Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект открытого урока в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mongolskoe_nashestvie_na_rus.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана»
Цель:
Образовательная: рассказать о появлении государства Чингисхана, его особенностях, роли в мировой истории. Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия на Русь. Подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.
Воспитательная: сформировать чувства гордости и уважения к подвигам предков.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: видеоурок и тест по теме: «Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века (6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012.
Ход урока:
1. Организационный этап
Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана».
2. Проверка домашнего задания
Преподаватель проводит опрос (использует тест «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество»).
1.Предлагает учащимся дать определения понятиям: тысяцкий, посадник, владыка, олигархическая республика,
2. Соотнести события и даты: 1136, 1199, 1234.
3.Ответить на вопросы: «Дайте характеристику государственного строя Новгорода». «Какими были особенности Галицко-Волынского княжества»?
3. Введение в новый материал
В центральной Азии в 12 – 14 веках проживало большое количество тюркских кочевых племен. Среди них были монголы и татары. Они, как самые многочисленные, дали название племенному союзу.
У монголов зарождались феодальные отношения. Появилась частная собственность и государство.
4. Изложение нового материала
Монголы вели кочевой образ жизни, основным богатством у них считался скот и пастбища. Виду того, что они вели походный образ жизни, человек с детства не расставался с лошадью. Каждый кочевник был воином, способным перемещаться на любые расстояния. Поэтому государство монголов было военизировано.
Через какое-то время начались войны между племенами.
В ходе борьбы во главе монголов стал Темучин.
Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием Чингисхана:
«Среди татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жестокостью к врагам, щедростью к сторонникам и стремительностью в нападениях. Темучин раньше видел немало бедствий. Юношей ему пришлось быть рабом… исполнять самые тяжелые работы в кузнице враждебного племени. Но он бежал оттуда и потом много лет провел в войнах, стремясь к власти над другими ханами... Ему было уже пятьдесят лет, когда его провозгласили великим каганом, в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов... Но Темучин подчинил всех своей воле, избрал себе новое имя – «Чингисхан», что значит «посланный небом», разгромил и обратил в рабство непокорные племена, а их вождей сварил живыми в котлах...»
«Он высокого роста, и, хотя ему уже больше шестидесяти, он очень силен. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож: на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда, а щедростью к тем, кого он хочет наградить – на кровожадную тигрицу, ласкающую своих тигрят. У него высокий лоб, длинная, узкая борода и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся не задумываясь, так как они верят, что победят, – Чингисхан всегда одерживает победы»
1. Что по этому описанию вы можете сказать о личности Чингисхана?
2. Как способствовали личные качества Чингисхана успеху его армии?
В начале 13 века на общем монгольском сходе (курултае) его провозгласили правителем всех монголов. Он принял имя Чингисхана – небесного правителя. Там же монголы поставили перед собой задачу завоевать мир.
Организовав многочисленную армию, Чингисхан начал завоевания. От других армий кочевников монгольское войско отличалось своей суровой дисциплиной и четкой организацией. Армия делилась на тысячи, сотни и десятки. Еще одной особенностью его армии была хорошо налаженная разведка.
За короткое время ему удалось покорить многие страны. В 1211 году он вторгся в Северный Китай. В 1215 году пала его столица Пекин. В Китае монголы переняли многие военные новшества: осадные орудия, зажигательные смеси. Численность армии Чингисхана достигала 200 тысяч человек.
Позже были завоеваны Средняя Азия, Персия, Кавказ. В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян запросил помощи у русских князей.
1. Как вы думаете, согласились ли русские князья помочь половцам? Объясните свою точку зрения.
1. Что вам известно об основных занятиях монголов? Как они повлияли на специфику развития данного народа?
2. Подумайте, почему кочевые народы более воинственные, чем земледельцы?
Князья посчитали, что легко справятся с монголами. В походе приняли участие киевские, черниговские, смоленские, галицкий и волынские князья. К русским войскам присоединилась половецкая конница. Войско возглавил киевский князь Мстислав Романович. Для борьбы с монголами была собрана большая часть сил, которыми располагала Русь.
