методическая разработка урока истории в 6 классе
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Начало раздробления Древнерусского государства.
Эпиграф: : «…раздрася вся Русская земля». «Повесть временных лет»
Цель урока – формирование представления о роли государства в жизни общества, через изучение начала периода феодальной раздробленности на Руси.
Задачи урока:
Предметные:
- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.
Метапредметные:
- Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом. Умение определять понятия, устанавливать аналогии.
Личностные:
- Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная
Оборудование: компьютер учителя; интерактивная доска; мультимедийный проектор; колонки; программные средства MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord; учебник А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России» 6 класс
Продолжительность занятия – 20 минут
Словарь –феодальная раздробленность, удел, эксплуатация,
1113 -1125гг. Владимир Мономах-киевский князь, 1125-1132гг Мстислав Великий.
Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ.
Оформление:
Проблема: Феодальная раздробленность – положительное или отрицательное явление?
Рисунок паучка (кластер)-на доске
Карта Руси (заранее разрезанная на количество групп-4)
План занятия:
1.Половецкая угроза и распад союза Ярославичей
2.Любечский съезд князей
3.Правление Владимира Мономаха.
4.Причины раздробленности государства.
Структура и ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Анатольевна. Мне очень приятно с вами сегодня познакомиться. Я надеюсь, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше творческое настроение не покидало вас в течение урока. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке.
- Актуализация.
Ребята, с прошлых уроков вы уже знаете, как на карте Мира появляется могущественное государство, с единым правителем, едиными законами, имя которому - Киевская Русь! В правление Ярослава Мудрого Русь была не только единым, но и могущественным государством.
Сегодня же, мы приступим к изучению следующего периода в истории нашего государства.
Итак, пришло время узнать тему нашего сегодняшнего урока?
(учитель открывает слайд с темой урока, а там не хватает главного слова)
- Начало - - - - - - Древнерусского государства.
- да, ребята - потерялось одно слово, ну ни беда. В этом нам поможет решение познавательной задачи.
Послушайте внимательно текст «из Повести временных лет» и ответьте на вопросы:
В лето 1054 г. ушёл из жизни великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни дал он наказ сыновьям своим, сказав им: «Вот я отхожу из мира сего, сыны мои; живите в любви. И если будете жить в любви между собой, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. Если будете жить в распрях и междоусобицах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих. И поручаю вместо себя стол мой в Киеве старшему сыну своему Изяславу, Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». и так разделил он между ними города, наказав не переступать пределов братных и не сгонять.
- О чём говорится в этом тексте?
- От чего Ярослав предостерегал своих сыновей?
Ответы детей. Подвод к слову «раздробление» (разделил земли)
Итак, слово, которого не хватает в теме - «раздробление»
Тема нашего сегодняшнего урока: Начало раздробления Древнерусского государства.
Ребята, для каждого из вас на столе лежит Рабочий лист урока, в который вы будете делать необходимые записи, и первая запись сейчас недостающего слова в теме урока.
Эпиграфом являются слова летописца из «Повести временных лет»: «…раздрася вся Русская земля».
Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать?
- ученики самостоятельно выводят цель урока - формирование представления о роли государства в жизни общества, через изучение начала периода феодальной раздробленности на Руси).
В Рабочем листе в таблице знал, хочу узнать, узнал сделайте записи в первых двух колонках: что вы уже знали, что вы хотите узнать.
Учитель спрашивает у учеников, знают ли они что такое раздробленность? Детям предлагается предположить, что это такое и дать понятию свое объяснение, основываясь на сравнении 2-х карт (Русь в 11 в. и Русь в 13 в.) (на слайде)
Затем сравнение определения раздробленности детей и на слайде, запись в рабочий лист.
!!! Ребята, нам на уроке сегодня нужно решить такую проблему: Феодальная раздробленность – положительное или отрицательное явление?
III. Изучение новой темы.
На данном уроке мы познакомимся со следующими процессами и событиями.
План:
1.Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
2.Любечский съезд князей.
3. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 - 1125).
4. Причины раздробленности Древнерусского государства.
Я предлагаю вам поработать в группах, у вас на столах тексты, нужно прочитать их, ответить на вопросы и выступить с отчётом по работе.
