниз.

1, 2, 3, 4, 5 – работать можно

нам опять!

Приседания

2 этап. 1369 – 1396гг.  Сменивший Иоанна2 его сын Карл 5 оказался незаурядным правителем. (Слайд 17)  Он восстановил армию, и в 1369 году военные действия возобновились. Французы стали применять новую тактику, которую предложил полководец Бертран Дюгеклен: избегая больших сражений, французы изматывали англичан неожиданными нападениями.

      И к 1380 году французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 году было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны.

       Но положение во Франции осложнялось междуусобной войной за власть и влияние на больного, слабоумного короля Карла 6 между феодальными группировками, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский.   (Слайд 18)   Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно!

3 этап. 1415 – 1424.   В 1415 году боевые действия возобновились.  (Слайд 19)    У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. Король Франции попал ему в руки и от его имени герцог управлял страной. Вскоре больной король умер. По мирному договору 1420 года     (Слайд   20)  королем Франции был объявлен английский король Генрих (младенец). Французское войско утратило веру в победу. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

Сто лет побед не видела Франция
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара от гари черна.
Сто лет народ наш - и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,
Лилию мнет геральдический лев.

    Сын Карла 6 бежал из Парижа и продолжил войну. Вокруг него сплотились ВСЕ патриоты Франции. Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех.  Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам, как к иноземным захватчикам. Народ сохранил мужество и волю к победе. Во Франции разгорается партизанская война.

Задание: Что такое партизанская война?  (ответы детей).

      Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если вначале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг.    В 1428 году англичане осадили Орлеан.  (Слайд 21)  Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло! ( Слайд 22)

     

Перед вами лежат кейсы это набор текстов, который нам поможет определить качества человека, повлиявшего на ход столетней войны.

Итак, сейчас работаем в группах.

Ответьте на вопросы:

  1. Что вы можете сказать о его происхождении?
  2. Ее роль в победе Франции?
  3. Какими качествами обладал этот человек?
  4. Кто может быть этим человеком!!!

Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

4. Жанна Д, Арк – народная героиня французского народа.

И именно Жанна уговорила Карла на коронацию в г. Реймсе, воодушевила войско французское, укрепила волю к борьбе народа, с Жанной была снята осада г. Орлеана в 1429г…….

Но никому не выгодно было присуждать победу в войне одному человеку, это вызывало зависть у знатных феодалов, и в битве у крепости Компаньен была устроена засада, гда Жанна была поймана и попала в плен к англичанам. Судом инквизиции обвинена в колдовстве и сожжена, и только спустя четверть века все обвинения были сняты.

 

  Чтобы еще раз показать эту удивительную девушку, предлагаю вашему вниманию небольшой фильм о Жанне Д, Арк. (1,5 мин) в сопровождении стихотворения о Жанне Д, Арк.

Задание: Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны Д, Арк современники считают чудом: французы приписывают победы вмешательству Бога, англичане – вмешательству дьявола. Как вы считаете,  в чем настоящий смысл этого чуда? (ответы детей)

5.Завершение и итоги войны.  Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла 7. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Итоги войны:

А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,  

б) создание сильного национального государства      

в) усиление королевской власти во Франции  

 Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

Важно также помнить, что война – это не только причины  и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.

Задание: Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны?  (ответы детей)

V. Закрепление материала.   9.28.-9.32

   Итак,  Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

      Игра «Да- нетка» (Слайд 24)

  1. Поводом к Столетней войне стало стремление        Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Английская армия была лучше готова к ведению войны.
  3. Эдуардом «Черным принцем» называли английского короля.
  4. При полководце Бертране Дюгеклене  французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
  5. Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
  6. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  7. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  8. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  9. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  10. Подумайте, сначала про себя, затем и  можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

VI. Выставление оценок за урок 9.34-9.35

VII. Домашнее задание: параграф 19, творческое задание – мальчикам (нарисовать воинов времен Столетней войны), девочкам -  составить кроссворд по теме.

VIII. Рефлексия.

Время быстро пролетело,  подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Всем спасибо за активную работу! До свидания!

Приложение 1 (повторение)

Группа 1.

  1. Какие реформы в управлении государством были проведены при Генрихе II? В чем состоит значение этих реформ?
  2. Англия и Франция. (XI – XV вв.). Поставьте в графе «Да» или «Нет» правильный ответ.

«Да» или «Нет»

1

Перепись всех земель и населения Англии была проведена по приказу короля Вильгельма I.

