Олимпиады по истории 9, 11 классы
олимпиадные задания (история, 9 класс) по теме

   Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад.

Целями и задачами проведения олимпиады является то, что они позволяют активизировать творческие и познавательные способности

учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей.

  Олимпиада дает возможность проверить уровень исторической подготовленности ученика, его общий кругозор.

  Олимпиады могут быть использованы преподавателем по-разному:

для тестирования наиболее успевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; для проверки знаний тех, кто занимается

на факультативах и в исторических кружках, и, наконец, при непосредственном проведении исторической олимпиады.

 

Литература:

1. Э.В.Уткина "Школьные олимпиады" История, Москва, Айрис - пресс 2005г.

2. Интернет ресурсы.

3. Материалы ФИПИ для подготовки к ЕГЭ различных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_9_klass.docx314.85 КБ
Файл olimpiada_11_klass.docx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

Исторические олимпиады

школьников

(9-11 классы)

Выполнил:

учитель истории

Покудина С. С.

Кимры 2013

9 класс

Хронология.

Задание № 1. Определите время перечисленных событий:

а) битва на р. Вожже;

б)  битва на р. Калке;

в)  Крещение Руси;

г)  Ледовое побоище;

д) принятие Иваном 3 титула «государь всея Руси».

Задание № 2. Расположите события в хронологической последовательности:

а)  Астраханский поход;

б) введение срока сыска беглых крестьян;

в) восстание И. Болотникова;

г) восстание Степана Разина;

д) избрание на царство Михаила Романова;

е) опричнина;

ж) освобождение Москвы от поляков;

з) первый Земский собор;

и) правление царевны Софьи;

к) принятие Иваном Грозным титула царя.

Задание №3. Из предложенного списка событий составьте таблицу, расположив их в хронологической последовательности:

Сражение

Война

Русский полководец

Противник

Халиль- паша. Поражение под Нарвой. Семилетняя война. Карл 12. Сражение у Гросс- Егерсдорфа. Б. П. Шереметьев. Северная война. Фридрих 2. Русско-турецкая война. С. Ф. Апраксин. Битва на р. Кагул. П. А. Румянцев.

Задание № 4. Если от даты этого события отнять 100, то получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите два этих события.

Задание № 5. Поймай дату!

Если когда-нибудь в Кремль попадешь

Да по дворцу по Большому пройдешь,

Ты на решетку взглянуть не забудешь-

Медную, странную, с лицами чудищ.

Эта решетка как память важна-

Грозных событий свидетель она.

Задание № 6. Соотнесите событие с датой:

Ноябрь 1812г.        1. Создание Священного союза.

1815г.        2. Польское восстание.

1821 г.        3. Создание Южного общества

1830-1831 гг.        декабристов

1856 г.        4. Сражение на р. Березине.

1864 г.        5. Подписание Парижского мирного

договора.

 6. Судебная реформа.

Задание № 7. Укажите, когда произошли события и были осуществлены мероприятия, характеризующие развитие Росси на рубеже 17-18 веков:

а)        война России с Ираном        1) 1697-1698 гг.;

б)        поражение России под Нарвой        2) 1700-1721 гг. ;

в)        разделение России на губернии        3) 1700 г.;

г)        принятие «Табели о рангах»        4) 1705-1706 гг.;

д)        восстание в Астрахани        5) 1707-1708 гг. ;

е)        Северная война        6) 1708 г.;

ж) принятие Петром титула «император»        7) 1710-1713 гг.;

з) организация «великого посольства в Европу»        8) 1711 г.;

и) война России с Турцией        9) 1718г.;

к) восстание на Дону        10) 1720 г. ;

л) учреждение первых коллегий        11) 1721 г.;

м) учреждение Святейшего Синода        12) 1722 г.;

н) учреждение Правительствующего Сената        13) 1722-1723 гг.;

Задание № 8. Укажите, какие даты относятся к периоду:

а) монголо-татарского завоевания Средней Азии и русских земель;

б)        борьбы русских княжеств против агрессии немецких, шведских феодалов;

в)        борьбы русских княжеств против золотоордынского ига.

