Лекция по истории
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Лекция №3 Гонка вооружений. Международные кризисы.
Цели лекции:
Главная дидактическая цель – Какие уроки извлекли СССР и США из своего противостояния в к.40-х – н.60-х гг.?
Операциональные цели:
1. Раскрыть смысл биполярного мира, гонки вооружений;
2. Определить в чем заключалось ракетно-космическое соперничество;
3. Охарактеризовать международные отношения в 50-е гг XX века;
4. Проследить причинно-следственные связи Берлинского и Карибского кризиса;
5. Выявит первые шаги к ограничению вооружений.
Входные требования: Для того чтобы изучить данный материал, Вы должны знать понятия: : ООН, «холодная война», демилитаризация, демонополизация, денацификация, репарации, колониализм,
оттепель, ГУЛАГ, реабилитация, культ личности.
Выходные понятия: гонки вооружений, ракетно-космическое соперничество, биполярный мир, ОВД, НАТО, разрядка.
Рекомендуемые дополнительные информационные ресурсы
Боффа Д. История Советского Союза.- М., 1994;
Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 -1985): новое прочтение. – М., 1995.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991. – М., 1998.
Безыменский А. Л., Фалин В.М. Кто развязал «холодную войну?// Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. М., 1989;
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.
Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. Т. 1, 2/ П. Кальвокоресси. – М., 2000.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Брандт М.Ю. История России. XX - начало XXI в.: 9 класс – М., 2006.
Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945 – 1964. – М., 1993
Содержание лекции
Информационный материал
1. Биполярный мир;
2. Гонка вооружений;
3. Международные отношения в 50-е гг XX века;
4. Локальные конфликты 50-х гг XX века;
5. Первые шаги к ограничению вооружений.
Биполярный мир
«Холодная война» втянула в себя всю планету. Как СССР, так и США стремились укрепить собственные позиции в странах «третьего мира». Появились названия «страна социалистической ориентации», «страна капиталистической ориентации». Эти страны оказались разделёнными не только территориально, но и идейно, и политически, и экономически. Такой мир стал называться двухполюсным или биополярным.
На протяжении последних десятилетий система международных отношений дважды претерпела глубокие изменения. Они были связаны с формированием, а затем распадом миропорядка, в котором главенствовали две сверхдержавы — СССР и США. С точки зрения объективных интересов народов государств, «холодная война» не была выгодна никому. Большая часть Европы лежала в руинах, восстановление ее экономики, равно как и народного хозяйства СССР, требовало условий мира и сотрудничества. И Великобритания, и крайне ослабленная Франция, столкнувшись с подъемом освободительного движения, прежде всего стремились сохранить свои колониальные империи. Единственной державой, усилившейся в годы войны, были США. Национальный доход этой страны возрос с 64 млрд. долларов в 1938 г. до 160 млрд. в 1944 г. На долю США приходилось 60% мирового промышленного производства, до 80% мирового золотого запаса. Но и США также ничего не выигрывали от конфликта с СССР. Предотвратить спад производства после свертывания военных заказов США могли лишь при полной реализации идеи свободы торговли, что в условиях «холодной войны» было невозможно.
Истоки и причины «холодной войны». Выполнение странами-победительницами принципов, заложенных в Атлантической хартии и в Уставе ООН, могло бы исключить конфликт между ними. Однако предвоенные закулисные дипломатические маневры породили у советского руководства убежденность, что лидеры демократических государств могут также игнорировать международно-правовые нормы, как и режим А. Гитлера. Роль общественного мнения, его влияние на принятие политических решений в США и Великобритании советские лидеры, как правило, всерьез не воспринимали. Соответственно, ссылки на принципы Устава ООН рассматривались как пропагандистское прикрытие корыстных устремлений. Кроме того, эти принципы по-разному толковались и понимались в СССР и США. правительств Болгарии и Румынии на том основании, что они не отражают всего спектра существующих в обществе политических сил, лидеры стран Запада полагали, что отстаивают интересы народов освобожденной Европы.
С точки зрения советского руководства, эти требования были покушением на свободу политического выбора народов Восточной Европы, актом, откровенно недружественным СССР. В Москве сочли, что Запад предпринимает попытку восстановления барьера недружественных СССР государств в Восточной Европе, способных стать плацдармом нападения на него.
