Урок истории в 10 классе "Крымская война"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок изучения причин, хода и итогов Крымской войны как следствие социально-экономического положения в стране середины XIXвека.
На уроке применялись фронтальный, групповой и исследовательский методы работы; использовались информационные технологии для формирования системного представления учащихся об изучаемом процессе, выявления в нем наиболее важного и характерного.
Основной прием, присутствующий на уроке - работа в группах. Каждой группе были предложены задания, для выполнения которых использовались различные исторические источники, что способствует развитию сотрудничества и взаимопонимания.
На уроке большое внимание уделено эмоциональной стороне изучения истории. Просмотр видеосюжета призван воспитывать чувство гордости и любви к Родине, уважения к подвигу российских солдат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_10_klasse_krymskaya_voyna.docx | 80.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
Всероссийский конкурс
профессионального мастерства
педагогов
«Мой лучший урок»
направление:
гуманитарное
Разработала:
Антипец Елена Петровна учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 42
МО Абинский район
Краснодарского края
п. Ахтырский
2014 год
Урок истории в 10 классе по теме «Крымская война
Учитель Антипец Елена Петровна, МБОУ СОШ № 42 мо Абинский район Краснодарского края
Цели урока
Предметные:
- Учащиеся должны иметь представление о причинах и характере войны, ее основных этапах;
- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ход Крымской войны;
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
- ценить вклад войны в осознание обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни.
Метапредметные:
- совершенствовать навыки работы с историческими документами, картами, схемами и различными источниками информации.
- анализировать, сравнивать, сопоставлять факты; находить причинно-следственные связи.
Личностные
- совершенствовать умение работать в команде
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.
Оборудование урока:
Карты «Крымская война»; «Оборона Севастополя». Схема «Синопский бой».
Видеосюжет «Севастополь-крепость»
Ход урока
№ | Этап урока | Учитель | Учащиеся | Доска, экран | время |
1 | Организационный момент | Приветствие. Представление . | |||
2 | Актуализация знаний. | Стихи Алексея Апухтина «Солдатская песня о Севастополе» (Приложение 1) - О каком событии идет речь? - Вспомните алгоритм изучения военных действий. Прежде чем говорить о войне, давайте рассмотрим состояние российской армии накануне этих событий. (учащимся предлагается соединить факты и следствия состояния российской армии накануне Крымской войны ) | Крымская (Восточная) война (Причина войны, повод, театры военных действий, основные сражения, итоги)
Два ученика у доски. Возможна помощь класса. | По принципу пазла соединяются факты и следствия, закрепляются на магнитной доске(Приложение 2). | 1,5 мин 3 мин |
3 | Открытие нового знания – работа в группах | - Сегодня на уроке вам предстоит на основании текста учебника, карт, документов, подготовить рассказ о ходе Крымской войны. (у каждой группы на столах задания, карточки, тексты документов, карты) Перед началом работы напоминает правила работы в группе, об оценке работа каждого в группе. | I группа. Ваш вопрос: причины и этапы Крымской войны. 1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции? 2. Сравните готовность к войне России и ее противников. Заполните таблицу «Соотношение готовности к войне России и ее противников». 3. Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны» 4. Заполните таблицу «Этапы Крымской войны»(Приложение 3) II группа. Ваш вопрос: Синопское сражение. Оборона Севастополя. 1. Используя схему,, расскажите о Синопском сражении. Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении. 2.Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму. 3:. Прочитайте документы, ответьте на вопросы. Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов. 8. Раскройте значение Севастопольской обороны. Документ Задание к документу. Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя? (Приложение 4) III группа. Ваш вопрос: Причины поражения России в Крымской войне. 1.. Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I. Документ. Воспоминания Тютчевой. А.Ф 2. Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне. 4 группа Работа в интернете с персоналиями – Презентация герои обороны Севастополя. 5 группа Итоги войны (работа с текстом Парижского мирного договора) Выступление групп. | Карта «Крымская война 1853-1956 гг) Схема «Синопский бой» | 10 мин работа По 4-5 мин выступление |
Обобщение | Я предлагаю Вам совершить видеоэкскурсию по музею «Панорама оборона Севастополя» Это монументальное произведение панорамного искусства было создано профессором класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо в 1904 году. В в 1905 году к 50-летию обороны города открыта для всеобщего обозрения. Во время второй героической обороны Севастополя в 1942 году панораму попытались спасти, но почти 2/3 было утрачено. Сразу же после войны началось восстановление панорамы в 1954 году она была открыта вновь. Во время нашей виртуальной экскурсии я предлагаю вам написать синквейн?__________________ на тему «Крымская война» | Видеосюжет «Панорама «Оборона Севастополя» На доске Алгоритм синквейна (Приложение 8) | 6 мин. | ||
Рефлексия | Предлагает заполнить карты участия * И продолжить предложение: Во время урока я... Узнал(а) много нового Получил(а) удовлетворение от работы Научился работать в команде… Было скучно… | Саморефлексия – карта участия (Приложение 9) | 1мин | ||
Д/з | Эссе «Кто проиграл в этой войне – русская армия или российская экономика? | 0,5-1 мин |
Приложение 1
Алексей Апухтин
Солдатская песня о Севастополе
Не весёлую, братцы, вам песню спою,
Не могучую песню победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей
И пришли к нам, и нас победили.
