Опубликованный урок "Столетняя война.Жанна Д,Арк".
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №1. Борьба французского народа против захватчиков.
Жанна Д'Арк.
Цель урока:
Создать условия для изучения и анализа событий Столетней войны.
Задачи урока:
Образовательная - показать высокий патриотизм французского народа, подчеркнуть, что народные массы были главной силой справедливой освободительной войны против чужеземных захватчиков и что именно они своей самоотверженной борьбой спасли родину от потери независимости.
Воспитывающая - на примере подвига Жанны вызвать у учеников сочувствие и сопереживание. Ребята должны понять, что человек, не умеющий оценить самоотверженную борьбу другого народа за спасение своей родины, за независимость, не может быть истинным патриотом своей Родины.
Развивающая - учиться отбирать информацию ; анализировать, обобщать факты, делать выводы; продолжить формировать навыки работы с документами, картой, картинами, материалами учебника.
Наглядность - карта "Европа в XI-XV в.в.", документ "Загадка девы с топором" (см. приложение), иллюстрации учебника, задания для самостоятельной работы (Аппарович, Запорожец), картина М.Г. Ройтера "Вступление Ж. Д'Арк в Орлеан", портрет Жанны (нарисован самими школьниками), раздаточный материал.
Литература: 1.- "Женщина в средневековом обществе". - История
/приложение к газете "Первое сентября"/. - №40, окт.1996, с.5.
2. - "Загадка девы с топором". Г. Лелянова. - Рекламный вестник. -№31 /31 июля 1998/, с.18.
3. - "Из истории Столетней войны". И. Ольтециан. - История /приложение к газете "Первое сентября"/. -№8, февраль 1998,с.4-8.
План урока:
1. Орг. момент. Вводное слово учителя. | |
2. Повторение. | а) Письменные ответы (2а варианта). Взаимопроверка. б) Фронтальный опрос. |
3. Этап усвоения новых знаний. | а) Объяснение учителя с элементами эвристической беседы; б) Ученики на своих к/к отмечают путь Жанны Д'Арк во время Столетней войны, следуя за объяснением учителя; в) Работа ребят с документом по разрешению проблемной ситуации (новые данные о происхождении Жанны из королевской семьи). |
4. Этап закрепления нового материала. 5.Этап подведения итогов. Обобщение учителя (если это необходимо). | Проблемное задание. Работа с плакатом (какой из трёх путей - путь Жанны и почему вы так думаете, |
6. Информирование учащихся о Д/з. |
Ход урока:
1. Добрый день, ребята. Тема нашего урока "Борьба французского народа против захватчиков. Жанна Д'Арк". Мы поговорим с вами о заключительном этапе Столетней войны. А сейчас попробуем вспомнить, как же она начиналась. 2а. Достанем листочки (на них - ваша фамилия и вариант). На доске записаны вопросы I, II вариантов. На работу вам 10 минут. На доске (в центре) вопросы: Вопросы: Ответы: | Тема записана на доске сверху. Ребята класса разделены на 4 группы по 6-8 человек. Заранее обговорили (на прошлом уроке), у кого какой вариант (при написании "летучки"). | |
I вариант: 1. Причины Столетней войны. | а) Франция претендовала на последние английские владения во Франции (часть Аквитании и Нормандия); б) Эк. и полит.соперничество Англии и Франции во Фландрии (города Фландрии специализировались на производстве сукна, имели тесные связи с Англией). | |
2. Сражение при Слейсе. | Морское сражение 1340 г. У берегов Фландрии англичане разгромили французский флот. Уцелели лишь немногие французские суда. | Ответы небольшие по объёму, данные учителем при объяснении материала по Столетней войне из методического пособ. "Всеобщая история (в таблицах и схемах)".- М.,1998. |
3. Почему война называется Столетней? | Она длилась с перерывами более ста лет (1337-1453). | |
II вариант: 1. Повод к Сто летней войне. | 1337 - восстание фландрских городов против Франции; англ. король Эдуард III провозгласил себя законным наследником французского престола. | |
2. Битва при Креси. | В 1346 году французы разгромлены: они потеряли 1,5 тыс. рыцарей и 10 тыс. пехотинцев. | |
3. Почему англичане на первых порах одерживали победы? | У них была более сильная армия, лучшее вооружение, высокая воинская дисциплина, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою. | |
Время работы подходит к концу. Ребята 1-го варианта поменялись листочками с учащимися 2-го варианта. Любой из учеников класса даёт правильный ответ на вопрос. Другие поправляют. Все проставляют "+" и "-" и ставим друг другу оценки. Обратите внимание на доску. Листочки собрали. Один человек от группы положит на стол учителя. 2б. Фронтальный опрос. - Назовите даты 1-го периода войны (1337-1360 г.г.). - Покажите по карте, какая часть тер. Франции принадлежала англичанам: а) к началу войны; б) к 1360г. ( а) - часть Аквитании, б) - вся Аквитания).________ - Каковы результаты этого периода (англичане захватили 1/3 территории Франции, т.е. всю Аквитанию). - Правильно ли были показаны территории по карте? А как вы думаете, почему англичанам удалось захватить такую большую территорию (у них более сильная армия, дисциплина, согласованность действий, лучшее вооружение. Французская же армия требовала реорганизации). - Что вы можете сказать о 2-ом этапе войны? (1369-1396 г.г.. Ряд побед французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции, кроме портов Кале, Бордо, Бреста). | На доске: полный ответ 5, встречаются ошибки - 4, неполный ответ с ошибками-3. | |
