классный час на тему "Воссоединение Крыма с Россией"
материал по истории (8 класс) на тему

 

ТЕМА: Вхождение Крыма в состав России

ЦЕЛИ: Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины;

 воспитание  любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков,

формирование знаний о своем Отечестве, складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа;

 воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;

воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей; развивать мышление и речь учащихся, способствовать сплочению классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час31.15 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВОССОЕДИНЕНИЮ КРЫМА С РОССИЕЙ

                                                                         

 Разработала и провела: Гариленко Н.В.,  кл. руководитель 8 «Б» класса

                                                                                   

ТЕМА: Вхождение Крыма в состав России

ЦЕЛИ: Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины;

 воспитание  любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков,

формирование знаний о своем Отечестве, складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа;

 воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;

воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей; развивать мышление и речь учащихся, способствовать сплочению классного коллектива

Оборудование: компьютерная презентация, иллюстрации, карта Крыма, эпиграф, :Манифест  Екатерины II, пословицы о дружбе

Ход мероприятия

  УЧИТЕЛЬ: Наш классный час, посвящен воссоединению Крыма с Россией. Вспомним  немного истории о   названии и  местоположении   полуострова. Для этого  вернемся   на два  тысячелетия  назад.

1 учащийся:   (2 слайд) Полуостров Крым  расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком  узким (7—23 км) Перекопским  перешейком. С запада и юга полуостров  омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока — воды Азовского моря  и его залива Сиваша.

2 учащийся: (3 слайд)      Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова "кырым" — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой. С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы  называли Черное море Русским морем.

3 учащийся: (4 слайд)    В конце Х века в древнем  Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В XIII веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. - самостоятельное Крымское  ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надолго остановлены ордынским  нашествием. В юго-западной, горной части полуострова в конце XIII в. возникло политически независимое христианское княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп. Княжество имело торговые связи с Московским государством.  В 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. Они захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции.  

4 учащийся:На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В. Суворов, М.И. Кутузов и Ф.Ф. Ушаков. По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским  мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.

Учитель: (5 слайд) 8 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о вхождении Крыма в состав России, в котором  говорилось: Манифест Великой императрицы Екатерины II О присоединении крымского полуострова, Острова Тамани и всея кубанской стороны к России «Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те  прелести и преимущества, каковыми таковое в России пользуется…».

В связи с этим историческим событием В.В. Капнист, русский поэт, драматург и общественный деятель XVIII в., написал оду «на взятие под Российскую державу Крыма и Кубани».

Эпиграф к классному часу:

 Союз, порядок с тишиною

Идут  господствовать  страною,

Где  царствовала  вечно  ночь:

 Где слабый свет луны  считался

Единым  светом  искони.

Восстани Крым! твой сон прервался.

Тебе наступят ясны  дни.

5 учащийся: (6слайд)С этого времени возрастает приток населения   на полуостров Крым, растут города, развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. 21 февраля 1784 года Екатерина II издает именной указ князю Г. А. Потемкину строить «Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение».  

1 учащийся: (7слайд ) Командующий флотом  вице-адмирал Ф.А. Клокачев - вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву: «При сем   не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом  входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря   положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет  подобной сей гавани - положением, величиной, глубиной».  

2 учащийся: (8 слайд) А.В. Суворов по достоинству оценил качества бухты: «...подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном   удобнее и спокойнее помещены быть могли».

3 учащийся: (9-11 слайды)Экономика Крыма стала быстро развиваться. У небольшого городка Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической области. В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города   под командованием   вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр- адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город  до основания, но и прославила его на весь мир.

 4 учащийся :В годы Восточной войны 1853 – 1856 гг. основной театр военных действий развернулся в Крыму.  Во время обороны Севастополя по приказу  главнокомандующего следовало затопить часть кораблей Черноморского флота. Вице-адмирал В.А. Корнилов высказал несогласие с решением  главнокомандующего.

  5 учащийся :Из приказа В.А. Корнилова  по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854 г. «Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим  неприятелем   отошли  к Севастополю, чтоб грудью защищать его… Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости…»  

  1 учащийся :Из приказа П.С. Нахимова  о затоплении кораблей. 14 сентября 1854 г. «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону…»  

2 учащийся :Отрывок из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя.  «Дух в войсках выше всякого описания.  Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание…»

Учитель:Чем вы можете объяснить тот дух солдат, который проявился во время обороны Севастополя?

Прокомментируйте следующие факты:1) В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году впервые в истории России было принято решение учредить медаль «За защиту Севастополя».

2) 5 октября 1904 г. впервые в истории России была учреждена медаль «В память 50-летия обороны Севастополя», которой награждали всех оставшихся в живых участников событий, а также членов комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, историки, писатели.

 3) Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены севастопольские стипендии, в 1905 г. в Севастополе открыта панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя 1854- 1855 гг.»(12 слайд)

 3 учащийся:   В эпоху «Великих реформ» XIX века население Крыма удвоилось. Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог до Севастополя, Феодосии и Керчи. Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом  паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М. А. Волошина, А. С. Грина, С.С. Прокофьева и мн. др.