Следующий конфликт возник по вопросу о влиянии СССР в Иране. Советский Союз затянул вывод своих войск из Северного Ирана, куда они были введены в 1941 г. по согласованию с Англией, чтобы пресечь деятельность профашистской агентуры в этой стране. В декабре 1945 г. на территории, занимаемой советскими войсками, в иранском Азербайджане и Курдистане были сформированы органы власти, провозгласившие автономию и начавшие осуществлять земельную реформу. Страны Запада поставили вопрос о нарушении территориальной целостности Ирана в ООН. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений негласная угроза применить ядерное оружие. У. Черчилль, уже отставной, но весьма авторитетный политический лидер, выступил с речью в городе Фултон. В этой речи советская политика была определена как главная угроза христианской цивилизации.
Весной 1946 г. СССР начал выводить войска из Ирана. После их ухода Иран ликвидировал автономии и расторг подписанный им договор об аренде Советским Союзом нефтяных месторождений сроком на 50 лет.
Осенью 1946 г. СССР предъявил Турции ультимативно сформулированные требования об изменении режима черноморских проливов и совместной их обороне, что предполагало размещение советских войск в районе проливов. В конце 1946 г. в Греции, где при помощи английских войск была восстановлена конституционная монархия, коммунисты отказались принять участие в парламентских выборах. При поддержке правящих в Болгарии и Югославии коммунистических режимов греческие коммунисты начали вооруженную борьбу за власть. Рассмотрение конфликта в Совете Безопасности ООН не дало положительных результатов, поскольку СССР считал эту борьбу законной.
В этих условиях у лидеров стран Запада усилились опасения, что СССР будет безостановочно расширять свою сферу особых интересов, включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947 г. Конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение средств и посылку военного персонала в Грецию и Турцию для их защиты от коммунистической агрессии. В послании президента США, получившем название «доктрины Трумэна», сдерживание СССР и союзных ему политических сил от захвата новых территорий было определено как жизненно важное для обеспечения безопасности и интересов самих США.
Разумеется, и СССР, и страны Запада на словах признавали право каждого народа на выбор своего пути развития. Однако с точки зрения руководства СССР, единственно закономерным был выбор в пользу Коммунистической партии. Со своей стороны, лидеры стран Запада полагали, что успехи коммунистов не могут быть итогом свободного волеизъявления народов, особенно в странах, на территориях которых находятся советские войска.
Добиваясь осенью 1945 г. изменения состава «План Маршалла» и раскол Европы. В июне 1947 г. государственный секретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны. Предполагалось, что страны, принимающие помощь, предоставят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных Конгресс США определял размеры помощи, распределением которой занимался специальный комитет под руководством американского администратора. «План Маршалла» должен был, с одной стороны, помочь европейцам преодолеть последствия войны, а с другой, дать США возможность избавиться от переизбытка капиталов, создать платежеспособные рынки сбыта продукции.
Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за страны третьего мира. Вот эти три основных направления и определяли внешнюю политику СССР, как в послевоенный период, так и в 50-н.60-х г.г. Не будем мы касаться сегодня и такого аспекта “холодной войны”, как экономическое противостояние, а остановимся на “полувоенной конфронтации”, едва не приведшей к настоящей “горячей” войне. Контрольные вопросы
2. Гонка вооружений. В 1949 г. Советский Союз успешно провел испытание своей ядерной бомбы. В 1952 г. американцы испытывают термоядерное устройство. В ответ в 1953 г. СССР взрывает водородную бомбу. Таким образом США обгоняли СССР по количеству ядерного оружия, но не по его качеству. Гонка вооружений вызвала протест во всем мире. Новый виток противостояния был связан с освоением космоса. В 1957 г. СССР осуществил запуск 1-го искусственного спутника Земли. Американцы сделали это в 1958 г. Противники получили возможность доставлять ракеты в любую точку земного шара. 12 апреля 1961 г. СССР отправил в космос Ю.Гагарина. 5 мая 1961 г. космический полет осуществил А. Шепард. В ходе соперничества СССР и США началась гонка вооружений, с целью достижения превосходства в области ядерных вооружений. В обеих странах появился ВПК, на нужды которого работали лучшие научные силы. До 1949 г. лидерство в гонке принадлежало США, которые разрабатывали планы нанесения ядерного удара по территории СССР. Контрольный вопрос Выявить причинно-следственные связи гонки вооружений
Международные отношения в 50-е гг XX века После смерти Сталина советское руководство смягчило внешнеполитический курс. Были урегулированы конфликты в Корее и Вьетнаме, в 1955 г. Н.Хрущев нормализовал отношения с Югославией, ФРГ и Австрией. В 1956 г. СССР предотвратил агрессию Израиля, Англии и Франции в Египет. В 1958 г. Д.Эйзенхауер выступил с доктриной, которая предусматривало военное вмешательство США в дела других стран для подавления революций. Хрущев не заинтересованный в усилении конфронтации в 1959 г. совершил визит в США, которые поразили его прежде всего уровнем сельского хозяйства. 01.05.1960 г. американский самолет-шпион У-2 был сбит над территорией СССР. Хрущев, не дождавшись от США извинений устроил на сессии Ген. Ассамблеи ООН скандал. «Холодная война» вступила в новую фазу
Контрольный вопрос Охарактеризовать международные отношения в 50-х гг XX века.