3а. Франция победит в Столетней войне. И сегодня, в конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Почему Франция победит в Столетней войне? Но эти успехи было трудно закрепить французам, т.к. в стране шла феодальная междоусобная война (борьба 2-х феодальных групп за власть и влияние на психически больного короля). Во главе этих групп стояли дяди короля - герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Столкновения продолжались почти 1/4 века. Противники беспощадно истребляли друг друга, учиняли расправы над побеждёнными. Феодальные отряды наводили ужас на беззащитное население. Крестьяне бежали из своих деревень, ремесленники и торговцы покидали города. Враждующие группы вели тайные переговоры с англичанами и просили их о помощи. - А как же вели себя англичане на территории Франции? (По документу "Подвиг горожан Кале" можно судить о том, какие безобразия творили англичане. Захватившие порт Кале, они потребовали, чтобы шесть наиболее уважаемых горожан добровольно согласились принести свои жизни в жертву ради спасения жизни своих сограждан. Они были казнены.) Следовательно, какой можно сделать вывод на основе этого документа о настроении французов? (действия англичан породили к завоевателям ненависть всего населения, решающая роль в этой ненависти принадлежала народным массам). | Проблемная ситуация Вопрос записан в центре доски под названием темы урока. | |
В то время, как англичане, воспользовавшись борьбой феодальных группировок, нанесли сокрушительное поражение французским войскам у деревни Азенкур, весь север Франции оказался в руках англичан, над остальной территорией устанавливается их негласный контроль. Англичане навязали тяжёлые условия мира. Французский дофин (старший принц) был отстранён от власти, наследником должен был стать сын английского короля и французской королевы. Но ему не было и года. Дофин Карл бежал из Парижа и провозгласил себя королём Карлом VII (1422-1461). Он привлёк к себе симпатии тем, что встал на защиту независимости Франции. Ему сочувствовали и потому, что от него отказались отец и мать, которые предали его ради интересов английского короля. Англичане захватывали город за городом, осадили город Орлеан (его падение открыло бы захватчикам путь на юг страны). Здесь решалась судьба Франции. Французское войско утеряло веру в победу. Наследник престола и знатные феодалы растерялись и действовали нерешительно. В это тяжёлое время лишь народ сохранил мужество и волю к борьбе. Крестьяне не только отбивали нападения грабителей на деревни, они соединялись в отряды, устраивали засады и истребляли захватчиков. В стране разгоралась партизанская война. Как вы думаете, ребята, к чему она могла привести? (Скорее всего, к победе). - Каких двух типов бывают войны? (Освободительные и захватнические). - А какой была Столетняя война? (Сначала захватнической, затем освободительной со стороны французов). В подъёме народной войны большую роль сыграл подвиг Жанны Д'Арк. Кто эта девушка? (Биографию (о начале жизненного пути героини) рассказывает заранее подготовленная ученица). | Показываю по карте на доске. Записываем в тетрадь результаты третьего периода войны. | |
Много трудностей пришлось преодолеть Жанне, прежде чем она попала к королю. Придворные поверили, что она сможет поднять боевой дух войска и король дал ей отряд, который влился в войско, освобождающее Орлеан. - ! Внимание, задание классу: на своих к/к (при помощи атласа) отметьте путь Жанны во время Столетней войны, следуя за объяснением учителя. | ||
Итак, из Блуа, где проходила встреча с королём, Жанна направляется под Орлеан. 1429 год - переломный в ходе войны. Защита Орлеана. По словам современников, "воины, находившиеся под руководством Жанны Д'Арк, сражались так, будто считали себя бессмертными". Сама Жанна, раненая стрелой в ключицу, упала в ров, но вскоре опять была на ногах. 8 мая Орлеан был освобождён, после снятия осады с города последовал ряд побед французов. В армию массами приходили крестьяне и ремесленники. К концу мая в ней уже насчитывалось 12 тыс. воинов. - Как вы думаете, чувствовали себя англичане захватчиками? (разные предположения). Англичане имели повод считать французов, боровшихся с захватчиками, "бунтовщиками" против "законной власти". Вспомните мирный договор. - Что же нужно было сделать французам, чтобы англичане не имели больше такого повода? (Короновать Карла в Реймсе (в этом городе издавна проводилась церемония коронации французских королей)). Жанне удалось убедить Карла предпринять этот поход. Весь путь в 300 км. армия прошла за 2 недели, города по пути её следования сдавались без боя. Карл был торжественно коронован в Реймсе. К началу августа дорога на Париж была открыта. Жанна несколько раз просила короля разрешение выступить, но придворные советовали королю не спешить с походом и сумели посеять у него недоверие к Жанне. В марте 1430 года она появилась недалеко от Парижа в крепости Компьен, чтобы помочь её защитникам в борьбе с бургундцами. Окружённая со всех сторон врагами, она пыталась пробиться в крепость, чтобы укрыться за её стенами. Но ворота крепости оказались закрытыми, мост был поднят. Она попала плен к бургундцам, которые продали Жанну англичанам. Ни король, ни феодалы ничего не сделали, чтобы её выкупить или обменять на знатного английского военначальника. - Как вы думаете, почему феодалы предали Жанну? - Нет ли чего общего в причинах поражения Жакерии и предательстве феодалами Жанны Д'Арк? (Их действия были вызваны страхом перед размахом всенародной борьбы против захватчиков). Долгие месяцы Жанна провела в тюрьме. Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили приписать победы героини вмешательству "дьявола". Девушка предстала перед судом инквизиции. В колдовстве её обвиняли французские епископы, перешедшие на сторону врагов короля. | Все географические названия учитель показывает на настенной карте. | |