IV. Работа в группах.
Опираясь на текст предложенных документов, ответьте на вопросы:
1 группа. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
Ярослав умер в 1054 году. Изяслав получил Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Создали новый свод законов - Правду Ярославичей. На южных границах Руси резко обострилась ситуация. В Причерноморские степи вторглись половецкие племена. В 1068 году половцы совершили первый крупный набег на Русь. Битва на реке Альте закончилась разгромом русской рати. Но народ на вече решил продолжать войну. Изяслав отказался. Возмущенная толпа разграбила княжеский двор. Изяслав был свергнут, но собрав войско в Польше вновь занял престол. Святослав, разгромив половцев во время их второго набега, решил изгнать Изяслава из Киева. Началась череда усобиц, в которую были втянуты сыновья, а затем и внуки Ярослава. Пока князья враждовали, половцы совершали набеги на Русь.
В 1093 году умер Всеволод. Он поручал ведение дел сыну Владимиру Мономаху.
Вопрос: Какие обстоятельства сложились во второй половине 11века?
Давайте запишем в рабочих листах в таблицу «Даты и события» 1068 году-набег половцев, р. Альта;
2 группа. Любечский съезд князей.
По настоянию Владимира Мономаха, который княжил тогда в Переяславле, в 1097 году состоялся съезд в городе Любече. Внуки и правнуки Ярослава поклялись, что будут сообща бороться с половцами.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ЛЮБЕЧСКОМ СЪЕЗДЕ КНЯЗЕЙ
В лето 1097. Собрались [князья] в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир — Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав — Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль.
И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
1..В каком году и с какой целью собрались князья в Любече? Какие они приняли решения?
2. Дать определение понятию «удел» (учебник стр.91) – владение младшего члена княжеского рода.
Запись в раб. листе в таблицу: 1097г.-съезд в Любече; определение понятия «удел» (учебник стр. 91)
Учитель снимает с доски ватман с картой единого государства Киевская Русь и отрывая от него части отдает их каждой группе. (4 части) - «Так произошло закрепление за князьями их земель, что означало начало раздробления когда – то единого государства на части».
3 группа. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 - 1125).
В 1113 году умер Святополк Изяславич, киевский князь. Толпа разгромила двор одного из бояр, а затем бросилась грабить дома ростовщиков и уничтожать долговые расписки. Бояре отправили посла к князю Владимиру Мономаху в Переяславль с приглашением на престол. Был создан новый свод законов - "Устав Владимира Всеволодовича". Облегчилось положение должников. «Устав» запретил превращать свободных людей в холопов за долги. Владимир заставил подчиняться себе почти всех русских князей. За неповиновение карал силой. Владимир Мономах был руководителем многих походов против половцев. Княжение Владимира и его сына Мстислава (1125 - 1132) стало временем восстановления единства Древнерусского государства. Но после смерти Мстислава опять начались раздоры.
1. Дайте характеристику Владимиру Мономаху как правителю.
2. Почему в народе спустя много лет остались многочисленные воспоминания о Владимире Мономахе?
Запись в раб. листе – 1113-1125-Вл. Мономах, 1125-1132-Мстислав
4 группа. Причины раздробленности Древнерусского государства.
Одной из причин раздробленности стал порядок управления. В каждой волости собиралось свое народное собрание, была своя выборная власть, свое народное ополчение. Поэтому князья начинали чувствовать себя самостоятельными. Это укреплялось поддержкой населения, не хотевшего платить дань Киеву.
В Древнерусском государстве не было твердого порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства начал путаться уже во втором поколении. Возникали споры.
Росли новые городские центры, не желавшие больше подчиняться Киеву.
Причинами раздробления послужили также изменения в хозяйственной жизни страны. Основой богатства бояр становилась не дань, собираемая с подвластного населения и не раздел военной добычи, а эксплуатация (присвоение результатов чужого труда) зависимого сельского населения
- Назвать причины раздробленности Древнерусского государства
- Дать определение – эксплуатации. (учебник стр.91)
Итак, давайте озвучим причины раздробленности Древнерусского государства.
Ответы учащихся.
- 1) Отсутствие твёрдого порядка правления.
- 2) Образование самостоятельных органов управления в волостях.
- 3) Отсутствие твёрдого порядка наследования киевского престола.
- 3) Усиление экономического и политического могущества городов.
- 4) Упадок Киевской земли от набегов степняков.
- 5) Изменения в хозяйственной жизни страны. Эксплуатация зависимого населения.