А и так победили, что долго потом
Не совались к нам с дерзким вопросом;
А и так победили, что с кислым лицом
И с разбитым отчалили носом.
Я спою, как, покинув и дом и семью,
Шел в дружину помещик богатый,
Как мужик, обнимая бабёнку свою,
Выходил ополченцем из хаты.
Я спою, как росла богатырская рать,
Шли бойцы из железа и стали,
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!
Как красавицы наши сиделками шли
К безотрадному их изголовью;
Как за каждый клочок нашей русской земли
Нам платили враги своей кровью;
Как под грохот гранат, как сквозь пламя и дым,
Под немолчные тяжкие стоны
Выходили редуты один за другим,
Грозной тенью росли бастионы;
И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов её смелых...
Пусть нерадостна песня, что вам я пою,
Да не хуже той песни победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
Приложение 2
Факты и следствия состояния российской армии
Рекрутская система формирования армии |
| Большие расходы государства на содержание армии |
Содержание армии численностью более 1 млн. человек | ||
Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны | ||
Отсутствие дееспособного генштаба. | ||
Много времени на переброску войск к театру военных действий | ||
Низкая маневренность войск | ||
Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий | ||
Войска рассредоточены по всей территории страны | ||
Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя | ||
Отсутствие разветвленной системы железных дорог | ||
Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий | ||
В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов | ||
Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью | ||
Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 000 солдат; | ||
Из 21 корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные |
Приложение 3
I группа.
Ваш вопрос: причины и этапы Крымской войны.
1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?
2. Сравните готовность к войне России и ее противников. Заполните таблицу «Соотношение готовности к войне России и ее противников».
Россия | Англия, Франция |
1. Рекрутская система | 1. |
2. | 2. Развитые капиталистические отношения |
3. Парусный флот | 3. |
4. | 4. Новейшие образцы нарезного оружия |
Соотношение готовности к войне России и ее противников.
3. Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны»
Цели участников Крымской войны
Участники | Цель |
Россия |
|
Турция | Ослабление России, захват Крыма и Закавказья |
Англия, Франция |
|
4. Заполните таблицу «Этапы Крымской войны»
Этапы Крымской войны
Этапы войны | Противники России | Основные события |
Октябрь 1853 – апрель 1854 | Турция |
|
Апрель 1854 – февраль 1856 | Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство |
|
Приложение 4
II группа.
Ваш вопрос: Синопское сражение. Оборона Севастополя.
- Используя схему, расскажите о Синопском сражении. Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.
Документ.
«За залпом последовал батальный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел».
А. Ф. Сатин, мичман корабля «Три святителя».
2. Используя карту «Крымская война 1853-1856 гг.», расскажите об обороне Севастополя и действиях русской армии во главе с А. С. Меньшиковым в Крыму.
3. Прочитайте документы, ответьте на вопросы.
Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.
Документ 1.
Приказ П. С. Нахимова о затоплении кораблей
«Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой».
Документ 2.
В. А. Корнилов своим подчиненным
«Будем драться до последнего. Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот подлец будет из вас, кто не убьет меня…»
Документ 3.
Л. Н. Толстой в письме к брату
«Я провел неделю в крепости и до последнего дня блудил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей… Дух в войсках выше всякого описания».
Документ 4.
Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах»
«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»
Документ 5.
Французский маршал Канробер
«Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о шестнадцати тысячах моряков, которые, плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками под командой своих адмиралов – Корнилова, Нахимова, Истомина. К концу осады от них осталось восемьсот человек, а все остальные и все три адмирала погибли у своих пушек…»
Документ 6.