Объединенное войско разбило авангард монголов. Решающее сражение произошло в 1223 году на реке Калке.
В объединенном войске не было согласия. Оно не имели общего командования, некоторые князья не приняли участия в сражение.
Тем не менее, русские отряды мужественно сражались. Но с поля боя бежали половцы. Монголы окончательно завладели ситуацией. Русское войско было разбито.
6 князей погибло. Смогли уцелеть князья галицкий и волынский. Киевский князь и его соратники не приняли участия в битве, а укрепились лагерем на холме.
Монголы не смогли взять его приступом и пошли на хитрость. Князьям пообещали, что их вместе с воинами пропустят домой. Что «не прольется ни капли княжеской крови».
В итоге воины были пленены, а князей связали и бросили на землю, положив на них настил из досок, на котором монголы устроили пир. Для Руси это поражение было одним из самых тяжелых за всю историю.
Монголы не пошли дальше в русские земли. Они направились в Волжскую Булгарию, где потерпели ряд поражений и отступили.
Задает вопросы:
1. Постарайтесь сравнить боеспособность войска монголов и русских князей.
2. Какие преимущества и недостатки были у сил сторон?
1. Почему монголы не стали завоевывать русские земли? Объясните свою точку зрения.
Говорит учитель: В 1227 году Чингисхан поделил владения между сыновьями.
Говорит ученик. В 1235 году на съезде монгольской знати было принято решение о походе на Запад. Возглавил войска внук Чингисхана Батый.
Была захвачена Волжская Булгария, разгромлены половцы. Зимой 1237 года началось вторжение в русские земли.
Задает вопросы:
1. Опишите политическое и военно состояние русских земель на начало монгольского завоевания.
Территория Киевской Руси на тот момент была поделена на 30 владений. В ней не было не только политического, но и военного единства. Монгольское войско насчитывало до 75 тысяч человек. Ни одно из русских княжеств не могло выставить такого числа воинов.
Первым подверглось нападению Рязанское княжество.
Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с отрывками из «Повести о разорении Рязани Батыем»:
«В год 1237 пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал… близ земли Рязанской.... И осадил град, и бились пять дней…. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили…. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками, а третьи с… лестницами – и взяли град Рязань... Мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали…, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей… посекли… и весь град пожгли, и всю красоту и богатство рязанское…. И храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и….»
1. Пользуясь текстом определите, какой характер носило монгольское нашествие.
2. С какой целью ими была проявлена такая жестокость?
Войско рязанского князя Юрия Игоревича было разбито. Уцелевшие укрылись в городах. Помощь, о которой просил князь в Чернигове и Владимире не пришла.
После трехдневной осады Рязань пала, была разграблена и сожжена. Погибли князь и вся его семья.
По преданию, уцелевшие жители Рязани собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат. Впоследствии они начали борьбу с захватчиками.
Монголы двинулись во Владимирское княжество. В 1238 году они подошли к Коломне. В ходе сражения погиб один из внуков Чингисхана. После захвата Коломны, монголы подошли к Москве. Оборону возглавил воевода Филипп Нянька. Но силы были неравны. Город был захвачен и сожжен.
Войска Батыя подошли к Владимиру. После нескольких штурмов, укрепления города были разрушены осадными орудиями. Владимир был разграблен. В ходе этого было утеряно большое количество культурных ценностей.
Монголы захватили почти все Владимирское княжество. За 1238 год было разорено 14 русских городов. Среди них Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль.
В марте 1238 года на реке Сить состоялась битва между монголами и войском Владимирского князя Юрия Всеволодовича. Русские войска потерпели поражение, погиб и сам князь.
Монголы выдвинулись на Новгород. На их пути лежал город Торжок. Он был перевалочной базой для новгородских купцов. В нем находились запасы фуража, которые были необходимы монгольской коннице. Горожане подготовились к нападению. Заморозили деревянные укрепления, создав ледяной панцирь против огня.
Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с летописным описанием осады Торжка:
«…Затем подошли татары и осадили Торжок… и окружили они весь город тыном, так же как и другие города брали….и обстреливали татары (город) из камнеметных орудий две недели и изнемогали люди в городе, а из Новгорода им не было помощи, потому что все были в недоумении и страхе… И так язычники взяли город, убив всех – и мужчин и женщин, всех священников и монахов. Все разграблено и поругано, и в горькой и в несчастной смерти…»
1. Что стало причиной того, что Торжок был в итоге взят?
2. Какое значение имело столь долгое сдерживание монголов у стен города?
Город продержался две недели.
В марте 1238 года монголы направились к Новгороду, но ввиду недостатка продовольствия и распутицы. А так же зная, что Новгород был хорошо укреплен, имел сильную дружину и ополчение, повернули на Юг.
На пути монголов лежал небольшой город Козельск.
Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием обороны Козельска, взятым из Галицко-Волынской летописи:
«…Пришел Батый к городу Козельску. Там княжил молодой князь по имени Василий. Нечестивые узнали, что люди в городе крепкодушны, что словами хитрыми нельзя захватить город. Козляне же… порешили не сдаваться, говоря так: Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога. Татары упорно бились, хотели взять город, разбили городскую стену и вошли на вал. Козляне на ножах резались с ними. Они решили выйти на татарские полки, и, выйдя из города, разбили пороки (стенобитные машины) их, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты. Батый же, взяв город, перебил всех, не пощадил и детей... С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но – «злым городом», потому что они бились за него семь недель. У татар были убиты три сына темников....».
1. Как вы считаете, почему крупные города (Владимир, Рязань и др.) были взяты быстро, а Козельск смог продержаться столько времени? Свой ответ обоснуйте.
2. Какие качества проявили горожане при осаде Козельска?
3. Почему город был назван «злым»?
Горожане сопротивлялись семь недель. После чего город был взят и уничтожен.
Говорит учитель. Первый поход Батыя на Русь не привел к ее полному подчинению, хотя значительная часть северо-восточных земель была разграблена.
В 1239 году начался второй поход на Русь. Основные силы монголов были направлены в южные земли, а так же в Европу.
Были захвачены и разрушены Чернигов и Переяславль. В 1240 монголы подошли к Киеву. В городе были хорошие укрепления. Город, под предводительством воеводы Димитра, оборонялся три месяца. Но все же был взят.
Долее монголы вторглись в Галицко-Волынские земли. Были взяты и разрушены Владимир и Галич. Разорены прилегающие земли.
5. Закрепление изученного материала
Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:
1. Чем можно объяснить победу Чингисхана над крупными государствами Азии? Каковы последствия монгольских завоеваний для этих стран?
2. Каковы были результаты завоевательных походов монголов? Как они изменили структуру монгольского общества и государства, повлияли на структуру и вооружение армии?
3. Что послужило причиной вступления русских земель в борьбу с монголами?
4. Что стало причиной поражения русских войск от монголов?
5. Сравните, какие была цели у первого и второго похода монголов на Русь?
6. Какие последствия имело монгольское нашествие для русских княжеств?
6. Итоговое обобщение. Домашнее задание
За четыре месяца Батый захватил всю Юго-Западную Русь и вышел на границы Польши, Венгрии т Чехии. Разорив эти страны и прилегающие территории. Он в конце 1242 года вернулся на Нижнюю Волгу, где была основана столица Золотой Орды – части Монгольской империи – Сарай.
В итоге Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Из всех земель избежали разорения лишь Полоцк, Смоленск и Новгород.
Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным материалом.
7. Рефлексия
Проводится в свободной форме с целью выявления качества проведенного занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек...
Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь
Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь и получают задания на следующий, ...
Монгольское нашествие на Русь, 6кл. История
Монгольское нашествие на Русь...
Урок истории в 6 классе по теме «Монгольское нашествие на Русь»
Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь»...
Монгольское нашествие на Русь
разработка урока с использованием интерактивной доски...
Создание державы Чингисхана.
Создание державы Чингисхана....
Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"
История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...