Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочяя программа по истории 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории 6 класс | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено на заседании МО Председатель МО: ______________________/______________/ от «___» _______________2014г. | Утверждена директором МБОУ «Жуковская СОШ» _______________/Тюркина Л.Н./ от «___» _______________2014г. |
МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа»
Составитель: Снадина Н.А.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторских программ:
1. Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского, издательство «Просвещение», 2013 г.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Вид программы: основная общеобразовательная.
Задачи курса:
- Показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Цели курса:
- Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- Охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина ( монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама
2. Данилова А.А. Просвещение 2013 г.
Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных ценностей и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте. Главная цель школьного исторического образования — дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «История России».
Вид программы: основная общеобразовательная
Цель курса:
- Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Воспитание гражданских и патриотических качеств. Формирование личностного отношения к истории своей страны.
Задачи курса:
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Внесенные изменения:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. С учетом того, что в 2014-2015 учебном году появилась возможность вести пропедевтический модуль «История культуры мордовского края», который содержатся в программе для общеобразовательных учреждений «История и культура Мордовского края» - 2010г. Из рабочей программы 6 класса были удалены темы пропедевтический модуль «История культуры мордовского края, которые велись синхронно и были включены в модуль «История России».
В учебном плане на учебный предмет федерального значения « История» в 6 классе выделено 2 часа в неделю. C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 68 часов.
Учебники:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков» Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013г.
2. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013г..
Методическая литература:
1. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой «История средних веков» 6 кл. в 2ч.
2. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова «История России. С древнейших времен до 16 века» 6 кл. в 2ч.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой «История средних веков» 6 кл. в 2ч.
4. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова «История России. С древнейших времен до 16 века» 6 кл. в 2ч.
Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов. 4 часа выделяется для написания тестовых заданий. На историю Средних веков 34 часов, остальные – для истории России (34 часа).
Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.
История средних веков:
Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
В основные цели курса входит:
— сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
— осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
— охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
— показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
— умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
— умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
— умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
— умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
— умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
— умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
— умения работать с исторической картой;
— умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
История России:
Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения
к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике истории быта, православной! церкви, российской ментальности, национальной политике.
Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных концессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации; истории своего края, города, села.
Требования по уровню подготовки по предмету
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
- периодизацию всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
Средства обучения
На уроках истории применяются следующие методы и приемы:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой;
- просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
- серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
- активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
- написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Тематическое планирование
История 6 класс