Локальные конфликты 50-х гг XX века Самым острым столкновением двух сил в н. 50-х г.г. стал Корейский конфликт, положивший начало локальным конфликтам в “холодной войне”. Сообщение учащегося. “Корейский конфликт – противостояние двух систем”. Таким образом, в мае 1953 г. был достигнут компромисс между СССР и США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. В том же году СССР отказался от выдвинутой Сталиным идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание военно-морских баз на её территории. В 1954 году было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае Для справки: Вьетнам – бывшая колония Франции, в которой после войны было провозглашено создание независимой Демократической Республики Вьетнам. Перевес сил был на стороне Франции, пока туда не вмешался Китай, затем США и СССР. Формулы упорядоченного соперничества сложились не сразу. На начальном этапе «холодной войны», хронологические рамки которого определялись периодом 1947—1953 гг., обе стороны исходили из очень высокой степени вероятности военного столкновения друг с другом. Крупнейшие локальные конфликты в “холодной войне”.
Контрольные вопросы 4. Проблемное задание. Проследите, как во внешней политике СССР «хрущевского периода» новые по сравнению со сталинскими) идеи и методы сочетались со старыми представлениями. Оцените позитивные моменты и просчеты этой политики.
Первые шаги к ограничению вооружений Карибский кризис стал серьезным уроком для лидеров сверхдержав. «Холодная война» пошла на спад. Между Москвой и Вашингтоном была установлена горячая линия» В 1963 г. под давлением общественности был заключен Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и в воде. Происходит разрядка отношений между великими державами. Разрядка – термин, которым в 1970-е г характеризовалось состояние советско-американских отношений, политическое развитие в Европе. Разрядка подразумевала не только снижение уровня напряженности в отношениях между государствами двух противостоящих блоков, но и развитие между ними торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей на взаимовыгодной основе. Но разрядка не означала отказа от соперничества между блоками на влияние на третьи страны, на мировое общественное мнение. С конца 1960 – годов СССР и США приступили к осуществлению согласованных мир по снижению риска ядерной войны. Были установлены системы прямой связи между столицами СССР и США; были достигнуты в 1970 году договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия; уменьшения появления новых ядерных держав. В 1972 году СССР и США пришли к соглашению об ограничении числа носителей ядерного оружия. Было признано существование паритета (равенства) стратегических сил, подтверждено, что его сохранение является основой устойчивых мирных отношений. Во имя сохранения паритета СССР и США согласились на ограничение системы противоракетной обороны (ПРО). Это соглашение позволяло предотвратить новый этап гонки вооружений. Договор об основных взаимоотношениях между СССР и США 1972 года зафиксировал, что эти державы исходят из недопустимости возникновения ядерной войны. В 1979 году был подписан второй договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ – 2), который устанавливал ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Улучшение отношений между СССР и США сочеталось со снижением уровня напряженности в Европе, где противостояли основные силы военных блоков. Предпосылкой этому стало подписание в 1971 году соглашения по Западному Берлину, в котором учитывалось, что СССР признает этот город частью ФРГ. В 1972 году были установлены дипломатические отношения между ГДР и ФРГ, а это снимало остроту противоречий в Европе. 1975 год в Хельсинке был подписан Заключительный акт Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, СШ, Канады уважать целостность существующих в Европе границ государства, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры укрепления безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество. Разрядка напряженности в Европе не остановила соперничества между СССР и США. Попытки СССР укрепить свое влияние на политику стран Африки и Азии и Центральной Америки в 1970- е гг были расценены в США как противоречие духу разрядки. Поводом к ее разрыву послужил ввод войск СССР в неприсоединенное государство Афганистан, где пришедшие к власти лидеры попытались осуществить модернизацию общества с опорой на советскую помощь. Оказав такую помощь, СССР был вовлечен во внутриафганскую гражданскую войну., которая вскоре приобрела характер освободительной войны против пребывания в Афганистане советских войск. Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 году республиканская администрация Р. Рейгана сочла, что действия СССР требуют, чтобы США прибегли к политике ядерного устрашения. Были прерваны переговоры по вопросам ограничения вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. В 1983 году Р.Рейган объявил о начале работ по концепции «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) – системы космических вооружений, призванных обеспечить США эффективной защитой от ракетно-ядерного оружия. Ухудшение отношений с США с их союзниками в начале 1980 – х гг поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи или искать новые подходы в отношениях с Западом. Поиск новых путей начался со встреч лидеров СССР и США С. М. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве в 1985 году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они не завершились конкретными договоренностями, но было подтверждено стремление к исключению риска ядерной войны из жизни народов. Президентом СССР м.С. Горбачевым в 1987-1988 гг. была предложена концепция политического мышления, позволившая завершить «холодную войну» а) Эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угроза применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению политических целей. б) «Новое политическое мышление» определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы, заканчивая ухудшением экологии. Эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, следовательно, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества. !987-1990 гг – СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооружений. Еще более существенные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами: СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы. В 1991 году была проведена операция США под названием «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта (часть войны в Персидском заливе 1990—1991 годов, операция многонациональных сил по освобождению Кувейта и разгрому иракской армии.) Завершение периода военно-блокового противостояния в мире означало прекращение «холодной войны». Контрольные вопросы 1. Какие первые шаги были сделаны к ограничению вооружений? 2. Объясните понятие «разрядка международной напряженности». 3. Назовите причины срыва разрядки и обострения соперничества СССР и США в «третьем мире». 4. Укажите суть идеи нового политического мышления.
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_lektsii_no_3_gonka_vooruzheniy._mezhdunarodnye_krizisy.docx | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция №3 Гонка вооружений. Международные кризисы.
Цели лекции:
Главная дидактическая цель – Какие уроки извлекли СССР и США из своего противостояния в к.40-х – н.60-х гг.?
Операциональные цели:
- Раскрыть смысл биполярного мира, гонки вооружений;
- Определить в чем заключалось ракетно-космическое соперничество;
- Охарактеризовать международные отношения в 50-е гг XX века;
- Проследить причинно-следственные связи Берлинского и Карибского кризиса;
- Выявит первые шаги к ограничению вооружений.
Входные требования: Для того чтобы изучить данный материал, Вы должны знать понятия: : ООН, «холодная война», демилитаризация, демонополизация, денацификация, репарации, колониализм,
оттепель, ГУЛАГ, реабилитация, культ личности.
Выходные понятия: гонки вооружений, ракетно-космическое соперничество, биполярный мир, ОВД, НАТО, разрядка.
Рекомендуемые дополнительные информационные ресурсы
Боффа Д. История Советского Союза.- М., 1994;
Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 -1985): новое прочтение. – М., 1995.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991. – М., 1998.
Безыменский А. Л., Фалин В.М. Кто развязал «холодную войну?// Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. М., 1989;
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.
Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. Т. 1, 2/ П. Кальвокоресси. – М., 2000.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Брандт М.Ю. История России. XX - начало XXI в.: 9 класс – М., 2006.
Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945 – 1964. – М., 1993
Содержание лекции
Информационный материал
- Биполярный мир;
- Гонка вооружений;
- Международные отношения в 50-е гг XX века;
- Локальные конфликты 50-х гг XX века;
- Первые шаги к ограничению вооружений.
Биполярный мир
«Холодная война» втянула в себя всю планету. Как СССР, так и США стремились укрепить собственные позиции в странах «третьего мира». Появились названия «страна социалистической ориентации», «страна капиталистической ориентации». Эти страны оказались разделёнными не только территориально, но и идейно, и политически, и экономически. Такой мир стал называться двухполюсным или биополярным.