  1. 1238 г, 4 марта        7. 1237-1241 гг.        13. 1327 г
  2. 1240 г., 15 июля        8. 1237 г.        14. 1235 г.
  3. 1410г., 15 июля        9.1262г.        15.1202г.
  4. 1480г.        10.1382г.        16.1234г.
  1. 1380г., 8 сентября        11.1378г.        17.1206-1227г.
  2. 1242 г., 5 апреля        12.1243г.        18.1227-1255

19. 1223 г, 31 мая

Задание № 9.   По какому принципу объединены даты:

А) 1487 г, 1552 г., 1556 г., 1581 г.;

Б) 1806-1812 гг., 1828-1829 гг., 1877-1878 гг.

Термины.

Задание №10. Объясни значения слов:

А) вече, вира, дружина, иго, полюдье;

Б) холоп, ярлык, местничество, кормление, стрельцы.

Задание №11. Назовите два материала для письма, которые использовались в 11-14 вв.?

Задание № 12.   Героини сказок и преданий часто сидят в светлице. Что такое светлица?

Задание № 13. Определите лишнее:

а)        Боярская дума, воевода, стрельцы, полюдье;

б)        посадник, архиепископ, баскак, тысяцкий, князь.

Задание № 14. По какому принципу подобраны нижеприведенные слова? Капитализация, отруб, переселение, хутор.

Исторический портрет.

Задание №15. Он вступил на великокняжеский престол в возрасте 10 лет. На протяжении всего его правления ожесточенная борьба за московский престол между ним, его дядей и двоюродными братьями. Он не был удачливым полководцем и дважды попадал в плен. В одно из пленений был ослеплен и вошел в историю как .... Назовите его имя.

Задание № 16. Он - знаменитый государственный деятель. Сын священника, ставший графом. Учился во Владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невской лавре в Петербурге, куда по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. Позднее сделался домашним секретарем князя А. Б. Куракина, подружился с гувернером Брюкнером и увлекся взглядами Вольтера и Дидро. В эпоху Александра 1 вошел в число реформаторов. Его идеи переустройства государственного управления были встречены обществом в штыки и практически не реализованы. Несколько лет находился в ссылке. В царствование императора Николая 1 участвовал в составлении «Полного собрания» и «Свода Законов» Российской империи. Назовите его имя.

Задание №17. Как известно, короля играет свита. Перед вами описание человека, чья деятельность оказала большое влияние на ход событий. Кто он?

Он происходил из семьи небогатых провинциальных дворян, но благодаря своим незаурядным способностям достиг небывалого взлета: стал одним из деятельных членов Избранной рады. Возглавлял Челобитный и Казенный приказы, бывал с дипломатической миссией в Казани, а позже участвовал в ее взятии. На него была возложена обязанность создания нового общегосударственного летописного свода. В 1560 г. участвовал во взятии мощной крепости Феллин. Однако позднее был обвинен своими противниками в том, что погубил царицу Анастасию.

Задание № 18. Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии. Позднее стал герцогом и кавалером всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью и был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание на его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о его грубости и высокомерии. Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами. Его подлинной страстью были охота и лошади. Тем не менее его считают источником зла, а его имя стало синонимом этого зла.

Правда, А.С. Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем; на него свалили весь ужас ... царствования, которое, впрочем, было совсем в духе времени. О ком идет речь?

Задание № 19. Укажите, кто изображен на этом портрете. Назовите основные положения его программы.

Задание № 20 В год 6370 изгнали варягов в за море и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды. И встал род на род, и бала у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе : « Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги звались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали Руси чудь, славяне, и кривичи, и весь : «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...».

Вопрос: проставьте дату согласно современному летоисчислению. Допишите последнюю фразу этого документа.

Задание №21.   27 мая, в субботу рано утром, открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы

умертвить Димитрия        

Димитрий, сведав о такой измене, бросился в комнаты своей супруги, рассказал ей о бунте и, дав совет, каким образом спасти себя, быстро побежал из одной комнаты в другую, наконец, выскочил из окна на подмостки, устроенные для свадебного празднества... , но оступился и упал с ужасной высоты.. .бояре же бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Ивана Васильевича?

Вопрос. В какое время написан этот документ? Какова дальнейшая судьба этого человека?