№ урока | Содержание темы урока | Образовательные задачи | Оборудование | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ (1час) | ||||
Введение. Живое Средневековье | Познакомить учащихся с историей средних веков, с хронологическими и географическими границами; дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов. Новые термины: средневековье, исторические источники. Феодализм, традиционное общество, цивилизация. | Карта «Мир в средние века», иллюстрации учебника, атлас. | Ст. 5-11 выучить новые термины, ответить на вопросы | |
1. Становление средневековой Европы (VI-XI) (6 часов) | ||||
1.1 | Древние германцы и Римская империя. | Рассказать учащимся о роде занятий германцев в период варварского общества, с возникновением раннефеодальных государств; дать представление о том, что завоевание германцев положили начало формированию соседской общины. Новые термины: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя. | Карта «Европа в V-VII вв.», «Народы и их передвижение в Европе V-VII вв.», атлас №1, схема «Образование соседских общин» | §1 ст. 11- 17. выучить новые термины, ответить на вопросы. Для желающих: «Почему римляне считали германцев варварами?» |
1.2-3 | Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII веках | Рассказать учащимся о возникновении франкского королевства, об управлении Хлодвига, об организации христианской церкви; раскрыть ход действия битвы при Пуатье и военных реформах Карла Мартелла. Новые термины: династия, корона, король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов, штраф, земледельцы, император, империя, священник, проповедь, вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, монах, обед, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область. | Карта «Образование империи Карла Великого», атлас №2 «Франкское государство в начале V-VII вв.», схема «Государс. франков», №»Образование гос-во у франков» | §2 ст. 18-28. выучить новые термины, ответить на вопросы, работа с контурной картой №1, подготовить сообщение:
|
1.4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность ... | Рассказать учащимся о возникновении и распаде империи Карла Великого; раскрыть причины феодальной раздробленности; показать связь между 5управлением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти. Новые термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, междоусобные воины, вассалы, сеньоры, герцог, барон, виконт, рыцарь. | Атлас №2 «Франкское государство в начале V-VII вв.», таблица: «Направление походов Карла Великого», схема: «Империя Карла Великого», схемы. | §3 ст. 29-36 выучить новые термины, ответить на вопросы, работа с контурной картой №1 задание 8. |
1.5 | Западная Европа в IX—XI веках | Дать представление о начальном периоде формирования государства в Англии. Новые термины: англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги, «круглый стол». | Карта «Англия в XI-XIV вв.» | §4 ст. 29-44 выучить новые термины, ответить на вопросы. |
1.6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Раскрыть учащимся представление средневековых людей об окружающим мире; показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения; познакомить с искусством рукописной книги- книжная миниатюра. Новые термины: книгопечатание, капелла, инициалы, хроники, житие, эпические поэмы, гимны. | Схема «Влияние христианства на развитие культуры», иллюстрации учебника. | §5 ст. 44-54 выучить новые термины, ответить на вопросы, подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана» |
2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч.) | ||||
2.1 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев; выслушать сообщение о деятельности Юстиниана и его реформах; рассказать о борьбе с внешними врагами. Новые термины: ромеи, симфония, Димы, Сенат, василевс, автократия. | Карта «Восточная Римская (Византийская)империя и славяне в VI-XI вв.», атлас №3 | § 6 ст. 55- 60 выучить новые термины, ответить на вопросы. |
2.2 | Культура Византии | Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи. Новые термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера. | Иллюстрации учебника | §7 ст. 60-67 выучить новые термины, ответить на вопросы, подготовить сообщение: Кирилл и Мефодий- создание славянской азбуки» |
2.3 | Образование славянских государств. | Познакомить учащихся с расселением, занятием и образом жизни славян; дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы, выслушать сообщение о создании славянской азбуки. | Карта «Славяне в средние века», атлас, таблицы | §8 ст. 67-73 выучить новые термины, ответить на вопросы |
3. Арабы в VI-XI веках (3 ч.) | ||||
3.1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Дать учащимся представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации; рассказать о роли ислама в объединении арабских племен, о характерных чертах феодального строя; раскрыть причины распада Арабского халифата. Новые термины: ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия. | Карта «Арабский халифат в VII-XVI вв.» атлас № 4 | §9 ст. 73-84 выучить новые термины, ответить на вопросы, работа с атласом №4. |
