Конспект урока истории в 5 классе "Крым и Россия. Мы вместе".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Материал урока "Крым и Россия. Мы вместе" проводится по следующему плану:
1. Символика Республики Крым;
2. Крещение Владимира в Херсонесе;
3. Завоевание Крыма Екатериной II;
4. Крымская война 1853 – 1856 гг.;
5. Оборона Севастополя 1941 – 1942 гг.;
6. Развал Советского Союза. Крым уходит из России вместе с Украиной;
7. Современная политическая часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krym_i_rossiya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85
имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»
План урока
«Крым и Россия. Мы вместе»
5 класс
Выполнил учитель истории:
Самохина Е.С.
г. Тайшет, 2014 г.
Тема: «Крым и Россия. Мы вместе».
Тип урока: урок изучения новой темы.
Цели урока:
- образовательная – исследовать особенности символики Крыма, проследить ее сходства с российской символикой, процессы присоединения и отделения Крыма от России, современную политическую ситуацию в Крыму;
- воспитательная – развивать понимание необходимости присоединения Крыма к России как неотъемлемой ее части; воспитывать чувство патриотизма у учащихся на примере героизма крымчан и россиян, совместно сражавшихся в Крымской войне и Великой Отечественной войне;
- развивающая – развивать познавательную активность учащихся, продолжить развитие навыков устной речи, формирование умений сравнивать разные тексты, делать выводы.
Оборудование урока: презентация «Крым и Россия. Мы вместе», запись гимна республики Крым, тексты гимнов России и Крыма, рисунки «Мы вместе» для украшения кабинета, памятки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
План урока
- Символика Республики Крым;
- Крещение Владимира в Херсонесе;
- Завоевание Крыма Екатериной II;
- Крымская война 1853 – 1856 гг.;
- Оборона Севастополя 1941 – 1942 гг.;
- Развал Советского Союза. Крым уходит из России вместе с Украиной;
- Современная политическая часть.
Ход урока
Организационный момент.
I. Изучение новой темы.
1. Вводное слово учителя (мотивация).
(слайд 1. Тема урока)
Ребята, все вы знаете, что недавно в нашей жизни, в истории нашей страны произошло очень значимое событие – Крым вошел в состав Российской Федерации. Россияне, не скрывая своей радости, говорят: «наконец то мы вместе, так и должно быть.». Тема сегодняшнего урока так и звучит «Крым и Россия. Мы вместе» (ученики записывают тему урока в тетради).
Путь воссоединения был долгим и корнями уходит в глубокую древность.
Ребята у вас на столах лежат тексты гимнов и памятки, в которые, по ходу урока, вы будете вписывать ответы на вопросы. Давайте зачитаем задания памятки.
(слайд 2. План урока)
Сегодня мы поговорим о крещении Владимира в крымском городе Херсонесе, о завоевании Крыма Екатериной II, о Крымской войне 1854 г., об обороне героического города Севастополя, о распаде СССР, когда Крым ушел от нас вместе с Украиной, о присоединении Крыма к России в 2014 г.
2. Рассказ учителя «Символика и состав населения Крыма».
(слайд 3. Символика Крыма)
Ребята, обратите внимание на состав населения Крыма. Русское население составляет 58,5 %, украинцев – 24,4%, крымских татар 12,1, белорусов 1,1%, татар 0,5 %, армян – 0,4.
Обратите внимание на флаг, который представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, средней — белого цвета; нижней — красного цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.
Ребята, на флаг какого государства похож флаг Крыма?
Герб Крыма представляет собой на красном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба положено традиционное для Крыма с эпохи античности изображение грифона, который, являясь объединяющим символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и природного и культурного разнообразия Крыма. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики.
А теперь давайте прослушаем фрагмент гимна Крыма и попробуем проследить, имеет ли он какое-либо сходство с российским (ученикам раздаются тексты гимнов).
Ответы учеников.
3. Рассказ учителя. «Крещение Владимира в Херсонесе».