Деревенская девушка отвечала на вопросы, в которых её старались запугать, с достоинством и разумно. Существует версия, что Жанна была не простой крестьянской девушкой, а из королевской семьи. Каждый из вас зачитает данный документ и выскажет своё отношение к нему. - Итак, какой вы можете сделать вывод по этому документу? (Спор - кто-то согласен, кто-то нет). Давайте выслушаем по этому поводу мнение Кати Поликарповой, которая написала исследование о жизни и подвиге Жанны. (Была ли Жанна родом из королевской семьи или нет, жила она среди простого народа, видела его жизненные трудности и защищала его интересы). Жанну приговорили к сожжению на костре, и в мае 1431 года она была сожжена в городе Руане. Только четверть века спустя король приказал провести пересмотр судебного процесса. - Зачем это было нужно королю? (Если бы приговор не был отменён, получалось, что своей короной он обязан колдунье). Новый суд объявил прежний приговор ошибкой. В 20 веке папа римский причислил Жанну к лику святых. После гибели Жанны народная освободительная война развернулась с новой силой. В Нормандии против англичан действовали 10-ки тысяч крестьян. - На основе документа (№23, стр.34 "Самостоятельные работы под ред. Г.М.Донского") ответим на вопрос: какие настроения преобладали во французском войске к концу Столетней войны. (Воодушевление, патриотизм, судя по словам документа: "никогда еще такая большая страна не была завоёвана за столь короткое время с такой малой потерей людей"). В 1453 году последний оплот англичан в Аквитании город Бордо сдался. На этом Столетняя война закончилась. У англичан на французской земле ещё на столетие остался один только порт Кале. 4. - Посмотрите в свои к/к. там вы отметили путь Жанны Д'Арк во время Столетней войны, теперь обратите внимание на плакат. На нём изображены 3 пути. По какому из них шла Жанна и почему вы так думаете? При достаточном количестве времени можно предложить ребятам потренировать друг друга в объяснении понятий (Аквитания, Кале, Фландрия) по типу телеигры "Пойми меня". Можно также предложить найти ошибку в тексте (заготовленном учителем). Текст из 8-10 предложений и в конце текста слова- ловушки: "за коронацию в Реймсе Карл чувствовал себя благодарным Жанне в течение всей жизни". 5.- Итак, почему же Франция победила в Столетней войне? (Победила, потому, что широкие слои народа приняли в ней участие на заключительном этапе войны). - Значит, какой характер носила война со стороны французов? (Освободительный характер). Обобщение учителя (если это необходимо). Итак, мы с вами выяснили, что справедливый, освободительный характер войны на заключительном её этапе привёл к подъёму национально-освободительного движения за независимость родины и обеспечил победу Франции. 6. - Обратите внимание на домашнее задание: §29; Задание по желанию – Эссе: «Какие черты характера Жанны вам понравились? В чем бы вы хотели быть на неё похожими?» | Документы были розданы каждому ученику на парты (можно ознакомиться с документом в Приложении). Пуатье ↓ Орлеан ↓ Реймс ↓ Компьен ↓ Париж ↓ Руан Д/з записано справа на доске. |
Урок закончен, всего доброго. Не забудьте, пожалуйста, оценить свою работу, повесив разноцветные листочки на дерево. |
Урок для меня был наполнен полезной работой, насыщенный общением; я в общей работе раскрылся, показал себя, доволен собой: Оранжевый цвет – Да; Красный – не совсем, могло быть лучше; Чёрный – нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опубликованные работы
http://www.proshkolu.ru/user/natdvz/folder/140679/ - пройдя по данной ссылке, можно познакомиться непосредственно с работами№Наименование изданияНазвания работГод1.«Душа...
Список опубликованных научно-методических трудов
Тезисы, статьи, разработанные программные средства и пр....
Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"
Данная разработка включает в себя видеофрагмент, после его просмотра , учитель совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...
Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"
1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...
Опубликованная статья
Из опыта работы...
статья, опубликованная в педагогическом сборнике 2012 г."Гуманитарные науки в повышении качества педагогического образования""
Статья для публикации в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 28 сентября 2012 г .)...
СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА. ЖАННА д\'АрК
О борьбе французов с англичанами, о подвиге Жанны Д: аРК...