3.2 | Культура стран халифата. | Рассказать учащимся о культуре стран халифата; показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата; познакомить с мавританским стилем в архитектуре и с арабской книжной миниатюрой. Новые термины: арабески, медресе, мечеть, минарет, мавританское искусство, фарси. | Иллюстрации учебника | §10 ст. 84-90 выучить новые термины, ответить на вопросы. Подготовить сообщение: «В рыцарском замке» |
3.3 | Обобщающий урок по разделу «Раннее средневековье». | Уточнить и обобщить знания учащихся по разделу Становление средневековой Европы. | Тестовое задание, работа по вопросам и заданиям учителя. | - |
4. Феодалы и крестьяне (2ч.) | ||||
4.1 | В рыцарском замке. Крестьяне и феодалы. | Познакомить учащихся с положением, условиями жизни быта разных слоёв средневекового общества; выслушать сообщения учащихся. Новые термины: сословия, сеньоры, воссалы, повинности, оброк, барщина. Феодальная лестница, феодальная вотчина, феод. | Иллюстрации учебника, таблица «Сословия раннесредневековой Европы» | §11 ст. 90-97 Работа по вопросам. |
4.2 | Средневековая деревня и ее обитатели. | Рассказать учащимся о господских землях и крестьянских наделах, о зависимости крестьян от феодалов, о возникновении крестьянских общин; дать представление о жизни и роде деятельности крестьян. | Иллюстрации учебника, атлас ст. 6-7 | §12 ст. 97-103 Работа по вопросам учебника, подготовить сообщение: «Мастерская ремесленника» |
5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч.) | ||||
5.1 | Формирование средневековых городов. | Познакомить учащихся с возникновением средневековых городов, с отделением ремесла от сельского хозяйства; выслушать сообщение о мастерской ремесленника; раскрыть роль появления цехов в жизни городов; рассказать о расширении торговых связей, ярмарок и банков. Новые термины: гильдии, цехи, города, мелкое производство, самоуправление. | Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе», атлас ст. 6-7, схема «Структура городского самоуправления», таблица «Возникновение и рост городов» | §13 ст. 103-116 Работа по вопросам учебника. |
5.2 | Горожане и их образ жизни | Познакомить учащихся с населением средневекового города и их родом деятельности. | Иллюстрации учебника, таблица «Состав городского населения» | §14 ст. 116- 123 Работа по вопросам учебника. |
6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2ч.) | ||||
6.1 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | Рассказать учащимся о разделении церквей на католическую и православную, о источниках богатств, познакомить с изменением во взглядах горожан, с характером движения еретиков, рассказать о борьбе церкви с еретиками, Новые термины: ереси, еретик, инквизиция, монашеский орден, миссионер, крестовый поход, томплиеры, госпитольеры, Тевтонский орден. | Карта «Крестовые походы», атлас с.5 «Западная Европа в 11-13вв.», таблицы, схемы. | §15 ст. 123-139 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия. |
6.2 | Крестовые походы. | Рассказать учащимся о причинах и ходе крестовых походах, о их значении. | Карта «Крестовые походы», атлас с.5 «Западная Европа в 11-13вв.», таблицы, схемы. | §16 ст. 139-146 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия. Задание в тетрадях с печатной основой |
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XVвека) (6ч.) | ||||
7.1 | Как происходило объединение Франции | Рассказать о причинах объединения Франции, о конфликте Филиппа с папой, познакомить с работой Генеральных штатов. Новые термины: Генеральные штаты, домен, реформы, сословно-представительная монархия. | Карта: «Англия и Франция в средние века», атлас, тестовые задания, схемы | §17 ст. 146-152 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия. |
7.2 | Что англичане считают началом своих свобод | Познакомить учащихся с Норманнскими завоеваниями, с реформами Генриха 2, рассказать о борьбе короля с феодалами, о причинах создания Английского парламента, о его влиянии на государственные дела. Новые термины: Великая Хартия Вольностей, парламент. | Карта: «Англия и Франция в средние века», атлас, схемы. | §18 ст. 152- 161 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, заполнить таблицу: «Общее и особенное в развитии Англии и Франции», подготовить сообщения 1)Уот Тайлер 2) Жанна Д Арк |
7.3 | Столетняя война | Раскрыть учащимся причины войны и поражения французских войск, выслушать сообщения учащихся о Уоте Тайлере и ЖаннеД Арк, раскрыть их роль в ст. войне, познакомить с событиями окончания войны. | Карта: «Англия и Франция во время столетней войны», атлас, тестовые задания. | §19 ст. 161-171 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 5 |
7.4 | Крестьянские восстания во Франции и Англии.