Задание № 22   А. Объявление сыну моему. Понеже всем известно, что пред начинанием сел войны наш народ утеснен был от шведов, которые... к нашему нелюбозрению добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли. Но потом, когда сия война началась, о коль великое гонение от сих неприятелей в войне претерпели и с какою горестию и терпением сию школу прошли!.. И тако сподобились видеть, что оный неприятель, от которого трепетали, едва не боле от нас ныне трепещет... Когда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотри, обозрюсь на линию наследства, едва ли не равная горесть меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного (ибо Бог не есть виновен, разума тебя не лишил); паче же всего о воинском деле ничего слышать не хочешь, чем мы от тьмы к свету вышли... Я не научаю, чтоб охоч был воевать без причины, но любить сие дело и учить: ибо сие есть едина из двух необходимых дел к правлению, еже распорядок и оборона.

Б .Милостивейший государь-батюшка! Сего октябри отданное мне от тебя вычел; на что иного донести не имею, только буде изволишь меня наследи* лишить короны российской, буди по воле Вашей. О чем и я Вас, государя, всенижайше прошу:

понеже вижу себя к сему делу неудобна и непотребна, понеже памяти весьма лишен и всеми силами умными и телесными ослабел и непотребен стал к толикого народа правлению, где требует не такого гнилого человека, как я. Вопрос: перед вами фрагменты из писем двух человек. Назовите их имена. Какие вопросы обсуждаются в письмах?

Задание № 23. Постановляет себе неуклонною целью развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой,.. Благо родины — в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и   народности... 5. Русской народности, собирательнице земли Русской, ...принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и государственном строительстве.

6. Государственная дума, чуждая всех ограничений верховной царской власти, должна быть национально- русской .

Вопрос: какой партии принадлежит данная программа?

Задание № 24. Понеже, по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа, мы, по преставлении всепресветлейшего ... великого государя Петра Втораго... императорский всероссийский престол восприяли... Того ради... обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение будет... о всевозможном распространении православной нашей веры... такоже, по принятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника... не определять. Еще обещаемся... без онаго Верховного тайного совета согласия:

  1. ни с кем войны не всчинять
  2. миру не заключать
  1. верных наших подданных никакими новыми податьми не отягощать
  2. в знатные чины, как в статские, так и военные... выше полковничья ранга не
    жаловать... и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного
    совета
  3. у шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать
  4. вотчины и деревни не жаловать
  5. в придворные чины, как русских так и иноземцев, без совету Верховного
    тайного совета не производить
  6. государственные доходы в расход не употреблять.
    .Б. ..Предъявляем нижеследующее:

1.        Вначале учредить Вышнее правительство 21 персону

3. В Вышнее правительство и в Сенат, и в губернаторы, и в президенты коллегий кандидатов выбирать... а в кандидаты более одной персоны из одной фамилии не брать...

  1. В важных государственных также и что потребно будет впредь сочинить в
    дополнение уставов, принадлежащих к государственному правительству —
    оные сочинять и утверждать Вышнему правительству, и сенату, генералитету   и
    шляхетству общим советом
  2. Для произвождения в службу шляхетства искать лучшего способу, а далее 20
    лет в службе не содержать
  3. Духовенству, купечеству в квартирах и, прочих трудностях, также
    крестьянству в податях... надлежащее облегчение учинить..

Вопросы : 1 .какая общая проблема обсуждается в этих документах?

2.        С каким историческим событием связаны эти документы?

Исторические события

Задание № 25

Поэма Н, А, Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается так :

В каком году —рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных...

Вопрос : когда могла произойти эта встреча?

Задание № 26

... Ты мил мне юностью, не ведающей зла,

И я любил твои наивные пристрастъя:

Охоты и балы, запретной встречи счастья,

Горячку и озноб зеленого стола.

... Мне грустно, что теперь не надо похищать

На тройке бешеной невест голубоглазых,

Что в рудники Читы, в картежный полк Кавказа

Нам больше не пришлет благословенья мать...

В. Рождественский. 19 век.

Вопрос: какие два исторических события упомянуты в этом поэтическом отрывке?

Задание № 27

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

 В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной».

Вопрос: о каком событии идет речь?

Задание № 28. Узнай историческое событие.

«... мы в Кучумову землю пошли

Загладить бывалые вины.

В Сибири, от белого света вдали,

Мы бились с отвагою львиной.

Там солнце горит, как сквозь рыбий пузырь.