Извлечение из записок участника кампании П. В. Алабина
«Способы ведения войны при защите Севастополя до чрезвычайности разнообразны. Мы боремся с врагами на воде, в поле, посредством земляных работ на поверхности и под землей. Дня почти не проходит, чтобы не было несчастного случая с кем-нибудь из жителей, а между тем остальные не обращают на это никакого внимания, – совершенно привыкли к близости смерти, сдружились с нею… «здесь, говорят, родились мы, здесь и умрем, здесь погибают наши мужья и братья; с ними, если будет угодно Богу, погибнем и мы!». Вся северная и западная стороны Малахова кургана покрыты домиками (мазанками) матросов, наполненными их семействами… Своим присутствием в Севастополе женщины не уменьшают мужества его защитников, нет! Видя твердость женщин в самые опасные мгновенья, укрепляется даже слабейший духом. Мысль, что даже шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляем солдата и приковывает его к месту, ему указанному начальством, к месту, которое он не покинет до смерти».
Документ 7.
Письмо Н. И. Пирогова жене А. А. Пироговой (извлечение)
«… Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. … В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают, где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя. … На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети».
Приложение 5
III группа.
Ваш вопрос: Причины поражения России в Крымской войне.
- Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.
Документ
«… Император неделю как болен гриппом, не представляющим вначале никаких серьезных симптомов; но, чувствуя себя уже нездоровым, он, вопреки совету доктора Мандта, настоял на том, чтобы поехать в манеж произвести смотр полку, отъезжающему на войну, и проститься с ним. «Дорогой Мандт, – возразил государь, – вы исполнили ваш долг, предупредив меня, а я исполню свой и прощусь с этими доблестными солдатами, которые уезжают, чтобы защитить нас…»
Мы много говорили с этими дамами о причинах, вызвавших смерть императора, столь же неожиданную, сколько преждевременную. Нет никакого сомнения, что его убили последние политические события. И не столько война и ее неудачи, сколько озлобление и низость не только его врагов, но и тех, в ком он видел своих друзей и союзников, на кого он считал себя вправе рассчитывать и ради кого он часто, вопреки собственным патриотическим чувствам, приносил в жертву даже интересы своей родной страны».
А. Ф. Тютчева.
«При дворе двух императоров. Воспоминания»
- Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.
Документ 1.
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы. … У наших врагов дело другое: они с особенной ловкостью владеют своим оружием, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…
Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас по время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается… Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
Участник Крымской кампании П. В. Алабин
Документ 2.
«Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Незабвенный (Николай I) считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов. Незабвенный, одаренный от природы особенным даром отыскивать и выводить людей бездарных, умел разогнать все, что было способного; при нем чины превратились в настоящий парник дураков. Администрация являла зрелище необузданного грабежа, доходившего до разбоя, особенно в администрации военной… На русской земле, в Крыму, войска французские. Английские и пиэмонтские вдали от своей родины не нуждались ни в чем, а русские солдаты умирали с голоду, гибли в госпиталях без призора, без помощи, даже без одежды, и когда хоронили мертвых, то чиновники и подрядчики Военного министерства воровали даже их гробовые саваны! Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрение к петербургскому правительству».
П. В. Долгоруков
Документ 3.
«В самом начале Восточной войны армия… столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями».
А. Ф. Тютчева
«При дворе двух императоров. Воспоминания»
Приложение 6
Задание для 4 группы:
Используя ресурсы интернета подготовьте мини-презентацию о героях обороны Севастополя.
- Нахимов Павел Степанович
- Корнилов Владимир Алексеевич
- Тотлебен Эдуард Иванович
- Пирогов Николай Иванович
- Дарья Севастопольская
- Петр Кошка
Приложение 7
Задание для 5 группы:
Ознакомьтесь с текстом Парижского мирного договора и ответьте на вопросы:
- Каково значение Парижского мирного договора для России?
- Как вы думаете, почему между противниками России Англией и Францией начались разногласия сразу же после заключения Парижского мирного договора.
18 (30) марта 1856 г.
Во имя Бога всемогущего.
Ст. 1. Со дня размена ратификаций настоящего трактата, быть на вечные времена миру и дружеству между е. в. имп. всеросс., с одной, и е. в. имп. французов, ее вел. королевою Великобритании, е. в. королем сардинским и е. и. в. султаном, - с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.
Ст. 3. Е. в. имп. всеросс. обязуется возвратить е. в. султану город Каре с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.
Ст. 4. Их в. имп. французов, королева Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить имп. всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками.
Ст. 7....Блистательная Порта признается участвующею в выгодах общего права и союза держав европейских. Их вел. (другие, кроме султана, государи) обязуются каждый с своей стороны уважать целость империи Оттоманской, обеспечивают совокупным своим ручательством точное соблюдение сего обязательства и вследствие того будут почитать всякое в нарушение оного действие вопросом, касающимся общих прав и пользы.