| Раскрыть учащимся причины, характер и исторические последствия крестьянских восстаний. Новые термины: Жакерия | Карта: «Англия и Франция во время столетней войны» | §20 ст. 172- 177171 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 5 задание №7 |
7.5 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии
| Рассказать учащимся о завершении объединения Франции, укреплении королевской власти, о войне Алой и Белой Розы, о последствиях и значении образования централизованных гос-в, о правлении Генриха 7(1485-1509) Новые термины: Абсолютизм | Карта: «Англия и Франция во 2 половине 15 в.», таблица «Основные события в истории Франции и Англии» | §21 ст. 177-182 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 5 задание №8, заполнить таблицу: «Завершение объединения Франции и Англии» |
7.6 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | Познакомить учащихся с жизнью евреев в Испании, с образованием Испанского королевства, дать представление о реконкисте, о введении инквизиции в Испании. Новые термины: Мавритания, мавры, реконкиста. | §22 ст. 182-188 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, | |
8. Германия и Италия в -XII-XV веках (2ч.) | ||||
8.1 | Усиление власти князей в Германии | Познакомить учащихся с причинами по которым Германцы не хотели объединится в одно целое ,с деятельностью двух князей(Генрих и Альбрехт), Новые термины: берберы, Корсеты, Швейцарский союз. | Иллюстрации учебника, таблицы. | §23 ст. 188-192 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия |
8.2 | Расцвет итальянских городов | Познакомить учащихся с Итальянскими городами, итальянскими политическими группами, с историческими достопримечательностями, рассказать о правлении Медичи во Флоренции Новые термины: гвельфы, гибеллины, чомпи, тирания | Иллюстрации учебника, таблицы. | §24 ст. 192- 195 Подготовить сообщение о Яне Жижкеи о Яне Гусе. |
9. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч.) | ||||
9.1 | Гуситское движение в Чехии | Рассказать учащимся о правлении Карла 1 и Яна Гуса, раскрыть причины и значение гуситской войны. Новые термины: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение. | Карта «Гуситская война» Карточки с заданиями | §25 ст. 195-203 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 8 |
9.2 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Познакомить учащихся с Балканскими странами, с первыми завоеваниями турок-османов, раскрыть причины гибели Византии. Новые термины: турки –османы, султан, шейх, янычары, сипахи. | Карта «Османская империи 14-15 вв.» | §26 ст. 203-208 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия |
10. Культура Западной Европы в XI— XV веках (1 час) | ||||
10.1 | Культура Западной Европы в XI— XV веках | Познакомить учащихся с техническими открытиями и изобретениями, с открытием новых школ и университетов, с великими произведения искусства, показать их художественные особенности. Новые термины: готический и романтический стили, гуманизм, Возрождение. | Репродукции, иллюстрации произведений сред. Искусства, карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов в Европы» | §27-30 ст. 208-241 Работа по вопросам учебника, выучить новые понятия, контурная карта ст. 8 |
11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3ч.) | ||||
11.1 | Средневековый Китай | Рассказать учащимся об империи Тань, о военных действиях крестьяне императора Сунь, об освобождении Китая от власти монголов, познакомить с культурными достояниями Китая. Новые термины: Великий Шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус. | Карта «Китай в средние века», иллюстрации китайской живописи, скульптуры, архитектуры. | §31 ст. 241-251 работа по вопросам, контурная карта 9, выучить термины. |
11.2 | Индия. Государства и культура | Рассказать о средневековой Индии, раскрыть политические и экономические особенности, познакомить с достижениями индийской культуры. Новые термины: султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам. | Карта «Индия в средние века», атлас, схема, таблица. | §32 ст. 251-256 работа по вопросам, контурная карта 9, выучить термины. |