На протяжении последних десятилетий система международных отношений дважды претерпела глубокие изменения. Они были связаны с формированием, а затем распадом миропорядка, в котором главенствовали две сверхдержавы — СССР и США. С точки зрения объективных интересов народов государств, «холодная война» не была выгодна никому. Большая часть Европы лежала в руинах, восстановление ее экономики, равно как и народного хозяйства СССР, требовало условий мира и сотрудничества. И Великобритания, и крайне ослабленная Франция, столкнувшись с подъемом освободительного движения, прежде всего стремились сохранить свои колониальные империи. Единственной державой, усилившейся в годы войны, были США. Национальный доход этой страны возрос с 64 млрд. долларов в 1938 г. до 160 млрд. в 1944 г. На долю США приходилось 60% мирового промышленного производства, до 80% мирового золотого запаса. Но и США также ничего не выигрывали от конфликта с СССР. Предотвратить спад производства после свертывания военных заказов США могли лишь при полной реализации идеи свободы торговли, что в условиях «холодной войны» было невозможно.
Истоки и причины «холодной войны». Выполнение странами-победительницами принципов, заложенных в Атлантической хартии и в Уставе ООН, могло бы исключить конфликт между ними. Однако предвоенные закулисные дипломатические маневры породили у советского руководства убежденность, что лидеры демократических государств могут также игнорировать международно-правовые нормы, как и режим А. Гитлера. Роль общественного мнения, его влияние на принятие политических решений в США и Великобритании советские лидеры, как правило, всерьез не воспринимали. Соответственно, ссылки на принципы Устава ООН рассматривались как пропагандистское прикрытие корыстных устремлений. Кроме того, эти принципы по-разному толковались и понимались в СССР и США. правительств Болгарии и Румынии на том основании, что они не отражают всего спектра существующих в обществе политических сил, лидеры стран Запада полагали, что отстаивают интересы народов освобожденной Европы.
С точки зрения советского руководства, эти требования были покушением на свободу политического выбора народов Восточной Европы, актом, откровенно недружественным СССР. В Москве сочли, что Запад предпринимает попытку восстановления барьера недружественных СССР государств в Восточной Европе, способных стать плацдармом нападения на него.
Следующий конфликт возник по вопросу о влиянии СССР в Иране. Советский Союз затянул вывод своих войск из Северного Ирана, куда они были введены в 1941 г. по согласованию с Англией, чтобы пресечь деятельность профашистской агентуры в этой стране. В декабре 1945 г. на территории, занимаемой советскими войсками, в иранском Азербайджане и Курдистане были сформированы органы власти, провозгласившие автономию и начавшие осуществлять земельную реформу. Страны Запада поставили вопрос о нарушении территориальной целостности Ирана в ООН. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений негласная угроза применить ядерное оружие. У. Черчилль, уже отставной, но весьма авторитетный политический лидер, выступил с речью в городе Фултон. В этой речи советская политика была определена как главная угроза христианской цивилизации.
Весной 1946 г. СССР начал выводить войска из Ирана. После их ухода Иран ликвидировал автономии и расторг подписанный им договор об аренде Советским Союзом нефтяных месторождений сроком на 50 лет.
Осенью 1946 г. СССР предъявил Турции ультимативно сформулированные требования об изменении режима черноморских проливов и совместной их обороне, что предполагало размещение советских войск в районе проливов. В конце 1946 г. в Греции, где при помощи английских войск была восстановлена конституционная монархия, коммунисты отказались принять участие в парламентских выборах. При поддержке правящих в Болгарии и Югославии коммунистических режимов греческие коммунисты начали вооруженную борьбу за власть. Рассмотрение конфликта в Совете Безопасности ООН не дало положительных результатов, поскольку СССР считал эту борьбу законной.
В этих условиях у лидеров стран Запада усилились опасения, что СССР будет безостановочно расширять свою сферу особых интересов, включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947 г. Конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение средств и посылку военного персонала в Грецию и Турцию для их защиты от коммунистической агрессии. В послании президента США, получившем название «доктрины Трумэна», сдерживание СССР и союзных ему политических сил от захвата новых территорий было определено как жизненно важное для обеспечения безопасности и интересов самих США.
Разумеется, и СССР, и страны Запада на словах признавали право каждого народа на выбор своего пути развития. Однако с точки зрения руководства СССР, единственно закономерным был выбор в пользу Коммунистической партии. Со своей стороны, лидеры стран Запада полагали, что успехи коммунистов не могут быть итогом свободного волеизъявления народов, особенно в странах, на территориях которых находятся советские войска.