(слайд 4. Портрет Васнецова «Крещение Владимира»)
Изначально Херсонес был греческой колонией, основанной в 529 г. до н. э., затем попал под власть Рима, который то отдавал его боспорским царям, то освобождал.
В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. В988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.
4. Рассказ учителя. «Завоевание Крыма Екатериной II».
(слайд 5. Фейерверки в честь Екатерины II во время ее путешествия в Крым)
8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) влилась в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На первых порах обустройством российского Крыма ведал князь Потемкин.
Под российской юрисдикцией начало расти русское, а также греческое население из числа отставных солдат. Приезжают осваивать новые земли болгары и немцы. В 1787 году императрица Екатерина совершила свое знаменитое путешествие в Крым.
5. Рассказ учителя. «Крымская война 1853 – 1856 гг.»
(Слайд 6)
В июне 1854 года англо-французская флотилия начала обстреливать российские береговые укрепления в Крыму, а уже в сентябре в Евпатории началась высадка десанта союзников (Великобритания, Франция, Османская империя). Вскоре произошло Сражение на Альме.
В октябре началась оборона Севастополя, которая длилась 11 месяцев , убитыми и ранеными насчитывалось 1300 человек, на Малаховом кургане погиб Корнилов.
Мужество солдат и офицеров потрясло современников Николай I приказал считать месяц за год в осажденном городе.
В феврале 1855 года русские неудачно пытались штурмовать Евпаторию. В мае англо-французский флот захватывают Керчь. В июле в Севастополе гибнет Нахимов. 11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако впоследствии был возвращен России по окончании войны по Парижскому трактату.
6. Рассказ Учителя. «Оборона Севастополя в Великой Отечественной войне».
(слайд 7)
Одной из главных целей войны для гитлеровцев был захват Кавказа с его нефтяными месторождениями, и далее - наступление в направлении Персидского залива. Германии катастрофически не хватало нефти, и за обладание ее запасами она готова была на любые жертвы.
Серьезнейшим препятствием на этом пути были для агрессоров Черноморский флот и его главная база Севастополь. Поэтому, захват Севастополя и уничтожение флота были для немецкого командования в числе приоритетных задач.
Почти два года фашистской оккупации стали черным периодом истории Севастополя. В первые же дни фашистами было расстреляно более 3,5 тысяч мирных жителей, укрывавшихся в Инкерманских штольнях и в Троицком тоннеле. 12 июля 1500 человек было согнано на стадион, а затем вывезено на 5-й километр Балаклавского шоссе и там расстреляно. 1 сентября 1942 года оккупанты отметили расстрелом группы подростков во дворе школы № 25 на ул. Ленина. Сотнями увозили людей на работы в Германию: только в течение лета 1943 года в рабство из Севастополя было угнано 36 тысяч человек.
Советские военнопленные, оказавшиеся в оккупированном Севастополе, подвергались чудовищным издевательствам и пыткам: их забивали до смерти шомполами, морили голодом, закапывали живыми в землю. В лагерях военнопленных систематически проводились массовые расстрелы. Раненых советских солдат и офицеров, доставленных из Керчи, фашисты погрузили на баржу, которую отвели от берега и подожгли. Заживо сгорело более 1000 человек. Это чудовищное варварство было повторено еще несколько раз.
Всего за 22 месяца оккупации в Севастополе было расстреляно, сожжено, утоплено в море 27306 человек. В фашистскую Германию угнали 45000 человек.
Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя вошла в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновили советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов.
7. Рассказ учителя. «Распад СССР. Крым уходит из России вместе с Украиной».
(слайд 8)
Не прошло и года со дня смерти И.В. Сталина, как Н.С. Хрущев начал перекраивать карту СССР, распределяя территории между республиками. Именно в эти дни серией постановлений Президиума ЦК КПСС, Совета министров РСФСР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР 25 января 1954 г. Как сказано в официальных документах, «учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР», а также как «свидетельство безграничного доверия великого русского народа украинскому народу. Я считаю этот шаг необдуманным, сделанным без учета национального состава Крыма. Тогда никто не спрашивал, чего хочет народ России и народ Крыма, они просто были поставлены перед фактом. Возможно Хрущевым двигало стремление загладить вину за сталинские репрессии или какая-то иная причина.