11.3 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка | Познакомить учащихся с родом деятельности и занятиями народа Америки и Африки, рассказать об ацтеках и правлении государством инков. Новые термины: Майя, ацтеки, инки. | Карта «Доколумбовая Америка « атлас, «Географические открытия и колониальные захваты в 15- середине 17в.в.» | §33 -34ст. 256-263 работа по вопросам, выучить термины. |
12. Итоговый урок (1 ч.) | ||||
12.1 | Итоговый урок по истории средних веков. Обобщающее повторение. | Закрепить и обобщить знание учащихся по истории средневековья. | Тестовые задания , исторический диктант. | - |
ИСТОРИЯ РОССИИ (34 ч.) | ||||
Введение. История России. | Дать представление учащимся о курсе истории России в 6 классе, количестве часов, учебниках и тетрадях, рассказать учащимся о важности данного предмета, познакомить с вспомогательными дисциплинами. | Макеты, иллюстрации учебника, карта «Россия в древности» | Читать введение ст. 4-6 учебника. | |
1. Русь Древняя. (9 часов) | ||||
1.1-2 | Восточные славяне и их соседи | Познакомить учащимся с предками древних славян, с их расселением и соседями, дать представление о рели славянских племен, с происхождением названия «Русь». | Карта «Киевская Русь в IX - начале XIIвв.» | §1-2 выучить новые термины, ответить на вопросы ст. 13-19 |
1.3 | Формирование Древнерусского государства | Рассказать о предпосылках создания Древнерусского государства, об образовании центров восточнославянского государства. | Карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.» | §3 ответить на вопросы, Ст. 19-26 подготовить сообщения: деятельность князей Игоря Ольги, Олега Святослава. |
1.4 | Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика | Рассказать об организации власти русских князей над покоренными племенами, об их первых походах, показать роль князей в сложении государства. Новые слова: государство, воряги, полюдье, почести. | Карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.» | §4 ст. 29-36 обсудить документ. |
1.5 | Владимир Святославич. Принятие христианства и его значение. | Рассказать учащимся о правлении князя Владимира и о возникновении христианства на Руси, раскрыть ее значение. Новые слова: христианство, религия, язычество, православие. | Карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.», тестовые задания, схемы | § 5 ст. 36-43 прочитать «Повесть временных лет» о крещении Руси |
1.6 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | Рассказать об усобицах, происходящих в русском государстве после смерти Владимира, Ярослава Мудрого; подробно рассмотреть княжение Ярослава и его законодательную деятельность, а так же деятельность Владимира Маномаха по защите и внутренней сплоченности русских земель. Новые слова: закуп, смерд, холоп, вотчина, Свод законов - Русская правда, феодальные владения. | Карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.», исторический диктант, схема, таблица внутренней политики Ярослава. | §6 ст. 43-55 Работа с документом, выучить новые понятия. |
1.7 | Культура Древней Руси | Познакомить учащихся с особенностями культуры Киевской Руси: появление письменности, изобразительным искусством, художественной литературой. Новые слова: Былины, культура, вотчина, миниатюра, береста, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись | Иллюстрации учебника, былины, карточки с заданиями. Карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.», | § 7 ст. 55-63 работа по вопросам, выучить новые понятия |
1.8 | Бат и нравы Киевская Русь | Рассказать о повседневной жизни земледельцев и горожан, о военном деле и жилище Древне русского народа. | Карта «Киевская Русь в IX - начале XII вв.», Иллюстрации учебника, былины | §8 ст. 63-72 работа по вопросам, выучить новые понятия |
1.9 | Тестирование на тему «Киевская Русь» | Уточнить и обобщить знания учащихся по разделу Киевская Русь. | Письменная работа по каточкам, работа по вопросам и заданиям 20 мин. | Подготовить сообщение по теме Владимир Маномах |
2. Политическая раздробленность на Руси. (9 часов) | ||||
2.1 | Начало раздробления Древнерусского государства | Рассказать учащимся о половецкой угрозе , о правлении и распаде союза Ярославичей, раскрыть причины раздробленности Древнерусского государства. Новые слова: феодальная раздробленность, усобицы, уделы. | Карта «Русские земли в XII- начало XIII вв.», иллюстрации учебника, схемы, таблица «Последствия, причины феод. разд.» | § 9 ст. 73-84 работа по вопросам. Контурная карта, ст. 3, задания 1,2,4,5. Подгатовить сообщения: 1) Андрей Боголюбский 2) Юрий Долгорукий 3) Всеволод Большое Гнездо |