Но мы, государь, одолели Сибирь!»

Задание № 29

А татары в Твери распоясались так,

Что травить принялись тверичей, как собак.

Был грабеж среди дня, плач стояч по ночам,

От Щелкала не стало житья тверичсш.

И однажды на праздник осенний а Твери

Как взялись на торгу тверичи - бунтари

Да по звону набата в торговый разгар

Как пошли с топорами гурьбой па татар,

Навалилась на ханских баскаков беда

Всех татар тверичсш перебили тогда.

Вопрос : назовите это событие и дату.

Имена.

Задание № 30.

Заполните пропуски в родословной тверских и московских князей:

Тверские князья        Московские князья

?        ?

 ↓        Юрий        ?

Михаил

↓       ↓

?        Александр

Задание № 31. Соотнеси имя князя с его деянием:

Александр Невский        1. Принятие титула «государь всея Руси»

Василий 1        2. Победил Хазарский каганат

Иван Калита        3. Создал школы при монастырях

Иван 3        4.   Получил от ордынского хана

Святослав        право сбора дани на Руси.

Ярослав Мудрый        5. Был Новгородским князем,

избавил Русь от набегов крестоносцев

Задание № 32. Укажите лишнее имя в логическом ряду: А) А. Хомяков, братья И. и П. Киреевские, братья К. и И. Аксаковы, Т. Грановский, А. Кошелев, Ю. Самарин; Б) А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр, В. Грязной, князь М.Воротынский.

Задание № 33. Укажите соответствие имен роли этих людей в эпоху правления

Ивана Грозного:

А) М. Воротынский ;

Б) И. Висковатый;

В) А. Курбский;

Г) М. Скуратов.

А) князь, полководец, перешедший в ходе Ливонской войны на сторону Литвы;

Б) деятель опричнины, имя которого стало синонимом палача;

В) выдающийся дипломат, казненный в период опричнины.

Г) князь, прославленный воевода, разгромивший татар возле деревни Молодь.

Задание № 34. Укажите, кто из государственно-политических деятелей :

А) входил в Негласный комитет;

Б) был символом и проводником реакционной политики;

В) был сторонником реформ и осуществил часть своих замыслов;

1.        Князь А. Е. Чарторыйский

  1. Граф П. А. Строганов
  2. Граф А. А. Аракчеев
  3. Н. М. Карамзин
  1. Граф П. Д. Киселев
  2. Граф А. X. Бенкендорф

  1. Граф В. П. Кочубей
  2. Граф М. М. Сперанский
  3. Граф Н. Н. Новосильцев

Культура

Задание № 35.   Каким направлениям литературы принадлежат следующие отрывки?

А. Кони, топот, инок,

но не речь, а черен он.

 Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

            В. Хлебников

Б. Ангелы опальные,

Светлые, печальные.

Блески погребальные

 Тающих свечей.

К. Бальмонт

В.   Еще молитву повторяют губы,

 А ум уже считает барыши.

Закутавшись в енотовые шубы,

Торговый люд по улицам спешит.

Г. Иванов

2. Как называется направление в литературе, для которого характерны настроения тоски, безысходности, яркого индивидуализма?

Задание № 36. Укажите, кто из деятелей русской культуры 18 века внес особый

вклад в развитие:

А) математики и механики;

Б) исторической науки;

В) литературы и филологии;

Г) живописи;

Д) скульптуры;

Е) архитектуры;

Ж) музыки и театра.

  1. И.Н. Болтин
  2. Л. Эйлер.
  3. И.П. Кулибин.
  4. В.В. Растрелли.
  1. Г.Р. Державин.
  2. М.В. Ломоносов.
  3. В.И. Баженов.
  4. Ф.Г. Волков.
  5. Д.Г. Левицкий.
  1. В.Л. Боровиковский.
  2. М. И. Козловский.
  3. М. Ф. Казаков
  4. Ф.И. Шубин.
  5. И.П. Мартос.
  6. ИМ. Ползунов.
  7. ММ. Щербатов.
  8. И. А. Крылов.
  9. Э.М. Фалъконе.
  10. Ф.С. Рокотов.
  11. Д. И. Фонвизин.
  12. Е.И. Фомин.
  13. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Задание № 37. Укажите соответствие памятников архитектуры Московского
Кремля именам зодчих, которые их возводили:
А) Успенский собор        А) Бон Фрязин

Б) Архангельский собор        Б) М. Руффо и П. Солари

В) Благовещенский собор        В) Аристотель Фиорованти

Г) Грановитая палата        Г) псковские мастера

Д) Колокольня Ивана Великого        Д) Алевиз Новый

Задание № 38. Это произведение считается одним из шедевров древнерусской литературы. В конце 18 в. список с этого произведения был поднесен императрице Екатерине 2. Подлинник сгорел в пожаре во время войны 1812 г.. в настоящее время все публикации этого произведения основываются на издании начала 19 в. Назовите это произведение.