Добиваясь осенью 1945 г. изменения состава «План Маршалла» и раскол Европы. В июне 1947 г. государственный секретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны. Предполагалось, что страны, принимающие помощь, предоставят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных Конгресс США определял размеры помощи, распределением которой занимался специальный комитет под руководством американского администратора. «План Маршалла» должен был, с одной стороны, помочь европейцам преодолеть последствия войны, а с другой, дать США возможность избавиться от переизбытка капиталов, создать платежеспособные рынки сбыта продукции.
Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за страны третьего мира. Вот эти три основных направления и определяли внешнюю политику СССР, как в послевоенный период, так и в 50-н.60-х г.г. Не будем мы касаться сегодня и такого аспекта “холодной войны”, как экономическое противостояние, а остановимся на “полувоенной конфронтации”, едва не приведшей к настоящей “горячей” войне. Контрольные вопросы
2. Гонка вооружений. В 1949 г. Советский Союз успешно провел испытание своей ядерной бомбы. В 1952 г. американцы испытывают термоядерное устройство. В ответ в 1953 г. СССР взрывает водородную бомбу. Таким образом США обгоняли СССР по количеству ядерного оружия, но не по его качеству. Гонка вооружений вызвала протест во всем мире. Новый виток противостояния был связан с освоением космоса. В 1957 г. СССР осуществил запуск 1-го искусственного спутника Земли. Американцы сделали это в 1958 г. Противники получили возможность доставлять ракеты в любую точку земного шара. 12 апреля 1961 г. СССР отправил в космос Ю.Гагарина. 5 мая 1961 г. космический полет осуществил А. Шепард. В ходе соперничества СССР и США началась гонка вооружений, с целью достижения превосходства в области ядерных вооружений. В обеих странах появился ВПК, на нужды которого работали лучшие научные силы. До 1949 г. лидерство в гонке принадлежало США, которые разрабатывали планы нанесения ядерного удара по территории СССР. Контрольный вопрос Выявить причинно-следственные связи гонки вооружений Международные отношения в 50-е гг XX века После смерти Сталина советское руководство смягчило внешнеполитический курс. Были урегулированы конфликты в Корее и Вьетнаме, в 1955 г. Н.Хрущев нормализовал отношения с Югославией, ФРГ и Австрией. В 1956 г. СССР предотвратил агрессию Израиля, Англии и Франции в Египет. В 1958 г. Д.Эйзенхауер выступил с доктриной, которая предусматривало военное вмешательство США в дела других стран для подавления революций. Хрущев не заинтересованный в усилении конфронтации в 1959 г. совершил визит в США, которые поразили его прежде всего уровнем сельского хозяйства. 01.05.1960 г. американский самолет-шпион У-2 был сбит над территорией СССР. Хрущев, не дождавшись от США извинений устроил на сессии Ген. Ассамблеи ООН скандал. «Холодная война» вступила в новую фазу Контрольный вопрос Охарактеризовать международные отношения в 50-х гг XX века. Локальные конфликты 50-х гг XX века Самым острым столкновением двух сил в н. 50-х г.г. стал Корейский конфликт, положивший начало локальным конфликтам в “холодной войне”. Сообщение учащегося. “Корейский конфликт – противостояние двух систем”. Таким образом, в мае 1953 г. был достигнут компромисс между СССР и США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. В том же году СССР отказался от выдвинутой Сталиным идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание военно-морских баз на её территории. В 1954 году было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае Для справки: Вьетнам – бывшая колония Франции, в которой после войны было провозглашено создание независимой Демократической Республики Вьетнам. Перевес сил был на стороне Франции, пока туда не вмешался Китай, затем США и СССР. Формулы упорядоченного соперничества сложились не сразу. На начальном этапе «холодной войны», хронологические рамки которого определялись периодом 1947—1953 гг., обе стороны исходили из очень высокой степени вероятности военного столкновения друг с другом. Крупнейшие локальные конфликты в “холодной войне”.