2.2-3 | Главные политические центры Руси | Рассказать учащимся об освоении Севера Восточной Руси, о характере княжеской власти, выслушать сообщения о правлении Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий, Всеволод Большое; познакомить с историей возникновения Новгородской земли, с ее полетической особенностью; рассказать о Галицко- Валынском княжестве. Новые термины: княжеская династия, бояре, Боярская дума, дворяне, отрок, вече, архиепископ, посадник, тысяцкий, архимандрит. | Карта «Раздробленность Киевской Руси», таблицы, схема Новгородской республики. | §10-11 ст. 84-95 работа по вопросам, контурная карта, задание 1,2 |
2.4 | Нашествие с Востока | Рассказать учащимся о завоевании Руси монголами, раскрыть причины и последствия этих событий. Новые термины: тьма (тумен), ярлык, баскаки, усул. | Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в», тестовое задание. | §12 ст. 96-106 работа по вопросам, контурная карта №4, задание 1-4, выучить термины. |
2.5 | Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией | Познакомить учащихся с ведением борьбы средневековых земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра невского. Новые термины: орден крестоносцев, меченосец. | Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в» карты- схемы «Невская битва, Ледовое побоище», видеоролик. | § 13 ст. 106-114 работа по вопросам, контурная карта №4, задание 6-7, выучить термины. |
2.6 | Русь и Золотая Орда | Дать учащимся представление об организации ордынского владычества на Руси; рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями. Новые термины: ярлык, баскак, владычество, резиденция, численники, «ордынский выход». | Схема «Последствия ордынского владычества». Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в» | §14 ст. 114-121 работа с документом. Подготовить сообщение: 1) Русские князья в Золотой Орде. 2) Русская православная церковь и Золотая Орда. |
2.7 | Русские земли в составе Великого княжества Литовского - «другая Русь» | Познакомить учащихся с Польско- Литовским государством, с деятельностью Гедемина, раскрыть характер государства и его отношениях с Русью. Новые термины: уния. | Карта «Прибалтика. Великое княжество Литовское в XII-XV вв.» | §15 ст. 121-127 работа с документом, Подготовить сообщение: 1)Новгородская школа живописи. 2)История храма Богородицы на Нерли. 3) Псковская школа иконописи. |
2.8 | Культура русских земель в ХП-ХШ вв. | Рассказать об особенностях культуры русских земель периода феодальной раздробленности, выслушать сообщение учащихся. Новые термины: культура, храм, поучение, канон. | Иллюстрации храмов, репродукции икон. | §16 ст. 127-138 подготовится к обобщающему уроку, нарисовать рисунки по теме: «Культура Руси» |
2.9 | Тестирование на тему «Удельная Русь (ХП-ХШ вв.)» | Повторить и обобщить пройденный материал. Рассказать о завоевании мордовского края Золотой Ордой, о восстании народов Поволжья, о положении мордвы в составе Золотой Орды, о развитии сельского хозяйства, о раздробленности Золотой Орды, об отношениях мордвы с Нижегородским княжеством и Рязанским. | Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII в», тестовое задание, работа со схемами, выставка рисунков по теме: «Культура Руси» | - |
3. Русь Московская. (14 часов) | ||||
3.1 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Познакомить учащихся с предпосылками и причинами объединения русских земель, рассказать о политической системе, о борьбе Москвы с Тверью, о правлении Ивана Колиты. | Карта: «Образование и распад Российского государства» | §17 ст. 139- 146 работа по вопросам. |
3.2-3 | Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Рассказать учащимся о борьбе Москвы за политическое первенство, о событиях происходящих на кануне столкновения, сформировать представление о значении Куликовской битве, рассказать о подготовке и ходе сражения. Новые термины: полк, рать, манёвр. | Карта-схема «Куликовская битва», атлас | §18 ст. 147-155 работа по вопросам, контурная карта №5 задание 405 |