Что такое эксплуатация? (учеб.стр.91)-присвоение результатов чужого труда
Запись в рабочий лист – определение эксплуатации
Y. Решение проблемы.
Учитель: Итак, Русь раскололась на 15 княжеств. В каждом была своя княжеская династия, свое войско, деньги, меры длины и веса, внешняя политика. Выделялись уделы. Раздробление не привело к исчезновению понятия Русской земли как единого целого. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей.
Учитель задает вопрос:
Как вы думаете, раздробленность укрепила, или ослабила Древнерусское государство?
Если взять прутик из веника, его можно легко сломать или нет? А если взять в руки целый веник его легко сломать?
Дети отвечают на вопрос и делают выводы.
Обратим внимание на нашу проблему: Феодальная раздробленность – положительное или отрицательное явление?
Выскажите свои мысли.
В ходе беседы выясняем, что феодальная раздробленность - противоречивое явление. (учитель помогает, направляет)
Последствия феодальной раздробленности.
Положительные черты:
- отдельным княжеством легче и удобнее управлять;
- имеет место экономический и культурный подъем.
Отрицательные черты:
- ослаблялась обороноспособность;
- продолжались усобицы и раздоры;
- дробились княжества между наследниками;
YI. Стратегия «Паук» (динамическая пауза)
Задание – На доске найдите «Паука», заполните его щупальцы, ответом на вопрос, выделите слева «положительные последствия раздробленности», справа «отрицательные последствия»
Развитие экономики Ослабление военной мощи
Развитие культуры Междоусобицы
Учитель. Ребята, я предлагаю пойти по пути Владимира Мономаха и объединить наши земли в единое государство! Давайте соберём ваши лоскутки и соединим их.
Ребята, когда государство сильнее, когда оно единое, большое или когда раздроблено на части? Рассмотрим на примерах вашего класса, спортивной команды, вашего посёлка, нашего современного государства.
Ребята, я желаю вам быть дружным, единым коллективом, тогда вам все проблемы и дела вместе легче решать и выполнять!
YII. Закрепление. Выполним задания на интерактивной доске
1.Какие кочевые племена осуществляли набеги на Русь в XI в.?
хазары
половцы =
монголо-татары
варяги
2.Решением Любечского съезда князей являлось:
решение о совместной борьбе против половцев =
принятие Устава Владимира Всеволодовича
принятие Правды Ярославичей
решение о призвании на Киевский престол Владимира Мономаха
3.Руководитель многих походов против половцев, противник княжеских усобиц:
Мстислав Великий
Святополк Изяславич
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах=
4.Верны ли следующие суждения?
А. Раздробление Древнерусского государства означало исчезновение всех политических и культурных связей между русскими землями.
Б. В середине XII века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности
верно только А
верно только Б=
верны оба суждения
оба суждения неверны
YIII. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте подводить итоги нашего урока!
- что вы сегодня узнали на уроке?
- что для вас было особенно интересным?
-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
Давайте похлопаем друг другу, тем самым поблагодарим друг друга за работу!!!
Выберите для себя смайлик на столе.
- с улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зелёный)
- довольный - материал понял, но надо повторить ( красный)
- грустный – ничего не понял, материал сложный (синий)
Спасибо за урок. Я рада плодотворной работе с вами.
Домашнее задание: параграф 9, По выбору – 1. подготовить сообщение/презентацию о происхождении и истории Шапки Мономаха; 2. по картине В.М. Васнецова(на с.85) составьте рассказ, о чертах характера Владимира Мономаха.
Знать определения: удел, раздробленность.
Рабочий лист урока ученика
Фамилия,имя ________________________________
Тема урока: Начало____________________Древнерусского государства
Проблемная ситуация:
«Положительно или отрицательно мы можем характеризовать явление феодальной раздробленности?»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Дата | Событие |
№ | Понятие | Определение |
1 | Феодальная раздроблен- ность | |
2 | Удел | |
3 | Эксплуатация |
Домашнее задание: параграф 9, По выбору – 1). подготовить сообщение/презентацию о происхождении и истории Шапки Мономаха; 2). по картине В.М. Васнецова(на с.85) составьте рассказ о чертах характера Владимира Мономаха.
Знать определения: раздробленность, удел, эксплуатация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 7 класс.
Смутное время....