Когда в 1991 году СССР распался, Крым вместе с Украиной вышел из состава Советского союза.
8. Рассказ учителя. «Современная политика в Крыму»
(слайд 9 прочитать слайд)
Смена власти на Украине в 2014 году — процесс досрочного отстранения четвёртого президента Украины Виктора Януковича от власти, формирования нового парламентского большинства в Верховной Раде и изменения состава судей Конституционного суда Украины. Переформатирование всех ветвей власти началось 22 февраля 2014 года и оказало большое влияние на течение политического кризиса в стране.
22 февраля, на фоне продолжавшихся протестов В. Ф. Янукович покинул Киев и в Харькове дал интервью телеканалу «112 Украина», в котором заявил, что не собирается подавать в отставку и не собирается подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот».
На заседании Верховной рады сообщили об «исчезновении» Президента Виктора Януковича, его резиденция в Межгорье была пуста, её охрана была снята, тележурналисты «5-го канала» провели репортаж с территории резиденции.
После смены власти в Киеве и формирования правительства Яценюка в городах Юго-Восточной Украины начались массовые акции протеста под антиправительственными, сепаратистскими и пророссийскими лозунгами. «Антифашистские марши» прошли в Днепропетровске, Донецке, Луганске, Харькове и ряде других городов юга и юго-востока Украины. В результате штурма здания Харьковской администрации ранения получили 68 человек. Пророссийским активистам противостояли футбольные фанаты «Металлиста» и боевики группировки «Правый сектор». В Одессе представители антимайдановского митинга требовали легализации русского языка и федерализации страны.
1 марта 2014 года на фоне обострения внутриполитической ситуации на Украине Президент Российской Федерации Владимир Путин внёс в Совет Федерации РФ обращение об использовании войск Российской Федерации на территории Украины. В тот же день Совет Федерации России одобрил ввод войск на территорию Украины.
В результате протестов жителей Автономной Республики Крым и Севастополя против неконституционной смены власти в Киеве, прихода к власти радикалов, Крым фактически отделился от Украины. 11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
(слайд 10)
Обращение Владимира Путина к Федеральному Собранию 18 марта 2014 г.
«В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические моменты, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего XX века».
II. Закрепление и подведение итогов
1. Ответы на задания памятки.
2. Вывод учителя. Ребята, очень важно понимать, что значит Крым для России и Россия для Крыма. В Крыму все пронизано нашей историей и нашей гордостью. Здесь Древний Херсонес, где принял крещение Владимир. В Крыму находятся могилы российских солдат, сражавшихся за свободу Крыма России. Крым это Севастополь – родина черноморского российского флота. Ни один этнос Крыма не исчез с течением времени. Русские, украинцы, крымские татары жили и воевали плечом к плечу.
Присоединение Крыма – это исправление ошибок прошлого, когда Россия добровольно передала Крым Украине, надеясь на то, что Украина всегда будет добрым соседом.
2. Выставление отметок.
Домашнее задание: сообщения по теме «Почему Крым захотел войти в состав России?»; «Почему России нужен Крым?».
Рефлексия. Учитель просит поднять руки тех учеников, которым понравился урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "История символов России"
Урок посвящен знакомству с возникновением символики Российского государства: герба, флага, гимна. Их изменениями в разные периоды существования государства. Цели урока: Проследить преемств...
конспект урока истории в 11 классе "Столыпинская модернизация России. Аграрная реформа"
Урок-исследование с использованием различных источников информации, с применением ЭОР....
Конспект урока истории в 10 классе по теме "Общественная и духовная жизнь России в 30 - 50-е годы XIX века"
Урок изучения новой темы на основе выполения компетентностно-ориентированных заданий, связанных с воображаемым погружением в изучаемую эпоху....
Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»
Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I. В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...
Конспект урока истории России в 9 классе на тему "Внешняя политика России. Русско-японская война"
Разработка урока истории 9 класс...