Ст. 9. Е. и. в. султан в постоянном попечении о благе своих подданных, даровав фирман, коим улучшается участь их, без различия по вероисповеданиям или племенам, и утверждаются великодушные намерения его касательно христианского народонаселения его империи, и желая дать новое доказательство своих в сем отношении чувств, решился сообщить дог. державам означенный, изданный по собственному его побуждению, фирман.
Дог. державы признают высокую важность сего сообщения, разумея при том, что оно ни в каком случае не даст сим державам права вмешиваться, совокупно или отдельно, в отношения е. в. султана к его подданным и во внутреннее управление империи его.
Ст. 10. Конвенция 13-го июля 1841 года, коею постановлено соблюдение древнего правила Оттоманской империи относительно закрытия входа в Босфор и Дарданеллы, подвергнута новому с общего согласия рассмотрению.
Заключенный вые. дог. сторонами сообразный с вышеозначенным правилом акт прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие как, если бы он составлял неотдельную оного часть.
Ст. 11. Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов, вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в ст. 14... настоящего договора.
Ст. 12. Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Черного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным и полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых. <...>
Ст. 13. Е. в. имп. всеросс. и е. и. в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала.
Ст. 14. Их величествами имп. всеросс. и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силу легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море, для нужных по прибрежию распоряжений...
Ст. 15. Дог. стороны, с взаимного согласия, постановляют, что правила, определенные актом конгресса венского, для судоходства по рекам, разделяющим разные владения или протекающим через оные, будут впредь применяемы вполне к Дунаю и устьям его. Они объявляют, что сие постановление отныне признается принадлежащим к общему народному европейскому праву и утверждается их взаимным ручательством. <...>
Ст. 20. Взамен городов, портов и земель, означенных в статье 4 настоящего трактата, и для вящшего обеспечения свободы судоходства по Дунаю, его в. имп. всеросс. соглашается на проведение новой граничной черты в Бессарабии...
Ст. 21. Пространство земли, уступленное Россией, будет присоединено к княжеству Молдавскому под верховною властью Блистательной Порты.
Живущие на сем пространстве земли будут пользоваться правами и преимуществами, присвоенными княжествам, и в течение трех лет им дозволено будет переселяться в другие места и свободно распорядиться своей собственностью.
Ст. 22. Княжества Валахское и Молдавское будут под верховною властью Порты и при ручательстве дог. держав пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их.
Ст. 23. Блистательная Порта обязуется оставить в сих княжествах независимое и национальное управление, а равно и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства. <...>
Ст. 24. Е. в. султан обещает немедленно созвать в каждой из двух областей нарочный для того Диван, который должен быть составлен таким образом, чтобы он мог служить верным представителем польз всех сословий общества. Сим Диванам будет поручено выразить желание народонаселения касательно окончательного устройства княжеств...
Ст. 25....Окончательное соглашение с верховною над княжествами державою должно быть утверждено конвенциею... при общем ручательстве всех подписавшихся держав.
Ст. 28. Княжество Сербское остается, как и прежде, под верховною властью Блистательной Порты, согласно с императорскими хати-шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного, при общем совокупном ручательстве дог. держав.
Вследствие сего означенное княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства...
Ст. 29. Блистательная Порта сохраняет определенное прежними постановлениями право содержания гарнизона. Без предварительного соглашения между выс. дог. державами не может быть допущено никакое вооруженное в Сербии вмешательство.
Приложение 8
Алгоритм синквейна (пять строк)
- Заголовок (существительное или местоимение).
- 2 прилагательных.
- 3 глагола.
- Фраза, выражающая личное отношение к проблеме.
- Вывод, итог (существительное).
Приложение 9
Оценка работы в группе
Фамилия, имя | Подготовка выступления | Выступление | Выполнение заданий | Общая оценка | |
Бауэр М. | |||||
Ильницкая С. | |||||
Кашкина Н. | |||||
Хайруллин Д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории " Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков"
Урок "Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков".В прикрепленном файле конспект урока, раздаточный материал и презентация....
Урок истории "Великая Отечественная война"
Данный урок истории проводиится в 9 классе в теме "Великая Отечественная война". На уроке используется краеведческий материал по Саратовской области и г. Энгельсу....
Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"
Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....
Урок истории "Русско-Японская война "
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,выступление учеников с индив...
Презентация к уроку истории "Детство, опаленное войной...!"
Матерьял для подготовки к уроку истории по теме "Война и дети"...
презентация к уроку истории "Великая Отечественная война", 11 класс
Данная презентация предназначена для урока истории в 11 классе при изучении темы "Великая Отечественная война". Презентация позволяет учащимся болдее детально усвоить учебный материал по данной ...
Урок истории. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа. 11 класс
«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа»...