Гражданская война в нашем крае
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Данный урок заключает изучение темы «Революции и Гражданская война в России ». Это урок по РНК , на котором использовались различного характера краеведческие материалы. На уроке нашли применение технологии: критического мышления, ИКТ; форма групповой работы. Содержание урока позволяет создать высокий эмоциональный фон, воспитывать чувства неприятия ненависти, насилия, произвола в общественных отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii_v_9_klasse.doc | 59 КБ |
kraeved._mater.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории в 9 классе
Данный урок заключает изучение темы «Революции и Гражданская война в России ». Это урок по РНК , на котором использовались различного характера краеведческие материалы. На уроке нашли применение технологии: критического мышления, ИКТ; форма групповой работы. Содержание урока позволяет создать высокий эмоциональный фон, воспитывать чувства неприятия ненависти, насилия, произвола в общественных отношениях.
Тема урока : «Гражданская война в нашем крае»
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок - исследование
Форма урока: групповое практическое занятие
Используемые технологии: критического мышления, ИКТ.
Цель урока: раскрыть своеобразие Гражданской войны на территории Оренбургского края, подвести учащихся к пониманию, что трагедия гражданской войны учит отказу от ненависти, насилия, произвола как способа решения конфликта между разными политическими силами, как метода всей организации жизни, чтобы не допускать гражданские войны и конфликты.
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с событиями Гражданской войны в Оренбуржье, Первомайском районе;
2) развивать навыки работы с историческими документами, умение исследовать их, умения оценивать события и их участников с позиций нравственности;
3) воспитывать чувство неприятия ненависти, насилия, произвола в общественных отношениях.
Оборудование:
1.Карта «Гражданская война 1919 – 1920г.»
2.Проектор
3.Раздаточный материал (памятка о плане исследования)
4.Записи на доске: Эпиграф
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
Этапы урока
- Организационный
1.Предварительная работа
1) Записи на доске: эпиграф, план урока.
План урока:
1.Гражданская война в России 1918 – 1920 годов.
2. Гражданская война в нашем крае.
2) Формирование учебных групп ( пары)
1. Мотивационная настройка учащихся
(слайд 1)
Звучит трагичная музыка ( Реквием Моцарта), на фоне музыки учитель объявляет тему урока.
Учитель:
-Тема сегодняшнего урока «Гражданская война в нашем крае» (слайд 1)
- Исходя из темы, определите цель нашего урока
Тема нашего урока актуальна: сегодня в соседнем с нами Украинском государстве не стихает начатая политиками Гражданская война, разрушившая привычную жизнь людей, унёсшая уже многие жизни. В советскую эпоху о Гражданской войне предпочитали умалчивать, а её история искажалась. В настоящее время история Гражданской войны изучается с новым интересом и новыми оценками. Вот и вам сегодня на уроке предстоит осознать характер фактов Гражданской войны, находившихся в предоставленных краеведческих материалах об Оренбуржье и Первомайском районе и дать им свою оценку. Ваша самостоятельная работа с источниками организуется в паре. Это урок - исследование. На нём мы рассмотрим 2 вопроса:
1.Гражданская война в России 1918 – 1920 годов.
2. Гражданская война в нашем крае»
II.Работа по теме урока
Учитель: Работаем по1 пункту плана урока, повторяем материал о
Гражданской войне 1918 – 1920г.
З/К
- Что такое Гражданская война ?(слайд 2)
- Каковы причины Гражданской войны в России? (слайд 3)
- Каковы последствия Гражданской войны в России? (слайд 4)
- Какие силы противостояли в этой войне? (слайды 5 - 13 )
Физическая пауза (для глаз)
Учитель: Переходим к работе по 2 пункту нашего плана, исследуем краеведческие материалы о Гражданской войне в нашем крае с помощью памятки. Работаем в паре 10 минут.
Памятка
- С каким краеведческим источником вы работали, откуда он взят?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывает данный источник?
- Какие чувства и мысли вызывает информация вашего источника?
Отчёт учащихся о проделанной работе:
1.Гражданская война в Оренбуржье (слайд 14)
№ 1 - Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П. , Полякова А. Н. «История Оренбургская», 2008г
№ 2 - Отрывок из книги оренбургского краеведа Л.И. Футорянского А. Н. «История Оренбуржья», 1996г. Стр.196
№ 3 - Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П и Полякова А. Н. « История Оренбургская», 2008г. стр. 218 – 219
2. Гражданская война в Первомайском районе (слайды 15, 16)
№ 4 - Отрывок из статьи А. Егорова « Бой у хутора Парамонова» , напечатанной в газете « Причаганье» 2004 года.
№ 5 - Воспоминание очевидца события боя в хуторе Пономарёво Егоровой Агафьи Васильевны, записанный Клевцовой Н.П. в 1986 году.