Контрольные вопросы 4. Проблемное задание. Проследите, как во внешней политике СССР «хрущевского периода» новые по сравнению со сталинскими) идеи и методы сочетались со старыми представлениями. Оцените позитивные моменты и просчеты этой политики. Первые шаги к ограничению вооружений Карибский кризис стал серьезным уроком для лидеров сверхдержав. «Холодная война» пошла на спад. Между Москвой и Вашингтоном была установлена горячая линия» В 1963 г. под давлением общественности был заключен Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и в воде. Происходит разрядка отношений между великими державами. Разрядка – термин, которым в 1970-е г характеризовалось состояние советско-американских отношений, политическое развитие в Европе. Разрядка подразумевала не только снижение уровня напряженности в отношениях между государствами двух противостоящих блоков, но и развитие между ними торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей на взаимовыгодной основе. Но разрядка не означала отказа от соперничества между блоками на влияние на третьи страны, на мировое общественное мнение. С конца 1960 – годов СССР и США приступили к осуществлению согласованных мир по снижению риска ядерной войны. Были установлены системы прямой связи между столицами СССР и США; были достигнуты в 1970 году договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия; уменьшения появления новых ядерных держав. В 1972 году СССР и США пришли к соглашению об ограничении числа носителей ядерного оружия. Было признано существование паритета (равенства) стратегических сил, подтверждено, что его сохранение является основой устойчивых мирных отношений. Во имя сохранения паритета СССР и США согласились на ограничение системы противоракетной обороны (ПРО). Это соглашение позволяло предотвратить новый этап гонки вооружений. Договор об основных взаимоотношениях между СССР и США 1972 года зафиксировал, что эти державы исходят из недопустимости возникновения ядерной войны. В 1979 году был подписан второй договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ – 2), который устанавливал ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Улучшение отношений между СССР и США сочеталось со снижением уровня напряженности в Европе, где противостояли основные силы военных блоков. Предпосылкой этому стало подписание в 1971 году соглашения по Западному Берлину, в котором учитывалось, что СССР признает этот город частью ФРГ. В 1972 году были установлены дипломатические отношения между ГДР и ФРГ, а это снимало остроту противоречий в Европе. 1975 год в Хельсинке был подписан Заключительный акт Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, СШ, Канады уважать целостность существующих в Европе границ государства, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры укрепления безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество. Разрядка напряженности в Европе не остановила соперничества между СССР и США. Попытки СССР укрепить свое влияние на политику стран Африки и Азии и Центральной Америки в 1970- е гг были расценены в США как противоречие духу разрядки. Поводом к ее разрыву послужил ввод войск СССР в неприсоединенное государство Афганистан, где пришедшие к власти лидеры попытались осуществить модернизацию общества с опорой на советскую помощь. Оказав такую помощь, СССР был вовлечен во внутриафганскую гражданскую войну., которая вскоре приобрела характер освободительной войны против пребывания в Афганистане советских войск. Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 году республиканская администрация Р. Рейгана сочла, что действия СССР требуют, чтобы США прибегли к политике ядерного устрашения. Были прерваны переговоры по вопросам ограничения вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. В 1983 году Р.Рейган объявил о начале работ по концепции «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) – системы космических вооружений, призванных обеспечить США эффективной защитой от ракетно-ядерного оружия. Ухудшение отношений с США с их союзниками в начале 1980 – х гг поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи или искать новые подходы в отношениях с Западом. Поиск новых путей начался со встреч лидеров СССР и США С. М. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве в 1985 году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они не завершились конкретными договоренностями, но было подтверждено стремление к исключению риска ядерной войны из жизни народов. Президентом СССР м.С. Горбачевым в 1987-1988 гг. была предложена концепция политического мышления, позволившая завершить «холодную войну» а) Эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угроза применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению политических целей. б) «Новое политическое мышление» определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы, заканчивая ухудшением экологии. Эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, следовательно, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества. !987-1990 гг – СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооружений. Еще более существенные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами: СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы. В 1991 году была проведена операция США под названием «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта (часть войны в Персидском заливе 1990—1991 годов, операция многонациональных сил по освобождению Кувейта и разгрому иракской армии.) Завершение периода военно-блокового противостояния в мире означало прекращение «холодной войны». Контрольные вопросы
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции по истории
Помещаемые лекции могут быть полезны учителям, преподающим в старшей школе. 5 лекций относятся к различным периодам русской истории (XVI, XIX, XX вв.)...
Урок – лекция по истории России "СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
В преподавании современной образовательной школы сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, традиционно считавшиеся вузовскими: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зач...
Курс лекций по истории России
Для подготовки к поступлению в ВУЗ...
Лекция по истории английскогог языка
Рекомендована для старших классов...
Лекция по истории анимации
Лекционный материал по истории анимации...
Лекции по истории
История Российского государства с VII в.- XIX в до Российской Федерации 2009гг....
лекции по истории
для студентов СПО...