2

Судебную и военную реформы в Англии провел Генрих II.

3

Великая Хартия вольностей, подписанная королем Иоанном Безземельным, не защитила горожан и рыцарей от притеснений знати.

4

В состав парламента входили только светские феодалы и духовенство.

5

Каждый человек в Англии, свободный и зависимый, получал право обратиться в суд.

6

Английский парламент принимал участие в издании законов.

7

Генеральные штаты во Франции имели такое же влияние на государственные дела, как и парламент в Англии.

8

Права сословий в Англии были самыми широкими в Западной Европе.

9

Король Людовик IX получил прозвище «король-фальшивомонетчик» из-за замены в монете части серебра дешевыми металлами.

10

Крупные  землевладельцы были опорой объединения Франции и других европейских стран.

Группа 2.

  1. Назовите отличия Генеральных штатов во Франции от Парламента в Англии.
  2. Англия и Франция. (XI – XV вв.). Поставьте в графе «Да» или «Нет» правильный ответ.

«Да» или «Нет»

1

Перепись всех земель и населения Англии была проведена по приказу короля Вильгельма I.

2

Судебную и военную реформы в Англии провел Генрих II.

3

Великая Хартия вольностей, подписанная королем Иоанном Безземельным, не защитила горожан и рыцарей от притеснений знати.

4

В состав парламента входили только светские феодалы и духовенство.

5

Каждый человек в Англии, свободный и зависимый, получал право обратиться в суд.

6

Английский парламент принимал участие в издании законов.

7

Генеральные штаты во Франции имели такое же влияние на государственные дела, как и парламент в Англии.

8

Права сословий в Англии были самыми широкими в Западной Европе.

9

Король Людовик IX получил прозвище «король-фальшивомонетчик» из-за замены в монете части серебра дешевыми металлами.

10

Крупные  землевладельцы были опорой объединения Франции и других европейских стран.

Группа 3.

  1. Какие  права англичан провозглашались в Великой Хартии вольностей?
  2. Англия и Франция. (XI – XV вв.). Поставьте в графе «Да» или «Нет» правильный ответ.

«Да» или «Нет»

1

Перепись всех земель и населения Англии была проведена по приказу короля Вильгельма I.

2

Судебную и военную реформы в Англии провел Генрих II.

3

Великая Хартия вольностей, подписанная королем Иоанном Безземельным, не защитила горожан и рыцарей от притеснений знати.

4

В состав парламента входили только светские феодалы и духовенство.

5

Каждый человек в Англии, свободный и зависимый, получал право обратиться в суд.

6

Английский парламент принимал участие в издании законов.

7

Генеральные штаты во Франции имели такое же влияние на государственные дела, как и парламент в Англии.

8

Права сословий в Англии были самыми широкими в Западной Европе.

9

Король Людовик IX получил прозвище «король-фальшивомонетчик» из-за замены в монете части серебра дешевыми металлами.

10

Крупные  землевладельцы были опорой объединения Франции и других европейских стран.

Приложение 2. Работа с кейсами.

Кейс 1.

… Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны 1337-1453 возглавил борьбу французского народа против английских захватчиков, в 1429 освободил Орлеан от осады…

Кейс 2.

… Детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии…

Кейс 3.

Этот человек убедил Карла идти на коронацию в город Реймс, путь проходил через захваченный Орлеан. Народ утверждал, что именно этот человек спасет Францию. …В схватках с врагами проявлял смелость и находчивость… по словам участников боев, люди сражались так, как будто они бессмертны…Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимал участие и он, 8 мая 1429 осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе.

Кейс 4.

Этого человека перевезли в Руан, и 9 января 1431 он предстал перед судом инквизиции, обвинили в колдовстве и ереси… защищался он с редким мужеством и находчивостью, но было предложено отречься от веры в «голоса». Под страхом смерти он согласился на отречение и 28 мая был приговорен к пожизненному заключению…. Два дня спустя  заживо сожгли на рыночной площади Руана.

Приложение 3.

Основные этапы и события Столетней войны

Дата

Событие

Итог

Основные этапы и события Столетней войны

Дата

Событие

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычн...

Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий

Презентация "Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий" рассматриваетиспользование методовданной технологии....

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...

Использование кейс технологии на уроках истории

Статья, посвященная использованию кейс технологии на уроках истории. Выступление на 3 региональной научно-практической конференции  "Соловьевские чтения"...