 4 учащийся:   После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР. С конца 1921 г. по июнь 1941 г. — трудящиеся Крыма преобразили свой край. Был построен Керченский металлургический завод им. П. Л. Войкова. Значительно увеличилась добыча керченской железной руды, природных стройматериалов и соли; развивалась химическая промышленность. Полностью были реконструированы консервные предприятия. К 1940 г. промышленность давала почти 80% всей валовой продукции народного хозяйства Крыма (55% в 1913 г.).

 5 учащийся:  (13-15 слайды)В годы Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250- дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских» «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями. В Крыму началось восстановление разрушенного народного хозяйства. Для скорейшего преодоления разрухи в городах и селах организовались отряды добровольцев. На Крымский полуостров стали переселяться новые жители из Украины, Курской, Московской, Пензенской, Ростовской, Рязанской областей Российской Федерации и других районов страны. В короткий срок были восстановлены промышленность и сельское хозяйство, возрождены города и села, реконструированы и построены новые санатории.

 1 учащийся: (16 слайд)  29 октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов республиканского подчинения РСФСР.1  В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

2 учащийся: (17 слайд)   20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.  22 марта 1991 г., после воссоздания Крымской АССР, Крымский областной Совет народных депутатов был преобразован в Верховный Совет Крымской АССР. 26 февраля 1992 г. он был переименован в Верховный Совет Республики Крым, с 17 марта 1995 г. - Верховный Совет Автономной Республики Крым. 4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном  суверенитете  республики. 1 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр». (Данный указ подписали Председатель Президиума Верховного совета РСФСР И. Власов и Секретарь Президиума Верховного совета РСФСР П. Бахмуров).  

3 учащийся: 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была  переименована  в Республику Крым   в составе Украины. В мае того же года принята конституция  и  введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента — упразднен.

4 учащийся: В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения   не были учтены результаты референдума 1991 года.

 5 учащийся: В ноябре 2013 г. - феврале 2014 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая ее обеспечить защиту его жизни и безопасности.  На фоне  разрастающейся  дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной  обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым  и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым   и города Севастополя.

 1 учащийся: (18 слайд)16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За  воссоединение с Россией  на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей. 17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения. 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. 21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Учитель: Ребята, что значит для вас Родина? Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной  крымчане называют  теперь Республику Крым.

-Давайте запишем названия родных вам мест.

                                          Мой родной  город-------------

                                          Моя Родина--------------------

                                          Моя планета----------------

 Крымчане гордятся просторами и красотой своей Родины.

Есть на  крымской земле горы, леса и степи, моря, реки и озёра.

Богата  земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны – это её народ.

-Ребята как вы думаете, какие народы проживают на нашей большой Родине?

На территории Крыма живут вместе более двадцати национальностей. Это русские, украинцы, крымские татары  и многие другие.

 

-Чем отличаются нации друг от друга?

 

Каждая нация имеет свои национальные традиции и обычаи, которые живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражается быт, взаимоотношения, кухня, культура, другими словами- особенности и разнообразие данного народа.

У каждого народа свой язык. Но все мы похожи тем, что при встрече всегда говорим здравствуйте.

Вот как это звучит на разных языках.

  • Здоровеньки булы.(Украина)
  • Здравствуйте (Россия)
  • Селям алейкум! (Крымскотатарский)
  • Прывитанне (по Белорусски)

       

-Есть такая русская поговорка « Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

Как вы понимаете эту поговорку?

-Давайте вспомним  как звучат пословицы о дружбе разных народов. Пословицы - неписаные законы жизни, составленные за долгие века.

  • Дерево корнями сильно, человек - друзьями---(грузинская)
  • Сила птицы в крыльях, сила человека- в дружбе.(татарская)
  • Дружба народов- их богатство. (узбекская)
  • Дружба заботой да подмогой крепка (русская)

Много испытаний выпало на нашу страну и народы других национальностей.

 Как должны жить народы разных национальностей?

 Что поможет людям различных национальностей жить в мире?

Давайте люди дружить друг с другом!

        

ГКОУ  Ростовской  области общеобразовательная   школа-интернат

основного  общего  образования  г.  Цимлянска

Классный час на тему:

Россия и Крым

« Мы  вместе».

Классный руководитель: Гавриленко Н.В.

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

Классный час на тему: «Новая Россия начинается с 1812 года»

Классный час посвящён Дню воинской славы России, воспоминаниям  о знаменательном событии в истории России,  победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрас...

Классный час – игра «Золотое кольцо России»

Ознакомление учащихся с историческим и архитектурным наследием российских городов через игровую деятельность....

Классный час "Крепкая семья - крепкая Россия"!

КЛАССНЫЙ ЧАС.«Крепкая семья - крепкая Россия "Дом – это там, где вас поймут,там где надеются и ждут, где забудешь о плохом – это твой дом»Оформление:Название праздника   (дедушка и бабу...

классный час "С любовью о России"

Цели и задачи: Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Познакомить с с...

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...

Классный час, посвященный памяти Героя России Т.А. Апакидзе на тему: "От нахимовца к Герою России"

Мероприятие готовилось и проводилось в преддверии дня Героев Отечества. И в наше мирное время всегда есть место подвигу, который совершают не какие-то вымышленные герои, а обыкновенные люди, честно и ...