№ 6 - Отрывок из книги писателя - историка Н. Хлебникова « Легендарная Чапаевская», 1970 года.
№ 7 - Отрывок из книги первомайского краеведа А. П. Трофимова «Затерян след в степи солончаковой», 2001 года, стр. 155
Учитель:
- Как вы думаете, могут ли быть победители в Гражданской войне ? (слайд 17)
- Был ли выход из данного социального конфликта? Какой? (решить с помощью компромисса, но к сожалению ни одна из сторон не захотела им воспользоваться)
Практическая работа - СИНКВЕЙН с понятием Гражданская война (слайды 18, 19)
1.Гражданская война
2.Братоубийственная, трагическая
3.Разобщает, уничтожает, калечит
4.Гражданская война – это национальная трагедия
5.Социальный конфликт
Учитель:
- Какие уроки от Гражданской войны должны извлечь люди? (слайд 20)
- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия
- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческая жизнь
- Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам
- В чём смысл эпиграфа? Согласны ли вы с его последними строками? (слайд 21)
Учитель:
Действительно, гражданская война 1918 – 1920 г.- это величайшая трагедия. Своими ответами, ребята, вы доказали это. Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить. Независимо от того, кто победил, мы должны помнить, что в гражданской войне не может быть ни победителей, ни побеждённых, есть только жертва – это человек, его жизнь, которая является самой высшей ценностью. Мы не можем судить историю и её участников, а можем только сожалеть о произошедшем и извлекать уроки из него и, как сказано в эпиграфе к уроку, «всеми силами своими молиться за тех и за других»
IV. Рефлексия.
- - Что дал вам сегодняшний урок?
- - О чём заставил задуматься?
V. Подведение итогов, оценка работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание: повторить параграфы с 9 по 13 , подготовиться к проверочной работе.
Используемая литература:
- Учебник Загладин Н.В., Минаков С.Т. « История Отечества. XX век. 9 класс» - М.: Русское слово, 2005 г.
- Бухарева Н.Ю « История России. 9класс. Поурочные планы» - В.: Учитель, 2008 г.
3. Злобин Ю.П., Поляков А.Н. « История Оренбургская. часть1» - О.: ОРЛИТ - А,2008
4. Поляков Ю. А. Гражданская война: взгляд сквозь годы. Уфа, 2010г.
5.Футорянский Л. И. История Оренбуржья. – О.: Оренбургское книжное издательство. 1996.
6. Трофимов А.П. Затерян след в степи солончаковой.- О.: Альфа, 2001.
7. Краеведческие материалы о Гражданской войне из районных газет «За коммунизм», « Причаганье»
8. Кудрявцева Т.Ю.10 – 11 классы: технология педагогических мастерских. – В.: Учитель, 2012 г.
Предварительный просмотр:
№ 1
Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П. , Полякова А. Н. «История Оренбургская», 2008г
Гражданская война в Оренбуржье разгорелась в1918году по1919г. Искрой, давшей начало гражданской войне в нашем крае, стал поход С. Цвиллинга в пределы уральской казачьей территории и его ультиматум – беспрекословное признание советской власти. Учитывая стратегическое значение Оренбурга и губернии как связующего звена между центром России и Средней Азией, командование Красной Армии предприняло энергичные действия по их освобождению от войск белых. В январе 1919 года войска Дутова изгнали из Оренбурга, но уже в апреле дутовцы осадили Оренбург. Белые, шедшие Дутову на помощь, в Салмышском бою были наголову разбиты. Дутов бежал в Китай, где и погиб во время военной операции.
?- Из какого источника взят исследуемый материал?
? – Когда разгорелась Гражданская война в Оренбуржье?
? - Что стало поводом к началу гражданской войны в Оренбуржье?
?- В чём заключалось стратегическое значение Оренбурга и губернии в период гражданской войны?
? – К каким выводам привела вас данная информация?
№ 2
Отрывок из книги оренбургского краеведа Л.И. Футорянского А. Н. «История Оренбуржья», 1996г. Стр.196
- С каким краеведческим источником вы работали, откуда он взят?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывает данный источник?
- Какие события вызвали ожесточение воюющих сторон в Оренбургской губернии??
- Какие чувства и мысли вызывает информация вашего источника?
№ 3
Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П и Полякова А. Н. « История Оренбургская», 2008г. стр. 218 – 219
- С какими краеведческими источниками вы работали, откуда они взяты?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывают данные источники? Что между ними общего?
- Какие чувства и мысли вызывает информация ваших источников?
№ 4
Отрывок из статьи А. Егорова « Бой у хутора Парамонова» , напечатанной в газете « Причаганье» 2004 года.
- С каким краеведческим источником вы работали, откуда он взят?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывает данный источник?
- Какие чувства и мысли вызывает информация вашего источника?
№ 5
Воспоминание очевидца события боя в хуторе Пономарёво Егоровой Агафьи Васильевны, записанный Клевцовой Н.П. в 1986 году.