3.4 | Московское княжество и его соседи в конце XIV— середине XV века | Рассказать о правлении сына Донского Василия 1, о Московских усобицах, о распаде Золотой Орды, о союзе Литвы с Польшей, познакомить с Грюнвальдской битвой, об образовании русской, белорусской и украинской народности. Новые термины: война, усобица. | Карта в атласе «Образование Российского централизованного государства» | §19 ст. 156-166 работа по вопросам, подготовить сообщение «Иван 3 и его семья». |
3.5 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества | Дать представление о западном направлении внешней политики Ивана 3 и его сына – Василия 3, рассказать о присоединении Новгорода к Москве, ликвидации Ордынского владычества, присоединении Твери, завершении объединения русских земель. Новые термины: | Карта «Россия во второй половине 15-16вв.», атлас | §20 ст. 166-173 работа по вопросам, контурная карта |
3.6 | Московское государство в конце XV — начале XVI века | Дать представление от содержании и формах великокняжеской власти, рассказать о реформах Ивана 3, сформировать представление о создании нового централизованного государства. Новые термины: Судебник Ивана 3, герб, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, оброк, барщина. | Карта в атласе «Образование Российского централизованного государства» | §21 ст. 174-182 работа по вопросам. |
3.7 | Церковь и государство в конце XV — начале XVI века | Дать характеристику положения Русской церкви, рассказать о политике Ивана 4 в отношении к церковным землям, раскрыть суть спора между иосифлянами и нестяжателями. Новые термины: ересь, благотворительность, дьякон, старец, стригольники, иосифляне, нестяжатели. | Иллюстрации учебника, таблица. | §22 ст. 183-192 работа по вопросам, подготовить сообщение:
|
3.8 | Реформа: Избранной рады. | Дать представление о первых реформах проведенный Иваном 4. Новые термины: регент, царь, «черные люди, сословие, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада.» | Иллюстрации учебника, таблица | §23 ст. 192-202 |
3.9 | Внешняя политика Ивана IV. | Познакомить учащихся с двумя основными направлениями в политики Ивана Грозного- Западное и Юго-восточное; рассказать о присоединении Западной Сибири, выслушать сообщение учащихся; раскрыть ход и причины поражения России в Ливонской войне. Новые термины: наемник, Речь Посполитая, Запорожская Сечь, Ливонский орден, казаки, держава, ясак, засечная черта, атаман, острог. | Карта «Ливонская война», «Российское государство во второй половине XVI в.», таблицы: «Присоединение новых земель», «План действий» | §24 ст. 202-214 работа по вопросам, контурная карта №6, задание 3-8, выучить термины. |
3.10-11 | Опричнина. | Рассказать учащимся о разрыве Иваном IV с Избранной радой, с расправой царя с приближенными; познакомить с итогами царствования Ивана Грозного. Новые термины: опричнина, земщина, приказы, опричники, крепостное право, опора, посад, челобитная. | Карта «Российское государство во второй половине XVI в.», тестовое задание, таблица: «Организация гос. управления в годы опричнины» | §25 ст. 214-222 работа по вопросам, контурная карта №6, задание 2, выучить термины. Подготовить сообщения: по теме «Культура России в XIV-XVI вв.» |
3.12-13 | Просвещение. Устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках. Архитектура и живопись в XIV-XVI веках. Быт XV-XVI веков. | Познакомить учащихся с культурой и бытом России XIV-XVI вв., выслушать заранее подготовленные сообщения. Новые термины: житие, «Четьи - Минеи», челобитная, национальное самосознание, иконостас, печатник, юродивый, шатровый стиль, энциклопедия, публицистика, эпос, регалии, административный, харчевня. | Карта «Российское государство во второй половине XVI в.», иллюстрации учебника, тестовое задание. Энциклопедия. | §26-28 ст.222-255 подготовится к тестированию по разделу «Русь Московская» |
3.14 | Обобщающий урок по разделу «Русь Московская» | Уточнить и обобщить знание учащихся | Карта «Российское государство во второй половине XVI в.», тестовое задания. | - |
4. Итоговое повторение (1ч.) | ||||
4.1 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран центральной и Западной Европы. | Проверить уровень знаний материала и овладение основными умениями и навыками. | Индивидуальные карточки, тестовые задания. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...