Ученический проект "Живая память"
материал по истории по теме

Ученический исследовательский проект "Живая память", посвящённый 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_zhivaya_pamyat.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта:  ученический исследовательский проект «Живая память», посвящённый 70-й годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне. 

Организация: МБОУ «Шейбухтовская ООШ»

Руководитель проекта:

Коробова Нина Валентиновна, учитель истории и обществознания.

Участники  проекта: учащиеся 6-9 классов (возраст 12-15 лет)

Актуальность.
  Память… Ещё Марина Цветаева сказала: «Помнить – значит жить». Да, мы должны жить и помнить: помнить о корнях своих, о прошлом, о бабушках и дедушках. Эти корни поддерживают человека в трудных ситуациях, память рода даёт ему силу и уверенность, духовную защиту. Важно знать и помнить какого ты «роду-племени», чтобы понимать себя, понимать, почему ты поступаешь так, а не иначе. Генетическая память передаётся через поколения и то, по каким правилам жили наши предки, по этим правилам, в большинстве своём, живём и мы.
……………………………………………………………
  Изучение и показ исторических событий через призму местных краеведческих материалов, а особенно с вкраплениями материалов из истории семей учащихся, позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах истории России, облегчить восприятие учащимися исторического процесса родного края.

   События истории России красной нитью проходят через судьбы людей,  становятся историей семьи. И одной из страниц семейной истории каждого ребёнка является Великая Отечественная война, которая коснулась всех в той или иной степени: у кого-то родственники были на фронте, у кто-то работали в тылу или были детьми, но детьми всё понимающими, потому что война  заставила их рано повзрослеть.

   70 лет прошло со дня Победы. Для истории это маленький срок. Ещё живы ветераны, труженики тыла, дети войны, которые могут поделиться своими воспоминаниями того времени, когда страна как один встала на защиту своей Родины.

   Старые фотоснимки, награды, воспоминания родственников – всё позволяет окунуться в эпоху военных лет и важным для детей становится записать, сохранить для потомков историю рода.

   В октябре 2014 года среди учащихся 6-9 классов было проведено анкетирование, где учащимся были заданы вопросы:

1. Назовите родственников – участников Великой Отечественной войны.

2. Расскажите об их боевом пути.

Анализ анкетных данных показал, что:

  1. Родственников – участников войны по фамилии, имени, отчеству называют 19 % опрошенных, при том самых близких (прадедов), дальних родственников назвать затрудняются.
  2. Остальные учащиеся (81 %) говорят, что в семье были участники войны, но затрудняются их назвать.
  3. Ни один из учащихся  не смог рассказать о боевом пути участников войны, несколько человек назвали некоторые отрывочные сведения (например, «воевал под Москвой»).
  4. 50 %  учащихся даже после опроса своих родителей, бабушек и дедушек так и смогли назвать родственников – участников Великой Отечественной войны, потому что старшее поколение не помнит и не знает о них.

  В связи с этим встаёт важная задача перед нынешними поколениями: сохранить письменные воспоминания, семейные архивы для потомков об истории боевого пути родственников – участников войны, чтобы спустя десятилетия на День Победы продолжали звучать слова: «Спасибо деду за Победу!» и в памяти был образ того человека, кому эти слова произносятся.  

   

Краткое описание.

  В преддверии  юбилея Победы с учащимися 6-9 классов мы разработали и внедрили в жизнь проект «Живая память». Он заключался в сборе материала об участниках войны – родственниках ребят, чтобы составить школьную Книгу Памяти и сохранить в семейных архивах письменные воспоминания о них. Проект включал в себя и отчёт о проделанной работе на общешкольном мероприятии, посвящённом событиям Великой Отечественной войны.