- С каким краеведческим источником вы работали, откуда он взят?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывает данный источник?
- Какие чувства и мысли вызывает информация вашего источника?
№ 6
Отрывок из книги писателя - историка Н. Хлебникова « Легендарная Чапаевская», 1970 года.
- С каким краеведческим источником вы работали, откуда он взят?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывает данный источник?
- Какие чувства и мысли вызывает информация вашего источника?
№ 7
Отрывок из книги первомайского краеведа А. П. Трофимова «Затерян след в степи солончаковой», 2001 года, стр. 155
- С каким краеведческим источником вы работали, откуда он взят?
- Какой факт из Гражданской войны в нашем крае показывает данный источник?
- Какие чувства и мысли вызывает информация вашего источника?
№ 1
- Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П. , Полякова А. Н. «История Оренбургская», 2008г
- Гражданская война в Оренбуржье разгорелась в1918году по1919г. Искрой, давшей начало гражданской войне в нашем крае, стал поход С. Цвиллинга в пределы уральской казачьей территории и его ультиматум – беспрекословное признание советской власти. Учитывая стратегическое значение Оренбурга и губернии как связующего звена между центром России и Средней Азией, командование Красной Армии предприняло энергичные действия по их освобождению от войск белых. В январе 1919 года войска Дутова изгнали из Оренбурга, но уже в апреле дутовцы осадили Оренбург. Белые, шедшие Дутову на помощь, в Салмышском бою были наголову разбиты. Дутов бежал в Китай, где и погиб во время военной операции.
- ?- Из какого источника взят исследуемый материал?
- ? – Когда разгорелась Гражданская война в Оренбуржье?
- ? - Что стало поводом к началу гражданской войны в Оренбуржье?
- ?- В чём заключалось стратегическое значение Оренбурга и губернии в период гражданской войны?
- ? – К каким выводам привела вас данная информация?
№ 1
Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П. , Полякова А. Н. «История Оренбургская», 2008г
Гражданская война в Оренбуржье разгорелась в1918году по1919г. Искрой, давшей начало гражданской войне в нашем крае, стал поход С. Цвиллинга в пределы уральской казачьей территории и его ультиматум – беспрекословное признание советской власти. Учитывая стратегическое значение Оренбурга и губернии как связующего звена между центром России и Средней Азией, командование Красной Армии предприняло энергичные действия по их освобождению от войск белых. В январе 1919 года войска Дутова изгнали из Оренбурга, но уже в апреле дутовцы осадили Оренбург. Белые, шедшие Дутову на помощь, в Салмышском бою были наголову разбиты. Дутов бежал в Китай, где и погиб во время военной операции.
?- Из какого источника взят исследуемый материал?
? – Когда разгорелась Гражданская война в Оренбуржье?
? - Что стало поводом к началу гражданской войны в Оренбуржье?
?- В чём заключалось стратегическое значение Оренбурга и губернии в период гражданской войны?
? – К каким выводам привела вас данная информация?
№ 1
Отрывок из книги оренбургских краеведов Злобина Ю. П. , Полякова А. Н. «История Оренбургская», 2008г
Гражданская война в Оренбуржье разгорелась в1918году по1919г. Искрой, давшей начало гражданской войне в нашем крае, стал поход С. Цвиллинга в пределы уральской казачьей территории и его ультиматум – беспрекословное признание советской власти. Учитывая стратегическое значение Оренбурга и губернии как связующего звена между центром России и Средней Азией, командование Красной Армии предприняло энергичные действия по их освобождению от войск белых. В январе 1919 года войска Дутова изгнали из Оренбурга, но уже в апреле дутовцы осадили Оренбург. Белые, шедшие Дутову на помощь, в Салмышском бою были наголову разбиты. Дутов бежал в Китай, где и погиб во время военной операции.
?- Из какого источника взят исследуемый материал?
? – Когда разгорелась Гражданская война в Оренбуржье?
? - Что стало поводом к началу гражданской войны в Оренбуржье?
?- В чём заключалось стратегическое значение Оренбурга и губернии в период гражданской войны?
? – К каким выводам привела вас данная информация?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический калейдоскоп "Просторы нашего края"( по материалам истории Нижегородского края
Внеклассное мероприятие по краеведению...
Животные нашего края (Пермский край)
Данная презентация является информационным сопровождением к уроку в 7кл "Многообразие животных". Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана
ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...
Конкурс на получение гранта Гражданского форума Забайкальского края 2018
ЗКО ВОО «Союз добровольцев России» Конкурс на получение гранта Гражданского форума Забайкальского края Проект «Становление личности первокурсника посредством организации клубной деятельности». Орг...
Люди нашего края в годы Великой Отечественной войны
Люди нашего края в годы Великой Отечественной войны Материал о жителях Ямала, героях ВОВ...