Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Кулибабина Елена Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа курса составлена на основе Федеральной примерной программы по истории 2005 г. (// Вестник образования. - № 3. -2005), на 68 часов по принципу интеграции двух курсов в один из расчета «Новейшая и современная история России» 41 час + «Всеобщая и новейшая история» 27 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов: (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

 

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

 

 

 

 

История России

Всеобщая история

 

 

V-VI классы

140 ч

Что изучает история - не менее 10ч

25 ч

 

 

 

 

История России (с древности до XV в.) - не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков - не менее 75 ч.

 

 

VII-VIII классы

140 ч

История России XVI - начало XX вв. - не менее 72 ч.

История Нового времени XVI-начало XX вв. - не менее 48 ч.

20 ч

IX

класс

70 ч

Новейшая и современная история России - не менее 36 ч.

Всеобщая и новейшая история - не менее 24 ч.

10ч

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.

 

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Курс «Новейшая и современная история России» для 9 класса охватывает период XX - начало XXI вв. Курс является логическим продолжением курса «История России XVI - начало XX вв.», начатого в 7 - 8 классе.

Курс «Всеобщая и новейшая история» в 9 классе является логическим продолжением курса «История Нового времени XVI-начало XX вв.».  В основу курса положен комплексный подход в изложении истории.

Программой   предусмотрен   1   час   резервного   времени,   которое может быть использовано для   компенсирования  отставания (по причине командировки, больничный лист, карантин и другие обстоятельства, которые нельзя учесть заранее) или для  отработки знаний по наиболее сложным темам курса, повторительно-обобщающие, экскурсии и прочее.

 

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;
  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);

Воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;
  2. формирование представлений о возникших   в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_9_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа курса составлена на основе Федеральной примерной программы по истории 2005 г. (// Вестник образования. - № 3. -2005), на 68 часов по принципу интеграции двух курсов в один из расчета «Новейшая и современная история России» 41 час + «Всеобщая и новейшая история» 27 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов: (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

V-VI классы

140 ч

Что изучает история - не менее 10ч

25 ч

История России (с древности до XV в.) - не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков - не менее 75 ч.

VII-VIII классы

140 ч

История России XVI - начало XX вв. - не менее 72 ч.

История Нового времени XVI-начало XX вв. - не менее 48 ч.

20 ч

IX

класс

70 ч

Новейшая и современная история России - не менее 36 ч.

Всеобщая и новейшая история - не менее 24 ч.

10ч

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Курс «Новейшая и современная история России» для 9 класса охватывает период XX - начало XXI вв. Курс является логическим продолжением курса «История России XVI - начало XX вв.», начатого в 7 - 8 классе.

Курс «Всеобщая и новейшая история» в 9 классе является логическим продолжением курса «История Нового времени XVI-начало XX вв.».  В основу курса положен комплексный подход в изложении истории.

Программой   предусмотрен   1   час   резервного   времени,   которое может быть использовано для   компенсирования  отставания (по причине командировки, больничный лист, карантин и другие обстоятельства, которые нельзя учесть заранее) или для  отработки знаний по наиболее сложным темам курса, повторительно-обобщающие, экскурсии и прочее.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
  1. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  2. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;
  3. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);

Воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;
  2. формирование представлений о возникших   в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты и контрольные работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

•        осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;  логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

•     демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;    

•        не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

      Отметка  «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний, либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

      Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

        •        установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;
  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

     Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;
  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
  • сопоставил факты нескольких исторических источников;
  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился; с аргументацией своей позиции.

      Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

     Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической  картой

       Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

•        читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

        Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

•        допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

     Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
  • не соотносит историческую информацию с картой;

•    не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;
  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;
  • отказался работать с контурной картой.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

•     Устный опрос;

•     Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

•     Различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

•     Анализ простейших исторических источников;

•     Тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

•     Характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

•     Работа со шкалой времени;

•     Творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

•    Тексты с лакунами (пропусками);

•    «Оживление» картины, рассказ по картине;

•     Историческое сочинение, эссе и т.п.

•    Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

Ожидаемые результаты:

•     Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

•     Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

•   Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

•    Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

•    Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Требования к уровню подготовки учащихся в 9-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия эпохи новейшего времени мира и России;
  • Временные границы новейшей истории человечества, особенности обществ эпохи новейшего времени.

Уметь:

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  • Оперировать историческими понятиями и датами.
  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и

завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•      определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

•      предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих

работ;

•      участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя

 

    для аргументации исторические сведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...