Исторические термины и понятия при изучении истории в коррекционной школе.
методическая разработка по истории на тему
Исторические понятия на уроках истории в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst_mo_-ponyatiya.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Исторические термины и понятия при изучении истории в коррекционной школе.
выступление на МО основной школы
учителя истории Христолюбовой Л.А.
Для совершенствований знаний и умений учащихся в коррекционной школе на уроках истории имеет работа с историческими терминами и понятиями.
Термины- слова и словосочетания, обозначающие как конкретные примеры (книга, меч), так и абстрактные предметы ( династия, иго).
Понятие- мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоего класса по определенным общим и совокупным для них признаков( понятие историческая наука).
Специалисты считают, что «…обучение понятиям - первейшее дело, касающееся почти всех учителей (Стоунс Э. Психопедагогика.-280 стр.), а цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса (Талызин Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975 . 151 стр.).
Требуется строго выдерживать раз установленное значение термина.
Часть учащихся слабо понимают рассказ учителя потому, что уровень владения историческими терминами, которые использует учитель и должны знать учащиеся, воспринимаются далеко не однозначно. Абсолютно прав профессор Э. Стоунс, считая «несоответствие уровней владения понятием учителем и учеником».
Терминологической проблемой является непонимание учащимися зависимости приобретаемых ими исторических знаний от их терминологической грамотности. Следовательно, часть работы учителя по созданию мотивации к изучению истории вообще должно стать подведение учеников к осознанию того, что они не научившись владеть терминами, которые излагает учебник никогда не познают предмета.
Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией обусловлена основными причинами
- полное незнание сущности терминов исторической направленности. Уже в первый год изучения истории учащиеся встречают такие термины, как каган, ополчение, полюдье и много других мудреных для современного человека слов. Учитель вынужден использовать эту терминологию на уроках, когда ученики не в полной мере усвоили понятия.
- знания о терминах, полученные впервые годы изучения истории быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения к ним в старших классах, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать новые темы по истории. Почему же учащиеся год- два назад приобрел знания, они, по прошествии времени утрачиваются. ( Учащиеся не имели достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологией. Детский мозг, тем более больного ребенка работает весьма избирательно и надолго сохраняет в себе не всегда то, что нужно, термины не всегда входили в активный словарь ученика, что приводит к естественному результату их выпадение из памяти вообще.)
-Содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки может основательно меняться.
- постоянное обогащение исторического языка новыми терминами.
- выход из словарного обихода человека или редко употребляемые терминов, широко используемые в древние и средние века.
Таковы основные причины, которые подводят учителя к осознанию необходимости систематической и вдумчивой работы с историческими терминами.
- необходимо учитывать и требования к знаниям и умениям учащихся разных уровней развития, если для I уровня необходимо: удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы.
То для II уровня достаточно усвоение доступных понятий на уровне их понимания и узнавания.
Все перечисленное способствует улучшению работы учащихся с понятиями и терминами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.
Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...
"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....
"Историческая азбука".Урок истории в 7 классе специальной (коррекционной)школы VIII вида.
Урок по теме: "Летописи и летописцы" с презентацией....
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
Мониторинг уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7-ом классе.
Материал насыщен диагностическим инструментарием. Для выявления уровня словарного запаса проводится работа по тестированию, трем методикам и спеиально разработанному анкетированию....