  Об участниках войны Шейбухтовского и Иванищевского сельсоветов в школьном историко-этнографическом музее «Истоки» собрано достаточно много материала. Поэтому при проведении первого вводного занятия было чётко обозначено, что исследовательская работа должна быть посвящена родственнику и необязательно до войны они должны были проживать в деревнях Шейбухтовского поселения. Главное для учеников – знание исторических событий через которые пришлось пройти их родным в годы войны и связанное с этим чувство гордости и уважения, что их семья также встала на защиту Отечества во время наступления фашистов. Было акцентировано внимание на том, а какие качества каждый из участников проявил в военные годы и учащиеся некоторые качества уже отмечают у себя. Они видят продолжение рода в себе и понимают, что своими поступками, активной жизненной позицией пишут историю своей семьи.                                                                                                                                     

   Цель проекта:        
1) Сохранить в памяти учащихся и жителей поселения Шейбухтовское подвиг  советского народа в победе с фашизмом.

2) Донести до учеников мысль как это важно знать историю своего рода и историю своей страны.

3) Сблизить современное поколение со старшим поколением (труженики тыла, дедушки и бабушки)

   Задачи проекта:

  1. Расширить знания подрастающего поколения о событиях Великой Отечественной войны, изучив Интернет-ресурсы и документальную литературу.                                                                                                                              2) Провести исследовательскую работу и  найти как можно больше информации о родственниках – участниках  Великой Отечественной войны, используя семейные архивы, Интернет-ресурсы, оформить собранные материалы.                                                                                                                                                                                    3) Вызвать интерес у учащихся к изучению истории своей семьи в частности и истории страны в целом в годы Великой Отечественной войны.                                                                                                                                                                                                                        4) Создать книгу Памяти участников Великой Отечественной войны - родственников учащихся школы.

    Период проведения исследования: октябрь 2014 года - февраль 2015 года.

    Методы исследования:

1) Поисковые – поиск информации в сети Интернет по имеющимся данным (участие членов семьи в конкретных исторических событиях Великой Отечественной войны), работа с государственными сайтами «Подвиг народа», «Мемориал», «Солдат.ру», «Помним войну», «О фронтовиках».                                                       
     
2) Исследовательские – анализ собранной  информации, её систематизация, изучение семейного архива (фото, документы, награды).

       3) Оформление собранного материала в семейный архив, в школьную Книгу Памяти; размещение собранных материалов на сайте «Бессмертный полк».
     4) Практические – дискуссии и беседы с членами семьи о родственниках, принимавших участие в войне; анкетирование; разработка и проведение общешкольного мероприятия по собранному материалу.

Этапы работы.

Первый этап. Теоретическое обсуждение.

   Учащимся 6-9 классов были представлены данные проведённого анкетирования среди старшеклассников, что вызвало смущение и в какой-то степени разочарование от того, что ребята так мало знают о своих родственниках – участниках войны. Для того, чтобы они поняли значимость сохранения памяти о военных годах им были заданы вопросы: «Зачем нам нужно знать события 70-летней давности? Зачем нужно знать своих родственников – участников войны и их боевой путь?». В ходе обсуждения учащиеся подошли к выводам:

1. Знать историю Великой Отечественной войны необходимо для того, чтобы:

- в полной мере оценить, как важно сохранять мир, чтобы человек мог в течение жизни самореализоваться, служить на благо Отечеству, оставить продолжение своего рода;

- уметь конфликты разрешать путём переговоров;

- не допускать ошибки, совершённые в прошлом, потому что «история учит».

2. Знать родственников – участников войны – это дань уважения к ним, это чувство гордости и каждый из них – это образец, каким нужно быть в жизни нам: ответственными, мужественными, умеющими держать честь своей семьи, рода хорошими поступками, трудолюбием, любовью и верностью Родине.

 

  Второй этап. Подготовка к исследовательской работе и проведение  исследования.

   Для проведения исследовательской работы были продуманы и обсуждены следующие шаги, которые ребята должны были пройти, чтобы составить письменный рассказ о родственнике - участнике войны:

  1. Работа с семейным архивом……………………………………………….
    На этом этапе  учащиеся собирали сведения о своих родственниках - участниках ВОВ. Проводились беседы с родителями, записывались воспоминания старших представителей семьи, просматривались фотографии, изучались награды и документы, сохранившиеся в семейном архиве.
  2.  Работа с государственными сайтами.

