Урок истории по теме "Русская правда"
методическая разработка по истории на тему

Зайцева О.И.

 Выяснение истоков отечественного права, анализ становления правовой базы государственности; воспитание патриотизма через изучение письменных источников и традиций; развитие логического и сравнительного мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие монологической и диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_russkaya_pravda.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА.

«Русская Правда» - первый свод законов Древней Руси.

Цели и задачи урока: выяснение истоков отечественного права, анализ становления правовой базы государственности; воспитание патриотизма через изучение письменных источников и традиций; развитие логического и сравнительного мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие монологической и диалогической речи.

Тип урока: лабораторное занятие.

Форма проведения: комбинированный урок с элементами обобщения, систематизации и практической деятельности.

Основные понятия и термины: закон, право, гривна, чепядин, огнищанин, холоп, закуп, рядович, тиун, смерд, мир, изгой, «Русская Правда».

План: 1) повторение ранее изученного материала;

           

            2) вступление к новой теме;

           

            3)работа с источником;

       

             4)закрепление.

Ход урока.

1. Повторение ранее изученного материала.

Опрос: на тему « Основные черты, указывающие на процесс образования ранне-феодального государства у восточных славян в IX - XI вв.» (учащиеся называют объединение территорий и племён; организацию оборонительных укреплений; усиление княжеской власти; введение государственной религии; принятие законов).

Вопросы: с именами и делами, каких киевских князей связаны эти нововведения? Что такое государство? Каковы главные задачи государства?

Задание. О каком историческом событии идёт речь: «В лето 6453 г. в Киевском государстве было совершено преступление, за которое его виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в

конце XI в.»? ( Убийство Игоря древлянами в 945 г. от Рождества Христова в ходе полюдья).

Вопросы: вспомните, как Ольга наказала преступников, и какой характер носило её наказание. Что такое закон и чем он отличается от обычая? Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов?

2. Вступление к новой теме.

В конце X-XI в. Во главе Руси, как и прежде, стояли великие князья, уже не «первые среди равных», а полноправные властители страны. Князь, дружина, бояре, наряду с городским вечем олицетворяли собой важнейшие государственные институты Киевской Руси. Княжеская власть должна была защищать интересы всего общества в целом. Но вместе с тем она защищала и интересы верхушки общества - бояр, дружинников, духовенства, купечества. Они в первую очередь были заинтересованы в сильной власти.

           Важнейшим источником по истории Древней Руси является «Русская Правда» - письменный свод законов, который составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах жизнь общества. Перерастание родовой общины в соседскую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть.

         Таким образом, разложение рода, появление социальных изгоев, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении «Русской Правды», пришедшей на смену традиционному, неписаному (устному) праву. Она состоит из тех редакций(Краткая, Пространная и Сокращённая) и делится на три основные части: «Правда Ярослава» (около 1016 или 1026 г.); «Правду Ярославичей» (около 1072г.); «Устав Владимира Мономаха»

(1113г.). В первой статье Краткой редакции «Русской Правды» ( «Правде Ярослава») говориться о праве кровной мести за убийство свободного мужа. С одной стороны, эта норма свидетельствует о

сохранении значительных элементов родоплеменных отношений . Но, с другой, некоторые положения данной статьи ( ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного денежного штрафа за убийство) отражают их распад и усиление власти князя.

          В «Правде Ярославичей» кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо рабов (челяди), о которых говорилось ещё в договоре Олега с Византией (907 г.), это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных (40 гривен) защищается вирой всего в 5 гривен. Княжеские люди- тиуны, огнищане (управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов -рабов)- оценивались в 80 гривен. В «Правде Ярославичей» есть статья, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

            В «Уставе Владимира Мономаха», входящем в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов. Там же содержиться ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

3. Работа с источником.

Задание:

1)начертить таблицу в тетради;

2)заполнить правый столбец, подтвердив выводы ссылками на конкретные статьи «Русской Правды»;

3)составить в тетради словарь понятий.

Ниже приведена таблица ( в заполненном виде, примерный вариант ответов в правом столбце).

Выводы

Законы

1.

В правде Ярослава

Сохранились

традиции родовой

мести

Ст.1Представление права мстить за убийство свободного родственника членами семьи(но кровная месть может быть заменена денежной компенсацией)

2.

Юридически оформлено деление на свободных и несвободных

Ст.1."Если убьет свободный человек свободного..."

Ст.21-27.Предусматриваются различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения в случае убийства.

Ст.28.Различные денежные выплаты за кражу коня свободного и несвободного человека.

3.

Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство

Ст.21-27.Предусматривают различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения.

4.

В экономии Древней Руси преобладало сельское хозяйство (какие занятия существовали?)

Ст.26.33.Земледелие,скотоводство.

Ст.36.Птицеводство

5.

Феодальной вотчине в XI в. Противостоит сельская община

Ст.19.Коллективная ответственность за преступление(убийство)

4. Закрепление.

Обобщение результатов лабораторной работы.

Вопросы: интересы каких слоёв общества защищал первый русский свод законов? (Ответ подтвердите примерами из документа.) Чем объяснить сохранение родовой мести в судебнике XI в. И её полное исчезновение в документах конца XII в.? Почему за убийство знатных людей в «Русской Правде» предусматривались штрафы, разорявшие всю общину?

        Если в распоряжении учителя есть репродукция картины И.Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды», можно попросить учеников описать то, что происходит на княжеском дворе.

Свидетельством родового обычая или писаного права является происходящее?

В более сильных и подготовленных классах при наличии времени можно расширить рассказ учителя с небольшим изменением плана урока. Необходимо обратить внимание на вопрос о природе социального строя в Древней Руси. Различные формы и степени зависимости, существовавшие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нём свободных людей свидетельствуют о его сложном переходном характере.

Цели и задачи, которые были поставлены выполнены.

                                                       

                                                     Учитель: Зайцева О.И

                                                      МОУ - СОШ №14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская правда. Урок истории в 10 классе

Урок позволяет вызвать познавательный интерес, сформировать позитивную мотивацию к учению, развивать исследовательские навыки обучающихся при работе с неадаптированным текстом исторического источ...

урок истории в 5 классе "Охотники за правдой"

Данный материал подготовлен к уроку обобщения по  теме "Жители Древнего Египта"  по истории Древнего мира в 5 классе, может быть использован для проведения внеклассного мероприятия по предме...

Технологическая карта интегрированного урока история и обществознание "Социальные группы. Категории населения по "Русской Правде" 10 класс

Технологическая карта к интегрированному уроку история и обществознание. В старшей школе учащиесе уже владеют основными историческими фактами. Данная разработка позволяет систематизировать уже имеющие...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....