СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБОУ «БИЧУРИНСКАЯ СОШ»
статья по истории на тему

В  статье  обобщен  опыт  системной  работы  МБОУ «Бичуринская  СОШ»  Бардымского  муниципального  района  по  формированию  гражданско-патриотической  личности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБОУ «БИЧУРИНСКАЯ СОШ»

 Автор: Ф.Ф.Махмудова, должность: учитель истории и обществознания

В  статье  обобщен  опыт  системной  работы  МБОУ «Бичуринская  СОШ»  Бардымского  муниципального  района  по  формированию  гражданско-патриотической  личности.  В  школе  реализуется   программа  гражданско-патриотического  воспитания, является  одним  из  приоритетных  направлений  работы. В  статье  представлены  виды  деятельности  школы.  

Любовь к Отечеству начинается от любви к своей малой Родине, к селу, где ты родился, к языку, на котором говоришь,  уважения к культуре и истории своей семьи, к традициям своей местности. И все мы понимаем, что данные чувства прививаются с раннего детства в семье и школе. И формирование таких качеств, как ответственность, готовность к преодолению трудностей позволят  молодежи  активно участвовать в решении важнейших проблем общества. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание в  нашей  школе является важной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность сообщества взрослых и детей по формированию у  учащихся гражданской культуры,  патриотических чувств, готовности к выполнению гражданского долга и  конституционных обязанностей.

В школе создана программа гражданско-патриотического воспитания школьников, которая   представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».  Программа разработана в соответствии с государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Основной целью программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Механизм  системы гражданско-патриотического воспитания основывается на различных видах деятельности: урочная и внеурочная деятельность; работа школьного музея; работа школьной библиотеки; деятельность  военно-патриотического клуба; совместная работа с социальными партнерами; работа с семьей.

В формировании гражданского сознания учащихся значительное место занимают такие общеобразовательные предметы как история, обществознание, русская и татарская литература,  ОБЖ.  Региональные компоненты данных учебных предметов позволяют  приводить  примеры, которые свидетельствует о  мужестве, героизме защитников Родины – наших земляков. На  уроках  обществознания у обучающихся формируется уважение к закону,  происходит развитие правосознания. Они общаются с представителями органов местного самоуправления, знают какие проблемы у села, знакомятся с экономической ситуацией в районе. На уроках татарского языка изучение произведений татарских писателей способствует формированию  патриотического сознания. А уроки ОБЖ  являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников.  Они призваны  формировать умения и навыки военно-прикладного характера. 

Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании в нашей школе является шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда. С каждым годом их становится все меньше. Школьники стараются оказывать им посильную помощь, но особенно важным является общение двух поколений.

В школе создан  музей, посвященный истории села, где собраны материалы о первых жителях и основателях нашего села, об участниках Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн– жителях нашего поселения. Ежегодно наши учащиеся возлагают венки на могилы выпускников, погибших в локальных войнах.  

Традиционными стали такие мероприятия как встреча трех поколений, встречи с выпускниками воинами-интернационалистами, конкурс патриотической песни, смотр строя и песни, митинг у обелиска «Никто не забыт, ничто не забыто», праздничный поздравительный концерт ко Дню Победы, афганский пробег (легкоатлетический кросс), военно-патриотическая игра «Зарница», конкурсы сочинений, эссе, рисунков, викторины, книжные выставки,   просмотры художественных и документальных фильмов. В процессе подготовки и проведения данных мероприятий особая роль принадлежит организованному в школе   военно-патриотическому клубу. Члены клуба  участвуя в военно-патриотической  игре «Зарница», два раза становились победителями  на районном туре, участвовали на краевом этапе соревнований, становились победителями краевого конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России».

Налажена тесная связь с социальными партнерами по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.  Ежегодно организуются встречи с представителями районного военного комиссариата по вопросу допризывной подготовки выпускников. В день вывода войск из Афганистана общественная организация ветеранов Афганской войны, администрация сельского поселения и школа проводим мероприятие  посвященное воинам – афганцам.

Особое место в патриотическом воспитании имеет работа с семьей, совместная с родителями работа по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, создание семейных книг «Гордость нашей семьи», «Наша династия».

Активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи  будут способствовать формированию гражданского общества и смогут дать толчок к духовному оздоровлению народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

МЕСТО УРОКОВ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материа...

Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...

Тезисы из выступления "Роль учителя словесника в системе гражданско-патриотического воспитания"

Данные тезисы показывают насколько важна роль учителя словесника в формировании гражданско-патриотических чувств....

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...