 В настоящее время в Интернет  выложены архивные данные на сайтах, относящиеся к военному времени:  «Подвиг народа», «Мемориал», «Солдат.ру», «Помним войну», «О фронтовиках».……………………………….
  На сайте «Подвиг народа» учащиеся  познакомились с наградами, присвоенными их близким, смогли узнать за что они были награждены, а также смогли   распечатать приказы о награждении для семейного архива.
 На сайте «Мемориал» ребята нашли информацию:

- о захоронениях своих родственников, погибших в Великой Отечественной войне;

-  ссылки на книги памяти городов и областей, в которых указаны места захоронения и перезахоронения родных;

- смогли скопировать фотографии братских могил, в которых захоронены родные.
3.
Работа с дополнительными данными, Книгой Памяти по Междуреченскому району. ……………………………………………………………………………..
     Учащиеся сопоставляли официальные документы со сведениями полученными ранее. Некоторые ребята смогли сделать запрос в архив военного комиссариата по Грязовецкому и Междуреченскому районам и получить копии учётной карточки к военному билету, где даны более подробные сведения о человеке. Осуществлялась работа с Книгой Памяти по Междуреченскому району: уточнялось место, откуда был призван на фронт человек, когда погиб и где захоронен. …………………………………….
4.
Знакомство с ходом боевых действий воинских частей  с целью отследить боевой путь родственников. Использовались Интернет-ресурсы и документальная литература. Хронология событий, в которых приняли участие родственники, многими детьми была восстановлена.                                    

  5. Знакомство с наградами и памятными знаками времён Великой Отечественной войны, которыми были награждены родственники- участники войны.

Третий этап. Оформление собранного материала.

    Перед ребятами на данном этапе стояла задача проанализировать собранный материал, правильно отобрать, проверить научную достоверность поученной информации, составить хронологически последовательный рассказ о боевом пути родственника.

   Для оформления собранных материалов была выбрана общая тема оформления Книги Памяти с символикой Победы. Обязательным условием при оформлении являлось включение архивного и фотографического материала, который был найден учащимися в ходе исследовательской работы.

Четвёртый этап. Проведение общешкольного мероприятия.

   Цель данного этапа: дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

   Краеведческий материал, собранный учащимися, представляет собой историческую ценность, так как  является для будущих поколений историческим источником, отражает реальную картину происходивших событий, судеб земляков.

   Впервые ребята выступили с результатами исследовательской работы на общешкольном мероприятии под аналогичным названием «Живая память», проведённом для организаторов внеклассной работы образовательных учреждений района. Для рассказа использовался сжатый рассказ о боевом пути прадедов.

  Материал из данного проекта был включён и в мероприятие для социума при вручении юбилейных медалей труженикам тыла. Мероприятие проводилось в торжественной обстановке в Доме культуры. На нём присутствовали труженики тыла, дети войны, местные жители, представители органов власти.


Итоги реализации проекта. ……………………………………………….
1. Учащиеся научились искать информацию на официальных сайтах РФ – «Мемориал», «Подвиг народа» и т.д.
…………………………….
2. Учащиеся получили знания о ходе Великой Отечественной войны, посредством отслеживания боевого пути своих родственников и родственников одноклассников.
…………………………………………………………….
3. Учащиеся познакомились с удивительными судьбами родственников – защитников Отечества.
…………………………………………………………..
4. Издана Книга Памяти, которая передана в школьный музей, собранные материалы пополнили папки с родословными учащихся.
………………………………
   Ещё древние говорили: «Когда войну забывают – начинается новая. Память – это главный враг войны». Только развитое гражданское общество способно противостоять злу под названием «война», поэтому так важно знать события более чем 70-летней давности, так важно сохранить память об истории своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»

15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

КАК СДЕЛАТЬ УЧЕНИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ НАПИСАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА.

Данная статья содержит рекомандации по работе над рефератом по историии в старших классах....

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...