Задание № 39. Укажите, кто из деятелей русской культуры:

А) напечатал книгу «Апостол»;

Б) отлил Царь-пушку;

В) написал икону «Троица»;

Г) написал поэму «Задонщина»;

Д) составил « Великие четьи- минеи»;

Е) написал «Хождение за три моря»

Ж) расписал фресками и иконами храмы в Новгороде и Москве;

3) создал « рабье учение»;

И) построил Покровский собор на Красной площади в Москве.

  1. А. Чохов        6. Ф. Косой
  2. С. Рязанец        7. А. Никитин
  3. И. Федоров        8 . Ф. Грек
  4. А. Рублев        9. Барма и Постник
  5. Макарий

Задание № 40.

  1. Почему сцены Страшного суда всегда изображали на стене у выхода из храма.
  2. Одним их любимых украшений древнерусских женщин были подвески-колты. Почему
    их делали полыми?
  3. Во Франции их называли «жонглеры», а на Руси - ... ?
  4. Известно, что многие ремесленники-ювелиры владели такими сложными техниками,
    как «скань» и «зернь». Что представляли собой эти способы изготовления ювелирных
    изделий?

Задание №41. Определите лишнее в каждом ряду:

А) Зинин, Якоби, Бутлеров, Аносов, Пирогов.

Б) Балакирев, Мусоргский, Чайковский, Бородин, Римский -Корсаков.

В) Литке, Лазарев, Миклухо-Маклай, Беллинсгаузен

Г) Саврасов, Левитан, Перов, Федотов.

Задание № 42. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете слова летописца, с которых он начинает свой рассказ о жизни князя Даниила Галицкого.

1. Совет бояр при князе. 2. Один из стольных городов Галицко- Волынской Руси. 3. Слуги князя, получавшие от него землю. 4. Владение боярина. 5. Раб. 6. Один из стольных городов Владимиро-Суздальской Руси.

1) 

1  2345673


8    9    10  7

2)

11   7   12   13  14

3)

8     15   2    4    3     16   17

4)

15   2    18    14    13    16   7

5)

19   2     12   2    20

6)

5   9   21  8  7  12  22

16  7  14  16  17  10

4 7 5  5  6  7  21  Ы  15  7  18 22

2   1 17 6 14 13 5 12 17 16 Ы 19

1  13 18 15 7  19,

2

15 17 12 13 6 13 19

18 4 9 8 7 19

13

2

14 7 5  18 Ы 19

15 2 Й 16 7  19,

13

2

10 16 2 11 13 19

13 21 10 17 16 7  19

13

2

14 7 5  18 Ы 19

15 2 5 5 18 7  16 13 3  19,

10 16 2  11 13 19

13

2

10  16  2  11  13  19

10 3  18 17 Ж 7  19


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....

Олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада для учащихся коррекционого класса...

Олимпиада по истории 7 класс

Школьный тур олимпиады по истории, 7 класс....

Школьный тур олимпиады по истории 5 класс

Задания школьного тура олимпиады по истории включают материал по истории Древнего мира. Учащимся предлагается 12 заданий, выполнение которых рассчитано на 1 урок. К заданиям приложен ключ для проверки...

Задания школьного тура олимпиады по истории 6 класс

Задания состоят из 15 вопросов и заданий, их выполнение  рассчитано на 1 урок. К заданиям прилагается также ключ для проверки и шаблон листа для ответов. Наличие такого шаблона сэкономит не тольк...

Задания для олимпиады по истории 6 класс

Задания для проведения школьного тура олимпиады по истории для 6 класса...

Олимпиада по истории 8 класс

Материал поможет в проведении школьной олимпиады...